Лекция №8. Гигиена детей и подростков

Лекция №8. Гигиена детей и подростков

Студенты должны знать:

  1. Группы здоровья. Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков.
  2. Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп. Основные гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса. Гигиена физического воспитания.
  3. Гигиенические требования к участкам, зданиям, оборудованию детских и подростковых учреждений.
  4. Содержание детских и подростковых учреждений. Показатели микроклимата.

Студенты должны уметь:

1.Произвести оценку физического развития детей и подростков.

2. Производить гигиеническую оценку планировки, благоустройства и оборудования детских и подростковых учреждений

3.Дать гигиеническую оценку школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях.

План лекции:

1. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Физическое развитие и его значение в оценке здоровья детей и подростков.

2. Понятие здоровья детского населения и его составляющие.

3. Основные принципы составления режима дня для различных возрастных групп.

4. Гигиенические принципы планировки дошкольных учреждений. Принцип групповой изоляции.

5. Основные требования к планировке школ.

6. Гигиенические требования к учебной мебели, учебным пособиям и детским игрушкам.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

Основной задачей гигиены детей и подростков является разработка и проведение в жизнь гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий направленных на сохранение и улучшение здоровья и физического развития детей и подростков.

Детский организм вследствие анатомо-физиологических особенностей очень чувствителен к влияниям окружающей среды, а потому требуется создание таких внешних условий в процессе обучения и воспитания детей, которые:

· исключали бы возможность вредных влияний

· способствовали бы укреплению здоровья

· улучшению физического развития

· повышению успеваемости учащихся

· общей работоспособности

Чрезмерное умственное напряжение учащихся

· недостаточный сон, нарушения режима дня могут повлечь за собой:

· переутомление центральной нервной системы

· замедление восстановительных процессов в коре головного мозга

· это неблагоприятно отражается на психической деятельности, общем состоянии

· работоспособность детей (понижение внимания, памяти, раздражительность, быстрая утомляемость, головная боль), неправильное устройство школьной мебели, несоответствие ее росту учащихся, плохое освещение способствуют:

· нарушению осанки

· искривлению позвоночника

· развитию близорукости

ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ.

Продолжительное сидение за рабочим столом в школе и дома:

· снижает двигательную активность детей,

· увеличивает статическую нагрузку

· вредно отражается на умственном и физическом развитии

· создает предпосылки к понижению сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям внешней среды.

Все гигиенические мероприятия должны проводиться дифференцированно с учетом

· возрастных анатомо - физиологических особенностей

· функциональных возможностей растущего организма.

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ.

Кроме анатомо-физиологических особенностей, свойственных растущему организму, большое значение для правильной организации учебно-воспитательного процесса имеет учет возрастных изменений:

· сердечно-сосудистой

· дыхательной

· эндокринной систем

· органов чувств

· пищеварения

· обмена веществ.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов:

· наследственности

· климата

· особенностей питания

· уровня материальной обеспеченности семьи

· выполнения основных режимных моментов.

Для оценки физического состояния детей существует методика антропометрических исследований, которая предусматривает использование следующих показателей:

1. Соматометрических – длина тела (рост), масса тела (вес), окружность грудной клетки, головы, длина рук и ног и др.

2. Соматоскопических – состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, состояние полового развития.

3. Физиометрических – жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления.

4. Состояние здоровья.

Оценку физического развития производят на основании сопоставления индивидуальных показателей, характеризующих уровень развития ребенка со средними их значениями для данной возрастно-половой группы детей.

При комплексной оценке здоровья детей и подростков учитываются следующие критерии:

· наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;

· уровень функционального состояния основных систем организма;

· степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; внешней среды;

· уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ.

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением его к одной из «групп здоровья» дается с обязательным участием всех перечисленных критериев.

Выделены следующие группы здоровья:

I. Здоровье с нормальным уровнем развития и нормальным уровнем функций.

II. Здоровье, но имеющее функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям (болеют 4 и более раза в году).

III. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии сукбкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма.

V. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

В нашей стране существует целый ряд детских и подростковых учреждений, предназначенных для обучения, сохранения и укрепления здоровья, физического развития детей.

