Дисгармоническое психическое развитие: психопатии и патологические формы развития личности. Систематика психопатий
Дисгармоническое развитие – психопатии, в первую очередь конституциональные, в основном наследственно обусловленные, либо обусловлены экзогенными вредностями, действующими на ранних этапах онтогенеза, и патологические формирования личности.
Схожесть с искажённым развитием: сочетание явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других, нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций.
Отличие дисгармонического развития от искажённого развития: основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искажённых межфункциональных связей, а врождённая либо рано приобретённая стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере.
Эта диспропорциональность, обусловливая формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых по Г.Е. Сухаревой, характерна «неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде» (1959).
Психопатия как стойкий дисгармоничный склад психики, в основе которых дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.
Клинико-психологическая структура ограничена кругом аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и взаимозаменяющихся под влиянием ряда социальных и биологических факторов; дисгармония личности в основе стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении привычных условий.
Отсутствие общепринятой классификации.
Сходное описание разными авторами клинико-психологической структуры отдельных вариантов психопатий.
1. Конституциональные психопатии: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психоастенические, истерические психопатии, психопатии типа неустойчивых.
Шизоидная: присущи черты аутизма. проявление опережения развития речевых и интеллектуальных функций на фоне задержки развития психомоторики и бытовых навыков с раннего возраста; раннее начало чтения, счета, интересы недетскими и отвлеченными проблемами, в то же время заторможенность моторики, позднее овладение навыками самообслуживания; эмоциональная холодность в сочетании с внутренней сензитивностью и ранимостью. Отличие от шизофрении: нет прогредиентности и психических расстройств.
Эпилептоидная: обычно происходит в препубертатном возрасте, но уже у дошкольников – педантизм, чрезмерная аккуратность, вязкость; дискомфорт или ущемление прав вызывает бурные аффективно-двигательные реакции; злопамятность; в школьном возрасте проявляется более выраженный эгоцентризм, стремление к борьбе "за порядок", недоброжелательное отношение к окружающим.
Циклоидный тип: немотивированное колебание настроения; склонность к шуткам, озорству, чрезмерной общительности.
Психоастенический (тревожно-мнительном) тип: тревожность, мнительность, часты страхи и другие навязчивые состояния; плохо переносят большие психоэмоциональные состояния.
Истерическая психопатия: диагностируется в пубертатном возрасте; стремление любым путем выделиться; эмоциональные реакции очень яркие; в происхождении истерической психопатии имеют значения конституционально-наследственные механизмы.
Психопатии типа неустойчивых: незрелость интересов, поверхностность поступков, неспособность к длительным целенаправленным действиям, легкая внушаемость. При достаточно высоком интеллекте плохая учеба.
2. Органические психопатии: (причина - раннее поражение нервной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни): возбудимый (эксплозивный) тип, бестормозной тип.
Возбудимый тип: преимущественно у мальчиков и впервые проявляется в 2-4 года. Чрезмерной возбудимость, повышенная двигательная активность, агрессивность, злобность, капризность, настроение неустойчивое, трудно адаптируются в детском коллективе; нарушения влечений, астенические симптомы.
Бестормозной тип: повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на внешние раздражители, Некритичность при достаточно сохранном интеллекте; патологии влечений в школьном возрасте (склонность к бродяжничеству, импульсивным сексуальным эксцессам и т.п.).
3. Патологическое формирование личности как тип дисгармоничного развития. Этиология – в основном неблагоприятные факторы воспитания.
В патогенезе основная роль:
1) Закрепление патологических реакций;
2) непосредственное "воспитание" таких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность.
Основные варианты: аффективно-возбудимый, тормозимый, истероидный, неустойчивый.
Аффективно-возбудимый: обусловлен неблагоприятной средой, в основном конфликтной (алкоголизм родителей, ссоры, агрессия и т.п.) Черты аффективной взрывчатости, склонности к разрядам раздражения, гнева, неадекватных раздражителю (имитация аналогичного поведения взрослых).
Истероидный вариант патологического развития личности: обусловлен или конфликтной ситуацией в семье или при воспитании по типу «кумира семьи». Проявление истерических реакций.
Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: обусловлено условиями гипоопеки – безнадзорности, отсутствие у ребенка чувства долга, отсутствие волевой регуляции в преодолении трудностей. Черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы: лабильность, аффект, импульсивность, повышенная внушаемость.
Тормозимый вариант патологического развития личности: обусловлен гиперопекой, связанной авторитарностью, деспотичностью, подавление в ребенке самостоятельности, инициативы. Инфантилизм, боязливость, склонность к страхам, ипохондричность.
4. К дисгармоничному развитию относится невропатия - особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленной неустойчивостью регуляции вегетативных функций. Дети повышенно впечатлительны и ранимы; неврозы страха, заикания, тики, энурез и т.д.
5. Особый вид дисгармонического развития аномалия психического развития, связанная с отклонением темпа полового созревания. Это нарушение вегетативно-эндокринной регуляции, в одних случаях приводящей к замедлению темпа развития полового созревания (его ретардации), в других - ускорению (акселерации). Эти аномалии обусловлены либо генетическими особенностями, либо органической недостаточностью нервной системы.
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: А.Е. Личко,
Г.Е. Сухарева, О.В. Кебрикова, В.В. Ковалев, Б.В. Зейгарник, В.В. Лебединский и др.