Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия.

скому здоровью. Освобождая силы для роста, клиент ассимилирует но­вый опыт, искореняет эмоциональные препятствия, достигает инсай-та, что открывает путь к росту и здоровью {68].

Клиент-центрированное консультирование строится на исполь­зовании методик вчувствованного понимания (эмпатии), неограни­ченного принятия (безусловного оценивания) и самоконгруэнтнос­ти (подлинности). Это способствует формированию межличностных отношений между консультантом и пострадавшим, строящимся на безусловном положительном отношении и эмпатийном понимании, что в свою очередь позволяет перемещать клиента из состояния пси­хологической дезадаптации к состоянию психологической адаптации.

Таким образом, специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической зашиты может изменить кар­тину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей трав­мы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.

Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени, так как не всякая про­блема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями клиента. Иногда следует смириться с объективной ситуацией и искать приемлемый выбор в ней.

Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интер­венции может включать в себя создание условий для:

1) выражения клиентом своих условий;

2) повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смя­
тения;

3) четкого определения актуальных проблем;

4) создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.

Оптимальным будет такое вмешательство, которое приносит мак­симальные результаты в короткие сроки, предупреждая необратимые личностные процессы. Как правило, посттравматическая интервенция осуществляется в следующей последовательности:

Этап 1. Исследование проблемы

Основной задачей данного этапаявляется создание условий для кли­ента по отстранению от слишком сильных эмоций, связанных с травма­тической ситуацией, возможностью посмотреть на нее со стороны. Кли­ент рассказывает о травматическом событии и своей реакции на него. Консультант помогает идентифицировать проблему и выразить чувства, связывая их с событиями и людьми. Недифференцированный «комок переживаний» и напряжения постепенно распадается на отдельные со­ставляющие. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждетпо-лучить немедленное облегчение. Это возможно, если не пытаться пере­ходить к решению проблемы слишком быстро. Напряжение спадает при проговариваиии и осознании ситуации (отстранение) в условиях эмоци­ональной поддержки клиента. Стадия завершается идентификацией ак­туальной проблемы на когнитивном уровне.

Этап 2. Видение проблемы клиентом и консультантом

Целью работы на данном этапе является задача рассмотрения про­блемы с различных точек зрения, учитывая прошлое, настоящее и бу­дущее, ценности, жизненные планы и объективные характеристики происходящего. Это преимущественно когнитивный этап работы; так, клиент нуждается в расширении горизонта представлений, получении точной информации, позволяющей обобщенно взглянуть на ситуацию. На этом этапе следует избегать типичных ошибок, которые встречают­ся при формулировании проблемы:

1) слишком глобальная формулировка проблемы, не позволяющая
с ней работать («Так жить нельзя»);

2) непонимание клиентом важных аспектов проблемы;

3) клиент смешивает актуальную и прошлую проблему;

4) ограничение во времени;

5) акцент на анализе чувств и потребностей клиента, отработке но­
вых поведенческих стереотипов и т. д.

Важное значение имеет анализ прошлого ответа клиента по решению аналогичных проблем для выявления имеющихся полезных навыков.

Этап 3. Альтернативы и решения

Не всякая проблема может быть решена в соответствии сжелаемым результатом. Однако всегда можно найти совместным обсуждением наиболее приемлемый выбор в сложившихся обстоятельствах.

первичное соьеседование с жертвой насилия целесообразно выст­раивать в следующей последовательности:

/ шаг. Представьтесь клиенту, расскажите о своей роли йотой помо­щи, которую вы можете оказать.

2шаг. Признайте тяжесть происшедшего.

3шаг. Побудите клиента рассказать о случившемся, задавайте уточ-

няющие вопросы.

4 шаг. Помогите клиенту выразить чувства, возникшие в связи с на-

силием.

J шаг. Объясните, чтомногиелюди, пережившие насилие, испыты­вают подобные чувства и реакции,

6 шаг. Проясните представления о насилии (действиях до и во время

насилия).

7 шаг. Объясните, что ответственность за насилие лежит только на

обидчике.

S шаг. Резюмируйте рассказ клиента.

9 шаг. Помогите определить, что беспокоит клиента больше всего и чем следует заняться в первую очередь. Побудите сформули­ровать основную актуальную проблему.

10 шаг. Составьте совместно план действий по разрешению проблем,

вызванных насилием. Предлагайте возможные решения.

11 шаг. Укрепите чувство контроля над жизнью. Подчеркните, что

клиент способен выбирать те шаги, которые сочтет нужным.

12шаг. Подготовьте пострадавшего к возможным реакциям на травму.

13шаг. Предложите, при необходимости, дальнейшую помощь. Уточ-

ните, кто из близких и друзей может оказывать клиенту под­держку, что помогает сохранять стабильность и уверенность.

Во время первичного обследования вопросы могут носить:

1) обший характер;

2) целенаправленный характер о насилии;

3) дополнительные, уточняющие вопросы идр.

Наши рекомендации