Основным детским учреждением для детей дошкольного возраста служит детский сад, предназначенный для детей от 3 до 7 лет.

Основу планировки и эксплуатации здания детского дошкольного учреждения составляет принцип групповой изоляции:

· каждая группа должна иметь набор необходимых помещений;

· размещаться изолированно от других групповых ячеек;

· пользоваться отдельным входом.

Здание детского дошкольного учреждения состоит из трех групп помещений:

· помещения для детей преддошкольного возраста;

· для детей дошкольного возраста;

· административно-хозяйственные и обслуживающие помещения.

В соответствии с возрастом дети объединяются в группы:

· по 20 (ясельные группы) человек;

· 25 (для детей дошкольного возраста) человек;

Участок, отводимый под детский сад, должен быть:

· сухой, озелененный;

· доступный солнечному облучению;

· удаленный от источников загрязнения атмосферного воздуха, шума.

Здание должно быть удалено от соседних на расстояние трехкратной высоты самого высокого из них.

В состав помещений детского сада обязательно входят:

· групповые комнаты, в которых дети проводят большую часть своего времени (игры, прием пищи, занятия);

· туалетные помещения;

· буфетная, медицинская комната, изолятор.

Окна групповых комнат ориентируются на юг или юго-восток. На земельных участках детских дошкольных учреждений предусматривают:

· групповые площадки, изолированные живой изгородью, для игр на свежем воздухе;

· общую физкультурную площадку;

· дорожку для езды на велосипедах;

· огород-ягодник;

· хозяйственную площадку.

Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%. На групповых площадках устанавливаются теневые занавесы или павильоны, оборудуются песочницы, качели, горки и другое оборудование.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШКОЛЫ.

Общеобразовательные школыявляются основным учреждением для детей и подростков до 17 лет. Обучение в школе связано:

· с напряженной и сложной умственной работой;

· постепенным развитием утомления;

· снижение качества усвоения изучаемого материала.

Утомление – естественное следствие любой работы, особенно однообразной и монотонной, характеризуется:

· снижение работоспособности (со стороны органов и систем, несущих основную нагрузку во время занятий).

В детском возрасте:

· в ЦНС преобладают процессы возбуждения над процессами торможения;

· имеет место повышенная подвижность нервных процессов (быстрая смена очагов возбуждения и торможения),

· имеет место склонность процессов возбуждения к иррадиации.

Эти особенности ЦНС выражены более четко у детей младшего школьного возраста, и они должны учитываться при организации работы образовательного учреждения с целью профилактики переутомления учащихся.

Земельный участок предназначен для пребывания учащихся на свежем воздухе и используется для учебных целей.

Он должен быть удален:

· от улиц с большим движением автотранспорта;

· промышленных предприятий;

· рынков и других мест со значительным скоплением людей.

Участок делится на зоны:

· площадь, под школьным зданием, расположенным от улицы на расстоянии не менее 15-20 м;

· спортивная зона в глубине участка;

· учебно-опытная зона;

· хозяйственный двор.

Озеленений должно быть не менее 50% территории, включая защитную зону из деревьев и кустарников.

Школьное здание принято строить не более, чем 5 этажей, отступ от соседних зданий на расстояние, равное трехкратное высоте самого высокого из них.

Классы размещают по одной стороне с окнами, обращенными на юг или юго-восток, а другую сторону к нему туалетами.

Ширина коридора должна быть не менее 2,0 м и к нему должно прилегать не более 6 классов.

На первых этажах размещают младшие классы, на верхних – старшие и лаборатории, что облегчает младшим школьникам выход из здания к выгодно в противоэпидемическом отношении; уменьшается контакт их с другими учащимися.

Главными учебными помещениями служат классы и учебные кабинеты (кстати, учебные кабинеты менее гигиеничны, т.к. увеличивают контакт учащихся между собой). Классы устраивают площадью 50 м 2 на 40 человек из расчета 1,2 м2 на одного учащегося.

Глубина классов составляют 6,1 м, длина – 8,2 м, что:

· обеспечивает необходимое освещение на партах, стоящих у внутренней стены;

· позволяет ясно видеть с последних парт написанное на доске;

· позволяет хорошо слышать речь преподавателя.

