Мультикарта 1. Луг в четырех проекциях
Так как мотив луга имеет (по крайней мере, частично) архе-типическую природу, для него существуют определенные мета-
5 Вообще внимание в психотерапевтическом контексте можно рассматривать, с
одной стороны, как основной психологический ресурс, а с другой стороны, как разви
вающуюся в ходе занятий способность. Во многих направлениях оно считается глав
ным потенциальным фактором личностного роста (Tart, 1995).
6 Это, конечно, прежде всего «библиотеки» Дезуайе, Лейнера и Юнга.
форические контексты, которые, конечно, невозможно полностью исчерпать, так как они, подобно сновидениям, подчиняются известному закону множественной детерминированности. Эти контексты могут быть задействованы путешественником, находящимся в имагомире, который не в состоянии избежать их проецирования на индивидуальное проблемное поле клиента. В конце концов, легче строить из блоков, чем из кирпичей, а с"а-мые разные узоры в калейдоскопе каждый раз составлены из одних и тех же стекляшек.
Трава | |
Травинка | Корова |
Маленькая жизнь | Молоко |
Беззащитность | Вскармливание |
Забота | Мать |
Луг Из зеленой травы вырастают все истории. Д. Р. Толкиен |
Цветы Цветок любви Пчелы, нектар Сладость Удовольствие |
Газон Лужайка перед домом Сад, растения Комфорт, безопасность Семья, дети |
Поле | ||
Урожай | Поле битвы | Равнина |
Еда | Слава | Простор |
Жизнь | Жертва | Покой |
Герой | Свобода |
Точка отсчета
1. Данный символический мотив тесно связан с актуальным психофизическим состоянием.
2. Хорошо отражает психологическую динамику сеанса.
3. Мотив луга особенно удобно использовать для обучения клиента работе в интерактивном режиме.
4. Позволяет быстро провести предварительную диагностику актуального психологического состояния и «глубины» проблемы.
5. Содержит значительное число стандартных атрибутов, облегчающих ориентацию в поле индивидуальных символических метафор (окружение, погода, трава и др.).
Глава 6 РЕКИ КАК ЛЮДИ
Э.: Но ведь сейчас слишком холодно для
того, чтобы купаться, правда?
К.: А можно подождать до лета?
Э.: Вероятно, это летом и случится. Но
точно мы не знаем, верно?
М. Эриксон. Человек из февраля
Символическое значение: Значимые атрибуты: Стандартный вариант: |
.Основная последа вательность: |
Динамика психического состояния, прошлое и будущее, развитие личности. Вода, берег и подход к ручью, исток (ключ), ширина и глубина, скорость течения, протяженность, особенности дна. Чистая прохладная вода, можно подойти к воде, выпить воды из ключа, умыться и искупаться в ручье, возможно, пройти по течению от истока до места впадения его в море. Подойти к воде — умыться в ручье — дойти до истока — попить воды из ключа — проследить течение ручья (ручей — река — море).
Отражение дисбаланса: |
• Ручей уходит в землю, в стену, течет по трубам, растекается или замерзает и т. д.
• Клиент проваливается, тонет в воде.
• Нельзя подойти к ручью (высокая трава, обрывистый берег, илистые берега и др.).
• Наличие запруды, озера или болота, из которого ничего не вытекает.
• Ручей течет как бы по кругу.
• Нельзя войти в воду или выпить воды из ключа (грязная, холодная, могут быть бактерии).
Мотив ручья является одним из наиболее важных и потенциально продуктивных. Он значительно богаче и разнообразнее мотива лужайки — как в плане развертывания собственно «картинки«, так и в смысле широты возможностей деятельности автора символдрамы. В случае наличия психоэмоциональных расстройств или даже просто психологических проблем мотив ручья предоставляет широкие возможности для проявления различных диссоциированных психологических содержаний и соответствующих защитных механизмов, часто проявляющих себя в имагомире в виде так называемых «фиксированных образов». Приведем в качестве примера фрагмент занятия с пациенткой с реактивным состоянием:
—Может, Вам лучше пойти ближе к краю леса... И там, наверное, Вы увидите ручей...
—Да, я вижу маленький ручеек... как капель.
