Мультикарта 5. Заколдованный лес
Лес в имагомире обычно выступает в двух ипостасях — как темная чаща, скрывающая внутри себя различные страхи, и как светлый лес (иногда что-то вроде священной рощи), в котором можно укрыться. Опушка леса — это граница между открытым пространством (более «домашним» и личностно обжитым) и менее известным. Лес, в отличие от моря, обычно интерпретируется как верхние слои бессознательного — это те его области, которые в данный момент наиболее близки к сознанию. Фигуры, появляющиеся из леса, и есть символические «презентации» этих диссоциированных объектов — персонажи из «тени», вначале обычно сильно подкрашенные, чтобы не было очень страшно.
Дерево Личная история Связь с верхним миром "Неподвижная" жизнь Человек, личность Мировое дерево Глупость ("чурка", "полено") Корни и ветви Рождественская ель Покой и мудрость Сила характера Священное дерево Внеязыковое знание ("стержень", ствол) Плодоносящее дерево (мать) |
Лес В заповедных и дремучих Страшных муромских лесах Всяка нечисть бродит тучей И в проезжих сеет страх. В. Высоцкий |
Чаща Потеря ориентиров Утрата безопасности Враждебные фигуры (хищники, ведьма, людоед, разбойники) Ограничения движения и информации Спрятанные клады (скрытый ресурс) |
Роща Укрытие, отдых, покой "Хорошие" животные и растения Близкое окружение (позитивный социум) Доступ к ресурсам (социальная поддержка, контакт с природными силами) |
Опушка Черта, переход Граница известного и неизвестного Возможная опасность Тревога перед неизвестностью Приближение к другому миру |
Темные леса
1. Лес представляет собой своего рода границу — бессознательные (диссоциированные) объекты имеют шанс появиться в поле осознания из темного леса.
2. Хорошо демонстрирует типичные защитные паттерны человека, представление о которых можно получить, наблюдая за внешним обликом и манерами поведения проявляющихся фигур.
3. Хороший, светлый лес обычно отражает наличие позитивного микросоциума или хотя бы наличие опыта такого взаимодействия (например, в семье).
4. Объекты, находящиеся в лесу, чаще всего представляют негативный ресурс, который может быть «освоен» клиентом — можно сказать, находится в зоне его ближайшего развития.
Часть III
РАСШИРЯЯ ВООБРАЖАЕМЫЕ ГРАНИЦЫ
Понимание любых личностных процессов как взаимодействия и связи между различными парциальными частями личности позволяет сразу же установить через саму историю все психологическое поле, внутреннюю общность. Существуют взаимоотношения. Существуют контрасты и конфликты — не между чертами характера или побуждениями, или отделами мозга, а между индивидуальными лицами, каждое из которых достойно уважения, каждое представляет комплекс и составляет трудность для понимания.
Д. Хиллман. Архетипическая психология
Вселенная имагомира чем-то напоминает виртуальную реальность компьютерной игры, которая, как правило, представляет собой интерактивную модель базисного скрипта «путешествия героя». На своем пути герой встречается с множеством одушевленных и неодушевленных фигур, репрезентирующих различные психические структуры. Взаимодействие с этими фигурами может стать важным фактором успешности всего проекта. Поэтому полезно представлять себе их типичные привычки, модели поведения и наиболее характерные сценарии.
Глава 10 СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ
Сколько волка не корми, а он все равно ест. Надпись в метро на рекламе йогурта
Экосистема имагомира поражает своим богатством: в ней присутствуют множество животных и растений, разнообразные ландшафты. Довольно часто эти объекты можно рассматривать как архетипические фигуры, представляющие внеличностный или внутриличностный ресурс, подавленные влечения, связанные с различными субличностями клиента, или объекты этих влечений. В этом мире все взаимосвязано, со многими персонажами и объектами можно каким-то способом взаимодействовать; этот «заповедник гоблинов» представляет собой своего рода экологическую экспериментальную площадку, внутри которой мы можем более глубоко интегрировать себя в потоке жизни, развить свой «экологический интеллект»1.