· Кабинеты истории, географии, литературы имеют площадь 50-66 м2. Окна в классах и кабинетах должны находиться с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы исключить образования теней от кисти руки во время письма.

· Занятия по физике, химии и биологии проводят в лабораториях размером 65 м2, которые размещают, за исключением биологической, в верхних этажах во избежание проникновения вредных газов в нижние помещения.

Для обеспечения политехнического обучения в современных школах устраивают мастерские по обработке дерева и металла. Они рассчитаны на занятия с группами не более 20 человек и – имеют площадь не менее 66 м2. мастерские располагаются в одном из крыльев первого этажа, чтобы облегчить доставку материалов и оградить учебные занятия в классах от шума. В мастерских усиливают вытяжную вентиляцию, устраивают дополнительное местное освещение у станков и обеспечивают необходимые меры по технике по безопасности.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

Световой коэффициент (СК) – отношение освещенной поверхности окон к площади пола (за вычетом площади переплетов, на которую отводиться 10-25% площади окна)

S окон – S переплетов

СК=-------------------------

S пола

Световой коэффициент в классах и других учебных комнатах должен составлять 1:4-1:5

· Угол падения не менее 270

· Угол отверстия не менее 60

· Кео – 1,5%

М внутри помещения * 100%

Кео=-------------------------------

М снаружи

Где М – мощность светового потока.

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ.

Уровень искусственного освещения на рабочих поверхностях класса, аудиториях, учебных кабинетах, лабораториях должен быть не менее 150 лк (лампы накаливания) или 300 лк от источников люминесцентного электрического освещения.

Достаточное освещение обеспечивает:

· лучшее зрительное восприятие;

· более высокий тонус нервной системы;

· предупреждает развитие близорукости;

· способствует качественной умственной работе.

ВЕНТИЛЯЦИЯ И ОТОПЛЕНИЕ.

Необходимый санитарный режим школьного здания обеспечивают достаточной вентиляцией классов и других учебных помещений. При плохой вентиляции наблюдается ряд болезненных явлений у учащихся:

· головная боль;

· малокровие;

· сонливость;

· снижений работоспособности.

Температура воздуха в классах поддерживается в пределах 18-200

ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА.

· необходимо открывать фрамуги в классах во время перемен, а во время урока хорошо проветривать коридоры;

· искусственная вентиляция должна обеспечивать 1,5 кратный обмен воздуха в час;

· внутренняя отделка классов и кабинетов должна позволять легко поддерживать чистоту;

· стены на высоту 1,8 м красят светлой масляной краской, верхнюю часть стен – клеевой;

· при использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один светлый тон на всю высоту;

· необходимо обращать внимание на чистоту окон и не затенять их занавесями и горшками с цветами.

УСЛОВИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКА.

Скорейшему освоению избранной профессии могут способствовать

· специальные физические упражнения в виде спорта;

· развивающие двигательные навыки, необходимые для выполнения трудовых операций.

ШКОЛЬНАЯ МЕБЕЛЬ.

Школьная мебель представлена партами и школьными столами. Правильно устроенная мебель должна:

Ø соответствовать размерам тела учащегося;

Ø соответствовать его возрасту;

Ø обеспечивать правильную посадку.

В противном случае мебель может быть одной из причин:

· ухудшения зрения, когда детям приходится держать голову при чтении и письме то слишком высоко, то слишком низко;

· способствовать искривлению позвоночника;

· вызывать излишнее мышечное напряжение;

· вызывать более быструю утомляемость;

· стеснять дыхание и внутренние органы;

· мешать нормальному развитию костной системы.

Первой была предложенная Ф.Ф. Эрисманом в конце прошлого века парта. Она послужила прототипом для современных моделей школьной мебели.

Главными параметрами парты, обеспечивающим правильную, менее утомительную позу учащихся, являются:

· дистанция;

· дифференция.

Дистанция – расстояние (по горизонтали) между задним краем стола и передним краем скамьи (стула) для сиденья. Оно должно быть отрицательным, т.е. край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.

