Психологическая помощь вскоре

ПОСЛЕ УЧАСТИЯ В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ -

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕБРИФИНГ

Психологический дебрифинг — это особым образом "Ревизованное обсуждение, которое может проводиться ^ психологом, так и специально обученным волонтером.

Процедуру лебрифинга рекомендуется проводить для участников и свидетелей травмирующего инцидента.

Психологический дебрифинг представляет собой особо организованное обсуждение и используется в группах людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Обшая цель группового обсуждения — минимизация психологических страданий. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

0 «проработка» впечатлений, реакций и чувств;

1 когнитивная организация переживаемого опыта по­ средством понимания структуры и смыла проис шедших событий, реакций на них;

2 уменьшение индивидуального и группового напря жения;

3 уменьшение ощущения уникальности и патологич ное™ собственных реакций. Эта задача разрешает ся при помощи группового обсуждения чувств.

4 мобилизация внутренних и внешних групповых ре­ сурсов, усиление групповой поддержки, солидарно сти и понимания;

5 подготовка к переживанию тех симптомов или ре­ акций, которые могут возникнуть;

6 определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

Тот, кто руководит дебрифингом, должен ясно представлять себе, что он не «консультант» и уж, конечно, не групповой терапевт в традиционном смысле. Дебрифинг нельзя назвать «лечением». Его смысл — в попытках минимизировать вероятность тяжелых психологических последствий после стресса. Дебрифинг не может предупредить их возникновение, но препятствует их развитию и продолжению, способствует пониманию причин и осознанию действий, которые необходимо предпринимать. Поэтому одновременно это метод и кризисной интервенции, и профилактики.

Психологический дебрифинг применяется при самых разнообразных происшествиях, объединенных двумя общими характеристиками: это ситуации утрозы, которая осознавалась участниками, в ней участвовали все члены группы дебрифинга.

Оптимальное время для проведения дебрифинга — не раньше, чем через 48 часов после события. К этому моменту завершится период особых реакций сразу же после события и участники событий, возможно, будут в состоянии осуществлять рефлексию и самоанализ.

Но если времени пройдет слишком много, воспоминания станут расплывчатыми, туманными. В таких случаях при необходимости воссоздания пережитых чувств и состояний могут использоваться видеозаписи или фильмы о событии.

Идеальной обстановкой для дебрифинга является комната, где группа изолирована от внешних вмешательств, таких, например, как возможность телефонного звонка. Участники располагаются вокруг стола. Это лучше, чем Использование традиционной модели групповой терапии, к°гда стулья расположены по кругу с пустым пространст-в°м посередине, поскольку такая организация пространства может быть непривычной и поэтому воспринимать-Ся как несущая угрозу.

Те, кто руководит дебрифингом, должны быть знакомы с групповой работой, с проблемами, связанными

с тревожностью, травмой и горем. Им необходимо быть уверенными и спокойными при интенсивном проявлении эмоций у членов группы.

Конечно, самой важной является организация самого группового обсуждения. Оно включает говорение, слушание, принятие решений, обучение, следование повестке дня, «приведение» встречи к удовлетворительному завершению и позитивному результату. У ведушего имеются и другие функции, например, использование закономерностей групповой динамики, контроль над перемещением членов группы внутри и вне комнаты, контроль над временем, индивидуальные контакты с теми, чье состояние ухудшилось, и запись происходящего. Но хотя эти функции важны, они должны быть подчинены главным задачам действия.

В группе дебрифинга может быть до пятнадцати человек, если нет особых обстоятельств. Когда же необходима работа с большим количеством участников (например, это может быть необходимо после стихийного бедствия, теракта, когда в результате происшествия пострадало большое количество людей), возможно опроводить процедуру дебрифинга одновременно в нескольких группах по 15 человек.

Если число участников превышает 15, то может быть предпочтительнее разделить группу на маленькие под-группки, поскольку каждый из присутствующих переживает предположительно те же проблемы. Посторонних, не участвовавших в инциденте и не связанных с ним ключевым образом, не следует подключать к работе группы-

В дебрифинге принято выделять три части и семь отчетливо выраженных фаз:

7 часть I — проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;

8 часть II — детальное обсуждение симптомов и обес печение чувства защищенности и поддержки;

9 часть III — мобилизация ресурсов, обеспечение ин формацией и формирование планов на будущее.

