Чрезмерное умственное напряжение учащихся

· недостаточный сон, нарушения режима дня могут повлечь за собой:

· переутомление центральной нервной системы

· замедление восстановительных процессов в коре головного мозга

· это неблагоприятно отражается на психической деятельности, общем состоянии

· работоспособность детей (понижение внимания, памяти, раздражительность, быстрая утомляемость, головная боль), неправильное устройство школьной мебели, несоответствие ее росту учащихся, плохое освещение способствуют:

· нарушению осанки

· искривлению позвоночника

· развитию близорукости

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ.

Продолжительное сидение за рабочим столом в школе и дома:

· снижает двигательную активность детей,

· увеличивает статическую нагрузку

· вредно отражается на умственном и физическом развитии

· создает предпосылки к понижению сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды.

Все гигиенические мероприятия должны проводиться дифференцированно с учетом

· возрастных анатомо - физиологических особенностей

· функциональных возможностей растущего организма.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

Различают несколько периодов детского и подросткового возраста:

· период с момента рождения до 3 лет называют грудным возрастом и периодом раннего детства

· первый детский возраст охватывает детей 4-7 лет

· второй– 8-12 лет мальчики и 8-11 лет девочки

· подростковый возраст 13-16 лет мальчики и 12-15 лет девочки

· юношеский возраст 17-21 год юноши и 16-20 лет девушки

В период раннего и первого детства происходит:

· бурное совершенствование центральной нервной системы

· координировать движений

· овладение речью, счетом, чувством ритма

· отмечается значительный рост нижних конечностей

· уменьшается свойственная предшествующим годам округлость форм

· дети начинают рисовать, писать, лепить

· эффективно формируются двигательные навыки

· в этот возрастной период наиболее часты детские инфекционные заболевания.

Во втором возрастном периоде, т.е. младшем школьном возрасте отмечается:

· недостаточная твердость костей из-за преобладания в них органических веществ над минеральными (кальций, фосфор, магний)

· возможны деформации скелета и надо, следить за правильной позой во время чтения и письма

· усиленно, но равномерно развивается мышечная система: развитие крупных мышц туловища происходит быстрее, чем мелких мышц, например, кистей рук, что затрудняет выполнение мелких и точных движений

· несовершенство движений зависит также от недостаточного развития координационных механизмов в коре головного мозга

· неустойчивость нервных процессов

· преобладание процессов возбуждения над процессами торможения

· сравнительно быстрое снижение внимания и наступления утомления, как при физической, так и при умственной работе.

В подростковом возрасте (средний школьный возраст):

· не завершено окостенение позвоночника,

· остается опасность его искривления при длительных напряжениях и неправильном положении тела,

· отмечается несращение отдельных частей скелета, в частности таза, что может вызывать:

· смещение тазовых костей при прыжках,

· неправильное сращение в дальнейшем,

· у девочек неблагоприятно сказывается на родах.

Мышечная система характеризуется:

· усиленным ростом мышц и силы, особенно у мальчиков,

· повышается способность к более продолжительной физической работе,

· совершенствуется координация движений,

· данный возраст совпадает с началом полового созревания

· наблюдаются повышенная возбудимость и неустойчивость нервной системы.

В юношеском возрасте (старший школьный возраст):

· завершает формирование костной и мышечной системы

· отмечается усиленный рост тела в длину

· значительное прибавление массы тела

· большой прирост мышечной силы

· интенсивно развиваются мелкие мышцы

· совершенствуется точность и координация движений,

· достигает совершенства функциональное развитие головного мозга

· становиться возможными более тонкие и сложные формы аналитической и синтетической деятельности коры головного мозга

· усиливаются тормозные процессы, совершенствуются процессы дифференцировки.

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Кроме анатомо-физиологических особенностей, свойственных растущему организму, большое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса имеет учет возрастных изменений:

· сердечно-сосудистой

· дыхательной

· эндокринной систем

· органов чувств

· пищеварения

· обмена веществ.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов:

· наследственности

· климата

· особенностей питания

· уровня материальной обеспеченности семьи

· выполнения основных режимных моментов.