Дифференция– расстояние (по вертикали) от заднего края стола до скамьи при опущенной и согнутой в локте руке. Принято считать, что в среднем дифференция должна составлять I/7 – I/8 часть роста.

При положительной дистанции ученик вынужден:

· тянуться и сгибать корпус,

· это приводит к искривлению позвоночника (кифоз).

Школьник лишен возможности, использовать спинку парты, как дополнительную опору, отчего он быстрее утомляется.

При большой дифференции (высокий стол или низкое сиденье), чтобы положить руки на стол, ученик должен поднимать правое плечо, что неизбежно вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз); расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженным (норма 36-40 см).

При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье) ученик, чтобы расположить предплечье на столе, должен сильно наклоняться, что способствует появлению сутулости или искривлению позвоночника назад (кифоз) особенно, если одновременно имеется положительная дистанция.

Классные доски изготовляют из:

· линолеума;

· релина;

· пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью.

Нижний край досок должен находиться несколько выше уровня парт (89-95 см от пола). Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают добавочное местное освещение.

· писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны с последних парт;

· стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при письме на ней.

ЗРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Постоянное и чрезмерное напряжение аппарата аккомодации приводит к длительному спазму аккомодации, при котором глаза в течение продолжительного времени остаются в положении, приспособленном к рассматриванию предметов в близи. В результате этого развивается:

· сначала функциональная близорукость

· которая может перейти в истинную

· кроме того, в том же направлении действует, одновременное сильное, сведение глаз к средней линии (конвергенция), наблюдающаяся при рассматривании предметов вблизи

· доказано, что отсутствие нормальных гигиенических условий для зрительной работы учащихся, может способствовать развитию близорукости, особенно у детей, предрасположенных к этому.

Не всегда уделяется должное внимание условиям приготовления уроков и чтения художественной литературы дома:

· вредное чтение лежа, поскольку при этом нарушается нормальное расстояние от книги до глаза;

· повышается внутриглазное давление;

· слишком много времени школьники уделяют просмотру телевизионных передач.

Правильная организация учебно-воспитательной работы в дошкольных и школьных учреждениях, дома:

· способствует нормальному умственному и физическому развитию детей и подростков;

· укрепляет их здоровье;

· повышает успеваемость.

Особенно важно:

· рациональное распределение труда и отдыха;

· гигиеническое нормирование нагрузок в различных видах деятельности.

Учебные занятия связаны с интенсивной деятельностью нервных клеток коры большого мозга, которые у детей в функциональном отношении менее устойчивы, а потому отдых должен быть тщательно охраняем.

РЕЖИМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА.

В дошкольном возрасте процесс воспитания и обучения требует большой осторожности при нормировании различных видов деятельности:

· в детских садах в режиме младших групп (3-4 года) продолжительность занятий рисованием, лепкой составляет 10-15 минут

· в более старших группах она увеличивается до 20-25 минут, причем переводится с перерывом два занятия и характер трудовой деятельности постепенно усложняется.

Элементы режима дня Время суток
   
Сбор детей, туалет, гимнастика 8 ч
Завтрак 8 ч 30 мин
Занятия (первое 20 мин, второе 15 мин) 9 ч 30 мин
Прогулки, игры на воздухе 10 ч 10 мин
Обед 12 ч 45 мин
Дневной сон 13 ч 30 мин
Игры 15 ч 20 мин
Полдник 16 ч
Прогулка, игры на воздухе 16 ч 30 мин
Ужин 19 ч
Уход детей домой 20 ч
   

РАБОТА ШКОЛЬНИКА.

При построении учебного процесса в школах необходимо учитывать периодичность в работоспособности учащихся, которая меняется на протяжении года, месяца, недели, дня.

Эти изменения:

· обусловлены функциональными

· психофизиологическими особенностями организма

· характерны для каждого возраста

· связаны с величиной учебной нагрузки

· режимом занятия

· гигиеническими условиями.

К концу года, главным образом, с января:

· умственная работоспособность снижается

· ухудшаются некоторые физиологические реакции.

Происходящие изменения обратимы и организуемые три раза в год каникулы, особенно летние, обеспечивают восстановление работоспособности.

