Мотивация как проявление потребностей личности.
Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость, личностный смысл поступка.
Этим понятием часто обозначаются такие психологические явления, как намерение, желание, стремление, замысел, охота, жажда, боязнь и др., т.е. в которых отражается наличие в человеческой психике некоей готовности, направляющей и определенной цели.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив».
Мотивация – это потребности, стимулы, мотивы, цели, намерения, определяющие выбираемые людьми формы поведения.
Мотивация тесно связана с потребностями человека, т.к. появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо, она есть начальный этап психической и физической активности.
Процессы мотивации имеют направление – достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание).
Цель и мотив не совпадают. Так, например, у человека может появиться цель – сменить место работы, а мотивы могут быть разнличными: улучшить свое положение; избежать грядущих неприятностей; приблизить место работы к месту жительства; работать рядом с друзьями и т.д.
Общее строение мотивационной сферы человека
(мотивы)
|
|
|
|
П О Т Р Е Б Н О С Т И
Ц Е Л И
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертампрежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также самооценку и уровень притязаний.
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
Мотив избегания неудачи – относительное устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
У человека есть два разных мотива, связанных деятельностью, направленной на достижение успеха. Это мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различаются следующим образом. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они проявляют стремление, во что бы то ни стало добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких людей обычно имеется ожидание успеха, т.е. берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи.Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, что бы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится его. В результате, он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом – жизненным неудачником.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильнее оценивать свои возможности, успехи и неудачи и обычно выбирают для себя профессии, соответствующие имеющимся у них знаниям, умениям и навыкам. Люди, ориентированные на неудачи, напротив, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, предпочитая для себя или слишком легкие, или слишком сложные виды профессий. При этом они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистический уровень притязаний.
Интересным представляется еще одно психологическое различие в поведении людей, мотивированных на успех или неудачу. Для человека, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу – падает.
Оказалось также, что люди изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на нее, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.