Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций
Техника «Письмо»
Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в работе с жертвами насилия, т. к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попросить об индивидуальной беседе.
Так же как и при индивидуальных беседах, важное значение имеет детальное структурирование процедуры написания письма. Письмо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и проговаривается вслух. Письмо начинается обычным приветствием •Здравствуй...» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы клиент понимал, что он может выразить абсолютно все свои чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько детально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Чисто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противостоять жизненным трудностям.
Если техника применяется в групповой работе, несколько членов группы по очереди пишут письма. Может быть введен помощник (второе Я), который пишет постскриптум.
Техника «Телефонныйразговор»
Клиента просят яозвонить по телефону для предъявления проблемной ситуации. Выбирается участник группы для роли обидчика. Консультант просит описать место, где находится телефон, набрать номер, держать в руке трубку и начать разговор такими словами: «Алло, говорит... Звоню тебе, чтобы...- Клиента побуждают говорить все, что приходит в голову, даже более открыто, чем в реальном, общении. Разговор занимает около 10 минут. Этот разговор не является повторением реальных разговоров в прошлом.
Раздел 1. Помощь Лицам, пережившим насилие в семое
Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия..
Цель этой техники - облегчить открытое выражение чувств по отношению к обидчику, выйти из эмоционального замешательства и определить свое отношение к реальным событиям, попытаться прийти к договору.
Техника «Пустой стул»
Эта техника является одной из самых распространенных в геш-тальт-терапии и психодраме. Консультант ставит стул напротив клиента и предлагает поместить на него отсутствующее лицо или отдельную черту характера, эмоцию, значимую для него: 'Попробуйте представить, что на этом стуле сидит...• Возможность обратиться к воображаемому собеседнику позволяет сказать ему все, что хочется, все, что наболело на душе, высказать свои чувства, выплеснуть негативные эмоции.
Техника «Возврат во времени»
Консультант предлагает вспомнить прошлую ситуацию, когда насилие произошло впервые: «Давай переведем часы назад. Где происходит инцидент? Какой сейчас час?» При этом разговор ведется в настоящем времени. Клиент поясняет свои действия: *Я делаю это потому, что...»
Это пс их одрам этическая техника, в которой используются все соответствующие приемы (второе Я, обмен ролями). Длится вместе с разогревом около четырех часов.
Техника «Шаг в будущее»
Консультант предлагает клиенту разыграть сложную конфликтную ситуацию, грозящую насилием, с которой он может столкнуться в будущем. Проигрываются различные сценарии с разными людьми и для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Цель техники - опробовать норые способы взаимодействия, снижающие риск насилия, кроме того, отказаться от неподходящих стереотипов.
Достаточно эффективны в работе с жертвами насилия техники • репетиция поведения», методики «утилизации гнева», которые по конструированию сходны с предыдущими техниками.
Необходимо помнить, что в травмирующих кризисных ситуациях велика вероятность интенсификации психологической защиты. При индивидуальной, да и групповой работе, психологическая защита может исказить восприятие информации и послужить препятствием для эффективной работы, По мнению Л. И. Анцыферовой, психологическая защита интенсифицируется тогда, когда при попытке преобразить травмирующую ситуацию все ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Тогда в поведении человека центральное место занимает саморегуляция и человек отказывается от конструктивной деятельно-
сти. При консультировании следует учитывать, что у людей с разными личностными характеристиками вероятность активизации тех или иных механизмов психологической защиты различна.
Интенсификация вытеснения наиболее вероятна у людей замкнутых, несколько холодных по отношению к окружающим, людей, которые любят бывать в одиночестве. Им свойственна рассудочность, реалистичность суждений, суровость и некоторая черствость. Они уделяют много внимания планированию поведения, стремятся действовать индивидуально, нейтрально относятся к общегрупповым нормам. Свои успехи, достижения они приписывают везению или счастливому случаю, а ответственность за свои неудачи приписывают другим людям или считают их результатом стечения обстоятельств. В конфликтных ситуациях они не учитывают интересы другого человека и не предрасположены к приспособлению и сотрудничеству.