В последнее десятилетие прошлого века в психологии даже возникло целое направление, получившее название экопсихо-логии; основную «рабочую метафору» этого подхода можно охарактеризовать как переход с антропоцентрической точки зрения («человек — центр вселенной») к представлениям о человеческой психике как элементе планетарной экосистемы. В рамках данного подхода человек рассматривается как одно из звеньев всепланетной «экологической цепочки» живых организмов2 . Стивен Ларсен, психолог, директор Центра символических исследований, автор книги «Мифическое воображение»,
1 Термин популярной концепции Д. Гарднера (Gardner, 1989), согласно которой интеллект включает 8 основных размерностей, в частности, природный (экологический), визуальный и внутриличностный.
2 Одной из важных стадий личностного развития это направление считает интефацию не только со своими диссоциированными субличностями и комплексами, но и с «экопси-хосистемой», субъекты которой воспринимаются в том числе и как возможные партнеры по диалогу (вспомните дона Хуана, Кожаного Чулка или Франциска Асизского).
так характеризует участие этих глубинных экосимволов в жизни нашей психики:
«Я проанализировал более 3000 сновидений своих пациентов, и меня удивило непропорционально огромное число сновидений, в которых описывалась встреча с разными животными (это происходило гораздо чаще, чем могла бы объяснить теория «остаточных дневных переживаний»), исходя из контактов с домашними животными или походов в зоопарк. В моем каталоге встречаются аллигаторы и обезьяны, летучие мыши и динозавры, драконы, слоны и коршуны, различные насекомые, пантеры и тигры, черепахи, волки-оборотни и киты... Что еще привлекло мое внимание, так это значительное число очень значимых сновидений разрешающего характера, действие в которых разыгрывалось на фоне дикой природы, словно в психике человека существует какой-то заповедник, в котором живут эти вечные символы природной витальности».
В символической реальности имагомира животные и растения обычно являются потенциально ресурсными образами,
Всякий раз, стоит внимательно понаблюдать за животным, возникает ощущение, будто человек, который сидит в нем, посмеивается над тобой. Э. Канетти |
обозначающими «истинные чувства»3 , или психофизическое состояние индивида. Загнанная лошадь, гибкая и сильная пантера, запертый в клетке лев или свившаяся в клубок змея — эти и подобные им визуальные метафоры состояния легко возникают у большинства людей даже при очень неглубоком трансовом погружении. Наша витальная, «животная» субличность проявляется в различных формах — в детских играх, мифах и ритуалах, литературных произведениях и киносказках, в сновидениях и, конечно, в интерактивных трансах. Для иллюстрации этой идеи приведем несколько характерных сновидений с участием представителей животного мира, носителей той самой «природной витальности», источника возможной угрозы прежнему существованию Эго и сильного ресурса:
3 Термин, используемый в некоторых направлениях телесно-ориентированной терапии.
«Я прогуливаю тигра — он очень большой, метров семь в длину. Я понимаю, что такой огромный может быть очень опасным, но в то же время он очень красивый и сильный, и мне не хочется расставаться с ним» (мужчина 41 года).
«Я поднимаюсь на высокую гору, чтобы найти там очень красивые голубые кристаллы. Стою на вершине, испытываю чувство радости, и вдруг что-то хватает меня сзади и тянет вниз, к земле. Я чувствую укол в руку — оглядываюсь и вижу огромного скорпиона, теряю сознание и прихожу в себя на больничной койке» (женщина 24 лет).
«Вижу большого быка, который идет прямо на меня. Рядом со мной стоит знакомый мужчина, и я загораживаюсь им от быка» (женщина 22 лет).
Давайте посмотрим поближе на эти природные символы на примере женщины 50 лет (Е., уход в работу, продолжительное избегание близких отношений с противоположным полом). Постепенно имагомир представляет сознанию более или менее реалистический образ мужчины, хотя происходит это в несколько этапов:
— Опушка... лес вокруг... Из леса выходит дикий медведь.Он очень большой, но я его не боюсь. Угощаю его малиной, он ест и ему нравится, что я с ним свободно общаюсь. Он наелся и свободно уходит... Выскочил зайчик.Кормлю его морковкой. Он съедает и убегает... Вышел лось с большими рогами,огромный. Покормила его горбушкой хлеба. Он ушел в лес... Вышел кабан,я дала ему свеклу... Все звери разбежались... Пошла по лесу и увидела домик... это домик лесника4. Ему 60 лет, бородатый... Приглашает к себе в дом. Протягиваю ему чашку чая,захожу. В доме за столом женщина, двое маленьких ребятишек. Посидела за столом, угостила всех конфетами.Заходит мужчинаи спрашивает дорогу из леса.