Для оценки физического состояния детей существует методика антропометрических исследований, которая предусматривает использование следующих показателей:

1. Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки, головы, длина рук и ног и др.

2. Соматоскопических – состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, состояние полового развития.

3. Физиометрических – жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления.

4. Состояние здоровья.

Оценку физического развития производят на основании сопоставления индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка со средними их значениями для данной возрастно-половой группы детей.

При комплексной оценке здоровья детей и подростков учитываются следующие критерии:

· наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; внешней среды;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из «групп здоровья» дается с обязательным участием всех перечисленных критериев.

Выделены следующие группы здоровья:

I. Здоровье с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.

II. Здоровье, но имеющее функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (болеют 4 и более раза в году).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии сукбкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

В нашей стране существует целый ряд детских и подростковых учреждений, предназначенных для обучения, сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей.

Основным детским учреждением для детей дошкольного возраста служит детский сад, предназначенный для детей от 3 до 7 лет.

Основу планировки и эксплуатации здания детского дошкольного учреждения составляет принцип групповой изоляции:

· каждая группа должна иметь набор необходимых помещений;

· размещаться изолированно от других групповых ячеек;

· пользоваться отдельным входом.

Здание детского дошкольного учреждения состоит из трех групп помещений:

· помещения для детей преддошкольного возраста;

· для детей дошкольного возраста;

· административно-хозяйственные и обслуживающие помещения.

В соответствии с возрастом дети объединяются в группы:

· по 20 (ясельные группы) человек;

· 25 (для детей дошкольного возраста) человек;

Участок, отводимый под детский сад, должен быть:

· сухой, озелененный;

· доступный солнечному облучению;

· удаленный от источников загрязнения атмосферного воздуха, шума.

Здание должно быть удалено от соседних на расстояние трехкратной высоты самого высокого из них.

В состав помещений детского сада обязательно входят:

· групповые комнаты, в которых дети проводят большую часть своего времени (игры, прием пищи, занятия);

· туалетные помещения;

· буфетная, медицинская комната, изолятор.

Окна групповых комнат ориентируются на юг или юго-восток. На земельных участках детских дошкольных учреждений предусматривают:

· групповые площадки, изолированные живой изгородью, для игр на свежем воздухе;

· общую физкультурную площадку;

· дорожку для езды на велосипедах;

· огород-ягодник;

· хозяйственную площадку.

Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. На групповых площадках устанавливаются теневые занавесы или павильоны, оборудуются песочницы, качели, горки и другое оборудование.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ.

Общеобразовательные школыявляются основным учреждением для детей и подростков до 17 лет. Обучение в школе связано:

· с напряженной и сложной умственной работой;

· постепенным развитием утомления;

· снижение качества усвоения изучаемого материала.

Утомление – естественное следствие любой работы, особенно однообразной и монотонной, характеризуется:

· снижение работоспособности (со стороны органов и систем, несущих основную нагрузку во время занятий).

В детском возрасте:

· в ЦНС преобладают процессы возбуждения над процессами торможения;

· имеет место повышенная подвижность нервных процессов (быстрая смена очагов возбуждения и торможения),

· имеет место склонность процессов возбуждения к иррадиации.

Эти особенности ЦНС выражены более четко у детей младшего школьного возраста, и они должны учитываться при организации работы образовательного учреждения с целью профилактики переутомления учащихся.

Земельный участок предназначен для пребывания учащихся на свежем воздухе и используется для учебных целей.

Он должен быть удален:

· от улиц с большим движением автотранспорта;

· промышленных предприятий;

· рынков и других мест со значительным скоплением людей.

Участок делится на зоны:

· площадь, под школьным зданием, расположенным от улицы на расстоянии не менее 15-20 м;

· спортивная зона в глубине участка;

· учебно-опытная зона;

· хозяйственный двор.

