Летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»
Программа
Летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»
С дневным пребыванием детей
Возраст детей: 6 - 13 лет.
Срок реализации: 01.06.2017 г. – 21.06.2017 г. (I смена)
Автор – составитель:
Учитель начальных классов
Щеглова Е. С.
р.п. Тоншаево
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Решение проблем воспитания подрастающего поколения с позиций новых парадигмальных основ современного образованиясвязано сбудущим общества.Задачей школы в соответствии с этим является не формирование отдельных позитивных качеств личности, а создание условий для ее целостного развития, так как это дает основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Целостное развитие личности возможно только при гармоничном развитии духовного и физического здоровья.
Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. А это значит, что на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Лето – это не только наилучшая пора для общения с природой, время игр и развлечений, но и время снятия психологического напряжения, накопившегося за год, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.
Значительную часть свободного времени детей составляют летние каникулы. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Возникает вопрос: где школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным и независимым? Верно, вдетских оздоровительных лагерях, в период летних каникул.
Лагерь – это новый образ жизни детей, это жизнь в новом коллективе.Здесь,кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Лагерь - это расширение возможностей для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Владимир Владимирович Путин, президент России, подписал Указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.В связи с этим, в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко»запланирована работа по экологическому воспитанию школьников. Создание летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью является актуальной.Детям, живущим в сельской местности, экологические проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Данная программа направлена на физическое, культурное и экологическое развитие учащихся.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
-увеличениемчисла детей, родители которых не в силах оплатить летний отдых.
Актуальность программы заключается в том, что она направлена на формирование у детей навыков природосообразного поведения, любви к малой родине, умение видеть красоту и гармонию природы, развитие творческих и физических способностей учащихся, а также на развитие духовного и физического здоровья ребенка, развитие творческой личности.
Программа выполняет функции:
Ø воспитывающую – формирование качеств личности в игровыхмоментах, в моделях жизненных ситуаций;
Ø оздоровительную – активный отдых и укрепление здоровья через
подвижные игры и другие видыдеятельности на свежем воздухе;
Ø развивающую – развивает внимание, память, воображение, лидерские
качества, учит планированию и контролю.
Ø досуговую – включение во взаимоотношения со сверстниками ивзрослыми; способствует развитию способностей, креативности.
Новизна данной программы заключается в том, что весь период насыщен разноплановой интересной деятельностью, четким режимом жизнедеятельности и питания, основополагающей в составлении программы нашего лагеря является воспитание экологической культуры параллельно с оздоровление детей.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е.реализуется в течение одной лагерной смены. Программа не требует специализированного подбора детей.
Программа разработана для детей6-13 лет. Она учитывает следующие особенности, характерные для данного возраста: любознательность, высокая активность; быстрая утомляемость от однообразия вида деятельности, отвлечение на любой внешний раздражитель, чувство страха перед неизвестностью (новая обстановка и новые люди в окружении).
Наполняемость первой смены (с 01 июня - 21 июня 2017 г.) - 110 человек.
Цель программы
Способствовать созданию условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания; способствовать расширению знаний обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней;способствовать укреплению физического, психического и эмоционального здоровья детей, способствовать воспитанию экологической культуры,повышению у них культуры отношения к своему здоровью, развитию творческих способностей детей.
Задачи программы:
ü организация активного отдыха и оздоровление детей, привитие навыков здорового образа жизни;
ü укрепление физического и психического здоровья, повышение двигательной активности;
ü приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления;
ü создание условий для оздоровления детей посредством сбалансированного питания, выполнения распорядка дня, спортивно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе, благоприятной психологической атмосфере в лагере, удовлетворения потребности в общении;
ü расширение экологических знаний;
ü формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде;
ü формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии;
ü формирование интереса к истории родного края, уважения к традициям, обычаям, культурному наследию
ü развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
ü организация интересного досуга;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Деятельность лагеря предусматривает:
§ Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
§ Ориентирование ребёнка на здоровый образ жизни через систему спортивно-игровой деятельности;
§ Укрепление физических и психологических сил детей, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
§ Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
§ Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
§ Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
§ Расширение кругозора детей.
§ Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
§ Личностный рост участников смены.
§ Приобретение учащимся теоретических экологических и природоохранительных навыков.
§ Бережное отношение к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей.
Для педагогического коллектива:
§ уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;
§ уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;
§ накопление профессионального педагогического опыта.
Для родителей:
§ физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;
§ реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
§ полноценный отдых ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Образовательная часть включает теоретические занятия, учебные экскурсии, тематические беседы, викторины.
Практическая часть предусматривает проведение экскурсий, конкурсов плакатов, рисунков, рассказов, стихов.
Мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностейдетей.