— Может, проводишь его, ведь ты дорогу знаешь...
— Да не знаю я дороги!
— Ведь шла ты по ней...
4 А потом, как в чапаевской антологии анекдотов, пришел лесник и выгнал нас всех из леса.
— Сам найдет дорогу.
— Может, все же поможешь...
— Ладно, провожу... Идем мы с ним и разговариваем... Тучи собираются, дождь может пойти... Вижу свой домик... Не могу я его пригласить... Чем я его угощать буду? У меня дома пусто, нет ни хлеба, ни картошки... Стыдно даже...
— Может, что-нибудь есть?
— Может, и найду... Дом изнутри хороший. Камин горит уютно... На столе горячая картошка, огурцы. И большие красныепомидоры... Поели, за окном вечереет...
В этом коротком отрывке очень заметна одна из основных особенностей динамики символических мотивов — проникновение в сознание конфликтных тем происходит, как правило, достаточно постепенно, «от простого к сложному»; одна из главных задач ведущего и состоит в фасилитации (облегчении) этого процесса. Согласно выражению М. Эммонса (Emmons, 1978), «внутренний источник» (inner source) показывает только то, что надо и сколько надо. Отметим также обилие символических «тотемных» персонажей, в общении с которыми реализуются различные стратегии общения с мужским образом.
Аналогичная проблема (девушка 17 лет) разрешается с использованием схожего развития метафоры: после первой встречи с волком происходит постепенное прояснение мужской агрессивной полярности — первоначальное тревожное ожидание сменяется психологически комфортным состоянием уверенности и самодостаточности:
Первое занятие
— Из лесавыходит волк, он приближается.
— Если тебе страшно, можешь отойти к дереву. У тебя за спиной сумочка, там продукты, попробуй его покормить.
— Он подходит близко, ябоюсь...
Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Народная мудрость |
— Подбрось ему колбасу...
— Он кушает.
— Накорми его досыта...
— Он наелся, глаза добрые, он похож на собаку, только грязный и жалкий.Он молча смотрит на меня, у него в глазах печаль.
— Он не хочет с тобой расставаться?
— Похоже, да, но мне трудно понять дикого зверя. Яухожу через лес, встречаю ручеек. Хочу напиться воды. В лесу спокойно, вода стала чище, но я пока только умоюсь...
Второе занятие
— Иду по тропинке в лесу. Увидела дом... красивый... двери, окна занавешены. Мне очень хочется туда заглянуть, но нет возможности.
— Возьми над дверью ключик. (Пытается найти. Достает ключ, открывает дверь.)
— Все прибрано, красиво, но я боюсь, сейчас сюда кто-то придет. (Раздвигает шторы на окне.) На улице собираются тучи, погода хмурится, быть дождю... Открывается дверь, и заходит мужчина, на вид лет 30, атлетического телосложения... невысокого роста. Не могу разглядеть его лица... Он подходит ко мне и протягивает руку... Не знаю, что мне делать. Но я в гостях; похоже, придется совершить ответный жест. Я протягиваю ему руку... Чувствую его ладонь... Теперь я вижу его лицо. Он угрюмый, бледный,чувственные глаза. Я чувствую, что рядом с ним я могу оставаться сама собой. Похоже, это тот человек, который понимает меня без слов... Сидим долго, молча. Чувствую, мне не хочется с ним расставаться.
Третье занятие
— Ты сидишь возле моря. Что ты чувствуешь?
— Я одна наедине с природой, я слышу шум моря. Я чувствую, что мы одно целое, и море понимает меня... Явижу вдали корабль. Он очень далеко. Мыслями я здесь, но чувства мои уходят туда...