· Наиболее высокий уровень работоспособности учащихся наблюдается с 8 до 11 ч., т.е. на первых двух – трех уроках. В это время следует проводить занятия по более трудным предметам ( математика, иностранные языки, физика, химия), чередуя их с более легкими.

· В предобеденное и послеобеденное время происходит снижение работоспособности.

· Некоторый подъем ее наблюдается во второю половину дня, хотя по уровню ниже, чем бывает утром.

Итак, ознакомившись с влиянием различных факторов внешней среды на организм ребенка в процессе его жизнедеятельности, воспитания и обучения, медицинские работники должны стремиться вместе с органами просвещения к созданию таких условий, которые бы максимально способствовали укреплению здоровья и наилучшему его развитию.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Что является основной задачей гигиены детей и подростков?

2. Как сказывается на состоянии детей и подростков неблагоприятное воздействие окружающей среды?

3. Какие анатомо-физиологические особенности происходят во втором возрастном периоде?

4. Основной принцип планировки к эксплуатации детского дошкольного учреждения.

5. Что такое дистанция и дифференция?

6. Световой коэффициент для школьных классов.

7. Условия, способствующие развитию близорукости у детей.

8. Кто относится к первой группе здоровья?

9. какая патология может развиваться у школьников при положительной дистанции?

10. Продолжительность сна для детей 7-10 лет.

11. Перечислите состав групповой ячейки детского сада.

12. Назовите основные гигиенические требования к классной комнате.

13. Требования к школьной мебели.

14. Определение КЕО.

Определения

Анатомия – это наука о форме и строении живых организмов, в частности строение человеческого тела, его органов.

Название «анатомия» происходит от греческого слова anatome – рассечение, расчленение, что указывает на один из основных методов анатомии –рассечение (препаровка).

Физиология – наука о процессах, протекающих в живых организмах, она изучает функции организма, деятельность различных органов. Термин «физиология» образован от двух греческих слов physis – природа, logos – учение.

Анатомия и физиология тесно связаны между собой, так как форма и функции взаимно обусловлены.

Возрастная анатомия и физиология - самостоятельная ветвь биологической науки, изучает изменения строения и функций организма, возникающие в процессе его развития.

Школьная гигиена (гигиена детей и подростков) – это медицинская наука. Она изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоническое развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Гигиена детей и подростков как наука развивается на основе возрастной физиологии и морфологии. В ней широко используются общебиологические законы развития. Она тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами, а также с техническими и педагогическими науками.

Школьная гигиена и возрастная физиология тесно взаимосвязаны, поскольку разработка гигиенических норм режимов для детей разного возраста, организация их труда и отдыха, питания и одежды основаны на знании функциональных особенностей организма школьника в различные возрастные периоды.

2.Задачи курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены:

· изучить анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков;

· ознакомить студентов с физиологическими основами процессов обучение и воспитания;

· научить использовать знания о морфо-функциональных особенностях организма детей и подростков для правильной организации учебно-воспитательного процесса в школе и дошкольных учреждениях.


3. История развития и становления

Вопросы возрастной физиологии ставились еще в трудах Гиппократа, Аристотеля, в сочинениях древних индусов.

Научное изучение вопросов возрастной анатомии и физиологии человека начато у нас в стране профессором Петербургской военно-медицинской академии Н.П. Гундобиным (1860-1908). Он и его ученики изучали анатомо-физиологические особенности всех органов и систем детского организма.

В бывшем СССР особенно большое значение традиционно уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей, так как это необходимо для повышения эффективности различных учебно-воспитательных мероприятий. В данном направлении много сделано В.М.Бехтеревым, А.Г. Ивановым-Смоленским, Н.И.Красногорским, Л.А. Орбели, П.К. Анохиным, М.М.Кольцовой, И.А. Аршавским и др.

В настоящее время вопросы возрастной анатомии и физиологии изучаются на молекулярном уровне. Ведущим центром является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве, а также Институт возрастной физиологии РАО в Москве.