—Попробуйте пойти вдоль него.
—Да, лес кончается... Ручеек расширяется... становится большим потоком... рекой с порогами...
—Какие чувства, какое настроение вызывает у Вас этот поток?
—Во мне поднимается гнев, чувство опустошения и гнев...Эти чувства словно затягивают и уносят меня...
—Может, Вы попробуете пройти вдоль потока еще дальше?
—Мне бы хотелось прыгнуть в него... и погрузиться в воду...
—Но это, может быть, опасно?
—Нет... Мне очень хочется... Пусть он несет меня... даже на камни... Я не боюсь.
—Хорошо, но пока давайте все же осторожно пойдем вниз, за потоком, посмотрим, куда он ведет.
—Я подхожу к водопаду... Вода очень плавно падает вниз... Каменная стена... Вода падает,- но не достигает дна... и в середине она превращается в льдинки, замерзает...Да, сверху она течет... потом замерзает... на середине. N
—И что Вы чувствуете при этом?
— Ощущение какой-то нереальности... все это очень странно-вокруг безжизненныйпейзаж... заброшенноеместо... безнадежно унылое...
Имагомир словно содержит внутри себя свою собственную интерпретацию (это происходит практически всегда); все, что остается добавить, — это лишь комментарий, небольшое пояснение. Собственно, высказывания пациента, которые мы сейчас прочитали, и есть «интерпретация» — перевод аналоговой информации образа на понятный нам язык (дискретная форма представления информации), который осуществляется в процессе специфической формы взаимодействия двух людей, или психотерапии.
Приведем еще один пример, включающий много разнообразных фиксированных образов, проявляющихся в мотивах лужайки и ручья (С, молодой человек двадцати семи лет с психосексуальными проблемами). Отметим характерную символику, связанную с блокировкой сексуальных потребностей (озеро, трубы) и негативным актуальным состоянием (сырая земля, неприятно находиться на лугу) и классический, как будто из книги Фрейда, фаллический метафорический образ (свекла или редис).
Лужайка:
По-видимому, метафора состояния. Повторяющиеся сигналы о дисбалансе системы защит. |
Опушка леса, почти вся в тени. Земля сырая. Светит солнце. На траве сидеть неуютно (сыро). Стоит сухоемолодое деревце. Оно только начало расти и засохло. Долго искали место, где можно было бы присесть, нашли на тропинке. Здесь не так сыро, но все равно неприятно.
Ручей:
Атрибут мотива ручья, отражающий «задержку либидо». |
Круглое озеро, из которого ничего не вытекает. С трудом находит ручей, затем теряет. Ручей течет под землей.
Кругом высокая трава, земля сырая, можно подойти только с дамбы. Ручеек вытекает через трубу, временами появляется, но в конце концов исчезает.
Типичный блок у клиентов с личностными акцентуациями.
Лес:
В лесу забор,что находится за ним, увидеть нельзя. Пройти туда тоже неможет. Затем в лесу видит вырубку в форме квадрата, на которой растет редис или свекла.
Лужайка:
Все осталось без особых изменений, но уже более охотно присаживаетсяна тропинке. Появилось еще одно сухоемолодое дерево. Оба дерева стоят рядом, склонившись друг к другу.
Постоянно повторяющиеся знаки ограничений.
Фаллическая символика.
Положительная динамика.
Появление образа ведущего и/или сим-биотического прообраза.
Приведем соответствующий рисунок клиента, интересный хотя бы в плане определенных физиологических корреляций: не надо быть Фрейдом, чтобы увидеть здесь схематическое изображение существующей ситуации (и в том числе достаточно точное с анатомической точки зрения изображение):
Лес
Поле редиса или свеклы
Лес
Озеро Ручей Поляна
В буддизме река — лоток жизни. Чтобы обрести просветление, нужно проследить реку жизни назад, до самых истоков. Д. Купер. Энциклопедия символов |
При работе с мотивом ручья пациенту обычно сначала предлагается пройти вверх по его течению, найти исток и выпить из него воды. Впоследствии он может также проделать путь вниз по течению ручья, постепенно превращающегося в реку, которая в конце концов впадает в море. На начальных этапах работы не рекомендуется разрешать клиенту плавать или нырять в море, поскольку море — это, конечно, океан бессознательного, совокупность диссоциированных структур, «утонувших» под тяжелым гнетом защитных механизмов личности и трансперсональных архетипов. Морская пословица говорит об этом так: «Хорошо море с берега, корабли — на картинке». Впоследствии мы встретимся с этим мотивом, после того, как поплаваем в пресноводных водоемах — ручье и речке.