— Будь там, где ты хочешь быть...
— Я здесь, на корабле... Это парусный фрегат, я смотрю в небо, слышу крики чаек. Мне кажется, я здесь хозяйка. Я смотрю вдаль и вижу маленькую шлюпку, которую подхватывает буйное море. Наверное, я должна помочь, и корабль направляется туда... Я вижу на дне шлюпки человека. Его тело неестественное, но линии красивые, ровный загар. Это мужчина, надо его спасти.(Помогает ему выбраться.) Он чуть живой, я принесла его в каюту... Двигаться он может, но молчит. Ядаю ему пресной воды. У него красивые руки. Я оставляю его одного и выхожу на палубу. Смотрю, как чайки носятся в небе, мне хорошо...
(После трех занятий отмечается значительное повышение коммуникативных способностей, уверенности в общении, снижение тревоги (по данным интервью и психологического тестирования).)
Конечно, здесь часто встречаются и фантастические животные. Иногда это новые версии известных мифологических существ — например, разновидность кентавра у юноши 15 лет с агрессивным поведением:
—Представь, что ты находишься на поляне. Какая погода?
—Лето. Погода хорошая, хотя немного прохладная. На поляне трава уже бело-желтая, высохшая. Иду в лес, деревья почти все хвойные. А теперь другой лес, березовый. Здесь родник, из него ручей...
—Чистая в роднике вода? Можно ли пить ее?
—Вода прозрачная и холодная. Ею можно напиться... Иду дальше... вижу в лесу еще полянку. Тут тревожное чувство, как будто кто-то выскочит и набросится на меня. Тут бревна сухие, приготовленные для костра. Разжигаю костер и сижу возле него. Он плохо горит... Вот на поляну выбежал стрелец... Это человек с туловищем коня. Он агрессивный, и ему не нравится, что я здесь сижу. Он бьет копытом по земле и, как плеткой, бьет хвостом. Спрашивает, что я здесь делаю, а я ему ответил, что гуляю. Он говорит, как я смею на его территории гулять.
—Предложи ему перекусить с тобой. Расспроси о нем. Дай ему столько еды, сколько он съест.
—Он не собирается со мной разговаривать. Я стараюсь расположить его к себе. Он нехотя присаживается рядом и ест, как голодный. Когда он поел, то стал спокойнее, но все же слишком надменный и неприветливый.
—Напои его, посмотришь, что будет.
—Он говорит, что вода из родника отравленная. Он не будет ее пить... Он не знает, что она давно нормальная, его предки передали ему это.
—Выпей, покажи ему, что вода хорошая.
—Он берет лениво... И нехотя делает один глоточек... Ему понравилась вода, и он расположился ко мне... Мы подружились.
—Подари ему что-нибудь...
—У меня на шее крестик, хочу его подарить. Он говорит, что не может принять мой подарок, но я прошу его принять, и он
соглашается. За это он предлагает свою помощь, если кто-нибудь обидит меня... Вдруг он сорвался с места и убежал... Он кого-то испугался, увидел, что ли, кого. Здесь опасное место. В лесу есть страхи...
—А как ты думаешь, он сможет тебе помочь в случае опасности?
—Да, он мне поможет, но не во всех случаях. Он сильный, у него достаточно хорошее телосложение... Но и на него есть сила. У меня хорошо на душе стало...
Как и во многих сказках (вспомните хотя бы Серого Волка или Конька-Горбунка), животное нередко оказывается волшебным помощником, который играет роль проводника в другой мир; например, в водной среде в этой роли часто выступает дельфин5 :
Спаситель и психопомп, провожатый душ в подземном мире, спаситель людей, потерпевших кораблекрушение. Имеет эротический символизм, если изображается с «женщиной моря» Афродитой... Обнаженная Тетис плывет по морю на дельфине. Д. Купер. Энциклопедия символов |
— Море... Иду вдоль берега. Море разное, всеми оттенками переливается. Посреди темное пятно... Смотрю туда, и охватывает тревога... Что-то гнетет, там пучина морская черная. Вынырнул дельфин. Я дала ему рыбку, а он мне что-то бросает. Рядом еще четыре дельфина. А в море, дальше от берега, спины морских животных мелькают, а от них недоброе... Вот лодочка возле берега, словно из скорлупки грецкого ореха, я в нее села, а она так и подскакивает, вода-то спокойная, а лодочка подпрыгивает, как пушинка.