Формы организации деятельности:
- беседы, викторины;
- творческие конкурсы, акции;
- ролевые, интеллектуальные игры;
- эстафеты;
- конкурсы.
- игры.
Экологическое направление.
Цель: | Прививать гуманное отношение к природе, способствовать пониманию детьми важности сохранения и приумножения богатства родной природы, расширять представления детей о предметах и явлениях природы. |
Задачи: | · расширение экологических знаний, · формирование у учащихся активного и ответственного отношения к окружающей среде, · формировать у детей представления о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии. |
Формы организации деятельности | - Экологические викторины. - Изготовление поделок из природного материала. - Выставки. - Праздники. |
Мероприятия | Конкурс поделок из природного материала; Конкурс экологической моды. (Наряд из подручных материалов) Викторина «Диалоги о животных» Игровая программа «Джунгли зовут!» Организация выставки «Природа и фантазия» Мероприятие «Экологический бумеранг» Конкурс загадок «Мир растений» Праздник "Путешествие в мир цветов" День независимости «Зеленая планета» Экскурсия в районный музей. |
Планируемый результат | ü Расширение кругозора детей. ü Приобретение учащимся теоретических экологических и природоохранительных навыков. ü Бережное отношение к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей. |
Творческое направление.
Цель: | Способствоватьтворческому развитию детей и их инициативе. |
Задачи: | · развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся. · приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления; · приобщение к прекрасному. |
Формы организации деятельности | - Игры; - выставки, ярмарки; - творческие конкурсы; - конкурсные программы; - изобразительная деятельность; |
Мероприятия | Оформление отрядных уголков; Конкурс поделок из природного материала; Конкурс экологической моды. (Наряд из подручных материалов) Конкурс «Художник года» Конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему Праздничная программа «Лавина талантов – 2017» Праздник "Путешествие в мир цветов" Организация выставки «Природа и фантазия» Акция «Напиши письмо другу» «Мисс и мистер Лето 2017» «Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен) Ярмарка. |
Планируемый результат | ü развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. ü Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность. ü Личностный рост участников смены. ü Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм. |
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра – «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик – символ дня лагеря: день дизайнера, день здоровья, день экологии, день музея и т.д.
Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня. А наиболее отличившиеся – получают лагерную валюту- «кэмпик».На заработанные «кэмпики» для детей проводится аукцион подарков.
Легенда смены
В давние-давние времена, когда люди ещё не знали, что такое горе и несчастье, на Зелёной планете в волшебной солнечной стране Эльдорадо жил счастливый народ Эльды. Они жили без забот и тревог. Над их головами пели райские птицы, вокруг них цвели прекрасные цветы, весело журчали чистые родники. И каждый был упоён своим счастьем.
Но однажды злой волшебник украл у солнца лучики и над Эльдорадо повисла тьма, замолкли птицы, поникли травы, завяли цветы и застыли родники.
- Что случилось? – встревожились Эльды. И услышали они в ответ громкий голос всемогущего покровителя солнца Ра:
- Жители Эльдорадо! Вы долго упивались каждый своим счастьем и забыли главный закон Эльдов. Вы перестали думать о счастье других, делиться добром с близкими. Вот и исчезло солнце над вашими головами!
Задумались Эльды и решили вернуть счастливую жизнь в Эльдорадо.
Вернулось солнце и счастье с ним тоже, лишь только вспомнили Эльды о дружбе и товариществе, о взаимовыручке и доброте.
Законы ЛПОЛ «Солнышко»:
Þ Закон сухопутной границы (выход за территорию центра, без уведомления руководителя центра, запрещен);
Þ Закон здорового образа жизни (беречь своё здоровье, вести здоровый образ жизни);
Þ Закон бережливости (бережно относиться к окружающей среде, имуществу);
Þ Закон доброты (нести добро окружающим тебя, чтобы к тебе относились так же);
Þ Закон правой руки (во время любого мероприятия поднятая правая рука обозначает тишину)
Права:
Þ право на получение информации;
Þ право на уважение;
Þ право на проявление инициативы;
Þ право на индивидуальное и коллективное творчество.
Обязанности:
Þ выполнение программы и распорядка дня;
Þ соблюдение правил безопасности, дисциплины, чистоты и порядка.
Þ Активное участие в жизни лагеря.
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровые условия.
Директор, заместитель директора школы по ВР, начальник лагеря, старший вожатый, воспитатели, медицинский работник, координатор физкультурно-оздоровительных мероприятий, работники пищеблока, технический персонал.
4. Педагогические условия:
- отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления;
- единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми;
- Организация различных видов деятельности;
- Создание ситуации успеха.
- Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Асташина Н. И. Заколдованное мороженое, или как Шиворот-Навыворот птиц зимой спасал. Материалы по экологическому воспитанию школьников. Газета Биология №1 2005
2. Хабибуллин Р.Д., Хабибуллина Л.А., Крылов Ф.Ф. Летняя экологическая работа со школьниками, Н.Н: 2000.
