Оценка результата конструктивного спора

Параметр Результат спора + - Результат спора
Информативность Узнал или понял что-то новое, чему-то научился     Не узнал ничего нового
Отреагирование Высказаны обиды и претензии, напряжение уменьшилось     Напряжение осталось или усилилось
Сближение Улучшилось взаимопонимание, повысилось уважение к себе и партнеру     Партнеры чувствуют себя непонятыми и обиженными, отдалились друг от друга
Улучшение Найдено компромиссное решение, обсуждено дальнейшее поведение     Сотрудничество и уступки отсутствовали, решение не найдено

Бланки заполняются супругами индивидуально, а затем их оценки сравниваются. При этом, чем больше «+» встречается у супругов, тем лучше, так как свидетельствует об удовлетворенности супругов результатами проведенного спора. На первых встречах имеет смысл обращать внимание супругов на то, насколько им удалось освоить технику конструктивного спора, что препятствовало ее освоению и т.п. Эти и другие вопросы могут стать предметом отдельного анализа в процессе консультирования. Необходимо также обратить внимание, что освоение данной техники требует от супругов терпения и систематичности на начальных этапах ее освоения. По отзывам клиентов, достижение первых позитивных результатов вселяет в них надежду, что их супружеская жизнь может улучшиться, а это, в свою очередь, способствует дальнейшему сотрудничеству в данном направлении.

Техника конструктивных переговоров.

Данная техника приводится в качестве примера работы с супружеской парой в работе Ю.М. Алешиной «Индивидуальное и семейное консультирование [см.: Алешина, 2007]. В учебном пособии мы предлагаем развернутый и дополненный вариант использования этой техники.

Прежде всего, как справедливо отмечает Ю.Е. Алешина, необходимо обратить внимание партнеров, что основным условием эффективной реализации этой техники является апелляция к фактам, а не эмоциям партнера.

Техника конструктивных переговоров включает ряд этапов.

Этап 1. На этом этапе каждый из супругов должен сформулировать свою позицию. Цель данного этапа – научится четко и ясно обозначать свои пожелания, требования, претензии к партнеру.

Этап 2. Каждый из супругов должен воспроизвести позицию другого, причем не формально, а демонстрируя то, что он действительно услышал своего партнера по общению. Рекомендуется начать фразу со слов: «Если я правильно тебя понял, то ты хотел бы (считаешь, не доволен и т.п.)». Цель этого этапа – услышать партнера. Причинами неспособности к восприятию мнения другого могут быть: излишняя концентрация на своей точке зрении, ощущение своей правоты, чрезмерна эмоциональность и т. д. Задача консультанта регулировать этот процесс и добиться адекватного понимания супругами друг друга. Только после этого можно переходить к следующему этапу.

Этап 3. Каждый из супругов должен аргументировать свою точку зрения. Причем аргументы должны быть сформулированы как можно более четко. Супругам предлагается также по очереди обосновать преимущества своей позиции.

Этап 4. Этот этап аналогичен второму этапу, с тем лишь отличием, что воспроизводятся аргументы супруга/ги. Задача консультанта помочь супругам услышать аргументы друг друга.

Этап 5. Контраргументация позиции партнера. Каждый из супругов по очереди высказывается, почему те или иные аргументы им не принимаются или воспринимаются критически.

Этап 6. Воспроизведение супругами контраргументов друг друга. Этот этап может вызывать у супругов сильные эмоциональные реакции. В этой связи задача консультанта снизить эмоциональный накал, напомнить, что важно услышать партнера, а не интерпретировать его слова и поведение. Положительным исходом данного этапа может быть согласие одного из супругов с позицией другого. Если же этого не произошло, то мы переходим к последнему этапу переговоров.

Этап 7. Поиск компромисса. Как отмечает Ю.Е. Алешина, способ достижения компромисса зависит от характера проблемы. Так, например, если супруги конфликтуют по поводу распределения семейного бюджета (на кого и сколько тратится денег в месяц), то компромиссным решением может быть покупка вещей по очереди (раз в месяц одному из супругов, независимо от стоимости вещи) или же выделяется из семейного бюджета равная сумма каждому супругу, которую он может тратить по своему усмотрению и т.п.

Техника «Мое письмо супруге».

Техника была предложена А.С. Белорусовым в 1998 году и представляет собой модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения».

Возможности данной методики достаточно широки в силу того, что она может выполнять в процессе консультирования ряд функций.

1. Диагностическая

Диагностические возможности данной методик достаточно широки, причем как для консультанта, так и для самих супругов. Она позволяет осознать и лучше понять: а) актуальное отношение к партнеру (позитивное, негативное, нейтральное); б) основные проблемные «зоны» в их супружеских отношениях; в) ожидания от брака, их совпадение/расхождение; г) влияние родительской семьи на отношения между супругами; д) личностные особенности партнера; е) собственный вклад в происходящее; ж) перспективы их брака и др.

2. Интегративная.

Методика позволяет увидеть семейную историю целиком, как нечто целостное. Вопросы построены таким образом, что заставляют супругов вспомнить начало их отношений, то каким образом они воспринимали супруга/гу, чего ожидали друг от друга, а также то. К чему они пришли в настоящее время. Такого рода интеграция семейного опыта, зачастую бывает весьма полезной, так как актуализирует в большинстве случаев теплые чувства в отношении партнера за счет воспоминаний, связанных с началом отношений, с состоянием влюбленности.

3. Психокоррекционая.