— Попроси ее остановиться и поплавай в воде...
— Я нырнула в воду, а тут дельфин подхватил меня и поплыли мы на глубину. Город весь сияет. Он из хрусталя с золотыми куполами, но в него не попасть, его видно сквозь щель, и через эту щель надо еще умудриться проплыть. Но вот дельфин изловчился и на живот меня пересадил, вот мы и проплыли.
5 Это, пожалуй, стандартный помощник при работе с водными пространствами имагомира; помогает, главным образам, женщинам и девушкам.
1.15
Поскольку umwelt (окружающий мир), или туннель реальности, змеи настолько фундаментально отличается от туннелей реальности млекопитающих, дружба между людьми и змеями случается гораздо реже, чем между людьми и собаками или кошками. Р. Уилсон. Квантовая психология |
В качестве таких помощников довольно часто выступают собака, заяц, олень, кошка, лошадь, различные птицы, а также всевозможные несуществующие животные. Биологически более далекие от нас пресмыкающиеся (крокодил и особенно змея), как правило, представляются в амбивалентном облике — с одной стороны, как «чужие», автоматически вызывающие чувство страха, а с другой являющиеся источником особо ценных ресурсов. Давайте взглянем на небольшую галерею изображений, встречающихся в имагомире:
Волшебный помощник — лебедь, переправляющий девушку на другой берег озера.
В плавании по морю аналогичную транспортную роль играет конек-горбунок, с помощью которого появляется шанс добраться до скрытых в глубине сокровищ...
Крылатый конь и птица-секретарь провожают посетителя до дверей небесного замка.
Одним из распространенных мотивов у детей является семья животных (или группа деревьев), в которых, как легко догадаться, отражается структура семейных
взаимоотношений в реальной и идеальной семье ребенка. Одно или два больших дерева6 — это почти всегда символическая репрезентация родителей, и не случайно состояние возрастной регрессии, часто развивающееся при движении вверх по течению ручья, часто сопровождается появлением образа большого дерева, стоящего у истока7.
Как, например, на рисунке 42-летней женщины — символическая возрастная регрессия предшествует интенсивному разрешающему переживанию.
Кажется, только глаза не нарисовала.
Образы животных, как мы неоднократно видели раньше8, обычно представляют различные субличности и поведенческие стратегии клиента и фигуры из его микросоциума, а также различные трансперсональные силы, пока еще не интегрированные в структуре личности. Это очень
6 Есть даже такой старый фильм — «Когда деревья были большими».
7 Психолог Майкл Хаттен в статье «Деревья как духовные учителя» утверждает, что
дерево не случайно является одним из ключевых элементов всех мифологий. Просто
попробуйте представить себе мир без деревьев... Как сказал один современный фило
соф: «Невозможно видеть дерево и не быть счастливым».
8 В том числе в баснях, древних ритуалах, детских книгах и сновидениях.
Перед ними было совершенно необычное существо. Оно походило не то на человека, не то на тролля, с длинной головой и почти без шеи. Руки покрывала гладкая коричневая кожа, вовсе не похожая на кору остального тела... Глаза их были коричневыми, в их глубине то и дело вспыхивал зеленый огонек. Д. Толкиен. Властелин колец |
сильный потенциальный ресурс, для получения доступа к которому необходимы новые стратегии — хотя бы потому, что использование стандартных стереотипов до сих пор позволяло иметь односторонний обзор, при котором был Доступен только один (чаще «отрицательный») полюс биполярной оси. Великаны в начале истории обычно бывают большими мизантропами (если не людоедами), змеи — ядовитыми, а бык просто мечтает забодать до смерти бедную девушку, и даже бабочки сначала могут быть какими-то подозрительными, как у этой 13-летней девочки:
—Большая мягкая лужайка, почти поле. Я не совсем вижу, где она кончается.
