Часть ii символические мотивы
Понятие архетипа вытекает из многократных наблюдений, в частности, над мифами и волшебными сказками, которые содержат устойчивые мотивы, обнаруживающие себя всегда и повсюду. Те же мотивы мы встречаем в фантазиях, снах, в бреде и галлюцинациях современного человека... Они производят впечатление, оказывают влияние, они заманчивы. Они берут начало в архетипе, который представляет собой часть наследуемой структуры «психэ» и поэтому может спонтанно проявлять себя везде и всегда.
К. Юнг. Архетипы и коллективное бессознательное
Попасть в мир архетипических образов может каждый; мало того, это процесс, который происходит с нами постоянно. Но ведь известно, что не все пасты одинаково полезны... Пожалуй, одна из наиболее безопасных «точек входа* — совокупность базисных мотивов — была предложена Лейнером в его концепции символдрамы. В качестве «выхода» можно использовать набор мягких терапевтических метафор — игру с символами, составление имагокарты, поиск ресурсов, расширение спектра индивидуальных стратегий или путешествие к внутреннему источнику...
Глава 4 УВИДЕТЬ ЦВЕТОК
Существует три разновидности людей: те, кто видит; те, кто видит, когда им показывают; и те, кто не видит.
Леонардо да Винчи
Этот мотив обычно рекомендуется использовать в качестве своего рода тестовой пробы, которая позволяет определить, насколько легко возникают у клиента образы, прежде всего зрительные, но не только. Так как образ цветка довольно редко вызывает негативные ассоциации, он может служить сравнительно безопасным входом в имагомир; этот образ легко развить и перевести к другому мотиву (например, мотиву лужайки) при помощи наводящих вопросов (скажем, «Где находится этот цветок?») или любых других, содержащих явные или неявные суперпозиции1 расширения образного поля.
Как правило, если на данном уровне появляются выраженные негативные содержания (засохшая ромашка, черная роза, цветок из стекла или бумаги или цветок с черными и красными лепестками, как на втором рисунке), это почти всегда указывает на серьезный характер проблемы или психологического расстройства.
1 Наверное, одна из самых известных суперпозиций (и, как это часто бывает, внутренне противоречивая) содержится в вопросе Карлсона фрекен Бок: «Ты перестала пить коньяк по утрам?» (пример из практики провокативной психотерапии или дзен-буддизма).
Этот символический мотив можно использовать также для начальной диагностики актуального состояния клиента, выявления преобладающих у него сенсорных модальностей, оценки степени выраженности диссоциаций и защит и уровня готовности к глубинной психодинамической работе.
Для этого используем примерно следующие проясняющие вопросы:
• Какие чувства вызывает у Вас этот цветок?
• Какого он цвета?
• Где он растет?
• Можете ли дотронуться до цветка?
• Можете ли понюхать? Как он пахнет?
Образ цветка в ходе занятия часто возникает без специального усилия со стороны ведущего — почти всегда как указание на имеющиеся ресурсы, обычно проявляющиеся в необходимости (и возможности) выполнения определенного действия (например, цветок нуждается в воде, защите или пересадке), либо он может обозначать определенное разрешение, раскрытие психологического ресурса. Приведем пример.
А., мальчик одиннадцати лет, первое занятие.Мотив цветка используется как вводный образ, в качестве основного «рабочего объекта», а также для оценки психологической динамики сеанса:
«Цветок с красными лепестками. Стоит посреди пустыни, очень жарко, цветок желтеет. Вдалеке виден оазис, там финиковое дерево, какой-то кустарник, трава. Посередине небольшое озеро, питается, наверное, от подземных вод. Вода в озере свежая, прозрачная и очень холодная. Взял широкий лист, чтобы полить цветок, но вода протекает — лист кажется на вид плотным, но вода течет как из сита. Вернулись к цветку, аккуратно его выкопали, быстро добежали до оазиса; возле самой воды сделал ямку и посадил туда цветок. Он сразу позеленел, стал более красивым, более красным, стебель начал расти; листочки маленькие, зеленые, их много. Неподалеку верблюд одногорбый, сильный, но очень усталый. Ему как будто не хватает сил. Верблюд пьет воду, не брыкается, не злится. У него теплая мягкая шерсть.
Забрался на верблюда, и он куда-то пошел, потом быстро поскакал, как будто что-то заметил. Пустыня резко кончилась; верблюд остановился на границе пустыни и леса. Лес зеленый, красивый, не страшный. В лесу заяц, он пугливый — капустный лист не ест, наверное, боится. Вернулись в оазис. Цветок стал очень высоким, бутончик опять распустился». (Улучшение самочувствия после сеанса.)
А вот две ромашки — у мужчины с хроническим алкоголизмом и у молодой женщины с депрессивным состоянием (попробуйте угадать, где чей цветок):
«Вижу цветок... темно-зеленый стебель, жухлая ромашка с закрученными лепестками и бурой серединой...»
«Ромашка, высокая очень... она вообще высокая... в прошлый раз была такая замученная... высокая, а головку так повесила... такая вялая... Растет в траве, трава очень низкая, колкая... Вообще она такая одинокая... одна она. Ветер ее сильно колышет... Вообще-то она была когда-то хорошая...»
В этом образе можно, например, увидеть удивительно точную демонстрацию актуального состояния мальчика с «симби-отической» привязанностью к матери и комплексом связанных с этим проблем в общении со сверстниками — красивый цветок под стеклянным колпаком, неспособный существовать без этой защиты — очень точный перевод на визуальный уровень сразу нескольких языковых метафор (помните: «тепличное растение», «цветок под стеклом», «попасть под колпак» и др.).
