Индивидуальное консультирование
Индивидуальное консультирование рекомендуется клиентам, не готовым и не желающим работать в группе. Нередко насилие глубоко травмирует человека; разрушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нару-
шения. Пережившим насилие важно с полной откровенностью раскрыт! все детали происшедшего, чтобы все подробности не мучили и не вызывали стыда и тайного отвращения к себе. Если консультанту трудно выслушивать рассказ, рекомендуется преодолеть себя и сохранить открытость и поддержку клиента. Этим консультант помогает преодолеть клиенту чувство изолированности и потерянности.
Процесс индивидуального консультирования жертв насилия в общем виде включает в себя следующие этапы:
1) установление контакта с клиентом;
2) выяснение причин, побудивших обратиться за помощью к кон
сультанту;
3) анализ, оценку и диагностику проблемы насилия с точки зрения
клиента и консультанта;
4) совместное формулирование проблемы и определение целей кон
сультирования;
5) установление стратегии и плана действий (альтернативы и реше
ния);
6) оценку результатов консультирования и установление обратной
связи.
Информация консультанта может реализовывать различные функции консультирования, быть катализатором и фасилитатором, облегчающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтернативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консультации помогают консультируемому комплексно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.
По своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используется для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших проблем (22, 28, 40].
Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:
1) во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не противоречила взглядам клиента;
2) во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия,
которые от него ожидаются, будут способствовать и соответство
вать удовлетворению его потребностей и интересов;
3) в-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают по
зицию того человека, к которому испытывают эмоциональное по
ложительное отношение, и отвергают, не принимают позицию
того, к кому испытывают отрицательные эмоции.
Проведение консультирования предполагает обязательное соблюдение следующих базовых принципов:
1) принцип обоснованности или опоры на профессиональные зна
ния и умения специалиста, отражающие специфику консульти
рования в рамках конкретного научного подхода или научной
школы;
2) принцип клиентоцентризма, базирующийся на уникальности кли
ента, которая проявляется в его возрасте, семейном положении,
личностных характеристиках, интеллектуальных возможностях,
манере понимать и интерпретировать ситуацию;
3) принцип психологической безопасности, предписывающий кон
сультанту действия по созданию психологически комфортной
ситуации, в которой клиент почувствует себя в полной безопас
ности;
4) принцип целесообразности и целеустремленности, предполагаю
щий конкретность решения четко обозначенных проблем;
5) принцип добровольности, подчеркивающий возможность отказа от
консультационных услуг в любое время и на любом этапе работы
с проблемой;
6) принцип профессиональной мотивации и компетентности [4Q, 51].
Процесс индивидуального консультирования неповторим в каждом конкретном случае. Однако существуют общие закономерности, которые способствуют достижению положительных результатов в процессе оказания психологической поддержки лицам, пострадавшим от
насилия.
Ядром технологии процесса консультирования является установление доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. К ним можно отнести особый характер взаимоотношений в распределении ответственности, видах сопротивления, переносе и контрпереносе.
«Особые» отношения между специалистом и потерпевшим характеризуются эмпатией, доброжелательностью и готовностью разделить ответственность за эмоциональные проблемы клиента. При остром переживании травмы насилия клиент обычно нуждается в высокой доле сердечности, эмпатии и заботы со стороны окружающих. Важным моментом в правильной организации отношений является знакомство с клиентом. С первых минут консультант стремится установить психологический контакт, означающий обоюдное принятие доверия, уважения, симпатии. Контакт со специалистом обеспечивает безопасную атмосферу, в которой клиент может обратиться к своему болезненному и травматическому опыту без страха быть непонятым или услышать осуждение в свой адрес.
Умение устанавливать контакт с самыми разными людьми является важнейшим профессиональным умением психолога и социального работника. Стадия установления контакта может занять время от нескольких минут до нескольких встреч и, соответственно, идти параллельно со следующими этапами работы. Как правило, клиенты испытывают напряжение и беспокойство перед первой встречей со специалистом. Показателями установления контакта является физическое и эмоциональное раскрепощение человека, его готовность рассказывать о себе, делиться переживаниями.
Нередко люди, подвергающиеся длительному семейному насилию, привыкают таить от окружающих свою боль. Недоверие таких клиентов бывает не легко преодолеть. В процессе взаимодействия с клиентом психолог не должен принуждать клиента к рассказу. Терпеливое и Доброжелательное отношение специалиста, его готовность задавать наводящие вопросы, умение снять скованность и принять сильные переживания потерпевшего являются залогом эффективной коммуникации с ним. Настрой на контакт с клиентом может занимать 15 ми-нУт, но по энергозатратам эти минуты равны часу тяжелой физической работы (К. Роджерс).
Если клиент переполнен чувствами, то его стремление выговориться может максимально сократить время установления контакта. В таком случае не следует перебивать клиента. Рекомендуется выслушать его на позициях принятия его чувств и с минимальным давлением.
Из четырех основных стилей общения (светского, контролирующего, поискового и доверительного) доверительный стильявляется ведущим. Этот стиль коммуникации основан на открытом обсуждении темы. Общение нередко связано с высоким уровнем психоэмоционального
напряжения, связанного с обращением к травматическому опыту. Клиент может плакать, гневно высказываться, одним словом, делать все, что не связано с угрозой собственной жизни и здоровью. Специалист также эмоционально вовлечен в обсуждение. Рационализаиия, интеллектуализация предмета обсуждения неуместна при этом стиле общения. Однако в исключительных случаях допускается смена стиля взаимодействия на какое-то время.
Эффективность индивидуального консультирования или приемы профессионального общения во многом определяются особенностями межличностного общения, для которых характерны разные «уровни давления» [11,40, 51].
Уровень минимального давления на клиента, или «следование за клиентом», предполагает создание условий для исповеди клиента. Эта цель достигается с помощью таких приемов, как «молчание», «связывание», техник «активного слушания» (повторение последних слов собеседника, перефразирование, уточняющие вопросы, резюмирование, вербализация эмоционального состояния), «отражения чувств» и т. д.
Следующие уровни межличностного давления или психологического вмешательства ставятзадачу ведения клиента, при котором специалист расширяет или сужает предмет обсуждения с помошью вопросов, уточняя запрос потерпевшего, выясняет мысли, чувства и ощущения клиента в связи с предметом обсуждения. Этап инструктирования представляет собой активные высказывания специалиста с целью информирования клиента, рекомендации и интерпретации.
В случае нарушений клиентом норм взаимодействия может быть использовано требование в качестве эффективной формы межличностного давления.
Чем более глубинным является сопровождение жертвы насилия, тем выше должен быть представлен уровень следования за клиентом и ведения его. Так, в работе психотерапевта первый и второй уровни должны занимать две трети сессии (примерно тридцать минут), а одна треть (около пятнадцати минут) - инструктирование. При взаимодействии с потерпевшим юриста, медицинского работника соотношение является противоположным: одна треть времени отводится активному слушанию и ведению клиента и две трети времени - инструктированию. Для психолога и социального работника соотношение времени на выслушивание и психологическую интервенцию находится посередине и зависит от задач конкретной беседы.
Процесс кризисной интервенции заключается в том, чтобы создал условия для работы над проблемой, а не решить ее. Многие проблемы возникающие в кризисе, невозможно решить, находясь в нем. Важныи условием достижения результата данного этапа психологической помо щи становится владение консультантом различными приемами профессионального воздействия, включая психотерапевтические процедуры для повторного проживания клиентом травматического событш и отреагирования эмоций.