—Какая там погода?
—Погода солнечная, теплая, безоблачная. Здесь хорошо и тихо.
—Что еще ты видишь вокруг себя?
—Я не знаю... Наверное, это бабочки... они летают и летают вокруг меня. А, вот теперь я вижу, как одна из них садится на цветок. Здесь много цветов.
—Какие это цветы?
—Разные, здесь их очень много... есть ромашки, одуванчики... а вот колокольчик.
—А как же бабочки, где они? Ты их видишь?
—Да, они на цветах... Они нюхают цветы громко, как собаки. Я слышу, как они нюхают.
—Почему они так делают?
—Просто у них хороший нюх... Это специальные нюхающие бабочки... Они нюхают, чтобы не съесть нектар из отравленных цветков...
—А ты знаешь, какие цветки не отравлены?
—Конечно, знаю. Я и сама ем нектар из неотравленных цветков.
—Покажи бабочкам неотравленные цветки. Они, наверное, устали нюхать.
—Я показала их бабочкам, они собрали первый нектар и подносят его мне.
—Выпей этот нектар, он придаст тебе сил, чтобы идти дальше. (Встречает ручей, там «свежая живая вода», девочка пьет
эту воду и умывается ею.) Мы еще должны зайти на лужайку. Ты же помнишь, она недалеко... Что-нибудь изменилось в ней?
—Изменились бабочки... Они уже не нюхают цветы, стали спокойнее. Вот одна бабочка подлетела ко мне и что-то хочет мне сказать...
—И что она говорит?
—Она говорит мне «спасибо»! Я попрощалась с бабочками... Я вижу, что уже вечер и пора домой... Иду по мягкой траве к себе домой... Я знаю, что меня там ждут.
—Очень хорошо. Пойдем. Мы идем по лужайке и подходим к тропинке, ведущей к твоему дому. Ты видишь тропинку?
—Да, я скоро увижу свой дом. Вот он, мой дом.
—Очень хорошо. Ты молодец. Теперь у тебя много сил. Ты не боишься трудностей. У тебя все получится. А теперь сделай глубокий вдох... и открывай глаза.
Негативные формы жизни, чаще всего в виде враждебных животных, возникают здесь постоянно. Налаживание контакта с ними, отказ от провоцируемой этими образами агрессивной стратегии поведения может значительно расширить спектр «реальных» поведенческих стратегий. Вот две картинки из этой серии:
Две первоначально очень агрессивно настроенные фигуры — бегемот-вампир и акула.
Еще одна полезная экопсихологическая техника — использование известной техники «рисунок несуществующего животного» в контексте имагомира. При передвижении с одного уровня реальности на другой с животным обычно происходят из-
менения, которые указывают основной эмоциональный «вектор», определяющий скрытые в рисунке значения. Кроме того, такие динамические превращения создают определенные возможности для развития интегративного процесса через сближение с чудовищем и его последующее преобразование.
Постепенное приручение агрессивного животного 12-летним мальчиком. Найдите десять отличий.
Образы животных, как мы неоднократно видели раньше, обычно представляют различные поведенческие стратегии клиента и фигур из его микросоциума, а также различные трансперсональные силы, пока еще не интегрированные в структуре личности. Это очень сильный ресурс, для получения доступа к которому необходимы новые стратегии — хотя бы потому, что использование стандартных стереотипов до сих пор позволяло иметь односторонний обзор, при котором был доступен только один (чаще отрицательный) полюс биполярной оси. Несколько иллюстраций из случая А., 38-летней женщины с депрессивным состоянием:
Угрожающие образы (дух скалы и огромная птица), связанные со страшными неконтролируемыми психическими силами.
Применение техники «кормления» для налаживания контакта с субличностями.
Постепенное создание более интегрированной экосистемы — общение с сильным «мужским» символом и мирное сосуществование трех видов.
