Зеркала и двери: знаки перехода
Дна нет. Просто глубже не пускают.
С.Лец
Зеркало — это аналог водной поверхности, зачаровывающее
отражение, возможность увидеть свой образ со стороны, так ска
зать, древнейший вариант биологической обратной связи1. Зер
кало, распространенный элемент мифов и волшебных историй,
часто бывает связано с мотивом дома. Его
можно использовать как «дверь» или пе
реход на другой уровень (аналогично кни
ге или картине). Во многих случаях отра
жение в зеркале устанавливает канал об
ратной связи между сознательным и бес
сознательным образом «Я» клиента, как,
например, в этом случае, когда избыток
фаллической символики, отягощенной
«дьявольскими» мотивами, проявляется
на уровне реального поведения как асо
циальные импульсы и стремление мани- А., 16 лет, асоциальное
пулировать окружающими. поведение
Зеркало в имагомире можно рассматривать и как инструмент, фиксирующий присутствие тех или иных субличностей клиента. Чем сильнее уровень диссоциированности этих субличностей, тем быстрее они проявляются при работе с образом зеркала — обычно на фоне углубления, уровня транса у клиента2 . Например, у женщины 42 лет на фоне не очень глубокого
1 Жак Лакан, культовая фигура европейского психоанализа, выделял «стадию зер
кала» в процессе развития ребенка как индикатор появления «воображаемого» — чело
веческого Эго (Lacan, 1977).
2 То есть можно сказать, что мотив зеркала часто является своего рода специфи
ческим трансовым ресурсом (кстати, не только в имагомире) — подобно образам окна,
двери, пещеры, моста и другим «знакам перехода».
погружения появляющиеся в зеркале отражения (различного эмоционального содержания) значительно усиливают транс:
— Дом кирпичный... Внутри одна комната... Стол, на столе чашка и самовар, в самоваре чай (с травами)...
— Если налить в чашку и выпить?
— Хороший чай.
— Где-то здесь может быть зеркало...
— Да, вот — большое...
— Посмотрите в зеркало, что там можно увидеть?
— Я не знаю... меня там нет... Что-то коричневое... очень нехорошее..
— Если внимательно присмотреться...
— Нет, не хочу, что-то плохое... Какие-то коричневые брызги...
— Все хорошо. Давайте посмотрим внимательно...
— Это... это нельзя называть... Тот, кто с рогами...
— Все нормально... Можете протереть зеркало?
— Тут на нем почему-то висит тряпка... Протираю... Смотрю в зеркало... Там девушка... такая Аленушка, как в фильме... С косой.
— Зеркало стало совсем чистым?
— Нет, еще по краям осталось немного пыли... Тряпка очень грязная, ею уже нельзя вытирать...
— Может, здесь есть еще какая-то чистая ткань, которой можно совсем дочиста вытереть зеркало...
— Да, вот... полотенце вышитое, красивое. Вытерла, оно стало очень грязное... но зеркало стало совсем чистым...
— Давайте отмоем его.
Отражение в зеркале — это явленный, временный мир, но также и знание человека о самом себе. При рассмотрении человеком своей природы зло уничтожается, увидев свое отражение: зло разрушается, когда узнает себя. Д. Купер. Энциклопедия символов |
— Тазик с водой, стираю... Никак не отстирывается, грязь как прилипла...
— Добавим что-нибудь. Это поможет отстирать.
— Тут уже есть порошок... стираю им... Наконец чистое... Воду грязную выливаю... (Через некоторое время возвращается к зеркалу и видит там себя такую, как сейчас, а затем как десятилетнюю девочку.)
