Признаки пробуждения кундалини

Иногда люди испытывают ощущения покалывания, и мурашек, сопровождающие подъём энергии вдоль позвоночника. Это ещё не пробуждение кундалини, а просто высвобождение пранической энергии из муладхары через пингалай нади, так называемая праноттхана. При этом происходит частичное очищение чакр, но это - временный процесс, не вызывающий, в отличие от пробуждения верхних чакр и самой кундалини, никаких устойчивых изменений в сознании.

С пробуждением чакр человек испытывает много приятных, порой фантастических переживаний, обычно сопровождаемых ощу­щением глубокого блаженства. Они могут возникнуть в любое время. В соответствующих чакрам областях и органах - в гениталиях, анусе, пупке, сердце, в области лба - возможно появление ощущений жара или холода.

Это является сигналом о необходимости длительной, сосредо­точенной практики, включающей тапас. Для таких занятий выбирается место, очищенное духовными вибрациями йогической практики свя­тых, мудрецов и сиддхов. В течение этого периода, который может продлиться много месяцев, потребуется материальная поддержка преданных друзей, чтобы обеспечить непрерывность практики. Поле­зно будет также руководство со стороны опытного наставника. Пред­стоит систематическое выполнение большого числа йогических крий.

С пробуждением сушумны внутри себя можно ощутить яркий белый свет. Возможны и некоторые неприятные явления: лихора­дочные состояния, галлюцинации, боли в отдельных частях тела, жар вдоль позвоночника, ощущение различных запахов. Могут возник­нуть депрессии, чувство одиночества, отрешённость от своего тела, апатия и нежелание заниматься чем бы то ни было. Возможно появление ощущения своего единства с природой - деревьями, животными, другими людьми, а также предвидение надвигающихся бедствий и несчастных случаев.

Благодаря глубокой любви и преданности Богу, с помощью пранаямы и медитативных техник подвижник освобождается от влияния этих отвлекающих факторов.

Пробуждение кундалини происходит в несколько этапов. На предварительном этапе практикующий обычно видит яркий свет в аджне, который с течением времени разгорается всё ярче; ум при этом становится спокойнее, аппетит снижается. Воздух в продолжение нескольких дней проходит при дыхании одновременно через обе ноздри - это указывает на равновесие между идакалай и пингалай нади. Когда кундалини наконец пробуждается, это происходит подобно взрыву или электрическому удару, вызывающему восхождение кун­далини вдоль позвоночника из его основания до сахасрары. Практи­кующий может ощущать жжение по всей длине позвоночника, а также слышать звуки музыкальных инструментов - колокольчиков, сви­релей, барабанов. Если пробуждение кундалини произошло прежде, чем было достигнуто очищение читты, человек может оказаться под сильным воздействием многих подавленных ранее чувств, таких как гнев, страх, желание, но через несколько дней или недель это состояние пройдёт. В этом периоде нестабильности возможны также бессонница, потеря аппетита, депрессия, галлюцинации, видения, человек стано­вится более подвержен влияниям извне, но и это быстро проходит.

Когда переживание пробуждённой энергии кундалини стабили­зируется, человек входит в состояние Вселенской Любви, глубокого блаженства и самореализации, известное в йоге как самадхи, в буддизме - как нирвана. Дыхание и сердцебиение при этом могут остановиться на несколько часов или даже дней. Человек, находя­щийся в этом состоянии, кажется лишённым жизни, но если припод­нять ему веки, то можно увидеть, что глаза его сияют, подобно бриллиантам, излучая энергию праны. Следует оберегать такого человека от членов его семьи или представителей власти, которые из добрых намерений могут пожелать похоронить или кремировать тело. Если на двадцать первый день человек ещё не вышел из состояния самадхи, можно мягко попытаться вернуть его к физическому сознанию. Однако только он сам может решить - возвращаться ему или нет. По истечении двадцати одного дня вернуть его к жизни будет уже невозможно.

Выйдя из самадхи, человек сможет жить обычной жизнью, но в любой момент у него будет доступ к высшему сознанию. Благодаря многократным вхождениям в самадхи человек начнёт трансформироваться под воздействием кундалини. После переживания на духовном плане целостной Абсолютной Реальности это божественное сознание и связанная с ним божественная энергия нисходят на низлежащие планы, пронизывая их и устанавливая контроль над интеллектуальным, ментальным, витальным и физическим телами. Эгоцентрическое сознание постепенно растворяется, уступая место божественным качествам и гениальности. По мере того, как божест­венное проявляет себя в духовном, интеллектуальном, ментальном и витальном и, наконец, в физическом теле, человек становится соот­ветственно святым, мудрецом, сиддхом и махасиддхом. В конечном итоге даже клетки физического тела получают заряд божественного бессмертия и попадают под влияние этого нового божественного сознания. Физическое тело поистине становится храмом Бога и начинает излучать характерное золотое свечение.

Существует много рассказов профессиональных фотографов, тщетно пытавшихся запечатлеть святых, достигших этого состояния. По какой-то неизвестной причине тонкий золотой свет их божест­венных тел, не оставляет отпечатков на фотопленке, даже если их фотографируют вместе с другими людьми.

Это состояние достигается очень редко, как результат духовного развития на протяжении многих земных жизней. Для большинства людей, как указывал Шри Юктешвар, оно даже за пределами постижения. Секрет же его состоит в том, чтобы полностью подчинить себя нисходящей преобразующей божественности. Именно по этой причине предание себя во власть Бога является высшим идеалом сиддхов. Божественная воля может быть осуществлена только через такую самоотдачу, и тот, кто достигает её, становится истинным храмом Бога, излучая божественное во всей его славе и величии.

269 Velan. 1963, pp. 60-62, 67; Balaramaiah, 1970. pp. 32-3З.

270 Velan, 1963, p. 65.

271 Ramaiah, 1968. p. 14

272Ramaiah, 1968, рр- 12-14.

273 Balaramaiah, 1970, pp- 34-35.

274 Velan, 1963. pp. 69-71.

275 «Тиру-Мандирам», стихи 558-563.

276 Имеется ввиду средняя температура внутри тела, нормальная температура в подмышечной области (где её обычно измеряют) раина З6,6°С. (Прим. ред.)

277 Пс. 46:11.

278 1 Кор. 15:31.

279 Кечари мудра - особая мудра, выполняемая спомощью языка.

280 Нирвикальпа в переводе означает «непоколебимый»

281 Биджа в переводе означает «семя».

ГЛАВА XII ПУТЬ КРИЙЯ ЙОГИ

Наши рекомендации