Возникновение различного рода «интегрирующих» переживаний или просто улучшение психического состояния часто происходит внутри природных ландшафтов. Сара Конн, одна из основателей экопсихологического направления, так описы-
вает возможности нашего экологического интеллекта в процессе формирования «экологической идентичности»9:
«Это расширенное чувство идентичности с миром также включает эмоциональный резонанс с другими формами жизни, воспринимаемыми так, как они есть, безотносительно к их полезности для человека. Для многих людей наиболее приемлемым типом такого переживания является контакт с животными. Способность к идентификации с домашними животными, например, может открыть дверь к экологической идентичности. У других такие переживания легче возникают при контакте с деревьями. У третьих такие чувства близости с природой проявляются при воссоединении с ландшафтами — горами или водоемами» (Konn, 1997).
Несколько примеров ландшафтов, которые можно встретить
в имагомире10:
Красный фламинго, танцующий на фоне красивого вечернего озера. Разрешающие переживания часто происходят в контексте подобной ланд-шафтотерапии.
Иногда открывающаяся перспектива таит угрозу: опасные пещеры могут встречаться буквально на каждом шагу.
9 На бытовом уровне эта способность к идентичности проявляется очень просто:
многие из нас разговаривают со своими собаками или кошками, кое-кто говорит и с
растениями, а особо одаренные общаются с прудом или волками. Генри Торо и Фарли
Моуэт — к вашим услугам.
10 Собственно говоря, очень многие архетипические мотивы имагомира связаны с
природой, и большинство значимых событий там происходит именно внутри различ
ных психоэкосистем.
Горы, небо в облаках, лодка на спокойном озере или небольшая роща — такие весьма гармоничные ландшафты на самом деле иногда могут означать отсутствие психологических проблем.
Фауна и флора имагомира
1. Часто встречающиеся в мире символических образов различные животные и растения играют очень значимые роли, связанные с бессознательными желаниями и архе-типическими функциями.
2. Дружественно настроенные животные часто играют роль волшебных помощников — проводников по разным уровням имагомира.
3. Опасные, первоначально враждебные животные являются важным потенциальным ресурсом и могут быть превращены в помощников с помощью различных «неагрессивных» стратегий.
4. Одна из наиболее простых и эффективных стратегий — обмен дарами, и особенно ее разновидность — кормление.
5. Степень биологического «родства» животного по отно-
шению к человеку (насекомые — пресмыкающиеся —
млекопитающие), как правило, отражает уровень «диссоциированности» бессознательной структуры, представленной данным персонажем имагомира.
6. Взаимодействие с иными формами жизни в экосистемах
имагомира может стать сильным ресурсом в процессе пси
хобиологической интеграции.
Глава 11 В ГЛУБИНАХ ТЕЛА
Человеческое тело — лучшая картина человеческой души.
Л. Витгенштейн
В 1976 г. Карл и Стефани Саймонтон выпускают руководство по применению метода направленного воображения (guided imagery) у больных онкологическими заболеваниями, сразу ставшее бестселлером. Они установили, что визуальные образы могут оказывать непосредственное воздействие на соматический уровень и что продолжительность жизни таких больных может значительно увеличиваться благодаря использованию различных «терапевтических» образов.
Саймонтоны учили пациентов зрительно представлять свои раковые клетки или опухоли как можно ближе к их реальному виду. Они говорили, что раковые клетки сами по себе слабые и «плохо организованные», что человеческое тело обладает сильными естественными механизмами, защищающими его от рака. Они также объясняли суть эффекта лечения и просили пациентов визуализировать динамику лечения как мощный и эффективный процесс исцеления. Наконец, они поощряли пациентов представлять свои лейкоциты сильными и многочисленными, атакующими и разрушающими раковую опухоль.
Примерно в это же время другие исследователи и специалисты-практики начали активно использовать методы направленного воображения (в том числе интерактивную версию) в качестве основных при лечении широкого ряда психосоматических заболеваний, а также как составную часть лечебных и реабилитационных процедур при различных хронических неинфекционных заболеваниях, прежде всего онкологических, в
Каждое изменение физиологического статуса сопровождается соответствующей динамикой психического состояния, на сознательном или бессознательном уровне; и, напротив, любое изменение психоэмоционального статуса, сознательное или бессознательное, всегда сопровождается соответствующей динамикой на физиологическом уровне. Иначе говоря, ум,тело и эмоции представляют собой единую систему — затронуть одну из них означает затронуть и остальные. Карл и Стефани Саймонтон |
рамках реабилитации больных алкоголизмом. Эти методы активно используются и для коррекции негативных психологических реакций при синдроме иммунодефицита, синдроме утраты, синдроме «раздраженного кишечника» и целом ряде других заболеваний.