Школьная гигиена как наука возникла в 19 веке и занималась изучением вопросов охраны здоровья школьников. Основоположниками школьной гигиены были русские ученые Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) и А.П. Доброславин (1842-1889). Ф.Ф. Эрисман создал кафедру гигиены в МГУ. Он разработал гигиенические требования к выбору участка под строительство школы и проект школьного здания.

В дальнейшем задачи данной отрасли медицинской науки расширились – она стала изучать вопросы охраны, укрепления здоровья и улучшения физического развития детей и подростков всех возрастных групп.

В создании и развитии гигиены детей и подростков значительную роль сыграли многие отечественные ученые: Н.А.Семашко разработал основные теоретические положения школьной гигиены и физической культуры, В.В.Гориневский создал капитальные труды по закаливанию детского организма и физическому воспитанию, П.М.Ивановский занимался вопросами физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, планировки и благоустройства детских учреждений, С.Е.Советов организовал первую кафедру школьной гигиены в МГПИ им В.И.Ленина и является автором первых учебников по гигиене для студентов педагогических институтов.

Методы исследования

Физиология имеет свои специфические методы исследования.

а) главным является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия. и лабораторным экспериментом.

б) метод наблюдения, которым обязательно хорошо должен владеть и логопед.

в) метод функциональных нагрузок, активно применяемый в возрастной физиологии, является разновидностью лабораторного эксперимента. Изучение функций в этом случае осуществляют с применением дозированных функциональных нагрузок путем изменения интенсивности или продолжительности того или иного воздействия (ортостатическая проба, физические и умственные нагрузки).


Для задач возрастной анатомии и физиологии большое значение имеет оценка физического развития детей и подростков, которая проводится с помощью следующих методов:

· индивидуальный метод (метод продольных срезов) – применяется при систематическом наблюдении за физическим развитием одного и того же ребенка в течение длительного времени, необходимого для индивидуальной оценки его развития. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин;

  • генерализирующий (массовый) метод (метод поперечных срезов) – используется при массовом обследовании физического развития детей и подростков в относительно короткие сроки с целью получения средних показателей физического развития в каждой возрастно-половой группе. Достигается это с помощью статистической обработки полученных результатов. Они являются возрастными стандартами и отражают уровень физического развития определенных контингентов детей и подростков. В этом случае обследуется не менее 100 человек с учетом возраста. пола, национальности и региона проживания. Стандартные таблицы рекомендуется создавать не реже чем через 10-15 лет.

Литература

1. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год

2. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. - М., Просвещения, 1975.

3. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. - М., Просвещения, 1978.

4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М., Просвещения, 1990.

5. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков, 5-ое изд. - М., Медицина, 1977.

6. Матюшонок М.Г. и др. Физиология и гигиена детей и подростков. - Минск,1980 год

7. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. - М.,Просвещения,1983 год.

8. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.

Литература

1. Кликс Ф. Пробуждающее мышление. - М.: Прогресс, 1983.

2. Воронин Л. Г. Физиология ВНД. - М.: Высш. шк., 1979.

3. Физиология человека / Под. ред. Н. В. Зимкина. - 3-е изд. - М.: Физкультура и спорт. 1964.

4. Большая медицинская энциклопедия. т. 6. - М., 1977 г.

5. Большая медицинская энциклопедия. т. 11. - М., 1979 г.

6. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. - М., 1985 г.

7. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М., Высшая школа,1985 год

8. Под ред. Сапина М.Р. Анатомия человека. В 2 томах. - М., Медицина, 1993. - Т.2, с. 268-478.

9. Избранные главы по возрастной физиологии / Под ред. Ситдикова Ф.Г. - Казань, 1992.

10. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. - М., Медицина, 1985.

11. Моренков Е.Д. Морфология мозга человека. - М., Изд. МГУ, 1978. - 194 с.

12. Синельников Р.Д., Синельников Я.Р. Атлас анатомии человека. В 4 томах. - М., Медицина, 1994. - с. 10-254.

13. Под ред. Ноздрачева А.Д. Общий курс физиологии человека и животных. В 2 т. - М., Высш. шк., 1991. - Т.1, с. 32-370.

14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма (1 и 2 части). М., Просвещение, 1986.