Ниже сформулированы и описаны семь фаз дебрифинга.

1. ВВОДНАЯ ФАЗА.

Вводная фаза очень важна: если она проведена на хорошем уровне, организованно, это уменьшает вероятность того, что группа будет плохо функционировать в дальней­шем. Чем больше времени потрачено на введение, тем меньше шансов, что что-нибудь пойдет неверно. Типичное время, которое тратится на введение, — 15 минут.

Ведущий группы представляет себя, команду дебрифинга и поясняет цели встречи примерно таким образом: «Я — N... Такую процедуру обсуждения того, что случилось, я использовал много раз раньше в таких-то ситуациях, после сложных, стрессогенных инцидентов, таких, как... Эти обсуждения большинство людей признают полезными. Они дают возможность выразить и понять мысли и чувства, которые возникли у нас в связи с тем, что произошло. Поэтому все, что будет здесь обсуждаться, мы будем считать нормальным. Это поможет вам разобраться в своем состоянии и чувствах, которые сейчас кажутся вам СтРанными и непреодолимыми».

Ведущий представляет собравшимся основные зада-Чи Дебрифинга. Участники могут выражать опасения, что

они не сумеют что-либо сообщить по факту или не смогут сформулировать свою проблему.

Ведущий разъясняет, что дебрифинг — это новое для них занятие, в котором они никогда не участвовали прежде. Поэтому то, насколько хорошо они будут это делать, выяснится в процессе обсуждения. Такой подход задает определенную систему ожиданий: всем присутствуюшим предстоит говорить о своих мыслях и чувствах и всем им стоит попытаться найти это занятие полезным.

Затем ведущий определяет правила для дебрифинга. Правила обозначаются, чтобы минимизировать тревогу, которая может быть у участников.

1. Обычно члены группы успокаиваются, услышав о том, что ни одного из них не будут вынуждать говорить что-либо вообще, если он не пожелает этого делать.
Единственное требование заключается в том, что они должны назвать свое имя и выразить отношение к ката строфе или к тому событию, участником или свидетелем которого они были. Однако членов группы просят ста раться выслушивать, не перебивая, и давать высказаться всем желающим.

2. Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания встречи. Руководитель или ответственный дает гарантию, что все сказанное не выйдет за рамки этого круга обшения. Аналогично чле нов группы просят не передавать кому-либо за предела ми этого круга личной информации о других участниках,
«не сплетничать» о том, что они могут сказать прямо дрУт другу. Слово «сплетни» здесь предпочтительно, так как многие смутно представляют себе, что реально означает

«конфиденциальность», и поэтому им легче понять инструкцию с употреблением бытовой лексики.

Необходимо снять страх, успокоить участников относительно того, что ответы не будут записывать помимо их воли. Они не должны опасаться скрытых записывающих устройств. Однако, с другой стороны, им можно сообщить, что было бы полезным для команды дебрифинга сделать запись фактов и мыслей без указания авторства. Если затем это быстро перепечатать, то впоследствии люди смогут еще раз обратиться к материалу, который обсуждался в группе, для снятия иллюзий, которые возникают по поводу того, что происходило.

3. Нужно, чтобы члены группы знали, что дебрифинг не предполагает оценок, критики и приговоров. Это не трибунал, а лишь процедурное обсуждение. Подобная ус тановка предупреждает споры, взаимные обвинения, ко торые могут возникнуть из-за расхождения в ожиданиях, мыслях и чувствах.

Однако ведущие психологического дебрифинга могут позволить открыто высказываться по поводу процесса обсуждения, критиковать, иначе люди будут заниматься этим после дебрифинга.

4. Участников предупреждают, что во время самого обсуждения они могут почувствовать себя хуже, но это -Нормальное явление, обычное следствие прикосновения к болезненным проблемам. Ведущий должен обозначить,
^го это часть платы за возможность впоследствии проти востоять стрессам.

5. Членам группы рекомендуют работать без перерыва,
'«этому им можно предложить перекусить или посетить

туалет до начала дебрифинга. Кстати, полезно иметь кофеварку или чайник, дабы каждый мог обслужить себя во время дебрифинга.