Цветок очень часто выступает в роли знака раскрытия («рождения») ресурса, который можно развивать по многим направлениям; если же он появляется спонтанно в ходе сеанса, то почти всегда содержит намек на возможность продвижения к «верхним этажам» личности. Так, очень красивая роза появляется у молодой женщины незадолго перед возникновением особого состояния, которое можно назвать «растворением Эго» — измененным состоянием сознания, обычно возникающим в процессе личностной интеграции. Иногда это «растворенное» со-
стояние реализуется в виде непосредственной визуальной метафоры, также тесно связанной с образом цветка.
Пациент А., мужчина тридцати пятилет:
—Да... я перемололся в муку... теперь не поймешь, где я... А теперь мука поднимается вверх... осела (вздыхает) в виде пыльцы на ромашку...
—И ты сейчас в этой ромашке?
—Да... на ромашке... Потом венчик и лепестки закрылись, вся мука пошла в стебель, смешалась с жидкостью и пошла вниз по стеблю, к корням... Пошли такие пузырьки.
—Ты сейчас в этих пузырьках? -Да.
—Можешь подняться вверх?
—Да, я теперь просто воздух... воздух над всем, ромашками, над полем...
Образ раскрывающегося внутри тела цветка часто помечает начало определенной (обычно позитивной) психосоматической динамики. Еще в одном случае (Н., девушка 17 лет, асоциальные тенденции) появление розы как бы помечает первый шаг на пути к освобождению от негативных поведенческих стереотипов:
Выходит из леса, идет по тропинке и видит вдалеке бугорок, как бы могилку, на которой что-то краснеет. Подходит к «могилке» — это бугорок, и на нем растет роза. В ответ на предложение пересадить цветок в более подходящее место отвечает:
— Это ее дом, ее нельзя забирать отсюда... Она гордая, для нее
важно остаться в своем доме; она хочет родить жизнь в этом
сгоревшем лесу...
(Поливает розу, и роза вырастает огромным кустом, но цветок всего один.)
— Лес начинает зеленеть. (До этого был полностью сгорев
шим.) Бог простил проклятое место, и он дает жизни шанс.
Цветок в имагомире часто бывает связан с образами очищающего пламени и света, как это происходит, например, в случае А., 30-летнего мужчины с язвенной болезнью желудка:
— Я в какой-то вертикально расположенной пасти... Пасть крокодила, она мне не повредила... Очень глубокая пасть, а там в глубине ее какое-то странное свечение.
— Войди поглубже.
— Вошел, она мне мешает двигаться.
— Возьми меч.
— О-о-о . . . (вздох) Вот я освободился...
— Где ты сейчас?
— Я лечу куда-то... Вот ударился обо что-то... Ничего, встал... Я на краю пропасти... Очень далеко внизу вода...
— Используй медальон . ..
— Я полетел... Вокруг меня очень сильный поток воды, несет меня... Вся вода куда-то ушла, и я оказался в большом цветке...(Вздрагивает.) Рядом со мной какой-то огненный поток... (Вздрагивает.) Я в этом потоке нахожусь... (Пауза одна минута.) Вот я вылетел...
Изображенный на рисунке цветок может дать довольно много значимой информации о психическом состоянии автора, причем для женщин этот образ, видимо, является более «заякоренным» в эмоциональном и смысловом планах (возможно, вследствие своей близости символизму чаши или вазы, известному символу женственности).
Несколько приводимых ниже иллюстраций помогут нам лучше увидеть содержащийся в этом мотиве спектр символических репрезентаций:
Р., 17 лет, студент. Личностная акцентуация зависимого типа
Два растущих рядом цветка обозначают сохраняющуюся симбиотическую зависимость по отношению к матери и низкий уровень самодостаточности, проявляющиеся, в том числе, в компенсаторном поведении, сниженном уровне психомоторного развития (повышенный травматизм).
Обломанный листок, низкая цветовая насыщенность (по контуру зеленый и желтый цвета), тонкие линии отражают сниженный энергетический потенциал личности, повышенную сензитивность, состояние «беспомощности-безнадежности» (Engel, 196.).
М, женщина 28 лет. Тревожно-депрессивный синдром. Астеническое состояние.
Вместо цветка возникает веточка с тремя плодами крыжовника — совершенно «неромантическая» ягода (в отличие, скажем, от вишни или земляники), часто «шершавая» на ощупь; этот образ содержит также идеи «колючести» и незрелости (колючий кустарник с ягодами зеленого цвета) и определенные «наркотические» ассоциации.
С, 16 лет, учащийся 10-го класса. Асоциальное поведение, агрессивность.
Маленький цветок в окружении других, еще меньших по размеру. Сниженный энергетический потенциал, явное нежелание «высовываться», потребность в защите и позитивных социальных контактах («забор» из цветков).
Т., девочка 7 лет. Конфликты в семье, неустойчивость настроения, невнимательность, замкнутость, страхи.
Динамика мотива цветка у девушки 17 лет, которая сопровождалась также стойкими позитивными изменениями психического статуса.
Как цветок женских божеств, роза означает любовь, жизнь, творчество, красоту и девственность. Увядание розы означает смерть, смертность и скорбь. Цветы с пятью лепестками символизируют «Сады Блаженных», микрокосм человека, зафиксированный в пяти крайних точках пятью чувствами.