Индивидуальное консультирование

Индивидуальное консультирование рекомендуется клиентам, не гото­вым и не желающим работать в группе. Нередко насилие глубоко травми­рует человека; разрушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нару-

шения. Пережившим насилие важно с полной откровенностью раскрыт! все детали происшедшего, чтобы все подробности не мучили и не вызыва­ли стыда и тайного отвращения к себе. Если консультанту трудно вы­слушивать рассказ, рекомендуется преодолеть себя и сохранить открытость и поддержку клиента. Этим консультант помогает преодолеть клиенту чувство изолированности и потерянности.

Процесс индивидуального консультирования жертв насилия в об­щем виде включает в себя следующие этапы:

1) установление контакта с клиентом;

2) выяснение причин, побудивших обратиться за помощью к кон­
сультанту;

3) анализ, оценку и диагностику проблемы насилия с точки зрения
клиента и консультанта;

4) совместное формулирование проблемы и определение целей кон­
сультирования;

5) установление стратегии и плана действий (альтернативы и реше­
ния);

6) оценку результатов консультирования и установление обратной
связи.

Информация консультанта может реализовывать различные функ­ции консультирования, быть катализатором и фасилитатором, облег­чающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилиза­ции ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтер­нативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консуль­тации помогают консультируемому комплексно оценить стоящие пе­ред ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.

По своей технологии и форме консультация представляет собой вза­имодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используется для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших про­блем (22, 28, 40].

Результат консультирования во многом зависит от достижения вза­имопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:

1) во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не проти­воречила взглядам клиента;

2) во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия,
которые от него ожидаются, будут способствовать и соответство­
вать удовлетворению его потребностей и интересов;

3) в-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают по­
зицию того человека, к которому испытывают эмоциональное по­
ложительное отношение, и отвергают, не принимают позицию
того, к кому испытывают отрицательные эмоции.

Проведение консультирования предполагает обязательное соблю­дение следующих базовых принципов:

1) принцип обоснованности или опоры на профессиональные зна­
ния и умения специалиста, отражающие специфику консульти­
рования в рамках конкретного научного подхода или научной
школы;

2) принцип клиентоцентризма, базирующийся на уникальности кли­
ента, которая проявляется в его возрасте, семейном положении,
личностных характеристиках, интеллектуальных возможностях,
манере понимать и интерпретировать ситуацию;

3) принцип психологической безопасности, предписывающий кон­
сультанту действия по созданию психологически комфортной
ситуации, в которой клиент почувствует себя в полной безопас­
ности;

4) принцип целесообразности и целеустремленности, предполагаю­
щий конкретность решения четко обозначенных проблем;

5) принцип добровольности, подчеркивающий возможность отказа от
консультационных услуг в любое время и на любом этапе работы
с проблемой;

6) принцип профессиональной мотивации и компетентности [4Q, 51].

Процесс индивидуального консультирования неповторим в каждом конкретном случае. Однако существуют общие закономерности, ко­торые способствуют достижению положительных результатов в про­цессе оказания психологической поддержки лицам, пострадавшим от

насилия.

Ядром технологии процесса консультирования является установле­ние доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. К ним можно отнести особый характер взаимоотношений в распреде­лении ответственности, видах сопротивления, переносе и контрпере­носе.

«Особые» отношения между специалистом и потерпевшим характе­ризуются эмпатией, доброжелательностью и готовностью разделить ответственность за эмоциональные проблемы клиента. При остром пе­реживании травмы насилия клиент обычно нуждается в высокой доле сердечности, эмпатии и заботы со стороны окружающих. Важным мо­ментом в правильной организации отношений является знакомство с клиентом. С первых минут консультант стремится установить психоло­гический контакт, означающий обоюдное принятие доверия, уважения, симпатии. Контакт со специалистом обеспечивает безопасную атмос­феру, в которой клиент может обратиться к своему болезненному и трав­матическому опыту без страха быть непонятым или услышать осужде­ние в свой адрес.