6. Участникам сообщают, что у них есть возможность тихо выйти и вернуться обратно. Однако их просят сооб щать ведущему, если они уходят в подавленном состоя нии, и тогда членам команды, одному или нескольким, нужно сопровождать их.

7. Членам группы предоставляется возможность об суждать нечто, что выходит за рамки заданной темы, и задавать любые вопросы. Важно помнить, что у участ ников может быть минимальный опыт обсуждения, про­ явлений своего «Я» в групповом контексте. У иных тако го опыта может и вовсе не быть. На команде дебрифинга лежит ответственность за поощрение и успокоение чле нов группы, особенно в начале дебрифинга.

2. ФАЗА ФАКТОВ

На этой фазе каждый человек кратко описывает, что произошло с ним во время инцидента. Участники могут описать, как они увидели событие и какова была последовательность этапов. Ведущий команды дебрифинга должен поощрять фактологические перекрестные вопросы, помогающие прояснить и откорректировать объективную картину фактов и событий, имеющихся в распоряжении членов группы. Это важно, поскольку из-за масштаба инцидента и ошибок восприятия каждый человек реконструирует картину по-своему. Это могут быть просто неверные переживания событий или же наличие

ошибочных ключевых представлений о них. Чувство времени также часто бывает нарушено.

Например, две семьи оказались захваченными в качестве заложников по отдельности, но впоследствии были помещены вместе. При обсуждении обнаружилось, что в рассказах семей детали настолько различались, что было невозможно воссоздать полное представление о мужчине, который взял их в заложники. Продолжительность фазы фактов может варьироваться. Но чем дольше длился инцидент, тем длиннее должна быть фаза фактов.

Знание фактов и их последовательности помогает упорядочить происшедшее, создать структуру события. Это одна из главных задач дебрифинга — дать людям возможность более объективно увидеть ситуацию, что блокирует фантазии и спекуляции, подогревающие тревогу.

3. ФАЗА МЫСЛЕЙ

На фазе мыслей дебрифинг фокусируется на процессах принятия решения и мышления. Вопросы, открывающие эту фазу, могут быть такого типа: «Какими были ваши первые мысли, когда это произошло? Когда вы возвратились на место действия? и т. п.»

Люди часто сопротивляются тому, чтобы поделиться своими первыми мыслями, потому что они, эти мысли, им 1са*Угся неуместными, причудливыми, отражающими интенсивное чувство страха. Первая мысль может отражать ™) что впоследствии составляет сердцевину тревоги. На-пРимер, у одной женщины первая мысль была: «Боже, что °и дети будут делать без матери?» Позже у нее начались

ночные кошмары, в которых ее дети были брошены или они были в горящем доме, а она не могла спасти их

Затем следует спросить: «Что вы делали во время инцидента? Почему вы решили делать именно то, что вы делали?» Этот последний вопрос часто высвечивает стремление защитить тех, к кому обращаются первые мысли. В качестве примера можно привести случай, когда во время воздушного крушения во Флориде в 1990 году самолет упал в реку Потомак в Вашингтоне. Пожарный грубо заставил своего подчиненного выйти из воды. Подчиненный был чрезвычайно фрустрирован, так как он не мог продолжить спасение людей, и из-за этого был очень сердит на начальника. Во время дебрифинга разъяснилась причина поступка, оказалось, что пожарный почувствовал запах реактивного топлива. Этот же запах он чувствовал ранее, при других обстоятельствах, когда двое его подчиненных погибли от удушья при подобном эпизоде. В его представлении ситуации связались, и он просто не смог оставить кого-то в условиях чрезмерного риска.

Аналогичное намерение было выявлено при обсуждении инцидента с заложниками. Захваченного в качестве заложника и избитого отца семейства привязали к кровати. Осознавая свою беспомощность, он попытался притвориться тяжело раненым и начал громко стонать, чтобы террористы более мягко обращались с его дочерью. Его жена-которую поместили в той же комнате, иначе поняла см его действий и была разгневана. Она думала, что его творство стишком очевидно и представляет угрозу для все1' семьи. Но рассказать ему о своих переживаниях она см01' ла только в процессе дебрифинга.