Активизация отрицания может произойти у людей общительных, имеющих склонность к коллективному выполнению какой-либо деятельности, предпочитающих принимать решения вместе с другими людьми, ориентирующихся на социальное одобрение. Для них характерна некоторая расслабленность, излишняя удовлетворенность. Они экспрессивны, прояачяютповышеннуюсклонноегькриску. Их отличает интернальность, как общая, так и в области достижений И семейных отношений. Они обладают высокой оценкой своего характера. В конфликтных ситуациях предпочитают прибегать ктакой стратегии, как приспособление. Имеют невысокий уровень логического мышления.
Клиенты с интенсивной регрессией склонны к индивидуализму, не псе-гдаконтролируютсвоижелания, робки, зависимы, проявляют покорность и подчиненность. Они обладают низким уровнем субъективного контроля в различных областях. Для них характерна пониженная оценка своих умственных способностей, практических умений и уверенности в себе.
Клиенты с активным замещением эмоционально неустойчивы, возбудимы, экспрессивны, импульсивны, обладают низким самоконтролем. Среди характеристик коммуникативной сферы им присущи замкнутость, осторожность в общении, индивидуализм. Они предрасположены ктакому конфликтному поведению, как сопротивление, и мало прибегают к компромиссу как средству регулирования конфликта. Для них характерен низкий уровень субъективного контроля во всех областях (достижений, неудач, семейных и межличностных отношений, здоровья и производственных отношений). Они обладают низким уровнем логического мышления.
Представители с интенсивной компенсацией эмоционально неуравновешенны, тревожны, обладают повышенной возбудимостью, вспыльчивостью и низким самоконтролем. Они конформны, застенчивы, покорны, отличаются высокой чувствительностью. В конфликтных ситуациях у них наблюдается тенденция к сотрудничеству и приспособлению. Они не склонны к таким способам регулирования конфликта, как избегание и компромисс. Для них характерна пониженная самооценка практических умений и уверенности в себе. Наблюдается завышенный уровень притязаний в отношении внешности.
Людям, имеющим высокий уровень интенсивности реактивного образования, свойственны напряженность, стремление к индивидуализму, социальная робость, застенчивость, покорность. Они чувствительны, эмпатичньг, осторожны. В конфликтных ситуациях предрасположены к такой форме поведения, как приспособление, и не склонны к избеганию. Их характеризует ригидность, практичность, конкретность мышления. У них проявляется высокий уровень субъективного контроля в области семейных отношений. Они отличаются низкой самооиенкой умственных способностей, а также большим разрывом между самооценкой и уровнем притязаний по этой шкале.
Психологический портрет клиента с преобладанием зашиты по типу проекция выглядит следующим образом. Такие люди робки, застенчивы, чувствительны, конформны, часто оказываются подчинены. Обладают конкретностью и некоторой ригидностью мышления. Проявляют низкий уровень субъективного контроля, как общий, так и в области достижений, неудач и межличностных отношений. Имеют пониженную самооценку умственных способностей и практических умений, а также повышенную дифферениированность самооценки.
Можно следующим образом охарактеризовать клиентов, у которых наблюдается интенсивная рационализация. Такие люди эмоционально неустойчивы, проявляют повышенную напряженность. Они предпочитают следовать по выбранному ими пути, самостоятельно принимать решения. У них наблюдается высокий уровень внутреннего контроля поведения. Они практичны, реалистичны, жестки, благоразумны и осторожны.
Описанные корреляционные связи представляют несомненный интерес в психологической практике, поскольку могут оказать помощь в диагностической и консультационной работе с лицами, пережившими насилие. Знание данных корреляционных связей облегчает выявление предпочитаемых механизмов психологической зашиты и помогает выбрать правильные пути реабилитационной работы.