Озеленений должно быть не менее 50% территории, включая защитную зону из деревьев и кустарников.

Школьное здание принято строить не более, чем 5 этажей, отступ от соседних зданий на расстояние, равное трехкратное высоте самого высокого из них.

Классы размещают по одной стороне с окнами, обращенными на юг или юго-восток, а другую сторону к нему туалетами.

Ширина коридора должна быть не менее 2,0 м и к нему должно прилегать не более 6 классов.

На первых этажах размещают младшие классы, на верхних – старшие и лаборатории, что облегчает младшим школьникам выход из здания к выгодно в противоэпидемическом отношении; уменьшается контакт их с другими учащимися.

Главными учебными помещениями служат классы и учебные кабинеты (кстати, учебные кабинеты менее гигиеничны, т.к. увеличивают контакт учащихся между собой). Классы устраивают площадью 50 м 2 на 40 человек из расчета 1,2 м2 на одного учащегося.

Глубина классов составляют 6,1 м, длина – 8,2 м, что:

· обеспечивает необходимое освещение на партах, стоящих у внутренней стены;

· позволяет ясно видеть с последних парт написанное на доске;

· позволяет хорошо слышать речь преподавателя.

· Кабинеты истории, географии, литературы имеют площадь 50-66 м2. Окна в классах и кабинетах должны находиться с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы исключить образования теней от кисти руки во время письма.

· Занятия по физике, химии и биологии проводят в лабораториях размером 65 м2, которые размещают, за исключением биологической, в верхних этажах во избежание проникновения вредных газов в нижние помещения.

Для обеспечения политехнического обучения в современных школах устраивают мастерские по обработке дерева и металла. Они рассчитаны на занятия с группами не более 20 человек и – имеют площадь не менее 66 м2. мастерские располагаются в одном из крыльев первого этажа, чтобы облегчить доставку материалов и оградить учебные занятия в классах от шума. В мастерских усиливают вытяжную вентиляцию, устраивают дополнительное местное освещение у станков и обеспечивают необходимые меры по технике по безопасности.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

Световой коэффициент (СК) – отношение освещенной поверхности окон к площади пола (за вычетом площади переплетов, на которую отводиться 10-25% площади окна)

S окон – S переплетов

СК=-------------------------

S пола

Световой коэффициент в классах и других учебных комнатах должен составлять 1:4-1:5

· Угол падения не менее 270

· Угол отверстия не менее 60

· Кео – 1,5%

М внутри помещения * 100%

Кео=-------------------------------

М снаружи

Где М – мощность светового потока.

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях класса, аудиториях, учебных кабинетах, лабораториях должен быть не менее 150 лк (лампы накаливания) или 300 лк от источников люминесцентного электрического освещения.

Достаточное освещение обеспечивает:

· лучшее зрительное восприятие;

· более высокий тонус нервной системы;

· предупреждает развитие близорукости;

· способствует качественной умственной работе.

ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ.

Необходимый санитарный режим школьного здания обеспечивают достаточной вентиляцией классов и других учебных помещений. При плохой вентиляции наблюдается ряд болезненных явлений у учащихся:

· головная боль;

· малокровие;

· сонливость;

· снижений работоспособности.

Температура воздуха в классах поддерживается в пределах 18-200

ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА.

· необходимо открывать фрамуги в классах во время перемен, а во время урока хорошо проветривать коридоры;

· искусственная вентиляция должна обеспечивать 1,5 кратный обмен воздуха в час;

· внутренняя отделка классов и кабинетов должна позволять легко поддерживать чистоту;

· стены на высоту 1,8 м красят светлой масляной краской, верхнюю часть стен – клеевой;

· при использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один светлый тон на всю высоту;

· необходимо обращать внимание на чистоту окон и не затенять их занавесями и горшками с цветами.

Наши рекомендации