Злость как реакция на приказы, которые непонятны я по мнению работников, «штампуются» от нечего делать в штабе, может возникнуть у персонала служб быстрого реагирования.

Так, в дебрифинге после катастрофы в Мабодалене (когда в Швейцарии в 1988 г. в горах опрокинулся автобус сдетьми) один из командиров спасателей говорил о том, насколько тяжело для него было давление начальства. Те многократно требовали проверять, сколько было погибших детей и сколько взрослых для того, чтобы узнать, сколько осталось в живых. Он должен был приказывать одному из подчиненных ему пересчитывать тела несколько раз, чтобы уточнить количество мертвых. Это вызвало огромный стресс у офицера, который вынужден был идти и приподнимать накидки, покрывавшие множество детских тел. Рациональные основания такого командирского приказа прояснились только в процессе дебрифинга.

В конце этой фазы участники могут обсуждать свои непосредственные впечатления. Можно задать вопросы т№а: «Каковы были ваши впечатления о том. что происходило вокруг вас, когда события только начали развиваться? Что вы слышали, обоняли, видели?»

Эти обсуждения чувственных впечатлений позволяют дальнейшем избежать образов и мыслей, которые мо-ГУТ оказывать разрушительные воздействия после собы-ия. Вот примеры такого типа впечатлений: «Все, что я от вИдеть тогда, — это было дуло ружья и глаза, сверлящие меня через шель прицела...»; «Носилки были такими ^Пчи...» (с умершими детьми); «... Такие вещи какжи-Тки, детские медвежата и магнитофон были сделаны

так живо и напоминали нам, что это были такие же люди, как мы, и это могли быть мои дети...»; «До сих пор я как будто чувствую кудри маленького ребенка в моей руке...»; «Запах горелых человеческих тел был ужасен. Я никогда не забуду его...»; «Рука упала мне на спину с дерева». Сопоставление этих воспоминаний и проговарива-ние делает не столь мощным их разрушительный эффект.

4. ФАЗА РЕАГИРОВАНИЯ

Вопросы о мыслях, впечатлениях и действиях способствуют чувственному отреагированию. Эта фаза, в которой исследуются чувства, часто самая длительная часть дебрифинга. Для того, чтобы достичь успеха в этой фазе, ведущему нужно помогать людям рассказывать о своих переживаниях, даже болезненных. Это может уменьшить разрушительные последствия таких чувств.

Когда люди описывают причины принятия ими тех или иных решений, они очень часто говорят о страхе, беспомощности, одиночестве, самоупреках и фрустрациях. Типичны следующие комментарии: «Я так боялся сделать ошибки...»; «Я знал, что если я не смогу...»; «Я никогда в своей жизни не был так испуган. Мои руки тряслись и тряслись...»; «Я не знал: или я сохраняю жизни, или отбираю их...,»; «Я был так одинок, что должен был принимать все решения самостоятельно...».

В процессе рассказа о чувствах у членов группы создаются ощущения схожести, общности и естественности реакций. Групповой принцип универсальности являете здесь ключевым. Этому способствуют вопросы тип

вы реагировали на событие?..»; «Что для вас было самым ужасным из того, что случилось?..»; «Переживали ли вы в вашей жизни раньше что-либо подобное?..»; «Что вызывало у вас такие же чувства: грусть, расстройство, фрустрацию?., страх?»; «Как вы себя чувствовали, когда произошло событие?..».

Ответ на вопрос о самых тяжелых чувствах помогает проработать наиболее конфликтные переживания.

Ведущий дебрифинга должен позволить каждому участвовать в общении. Он вмешивается, если правила дебрифинга нарушены или если имеет место деструктивный критицизм. Это особенно важно иметь в виду, поскольку один из главных терапевтических процессов дебрифинга — моделирование стратегий, определяющих, как справляться с эмоциональными проблемами у себя, друг у друга, в семье, с друзьями. Участники должны научиться выражать чувства, зная, что это безопасно, понимать, что они имеют право обсудить свои проблемы с другими.