Типичную «кристаллизацию» мотива ручья встречаем у женщины тридцати четырех лет с невротической депрессией, вынужденной терпеть пренебрежительное отношение мужа, не скрывающего свои отношения с другой женщиной:
—Давайте пройдем вниз по течению ручья.
—Ручей уходит под дорогу, втекает в трубу... Место очень неухоженное. Он течет через трубу. Рядом поле... поле распаханное, но там ничего не посажено... Мрачно и грязно... Здесь какие-то старые гаражи, даже какие-то склады... Все в запущении... Неприятно. Подхожу к деревне... Дома холодного, ярко-синего цвета...
—И куда же течет ручей?
—Я уже не вижу его... Нашла — он втекает в деревенскую лужу... Здесь, видно, скот поят. Вода грязная, зеленоватая.
Семантика саморазрушающих метафор, таких, как «грязная лужа для скота» (сцепленная метафора: «меня смешивают с грязью») и «распаханного незасаженного поля» (сцепленная метафора: физическая или психологическая «жизненная бесплодность»), имеет, конечно, отношение к патологической внутри-
семейной ситуации, воспринимаемой как безвыходная и приводящая к депрессивному эмоциональному спектру «беспомощности-безнадежности» («helplessness-hopelessness»). К характерному образу озера, обозначающему «задержку либидо» (если воспользоваться психоаналитической метафорой), добавляется смысловой регистр «грязи»: озеро превращается в лужу, воду которой использует для удовлетворения своих витальных потребностей деревенская скотина.
Характерный пример действительно полной «блокады либидо» — совершенно изолированное озеро у 25-летней девушки, не имеющей опыта сексуальных контактов.
Важным компонентом мотива ручья является его прослеживание от истока до впадения в море: на этом пути, как мы уже видели, возможны различные препятствия, мешающие «сенсорному исчерпанию» мотива и его базисных атрибутов, что является необходимым условием позитивной динамики на обоих уровнях — символическом и реальном. На этом пути клиент может столкнуться с водопадами и валунами, болотами, озерами и
Путь людских страстей поразительно узок. Стоит ступить на него, и перед глазами вечно будут колючие травы да грязные лужи. Хун Цзычен |
даже горными ущельями. Подобные препятствия направлены на сохранение «статус-кво» — это тот самый процесс, который в психоаналитически ориентированных подходах получил название «сопротивления».
Иногда, как на этих рисунках, ручей протекает по трубам, что обычно свидетельствует о наличии очень ригидных психологических защит.
Жесткие ограничения потока в виде труб и кранов — как правило, заложенные в раннем детстве, — часто встречаются, например, при некоторых психотических расстройствах и психопатиях, и в любом случае прогнозируют весьма высокий уровень сложности будущей работы.
В плане диагностики мотив ручья может дать много важной информации, в том числе о ресурсных возможностях личности (которые могут быть очень низкими, как, например, в данном случае).
В., мужчина 35 лет с хроническим алкоголизмом, офицер:
— Осень сухая, поздняя... солнца нет... Время дня — сумерки, десять утра или пять вечера. Ручей вытекает из болота...Ходить неудобно... иду через сосновый лес напрямую... срезаю... Впадает в реку... Обрывистые глиняные и песочные берега... мутная вода,там глиняно-песчаное дно, ходить можно, но неприятно. Вода грязная, в верховье скотный двор на берегу... Через несколько километров впадает другой ручей... Поле... Но нему ходит мужик с длинным кнутом, лет за 70, щетина, кепка, телогрейка... Деревенский старик... Не хочу подходить... Справа еще один ручей впадает... Камыши... Разделяется на множество ручейков и впадает в очень большую реку... Иду вдоль берега большой реки... Обрывы, буераки, овраги... Река... Широкий, глубокий залив... Мутная вода смешивается с более чистой морской... Берег песчаный, галечный... Море илистое, противное, скользкое... Мертвый ил, сапропель... Дно противное на ощупь. Затонувший трехмачтовый корабль... Три краба ползают... рыбки плавают... Там все мерзко, пусто внутри,противно... затянулось илом... Военный корабль, пробоина в нем, взялина абордаж... 24 пушки... Все аквалангисты вытащили... (Несколько последующих занятий были малорезультативными — метафора затопленного корабля без пушек на фоне серого дня и мутной воды явно визуализирует «уплощение» личности, характерное при алкогольной зависимости.)