Появление в зеркале явно негативных фигур обычно бывает связано с сильными тенденциями к созданию «фиксированных идей» — жестких матриц биполярного программирования (оппозиции типа «хорошо — плохо», «свет — тьма» и др.) и отторжением ресурсных образов — медиаторов этих оппозиций (например, в таких случаях ими могут быть «так, как есть»3 или «восход»). При отсутствии явных внутренних конфликтов изображение в зеркале, как правило, достаточно «позитивное» — это может быть отражение самого клиента в хорошем расположении духа или в более молодом возрасте, часто с различными «сказочными» атрибутами; или может появиться какое-то животное, символизирующее определенные черты его личности. У женщин часто появляется субличность Принцессы-невесты и другие символы вечной молодости, очертания кошачьей фигуры или птицы; мужчины могут встретиться с различными древними «тотемическими субличностями» (тигром, медведем, орлом и т. д.). Состояние и внешний облик этого животного может сообщить кое-что важное о мотивационной сфере и стратегиях достижения цели.
Вот, например, символический образ агрессивной черной кошки возник у 15-летней девушки в ситуации психологического кризиса.
Как мы уже видели, при сниженном уровне психосоциальной адаптации появляются различные теневые ресурсы — дьявольские фигуры, Золушка и Маленький оборвыш, «негативные» животные (с клыками, клювами, копытами или пребывающие в измученном состоянии), симбиотичес-кие фигуры (материнского и отцовского регистра). В некоторых случаях зеркало бывает пустым — обычно при неглубоком погружении в транс и/или при доминировании защитного ме-
3 Как в известной шуточной строчке: «Жизнь такова, какова она есть, и больше никакою».
ханизма отрицания4. Вообще фигура из теневого регистра — это потенциально наиболее сильный имагоресурс, эпицентр конфликта, который, подобно отрицательному герою «мыльной оперы», может оказаться основным двигателем воображаемого сюжета5.
Зеркальное отражение у девушки 17 лет с проблемами в общении. Принцесса в красивом платье, появляющаяся в зеркале, в полном смысле этого слова отражает «детские» представления о женственности и красоте, ориентацию на видимость, форму. Новое платье для королевы шьют близкие ей люди, но посторонние часто не замечают этой красоты.
А это отражение принадлежит 14-летней девушке (психологические проблемы, связанные с восприятием своего тела). Паучок, располагающийся рядом с глазом — это визуальная метафора древней пословицы про сучок в глазу. Если одни люди не замечают в своем глазу бревна, то другие фиксируют внимание на малейших соринках. Иногда это еще называют перфекционизмом (perfection — совершенство).
4 В таких случаях может также возникнуть стандартное (как фотография на пас
порте) отражение, с очень низкой информационной ценностью, не «заряженное» сим
волически.
5 Как в известной киноистории: убив бессмертного (конечно, «плохого»), получа
ешь массу энергии (хотя, по идее, такая однообразная стратегия не должна бы так долго
работать).
Еще одним распространенным элементом символического визуального поля являются различные изображения — картины, фотографии, книги. Книга часто бывает написана на непонятном языке, и в ней почти всегда есть какие-то картинки. Картины и фотографии могут встретиться и отдельно — на картинах часто изображены какие-то мифические фигуры и пейзажи (драконы, дворцы, море и др.), на фотографиях же чаще всего запечатлены мужчины и женщины (иногда с детьми) либо какие-то неизвестные люди, порой красиво или необычно одетые.
Картины, книги, зеркала, двери с замками и без, мосты обычно символизируют своего рода «знаки перехода», свидетельствующие о возникновении возрастной регрессии, углублении трансового состояния — это своего рода «сон во сне», погружение на следующий уровень. В некоторых случаях за дверью находятся темные комнаты, книги на непонятном языке; но эта темнота, как правило, постепенно осветляется в процессе углубления рапорта.
Женщина 34 года. Мост через пропасть. Его нужно преодолеть, для того чтобы перейти к следующему уровню имагоми-ра, в котором содержится «момент истины».
Молодой человек 19 лет. Еще один мост, на этот раз через реку. К сожалению, по этому светлому пути пройти не удастся.