Если у кого-то из участников ухудшается состояние, то это — ключевой момент для мобилизации групповой поддержки, сигнал соседу: положить руку на плечо человека, который находится в состоянии дистресса, или просто вербализировать поддержку, сказав, что слезы здесь со-ВеРШенно уместны и приемлемы. Люди, которые работает вместе, особенно если это мужчины, часто испытывают атРУДнения, когда нужно прикоснуться к коллеге, даже утешить, и поэтому нуждаются в специальном разЕсли кто-то уходит, один из ведущих должен поковать за ним, удостовериться в его благополучии Пособствовать его возвращению в дебрифинг.

Важно присматриваться к тем, кто кажется особенно сильно пострадавшим, к тем, кто молчит или у кого есть особенно выраженные симптомы. Это могутбыть те, кто более всего подвергался риску. С такими участниками следует продолжить индивидуальную работу после окончания дебрифинга, предложив индивидуальную программу поддержки. Иногда могут всплыть прошлые события, относящиеся к прошлым инцидентам, которые не были проработаны, или личные проблемы. Лидер дебрифинга должен предложить и пути проработки более ранних реакций.

5. ФАЗА СИМПТОМОВ

Во время фазы симптомов некоторые реакции должны быть обсуждены более детально. Участников просят описывать симптомы (эмоциональные, когнитивные и физические), которые они пережили на месте действия, когда инцидент завершился, когда они возвратились домой, в течение последующих дней и в настоящее время. Вопросы о необычных переживаниях, о трудностях возврата и восстановления нормального режима жизни и работы — обязательны.

К характерным чертам посттравматического стресса относятся переживание феномена избегания, оцепенение и другие. Страх может вызвать изменения в поведении. Фобические реакции (страхи) могут проявляться в том, что люди не могут вернуться в то место, где произошло событие (особенно проблематичным это становится, если это место их основной работы). После подо0'ных инцидентов люди иногда вынуждены менять место жительства, переезжая в другой дом, могут бояться спать

5ез света или уменьшать скорость езды в автомобиле, когда представляют, что может случиться.

Особое внимание следует уделить проблеме влияния вовлеченности в событие на семейную жизнь. Человек может чувствовать, что его семья не в состоянии понять его переживания. Как описал один пострадавший: «Я не смог ответить на вопрос моей жены о том, что мы будем делать в выходные. Это был такой контраст с тем, о чем я думал, что я взорвался, и мы поссорились»; «... Это может казаться диким — принять «обычное» решение после решений, касающихся жизни и смерти»... Иногда может быть полезно включать семьи в некоторые моменты процесса дебрифинга, возможно, для начала передав им письменные материалы. Другой вариант — отдельные встречи с семьями тех, кто был вовлечен в инцидент. В некоторых случаях семьям может быть показан фильм о подобном инциденте, чтобы они яснее представляли себе, что пережил человек, которого они любят.

6. ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФАЗА

В этой фазе один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Это лучше предпринять тем членам команды, кто записывает и осуществляет диагностику общих реакций участников, а затем пытается нормализовать состояние группы.

Возможен путь, когда обсуждаются личные события из Жизни участвующих и используются материалы других инцидентов или даже результаты исследований. Этот ак-чент на анализе реакций демонстрирует собравшимся, что йх Реакция вполне нормальна, что это «нормальная реакция на ненормальные события». Но индивидуальность каждого также должна быть акцентирована. У участников не должно сложиться впечатление, что они обязаны выражать реакции, но они должны знать, что они всегда смогут сделать это, если захотят. Полезно использовать имеющиеся записи с зафиксированным материалом, которые помогают точнее определить реакции и восстановить то, что происходило. Разумеется, этого не следует делать во время дебрифинга и в конце, чтобы не разрушать процесса. Хорошо иметь большой плакат с перечнем возможных симптомов и их детальным описанием; этот плакат может быть помещен где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять свои сиптомы к перечню.

Полезно организовать работу так, чтобы участники могли бы еще раз встретиться через неделю после дебрифинга. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления своих переживаний. Важно отметить такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувства уязвимости, проблемы со сном и с концентранией внимания. Наряду с ожиданиями, они должны быть обобщены. Необходимо отметить, что ничего страшного в этих реакциях нет и при нормальном развитии событий со временем симптомы будут уменьшаться.