Одной из самых символически заряженных областей в этом мотиве является исток. Исток — это символика начала, рождения, и особенности мультимодального переживания, возникающего в этом месте (видимые особенности истока, вкус, температура и степень чистоты воды, издаваемые ею звуки) часто могут быть связаны с особенностями формирования перинатальных матриц.
«Несколько слов о символизме истока. Отношение к дающему жизнь материнству здесь совершенно очевидно: ручей вытекает «прямо из матери-земли. Мы видим здесь оральную символику
материнской заботы и материнской груди. Если в этой области возникает серьезное нарушение, то можно с уверенностью предположить наличие фрустраций в самом раннем периоде жизни пациента, в отношениях мать-ребенок и, следовательно, в сфере оральных драйвов, вследствие чего развиваются различные эмоциональные нарушения и защиты — оральный дефицит» (Leuner, 1984).
Эти области могут проявляться в самых разных видимых формах — иногда достаточно своеобразных. Ручей может начинаться из металлической трубы, бить из заваленного камня-
ми ключа или вытекать из сосуда (красивая иллюстрация высказывания Лейнера о первичном символизме истока). Как известно, ваза, кувшин и другие подобные сосуды всегда связаны с женским началом (см. главу 3.3).
Мотивы воды и различных ее состояний (например, река и пруд, дождь и лед) довольно похоже описываются различными психологическими и мифопоэтическими направлениями; например, в одной из своих работ по онтопсихологии А. Мене-гетти приводит следующие определения:
Дождь. Стихия, помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Поэтому образ дождя — это часто индикатор наличия депрессивного образования, ощущения неполноценности...
Лед. Ригидность, сексуальная фригидность, символ смерти. Море. Возможность бесконечного действия. Символизирует организм как целое. Качественные характеристики моря обозначают организмическую ситуацию в целом. Река. Обозначает жизненный курс. Характер ее течения (стремительность, медленность), характер потока, полнота, чистота, мутность, загрязненность и т. д. обозначают «поведение» инстинктов. Типичная природа окружающего ландшафта характеризует общую ситуацию субъекта, личностные и социальные эффекты, которые возникают в результате его поведения.
Пруд. Если человек видит пруд с мутной водой — это может свидетельствовать о наличии психосоматических новообразований. Пруд со зловонной водой, с поверхностью, напоминающей зыбучий песок, — это образ выраженной негативной психологии, искаженное восприятие мира, самодеструктивные действия, психосоматические новообразования (возможно, опухоли). (Как все грустно... А еще в другом месте назвал кошку «маленьким коварным существом».)
Итак, многообразные модификации мотива водного потока — как динамические, так и статические, — предоставляют большое поле деятельности как в смысле реализации общей стратегии сенсорного исчерпания («прояснения») образа, так и в плане создания различных «терапевтических образов», свя-
Крещение представляет собой смерть и погребение, жизнь и воскресение из мертвых... Погружением головы в воду, как в гробницу, мы целиком погружаем и погребаем ветхого Адама. В тот момент, когда восстаем из воды, появляется новый человек. Иоанн Златоуст |
занных с очищением, движением, растворением и рождением. Не случайно, что именно при использовании этого мотива часто наблюдаются случаи выраженной позитивной динамики без прохождения через конфликтные зоны1. Живая и мертвая, талая и родниковая, минеральная и крещенская, наконец, просто чистая холодная вода может стать весьма эффективным способом исцеления2 — и не только в мире воображения3. Еще одна цитата из Лейнера:
«Если пациент воспринимает воду как приятную — неважно, в ручье или истоке, реке или море, — купание в такой воде часто приносит неожиданные результаты. У нас набралось уже много случаев, когда купание в воде или прикладывание ее к разным частям тела оказывало изумительный терапевтический эффект» (Leuner, 1984).