В следующем примере в процессе «осветления темноты», находящейся за деревянной дверью, появляются эмоционально заряженные фигуры маленькой девочки и старика, через взаимодействие с которыми возникает состояние полета — уже слегка даже приевшаяся метафора сексуального слияния (Е., 25 лет, психосексуальные проблемы).
— Дверь... деревянная, большая... красивые такие петли... За дверью темно...
— За большой деревянной дверью... что-то все же видно?
— Полка книжная... Там книга с красной обложкой... В ней закладки, слова написаны какими-то закорючками, ничего нельзя понять... Кое-где такие рамки для картинок, но в них нет никаких рисунков... Почти ничего... Что-то вроде комнаты... Темно... Там в углу кто-то есть... забился в угол, шевелится...
— Кто это?
— Не видно... это ребенок... Вроде девочка, грязная очень, одета
в тряпье, а глаза огромные-синие... Это подросток... лет 12...
— Если подойти поближе, может быть, погладить ее по голове...
— Она боится... Подошла, я платком вытираю ей лицо... Она уже не такая грязная... Я беру ее на руки... Она как-то скручивается калачиком у меня на руках... Становится какой-то маленькой... Я выхожу с ней на улицу, там светло... На поляну, там трава и цветы...
— И что сейчас происходит?
— Вот тут какой-то дом... Дверь... она закрыта...
— Можно постучать?
— Стучу... Открывает какой-то мужик6... очень высо-
' Ну, в общих чертах, похож..
кий, ростом под притолоку... Говорит, что мне туда нельзя, а ребенок стал каким-то маленьким... как будто несколько месяцев... Идет в дом, ему можно...
— Может быть, он Вас пустит... Покажите ему ту красную книгу... Откройте и покажите...
— Он стал добрее... Разрешил... но только на первый этаж... на второй нельзя...
— Хорошо...
— Я вхожу, там комнаты... Тоже как-то темновато... Что-то вроде кухни, стоит стол, на нем ваза с фруктами — большие красные яблоки и виноград...
— Яблоки и виноград... они сладкие?
— Я не люблю яблоки... А виноград какой-то невкусный...
— Есть еще какие-нибудь плоды?
— Да... вот половинка персика... Вкусный... Я его ем... Тут еще комната с очень мягким ковром...
— Хорошо... А можно подняться на второй этаж, туда, где ребенок?
— Старик не разрешает...
— Дайте ему яблоко. Может быть, он разрешит...
— Да, он разрешает... Кладет мне что-то в карман... что-то как бы опасное... Поднимаюсь наверх... Там ребенок, сейчас ей лет десять...
— А что дал старик? Что сейчас у Вас в кармане?
— Это ключ... не знаю, что им можно открыть... Здесь ничего нет...
— Может быть, старик знает?
— А он уже здесь... Он расстегивает рубаху... У него в животе замок... Это его нужно открыть... Как-то страшновато...
— Откройте...
— Открываю... Он весь как-то поплыл... и вся комната поплыла... Теперь вокруг только небо... Голубое небо, и я летаю в нем...
Подобно тому, как Алиса, путешествуя по Стране Чудес, стремится попасть в волшебный сад, находящийся за специальной дверцей, путешественнику в имагомире постоянно приходится входить в различные двери, проходить через зеркала и туннели, входить в старые книги и картины. Эти погружения и переходы являются чем-то вроде маркеров, помечающих переход на следующий уровень игры — все дальше в поисках золотого ключика, волшебных сокровищ, принца или принцессы.
Другие берега
1. Зеркала, двери, мосты, тоннели, картины обычно помечают зоны перехода на «другие уровни» внутреннего мира.
2. Мотив зеркала также является хорошим способом увидеть наиболее активные в данный момент «субличности».
3. Многие знаки перехода сопровождаются явлением возрастной регрессии и более глубокими изменениями сознания.
4. Помимо перечисленных символических объектов в има-гомире встречается множество других «мест силы» — таких, как дерево, камень, любое замкнутое пространство, центральная точка помещения и др.