7. ФАЗА РЕАДАПТАЦИИ

В этой фазе обсуждается и планируется будущее, намечаются стратегии преодоления, особенно в терминах семейной и групповой поддержки. Одной из главных цепей дебрифинга, помимо всего прочего, является создание внутригруппового психологического контекста. Переживания, вызванные отсутствием понимания со стороны окружающих, — возможно, один из самых травмирующих аспектов посттравматического инцидентного стресса. Полезно обсудить также, в каких случаях участник должен искать дальнейшую помощь. Здесь определяющими могут быть следующие показания:

0 если симптомы не уменьшились спустя 6 недель,

1 если со временем симптомы усилились или появи лись новые,

2 если человек не в состоянии адекватно функцио нировать на работе и дома.

Направление дальнейшей помоши следует уточнить. Группа может принять решение о необходимости следующего дебрифинга или, как минимум, отметить его возможность, если инцидент был особенно травматичным или не удалось справиться с проблемами. Руководитель Дебрифинга предлагает участникам продумать, как они смогут общаться друг с другом в дальнейшем, и, например, обменяться телефонами и адресами.

Дебрифинг может иметь продолжение спустя несколько недель или даже месяцев. Этот процесс уже менее структурированный, чем первый, и его главная задача — проследить прогресс участников в терминах симптомов и действий, предпринятых, чтобы справиться с ними. В это время также могут появиться участники, Нуждающиеся в более интенсивной психологической

СОСТОЯНИЕ ГОРЯ

ГОРЕ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ЧТО ТАКОЕ ГОРЕ? СТАДИИ ГОРЯ

Горе — это реакция на потерю близкого, любимого че­ловека после невозвратной разлуки с ним или его смерти*. Возможно, психологический смысл горя состоит в выра­жении любви, которую человек, понесший утрату, чувст­вует к умершему или потерянному близкому человеку. Го­ре также является и процессом, в течение которого че­ловек переживает боль утраты, прощается с ушедшим, учится сохранять память о нем и в то же время жить в на­стоящем**. Процесс переживания горя можно условно разделить на несколько стадий, которые считаются общи­ми для перенесших утрату, хотя реакции людей индивиду­альны и каждый переживает горе по-своему. К тому же, процессу переживания свойствен циклический характер, то есть он состоит из множества болезненных возвраще­ний на ранние стадии. Тем не менее, знание признаков, характерных для той или иной стадии переживания горя,

* Некоторые авторы (см.. например, Humphrey G. М., Zimpfer D. G. pJunseffing for Grief and Bereavement. London, 1996) считают, что пережи­вание горя может быть вызвано любой утратой. Согласно такому расши­ренному пониманию, если после какого-либо события в жизни наступают "вменения, это может рассматриваться как утрата прежнего состояния,

то подразумевает переживание горя.

* См. о приспособительном значении горя в кн. К. Е. ШзарЬа «Эмо-Чии человека* (М., 1980. С. 259)-

и понимание их психологического смысла позволяют ока­зать помощь страдающему человеку.

Начальная стадия горя — шок и оцепенение. Шок от пе­ренесенной утраты и отказ поверить в реальность проис­шедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7—9 дней. Физическое состояние человека, переживающе­го горе, ухудшается: обычны утрата аппетита, сексуально­го влечения, мышечная слабость, замедленность реакций. Происходящее переживается как нереальное. Человек в со­стоянии шока может делать что-то действительно необхо­димое, связанное с организацией похорон, или же его ак­тивность может быть беспорядочной. Бывает и полная от­решенность от происходящего, бездеятельность. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему.

Предполагается, что комплекс шоковых реакций свя­зан с работой механизмов психологической защиты: от­рицание факта или значения смерти предохраняет понес­шего утрату от резкого столкновения с ужасом произо­шедшего. Человек сосредоточен на каких-нибудь мелких заботах и событиях, не связанных с утратой, либо он пси­хологически остается в прошлом, отрицая реальность; в таком случае он и производит впечатление оглушенно­го или сонного: почти не реагирует на внешние стимулы или повторяет какие-либо действия.

Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. По мнению Ф. Василюка*, злость возникает как специфическая эмоциональная реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае — потребности остаться в прошлом вместе с умершим. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. По предположению Томкин-са*, непрерывное страдание само по себе повышает порог гневной реакции, а гнев ослабляет страдание. Иногда че­ловек испытывает сильную злость к умершему**. Напри­мер, молодая женщина, муж которой погиб в шахте, через несколько дней после похорон почувствовала сильную обиду и злость на мужа за то, что он оставил их (ее и ребен­ка). Она обвиняла его в том, что он не поменял работу, по­этому погиб. Злость смешивалась с отчаянием, ей хотелось ломать, крушить вещи, рвать на себе одежду, в буквальном смысле биться головой о стену от бессильной ярости при мысли, что ничего нельзя изменить, повернуть вспять. Злость также свидетельствует о глубине полученной пси­хологической травмы**"1.

Следующая стадия горя — стадия поиска — характери­зуется стремлением вернуть умершего и отрицанием без­возвратности утраты. Человеку, понесшему утрату, часто

* См.: Ваеияюк Ф. Пережить горе// О человеческом в человеке. М., 1991-

* См.: ИзардК. Е. Эмоции человека. С. 260.

** Это может быть обусловлено резкой фрустрацией: невозможнос­тью осуществления планов, желаний, связанных с умершим. Гнев у взрос­лого человека в ситуации утраты возникает и вследствие психологичес­кой регрессии: например, маленькие дети всегда бурно протестуют против даже кратковременного отделения от матери и могут выражать гнев, когда она возвращается. Дж. Боулби (см. у К. Е. Изарда, с. 270) счи­тал, что реакция протеста связана главным образом со страхом одиноче­ства, поскольку одиночество, как естественный ключевой стимул возрас­тающей опасности, часто вызывает страх.

* Если смерть человека была внезапной, насильственной или со­здала очень серьезные последствия для близких, тогда реакция горя отя-™Вщется травматическим кризисом.

кажется, что он видит умершего в толпе на улице, слышит его шаги в соседней комнате и т. п. Поскольку большин­ство людей, даже испытывая очень глубокое горе, сохра­няют связь с реальностью, подобные иллюзии могут пу­гать, вызывать мысли о сумасшествии. С другой стороны, сильна вера в чудо, не исчезает надежда каким-то образом вернуть умершего, и скорбящий «встречает» его или ведет себя так, как будто бы тот вот-вот появится.

Переход от стадии шока к стадии поиска постепенный; особенности состояния и поведения, характерные для этой стадии, можно заметить на 5-12-й день после изве­стия о смерти. Некоторые последствия шока могут про­являться еще довольно долго.

Третья стадия — стадия острого горя — длится до 6-7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: затрудненное дыха­ние, мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истошае-мость, ощущение пустоты в желудке, стеснения в груди, кома в горле, повышенная чувствительность к запахам, снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

В течение этого периода человек испытывает сильней­шую душевную боль. Характерны тягостные чувства и мысли: ощущения пустоты и бессмысленности, отчая­ния, чувства оставленности, одиночества, злости, вины, страха и тревоги, беспомощности. Человек, переживаю­щий утрату, поглощен образом умершего, идеализирует его. Переживание горя составляет основное содержание всей его активности. Горе влияет на отношения с окружающи-

ми. Они раздражают скорбящего, он стремится уединить­ся. Например, женщина, сын которой погиб, испытывала злость на второго сына за то, что тот «живет нормальной жизнью», и сама пугалась силы этой злости, винила себя, не понимая своего состояния.

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания горя. Человек постепенно «ухо­дит» от умершего и с болью переживает действительное от­даление его образа. Разрыв старой связи с умершим и созда­ние образа памяти, образа прошлого и связи с ним — ос­новное содержание «работы горя* в этот период.

Через 3-4 месяца начинается цикл «хороших и пло­хих» дней. Повышается раздражительность и снижается фрустрационная толерантность. Возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного харак­тера, из-за подавленности иммунной системы.

С наступлением шестимесячного срока начинается де­прессия. Особенно тягостны праздники, дни рождения, годовщины («Новый год впервые без него», «весна впер­вые без него», «день рождения») или события повседнев­ной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).