Имагомир практически никогда не бывает без воды, и это правильно4. Вода очень часто выступает как «носитель» ресурсов: чистая вода источников, капель, морской прибой, тающий лед и снег, жидкая энергия, обволакивающий туман перинатальных матриц, синтез воды и огня внутри тела и т. д. Приведем несколько фрагментов занятий и комментарии из «Энциклопедии символов» Дж. Купера:
Аня, 15 лет:
Море спокойное. Состояние приятно- Вода растворяет, очи-
го одиночества. Чувствую, что я здесь щает, смывает и вос-
хозяйка; это моя территория... Белый станавливает. Ассо-
1 Лейнер назвал этот феномен, парадоксальный с психоаналитической точки зре
ния, «гидротерапией».
2 И вовсе не обязательно заряжать тазики...
3 Как утверждают Себастьян Кнейп, Порфирий Иванов и многие другие.
4 У одного из авторов в детстве даже как-то зафиксировался образ человека как
огурца: оба почти полностью состоят из воды. Метафора вообще-то не новая — еще
известный химик К. Дюбуа-Реймон называл человека «одушевленной водой».
плотный песок. Морские ракушки кое-где. Шум прибоя как музыка, которая играет в моей душе.
циируется с влагой и циркуляцией крови, жизненными силами. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь.
Жанна, 27 лет:
Плыву по морю в какой-то капсуле... Все тело как будто в каком-то тумане... Он обволакивает меня... и я вращаюсь, плыву в это капсуле... Тепло во всем теле...
Любая вода является символом Великой Матери и ассоциируется с рождением, водами плодородия и свежести, источником жизни.
Виктор, 39 лет:
Я лечу над морем на воздушном шаре... Вокруг словно какой-то туман... такой молочно-белый; затрудняет видимость... Какое-то странное ощущение. Он со всех сторон... Я вроде бы растворяюсь в нем...
Мистические религии используют символизм тумана при инициации. Душа должна пройти от тьмы и смятения, из тумана к ясности и просветлению.
Наташа, 28 лет:
Мое тело... его верхняя часть как бы из воды... а внизу ощущение жара, как будто там огонь. Эти две части отделены друг от друга, совершенно разные, разъединенные...
Вода и огонь — враждующие стихии, которые в конечном счете проникают друг в друга и объединяются, символизируя противоречия материального мира.
Светлана, 27 лет:
Я у истока ручья... Вижу большое дерево, оно как бы свесилось к истоку... Это очень большое и красивое дерево, под ним очень спокойно... Мне хочется посидеть
Устье реки имеет то же символическое значение, что и ворота или дверь. Оно
под ним подольше... Его ветви очень большие, внутри него большое дупло... Там внутри очень много места... |
обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. Четыре реки Рая берут начало в источнике, ключе или колодце у корней Древа Жизни. Они символизируют творческую силу, истекающую в явный мир до его пределов.
Психология, начиная с Уильяма Джеймса, также достаточно часто использует метафору потока воды — такого, как ручей или река, — для обозначения непрерывного процесса функционирования психики:
«Сознание, таким образом, не представляется самому себе разделенным на кусочки. Такие слова, как «цепь» или «последовательность», не описывают его адекватно... Оно не есть что-то связанное — оно протекает. «Река» или «поток» — метафоры, описывающие его наиболее естественно. Говоря о нем впредь, будем называть его потоком мысли, или сознания, или субъективной жизни».
Движущаяся вода, как мы видим, может стать живой метафорой психического развития. Если же на этом пути мы встречаемся с жесткими преградами потока, то за остановку в этих тихих и теплых гаванях скоро придется заплатить — и довольно дорого.
Река ушла в болото и исчезла в нем, а болото пересохло. Без реки, Аэйт, сам понимаешь, хоть ты и маленький, никаких выходов быть не может.
Е. Хаецкая. Завоеватели
Мультикарта 2.