Результаты многих исследований, проведенных в последние десятилетия, свидетельствуют об эффективности использования методов направленного воображения при лечении и реабилитации различных острых и хронических состояний. Некоторые из этих работ схематично представлены в следующей таблице:
№ | Вид вмешательства | Авторы | Дата |
1. | Комплексное лечение рака груди у женщин. | L. Bridge et al. | |
2. | Лечение артериальной гипертонии. | J. Crowthcrctal. | |
3. | Увеличение лактации у кормящих матерей в послеродовом периоде. | S. Feher et al. | |
4. | Коррекция побочных эффектов при химиотерапии. | J. Frank et al. | |
5. | Коррекция нарушений менструального цикла. | M. Groer | |
6. | Комплексная реабилитация после хирургических операций. | C. Holden-Lung | |
7. | Лечение угревой сыпи. | H. Hughes ct al. | |
8. | Снижение интенсивности головных болей нейромышечного происхождения у детей. | E. Labbae | |
9. | Комплексное лечение хронического бронхита и эмфиземы легких. | L. Moody et al. | |
10. | Комплексное лечение ревматоидного артрита. | D. Prcnergast | |
11. | Уменьшение кровопотерь при хирургических операциях. | H.Bennett | |
12. | Снижение выраженности болевого синдрома в постоперационном периоде. | D. Daake et al. |
Проводились исследования, показавшие эффективность применения имагометодов для улучшения результатов у спортсменов различного уровня. Оказалось, например, что эффективность воображаемых тренировок точности попадания мяча в корзину у баскетболистов ненамного уступала реальным за-
нятиям. Аналогичные техники достаточно широко представлены и в спорте высших достижений:
«Пловцы мирового класса, например, обнаружили, что стоит им представить себе, что их руки вдвое больше, чем в действительности, а ноги стали перепончатыми, как у гуся, они плывут быстрее» (Senge, 1994).
Интересно, что похожие факты сообщают и исследователи, занимающиеся так называемыми «осознанными сновидениями»1 — например, Питер Лаберж. Так, многие из его учеников, практикующих технику осознанных сновидений, использовали это состояние сознания для отработки различных сложных двигательных навыков, например, игры в теннис.
В концепции М. Россмана значительное место занимает использование так называемых «терапевтических образов» — образов, связанных с активацией определенных физиологических процессов, способствующих выздоровлению при различных соматических и психосоматических расстройствах. Приведем несколько примеров таких образов, перечисленных в его руководстве.
Патологии | Примеры терапевтических образов |
Повышенное мышечное напряжение | Плотно скрученная веревка медленно раскручивается. Воск становится мягким и плавится. Бурлящий водоворот напряжения вытекает из тела. |
Повреждения кожных покровов | Щель на стене покрывается штукатуркой. Клетки и волокна плотно соединяются суперклеем. Ботинок крепко зашнуровывается. |
Болезни сердца и сосудов | Миниатюрный прибор двигается внутри кровеносных сосудов и прочищает их. Вода спокойно течет по широкой реке. Команда гребцов в маленькой лодке дружно и быстро гребет, перемещая лодку по гладкой поверхности воды. |
Болезни легких | Крошечные эластичные резиновые ленты, стягивающие пути прохождения воздуха, с хлопком разжимаются. Пылесос мягко всасывает слизь из горла и легких. Волны медленно движутся по поверхности океана. |
Диабет | Маленькие инсулиновые ключики открывают двери в голодные клетки и разрешают войти молекулам сахара. Прозвучал будильник, и спящая поджелудочная железа просыпается на запах свежеприготовленного утреннего кофе. |
1 Состояние сна, при котором сновидящий осознает, что видит сон, и может сознательно управлять своими действиями во сне. При этом имагомир сновидения так же реален, как и о