Природа терапевтического транса в эриксоновском гипнозе
Подход Эриксона к гипнозу был принципиально антитеоретичен, индивидуален и прагматичен. Милтон Эриксон в своей работе в первую очередь использовал знания, полученные на практике, а не теоретические размышления. Он даже никогда не формулировал единой теории гипноза, тем не менее, Эриксон оставил после себя множество книг, в которых он выражал свои взгляды на гипнотический транс.
Транс как внутреннее направляемое состояние. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе - это состояние, когда внимание гипнотизируемого развернуто от внешнего мира внутрь себя, и голос гипнолога направляет это внутреннее внимание. При этом ограничиваются до сравнительно небольшого количества фокусы внимания, столь многочисленные в нашей обычной жизни. Получается, что пациент не отвлекается на не относящиеся к делу внешние стимулы, снимаются ограничения его обычных систем отсчета, и, благодаря этому, обучение новому в трансе происходит более интенсивно.
Транс как высоко мотивированное состояние. В эриксоновском гипнозе для наведения и развития переживания транса используют личную психодинамику и мотивацию пациента, избегая стандартизированных подходов, которые обычно пренебрегают индивидуальностью пациента. Именно мотивация пациента побуждает его направлять фокус внимания внутрь себя, и специалисты эриксоновского гипноза всегда учитывают индивидуальность пациента при наведении и утилизации транса.
Транс как активное бессознательное обучение. Эриксон считал, что проблемы пациентов связаны с приобретенными ограничениями. Цель транса в эриксоновском гипнозе - смягчить эти приобретенные ограничения обычных систем отсчета пациента, чтобы позволить ему осознать многообразие выбора из обширного количества неосознанных возможностей. После освобождения сознания от обычных установок, предрассудков и блоков обучение может происходить на автономном или бессознательном уровне. Таким образом, эриксоновский гипнотерапевт сначала снимает приобретенные пациентом ограничения и затем помогает пациенту использовать накопленный им жизненный опыт, знания и умения для того, чтобы создать и перестроить себя изнутри, на бессознательном уровне, избегая ограничений сознания. Получается, что в эриксоновском гипнозе транс - это активный процесс бессознательного обучения, что в корне отличается от грубого представления о гипнозе как пассивном и регрессивном состоянии, в котором пациент - это всего лишь робот под контролем гипнотизера.
Транс как измененное состояние сознания. Гипнотический транс в эриксоновском гипнозе рассматривается как измененное состояние сознания, не являющееся ни бодрствованием, ни сном. При этом стоит только один раз создать это измененное состояние, и для того, чтобы его реиндуцировать, становится достаточно одних только "символических" ассоциаций (какого-то цвета, звука, воспоминания о том состоянии, когда транс возник в первый раз). Каждый человек, который хоть раз переживал глубокий терапевтический транс, может подтвердить, насколько сильно это состояние отличается от состояния бодрствования. В тот момент, когда субъект транса возвращается в состояние бодрствования, он может затрудняться ответить на такие простые вопросы, как: какой сегодня день, или сколько времени прошло, пока он был в трансе. Он может испытывать в состоянии транса ощущения, словно изменяются размеры и форма тела или каких-то его частей, руки или ноги могут стать невидимыми или перестать ощущаться. Для того, чтобы испытать глубокое и действительно удовлетворительное переживание транса, важно научиться подчинять и отбрасывать модели поведения, характерные для бодрствования, то есть отказаться от некоторых из приобретенных ограничений и обычных систем отсчета, характерных для сознательных установок.
Субъективное переживание транса. Каждый человек переживает транс по-своему, в зависимости от его личности и жизненной истории. Общей характеристикой переживания транса в эриксоновском гипнозе является то, что все словно бы происходит само по себе. Так, например, сама по себе может начать подниматься рука у субъекта транса (это называется "левитация руки"). Очень часто такие процессы вызывают удивление и осознание контраста между тем, что происходит само по себе, и тем, что, как нам кажется, мы контролируем и направляем. Наша внутренняя жизнь - это диалог между тем, что происходит с нами, и тем, что мы в связи с этим предпринимаем. Чувства, ощущения, эмоции, настроения, фантазии и ассоциации всегда возникают спонтанно на уровне подсознания и предъявляют себя на пороге сознания. То, как мы научаемся откликаться на эти спонтанные проявления, в значительной мере определяет наше чувство реальности, психического здоровья и благополучия. Например, мы можем откликнуться на то новое, что происходит в наших ощущениях или мечтах, с одной стороны, страхом, бегством или фобией, либо, с другой стороны, - любопытством и креативностью.
В отличие от других способов психотерапии, суть подхода эриксоновского гипноза заключается именно в обращении к творческому подсознанию человека и к бессознательному научению в состоянии транса. "Большая часть нашей жизни определяется бессознательным", - эта фраза принадлежит Милтону Эриксону. Точно такую же мысль высказывал ранее и основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, который считал, что человеческим поведением в основном управляют неосознаваемые влечения и желания (по Фрейду, в основном, сексуальные), которые содержатся в подсознании. Принципиальное отличие подхода Эриксона к бессознательному заключается в том, что он одним из первых психотерапевтов стал рассматривать подсознание не как источник проблем, а как огромный резервуар потенциальных ресурсов и возможностей - здоровья, хорошего самочувствия, достижений, успехов, побед, радостных и счастливых моментов, когда-то пережитых Вами. К сожалению, этот мощный резервуар ресурсов оказывается недоступен для большинства людей в повседневной жизни, однако, доступ к нему можно получить с помощью гипноза и активизировать все эти ресурсы для пользы человека.