Чтение писем друг друга позволяет супругам лучше понять, что можно изменить в своих отношениях для достижения большей удовлетворенности от брака. Теплые слова в отношении друг друга уже сами по себе обладают психотерапевтическим эффектом и могут ослабить или вообще нивелировать негативные эмоции супругов в отношении друг друга.

Проведение методики: супругам предлагается независимо друг от друга заполнить предложенный бланк «письма», вставив пропущенные слова по своему усмотрению. Время на заполнении методики обычно составляет около получаса. После этого супругам предлагается прочитать письма друг друга и обсудить их вместе с консультантом.

Ниже приводится бланк методики.

«Мое письмо супруге»

(вставьте пропущенные слова)

Что я могу рассказать о самом ………………………….для меня человеке, моем партнере по браку?

Когда мы познакомились, для меня решающим было………………….., а для этого человека - ……………………………………………………………...

Впоследствии оказалось, что ……………………………………………….

Если пошутить, то из животных он (она) напоминает……………………, потому что главное в нем (ней)…………………………., а во мне, по-моему, -……………………………..

Наши родители………………………………………………………………

Вступая в этот брак, больше всего мен хотелось, чтобы у нас…………………………………………………………………………………...

Для этого я……………………………………………………………………

Мне кажется, мой партнер по браку хотел…………………………………………………………………………………

Мои ожидания……………………………………………………………….

В целом наш брак……………………………………………………………

Иногда мы……………………………………………………………………

Тогда я………………………………………………………………………..

Ревность по отношению к партнеру в браке я……………………………..

Мы понимаем друг друга……………………………………., чем раньше.

Конечно, мы изменились, о себе могу сказать, что………………………………………………, а человек, который рядом со мной,………………………………………………………………………………...

Иногда я думаю, что, если бы все сложилось иначе, это было бы просто……………………………………………………………………………….

Согласившись написать это письмо можно признать, хотя бы внутри себя, что у меня есть проблемы.

Начать с себя: во-первых, я………………………………………………, во-вторых, у меня…………………………………………………………………., в-третьих, мне………………………………………………………………………

Существуют вещи, которые я воспринимаю как негативные качества у моего семейного партнера. Например, мне совершенно невыносимо, когда…………………………………………………………………………………

Впрочем, могу мириться с тем, что………………………………………...

На его (ее) месте я никогда бы не…………………......................................

Из положительных черт моего партнера три главные для меня – это ……………………………………………………………………………………….

Работа для моего партнера – это ………………………………………….., а про себя я могу сказать, что моя цель –…………………………………………

Из развлечений я предпочитаю ……………………………………………, и здесь мой партнер………………………………………………………………...

Если в момент свадьбы рейтинг партнера в моих глазах составлял 10 баллов, то за последнее время – ………………………………………….баллов.

Наши трудности больше всего связаны с ………………………...сферой.

Причина этого в том, что человек, с которым оказалась связана моя жизнь, мог бы быть…………………………………………………………………

Наши взгляды на семейную жизнь практически…………………………..

Когда мы вместе, мы редко…………………………………………………

Друзья и родственники для нас – это источник…………………………...

Остается добавить, что в отношении детей…………………………………………………………………………………

Мне кажется, что наилучшим выходом было бы……………………………………………………………………………………

С любовью,………………..............

Дата:……………………………….

Домашние задания.

Анализ художественных фильмов.

Одним из вариантов домашних заданий, может быть просмотр клиентами вместе или по отдельности художественных фильмов. Подбор фильма для просмотра осуществляется консультантом с учетом проблематики клиентов. При этом супругам не рекомендуется обсуждать фильм сразу после его просмотра, до прихода на прием.

Ниже приводятся примеры фильмов, которые могли бы использоваться в работе психолога-консультанта.

1. Художественный фильм «Супружеская жизнь» (Франция – Италия, 1963), режиссер – А. Кайат. Фильм посвящен истории семейной жизни супружеской пары из Парижа, которая закончилась разводом. Фильм состоит из двух частей: первая часть демонстрирует происходящее в их семье с позиции мужа, вторая часть воспроизводит ту же ситуацию, но «глазами» жены. Знакомство с фильмом позволит лучше понять различия в восприятии супружеской жизни, в наличии у каждого из супругов «своей правды», в том, чтобы понять другого надо попытаться взглянуть на ситуацию его «глазами».

2. Художественный фильм «Мой король» (Франция, 2015), режиссер – Майвенн Ле Беско. В фильме представлена драматическая история супружеской жизни. Он может быть рекомендован супругам для анализа «вклада» каждого супруга в происходящее в их семье, для более глубокого понимания этапов супружеской жизни, личностных особенностей супругов, а также поведения супругов в сложившейся ситуации.

3. Художественный фильм «Крейцерова соната» (СССР, 1987), режиссер – С. Милькина, М. Швейцер. Фильм представляет собой экранизацию одноименной повести Л.Н. Толстого. Он является хорошей иллюстрацией характерологических особенностей супругов и их влияния на супружескую жизнь, которое может привести к трагическим последствиям.

4. Художественный фильм «Крамер против Крамера» (США, 1979), режиссер – Р. Бентон. В фильме показаны трудности взаимоотношений супругов в ситуации развода. Может быть рекомендован супружеским парам с целью лучшего понимания чувств ребенка, родители которого решили развестись, а также осознания, что, только, встав на место другого (супрга/ги), можно его понять и простить.

Наши рекомендации