Умение устанавливать контакт с самыми разными людьми являет­ся важнейшим профессиональным умением психолога и социального работника. Стадия установления контакта может занять время от не­скольких минут до нескольких встреч и, соответственно, идти парал­лельно со следующими этапами работы. Как правило, клиенты испы­тывают напряжение и беспокойство перед первой встречей со специалистом. Показателями установления контакта является физи­ческое и эмоциональное раскрепощение человека, его готовность рас­сказывать о себе, делиться переживаниями.

Нередко люди, подвергающиеся длительному семейному насилию, привыкают таить от окружающих свою боль. Недоверие таких клиен­тов бывает не легко преодолеть. В процессе взаимодействия с клиен­том психолог не должен принуждать клиента к рассказу. Терпеливое и Доброжелательное отношение специалиста, его готовность задавать наводящие вопросы, умение снять скованность и принять сильные переживания потерпевшего являются залогом эффективной коммуни­кации с ним. Настрой на контакт с клиентом может занимать 15 ми-нУт, но по энергозатратам эти минуты равны часу тяжелой физической работы (К. Роджерс).

Если клиент переполнен чувствами, то его стремление выговорить­ся может максимально сократить время установления контакта. В та­ком случае не следует перебивать клиента. Рекомендуется выслушать его на позициях принятия его чувств и с минимальным давлением.

Из четырех основных стилей общения (светского, контролирующе­го, поискового и доверительного) доверительный стильявляется веду­щим. Этот стиль коммуникации основан на открытом обсуждении темы. Общение нередко связано с высоким уровнем психоэмоционального

напряжения, связанного с обращением к травматическому опыту. Кли­ент может плакать, гневно высказываться, одним словом, делать все, что не связано с угрозой собственной жизни и здоровью. Специалист также эмоционально вовлечен в обсуждение. Рационализаиия, интел­лектуализация предмета обсуждения неуместна при этом стиле общения. Однако в исключительных случаях допускается смена стиля взаимодействия на какое-то время.

Эффективность индивидуального консультирования или приемы профессионального общения во многом определяются особенностя­ми межличностного общения, для которых характерны разные «уров­ни давления» [11,40, 51].

Уровень минимального давления на клиента, или «следование за клиентом», предполагает создание условий для исповеди клиента. Эта цель достигается с помощью таких приемов, как «молчание», «свя­зывание», техник «активного слушания» (повторение последних слов собеседника, перефразирование, уточняющие вопросы, резюмиро­вание, вербализация эмоционального состояния), «отражения чувств» и т. д.

Следующие уровни межличностного давления или психологического вмешательства ставятзадачу ведения клиента, при котором специалист расширяет или сужает предмет обсуждения с помошью вопросов, уточ­няя запрос потерпевшего, выясняет мысли, чувства и ощущения клиента в связи с предметом обсуждения. Этап инструктирования представляет собой активные высказывания специалиста с целью информирования клиента, рекомендации и интерпретации.

В случае нарушений клиентом норм взаимодействия может быть использовано требование в качестве эффективной формы межлично­стного давления.

Чем более глубинным является сопровождение жертвы насилия, тем выше должен быть представлен уровень следования за клиентом и ве­дения его. Так, в работе психотерапевта первый и второй уровни долж­ны занимать две трети сессии (примерно тридцать минут), а одна треть (около пятнадцати минут) - инструктирование. При взаимодействии с потерпевшим юриста, медицинского работника соотношение явля­ется противоположным: одна треть времени отводится активному слу­шанию и ведению клиента и две трети времени - инструктированию. Для психолога и социального работника соотношение времени на вы­слушивание и психологическую интервенцию находится посередине и зависит от задач конкретной беседы.

Процесс кризисной интервенции заключается в том, чтобы создал условия для работы над проблемой, а не решить ее. Многие проблемы возникающие в кризисе, невозможно решить, находясь в нем. Важныи условием достижения результата данного этапа психологической помо щи становится владение консультантом различными приемами про­фессионального воздействия, включая психотерапевтические проце­дуры для повторного проживания клиентом травматического событш и отреагирования эмоций.

Наши рекомендации