3. Важан С.В. «Планета счастья», , г. Н.Новгород, 2013 г.
4. Галкина И.А. «Творческая копилка», , г. Н.Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2012 г.
5. Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником», , г. Волгоград: Учитель, 2007 г.
6. Огнева С.Г., Артемкина О.В., «Школа интересных каникул», г. Волгоград: Учитель, 2007 г.
7. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-15. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
8. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе», Санкт-Петербург: «Детство-пресс» 2005;
9. Журналы «1 сентября», электронная версия газеты «1 сентября. Начальная школа».
10. С.А.Шмаков. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому / С.А. Шмаков. – М., 2001.
11. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере /авт.-сост. С.И.Лобачёва. – М.: ВАКО, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
План – сеткаработы лагеря на I смену.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
01.06.17 | 02.06.17 | |||
«День знакомства» Игры на знакомство в отрядах; Оформление отрядных уголков; Игра «Знакомство с жителями Зеленой планеты». | «День дизайнеров» Конкурс поделок из природного материала; Конкурсэкологической моды. (Наряд из подручных материалов) | |||
05.06.17 | 06.06.17 | 07.06.17 | 08.06.17 | 09.06.17 |
«День весёлых игр» Игры на свежем воздухе. Развлекательное игровое шоу «Последний герой» | «День джунглей» Викторина «Диалоги о животных» Игровая программа «Джунгли зовут!» | «День здоровья» Беседа с мед.работником «Грызуны как разносчики инфекционных болезней» Экспресс Здоровья (игра по станциям) | «День творческих порывов» Конкурс «Художник года» (в отрядах) Праздничная программа «Лавина талантов – 2017» | «День спорта» Спортивная эстафета «Мы за ЗОЖ!» Конкурс рисунков, стихов, рассказов на спортивную тему |
12.06.17 | 13.06.17 | 14.06.17 | 15.06.17 | 16.06.17 |
«День природы и фантазии» Организация выставки «Природа и фантазия» Мероприятие «Экологический бумеранг» | «День растений» Конкурс загадок «Мир растений» Праздник "Путешествие в мир цветов" | «День мальчиков и девочек» Акция «Напиши письмо другу» «Мисс и мистер Лето2017» | «День Здоровячков» Беседа мед.работника«Осторожно, клещи!» Физкультурное развлечение «Путешествие в страну Здоровячков» | «День музея» Викторина ««Я поведу тебя в музей...» Экскурсия в районный музей; |
19.06.17 | 20.06.17. | 21.06.17 | ||
«День юмора» Игры в отрядах. Мероприятие «День смеха» | День музыки Отрядный конкурс «Угадай мелодию» «Музыкальный коллаж» (инсценирование детских песен) | «День расставания» Концертная программа День независимости «Зеленая планета» Ярмарка. |
Режим дня в детском оздоровительном лагере в период каникул:
Сбор детей
Утренняя зарядка
Утренняя линейка
8.30. – 9.15 - подготовка к завтраку, завтрак
9.15–12.00 – работа по плану отрядов, работа кружков, секций, оздоровительные процедуры.
12.00 – 13.00 – подготовка к обеду, обед
Общелагерное мероприятие
Линейка
Уход домой
Приложение 1.
Анкетирование детей
1.Нравятся ли тебе воспитатели? § нравятся § не нравятся |
2.Какие отношения между ребятами в вашей команде? § доброжелательные, дружные § напряженные, бывают ссоры § враждебные, агрессивные |
3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм посмотреть? |
4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды? § да, всегда § иногда § нет, не хочу § другое |
Приложение 2.
Анкета «Как мы жили»
(проводится в итоге смены)
Дорогой друг! Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно. | |||
Фамилия, имя | |||
Возраст (сколько тебе лет) | |||
Команда | |||
Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере? | |||
Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)? · организатором · активным участником · генератором идей (предлагал новые идеи) · наблюдателем (на все смотрел со стороны) | |||
В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)? · в оформлении уголка · в организации и проведении дел в команде · в активном участии в общих лагерных мероприятиях · в спорте · в прикладном творчестве · в сценическом творчестве · свой вариант | |||
Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их | |||
Самым трудным для меня в лагере было | |||
За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился) | |||
Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал себя в команде | |||
Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось) | |||
Уходя из лагеря, я хотел бы сказать |
Программа
летнего пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко»
С дневным пребыванием детей
Возраст детей: 6 - 13 лет.
Срок реализации: 01.06.2017 г. – 21.06.2017 г. (I смена)
Автор – составитель:
Учитель начальных классов
Щеглова Е. С.
р.п. Тоншаево
2017 год