Дефект – недостаток – одной из функций, нарушающий развитие ребёнка, бывает только при определённых обстоятельствах.

В зависимости от характера нарушения преодоление одних дефектов в процессе развития ребёнка, коррекция других, компенсирование третьих.

Степень и качество первичного дефекта. Время возникновения первичного дефекта. Характер нарушения физического и умственного развития ребёнка, оказывающий влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности.

Понятие дизонтогении, психологические параметры дизонтогенеза

Дизонтогения - нарушение психического развития в перинатальный, натальный и постнатальный периоды онтогенеза. Дизонтогенез как нарушение развития индивида.

Психологические параметры дизонтогенеза:

1.Особенности функциональной локализации нарушения. Два основных вида дефекта:

- частный (обусловлен дефицитарностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи: недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем);

- общий (нарушения регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдается снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства, так и корковых, обусловливающих дефекты интеллектуальной деятельности – недостаточность целенаправленности, программирования, контроля, нарушения более сложных специфических человеческих эмоциональных образований). Обязательный анализ состояния как общих, так и частных нарушений при изучении любых нарушений развития.

2. Время поражения. Хронологический момент возникновения нарушения, длительность периода развития функции (подвергаются повреждению функциональные системы, имеющие короткий цикл развития и завершающие относительно рано). Сензитивные периоды развития функция как наиболее уязвимые (основные сензитивные периоды детства: 0 – 3 года и 11 – 15 лет). Неустойчивость психических функций, характерная для сензитивного периода, обусловливающее явления регресса – возврата функции на более ранний возрастной уровень, как временного, функционального, так и стойкого, связанного с повреждением функции.

3. Взаимоотношение между первичным и вторичным дефектом. Первичные нарушения, вытекающие из биологического характера болезни (нарушение слуха, зрения при поражении анализаторов; органическое поражение мозга и т.д.). Вторичные нарушения, возникающие опосредованно в процессе аномального развития.

О проблемах дефекта и понятие первичного и вторичного дефекта в своё время в 20-30-е годы 20 века разработал Л.С. Выготский – основоположник отечественной дефектологии.

Выготский Лев Семёнович (1896 - 1934)

Дефект – недостаток – одной из функций, нарушающий развитие ребёнка, бывает только при определённых обстоятельствах. - student2.ru

4. Межфункциональные взаимодействия. Несколько типов межфункциональных отношений в нормальном онтогенезе:

- явления временной независимости функции,

- ассоциативные,

- иерархические связи.

Возникновение в патологии диспропорции в развитии – явление асинхронии, основные их проявления:

- явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм;

- акселерации отдельных функций, например, чрезвычайно раннее (до 1 года) изолированное развитие речи при раннем детском аутизме;

- сочетание явлений патологической акселерации и ретардации.

Механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии, играющие большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

Разное проявление психических параметров при различных видах дизонтогенеза.

Варианты дизонтогении (по В.В. Лебединскому)

Виктор Васильевич Лебединский обобщил все исследования, проведенные до него, и дал классификацию вариантов дизонтогении в своей монографии «Нарушения психического развития у детей» (МГУ, 1985).

Дефект – недостаток – одной из функций, нарушающий развитие ребёнка, бывает только при определённых обстоятельствах. - student2.ru

Лебединский Виктор Васильевич 19 июня 1927 - 25 августа 2008

Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва - 25 августа 2008, Москва) - доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки - психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.

Обучение:

  • Исторический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1946-1951 гг.)

Дипломы, звания:

  • 1967 – кандидат психологических наук (медицинская психология 19.00.04). Диссертация «Нарушения движений и действий у больных с поражением лобных долей мозга».
  • 1972 – звание доцента.
  • 1997 – Лауреат Ломоносовской премии за преподавательскую деятельность.

Деятельность:



  • с 1970 г. – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • 1970-1966 – ассистент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • 1966-1962 – младший научный сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова;
  • 1955-1960 – учитель истории старших классов в школе г. Москвы
  • 1952-1955 – аспирант Московского городского педагогического института;

Область научных интересов:

  • клиническая психология
  • психология аномального развития
  • детская и подростковая психиатрия
  • патопсихология

Публикации:

Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.

Наши рекомендации