15. Под ред. Антроповой М.В. и Кольцовой М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма дошкольного возраста. - М., Педагогика, 1983.

16. Под ред. В.И.Козлова, Д.А.Фарбер. Физиология развития ребенка. М., Педагогика, 1983.

17. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение, - М., Мир, 1988. - 248 с.

18. Морфология человека / Под ред. Никитюка Б.А., Чтецова В.П. - М., Изд. МГУ, 1990. - с. 252-298.

19. Под ред. Агаджанян Н.А. Атлас по нормальной физиологии. - М., Высш. шк., 1986. - 351 с.

20. Ашмарин И.П. Загадки и откровения памяти. - Л., Изд. ЛГУ, 1975. - 160 с.

21. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. / Под ред. Батуева А.С. - М., Высш. шк., 1991. - с. 12-95, 303-327.

22. Под ред. Симонова П.В. Мозг. - М., Мир, 1985. - 287 с.

23. Шеперд Г. Нейробиология. В 2 т. - М., Мир, 1987. - Т.1, с. 78-264; Т.2, с. 19-43, 65-147, 158-176, 257-266.

24. Экерт Р., Рэндел Д., Огастни Дж. Физиология животных. Механизмы и адаптация. В 2 т. - М., Мир, 1991-1992. - Т.1, с. 186-375, Т.2, с. 261-273.

25. Гистология / Под ред. Елисеева В.Г. - М., Медицина, 1983. - 611 с.

Лекция 5.

Здоровье детей и подростков

Профилактика отклонения здоровья и возникновения заболеваний школьников ведется в трех направлениях: 1) организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями учащихся; 2) повышение функциональных возможностей растущего организма средствами физической культуры; 3) дифференцированные режимы в сочетании с лечебными мероприятиями для детей группы риска.

Все три направления предусматриваются годовым планом работы врача школы, обсужденным на педагогическом совете и утвержденным главным врачом детской поликлиники.

Первое направление определяется планировкой, санитарно-техническими сооружениями и оборудованием школы. Именно эти факторы создают благоприятные условия для проведения учебного процесса, отдыха, физического воспитания, полноценного естественного освещения, оптимальной воздушно-тепловой среды, питания. Гигиенические требования к участку и зданию школы. Основные гигиенические нормативы и требования к строительству школ обеспечиваются законодательными документами — строительными нормами и правилами (СНиП), которые систематически пересматриваются с учетом научных достижений в области гигиены и физиологии растущего организма, развитием строительной и санитарной техники. Школа относится к числу учреждений повседневного обслуживания, поэтому расстояние до школы в городах не должно превышать 0,5 км, а в сельских школах радиус обслуживания увеличивается до 3 км. При расстоянии до школы свыше 3 км необходимы организованный подвоз детей или наличие интерната. Увеличение расстояния от места проживания до школы вызывает нарушение режима дня школьника, так как сокращает время, отведенное на приготовление уроков, внешкольные занятия по интересам, снижает умственную работоспособность, ухудшает состояние сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма ученика.

Экспертиза жилых и производственных помещений: электромагнитное излучение любого происхождения, шум, радиационный фон. Комплексное обследование. Аккредитованный испытательный центр АНО НИИЦ "РФТТ"

Земельный участок школы предназначен обеспечить не только учебно- воспитательный процесс, но и оздоровление детей. Использование участка должно начинаться с прихода детей в школу до занятий на игровых и спортивных площадках, проведения гимнастики перед уроком (вводная гимнастика). На участке предусмотрены учебные занятия по естествознанию, биологии, географии, астрономии, физике, элементам сельскохозяйственного труда, а также занятия по физическому воспитанию. Пришкольный участок должен максимально использоваться во время перемен, особенно динамической перемены, прогулок и игр групп продленного дня, для проведения кружковых занятий юных натуралистов, спортивных секций, при организации на базе школы летнего пионерского лагеря или площадок отдыха для детей, остающихся летом в городе. На участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, спортивная, отдыха и хозяйственная.

Учебно-опытная зона составляет 25 % площади участка и включает участки огородных и садовых растений, пар

Наши рекомендации