Четвертая стадия горя — стадия восстановления — Длится примерно год. В этот период восстанавливаются Физиологические функции, профессиональная деятель­ность. Человек постепенно примиряется с фактом утраты. Он по-прежнему переживает горе, но эти переживания У*е приобретают характер отдельных приступов, вначале Частых, потом все более редких. Конечно, приступы горя могут быть очень болезненными. Человек уже живет нор­мальной жизнью и вдруг вновь возвращается в состояние тоски, скорби, испытывает ощущение бессмысленности своей жизни без ушедшего. Часто такие приступы связа­ны с праздниками, какими-то памятными событиями а впрочем, с любыми ситуациями, которые могут ассоци­ироваться с умершим. Годовщина смерти символически ограничивает период горя. Многие культуры и религии от­водят на траур именно один год, ведь за год мы проходим определенный жизненный цикл, маркерами которого слу­жат традиционные даты и события.

Итак, приблизительно через год наступает последняя стадия переживания горя — завершающая. Боль стано­вится терпимей, и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. В этот пери­од происходит «эмоциональное прощание» с умершим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Из словарного запаса исчезают слова «тяжелая утрата» и «горе». Жизнь берет свое. Завершение переживания горя могут затруднять некоторые культур­ные нормы и личные убеждения (например, убеждение женщины, муж которой погиб на войне, что она должна хранить ему верность и горевать о нем до конца своих дней). Создать в памяти образ ушедшего из жизни, най­ти для него смысл и постоянное место в потоке жизни — вот основная цель психологической работы на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет лю­бить тех, кто живет рядом с ним, создавать новые смыс­лы, не отвергая тех, что были связаны с умершим: они останутся в прошлом.

ТИПИЧНЫЕ СИМПТОМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ

Необходимо уметь различать «нормальное» и патоло­гическое горе, поскольку горе — это естественный процесс и человек в большинстве случаев переживает его без про­фессиональной помощи. Хотя потери и являются неотъ­емлемой частью жизни, тяжелые утраты нарушают личные границы и разрушают иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя может трансформи­роваться в развитие болезни: человек как бы «застревает» на определенной стадии горя. Чаще всего такие останов­ки происходят на стадии острого горя. Усиливаются и со­храняются в течение длительного времени симптомы, ха­рактерные для этого периода, их комплекс соответствует посттравматическому стрессовому расстройству либо дру­гому тревожному расстройству*.

Возможные причины такой остановки:

• внезапная смерть или насильственная, трагическая гибель близкого;

• самоубийство;

• конфликты с человеком непосредственно перед его смертью, непрощенные обиды;

• причиненные ему огорчения;

• трагические ситуации неопределенности (когда близкий исчез, без вести пропал, не похоронен);

• умерший играл исключительную роль в жизни скорбящего, был для него целью и смыслом жизни,

* См.: Barlow D. H. Anxiety and Its Disorders. The Nature and Treatment °f Anxiety and Panic. New York: The Guilford Press, 3988. Ch. 13. P. 530 Reactions).

при этом отношения с другими людьми отличали^, конфликтностью либо отсутствовали; • страх перед интенсивными переживаниями, кото­рые кажутся неконтролируемыми и бесконечными' неверие в свою способность преодолеть их. Симптомы, часто встречающиеся при естественном переживании горя, таковы:

1. Нарушения сна.

2. Потеря или увеличение веса.

3. Другие соматические симптомы; возможно крат­ковременное проявление тех симптомов, от которых умер близкий человек.

4. Чувство усталости.

5. Ухудшение концентрации внимания.

6. Раздражительность.

7. Подавленность.

8. Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, ре­лигии и т. д.

9. Отдаление от близких людей, самоизоляция.

10. Агрессивные чувства по отношению к окружающим.

11. Чувство вины.

12. Суицидальные мысли.

13. Иллюзии, ощущение присутствия умершего.

НЕТИПИЧНЫЕ (ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ) СИМПТОМЫ ГОРЯ

1. Задержка реакции на смерть любимого человека («анестезия чувств»: неспособность эмоционально реа­гировать на происшедшее в течение длительного пери времени — более двух недель с момента известия о смерти).

2. Затянувшееся интенсивное переживание горя (не­сколько лет).

3. Глубокая депрессия, сопровождаемая бесс

Наши рекомендации