Дилемма; лидеры эволюции и «атмосферная пропасть»

Третий этап работы вырос из той дилеммы, которую Шри Ауробиндо и Мать пытались разрешить в конце второго этапа. Столкнувшись с сопротивлением коллективного подсознательного и бессознательного, они задали себе вопрос - следует ли им изоли­роваться от других и затем, достигнув индивидуальной самотранс­формации, вернуться, чтобы уже в качестве лидеров эволюции оказывать помощь человечеству. Они решили отказаться от этой стратегии, так как в этом случае, говоря словами Ауробиндо, между ними и их братьями - людьми - возникла бы «атмосферная про­пасть».260 Однако он высказывал и несколько иное мнение:

Вполне возможно, что однажды начавшись, движение (суп-раментального) не скоро придет даже к своей первой решающей ступени; могут потребоваться многие столетия усилий для того, чтобы войти в состояние своего рода перманентного рождения. Но к этому нельзя относиться как к неизбежности, поскольку принципом подобных изменений в Природе, по-видимому, является долгая невидимая под­готовка, за которой следует быстрое соединение элементов, устремляющихся к новому рождению, - мгновенная транс­формация, которая в момент своего светоносного свершения воспринимается как чудо. Даже когда достигнуто первое решающее изменение, очевидно, что человечество в целом не сможет подняться до этого уровня. Не может не быть разделения на тех, кто способен жить на духовном уровне, и тех, кто может жить только в свете, нисходящем с этого уровня на ментальный уровень. А за этими двумя группами может оказаться ещё огромная масса тех, кто находится под влиянием свыше, но к восприятию света ещё не готов. Но даже это было бы трансформацией и началом выхода далеко за пределы достигнутого до сих пор.261

Есть ли существенная разница между таким неизбежным «раз­делением» и «атмосферной пропастью»? Если нет, то «атмосферная пропасть» не объясняет причин, по которым Шри Ауробиндо и Мать не привнесли супраментальное в собственные тела и не закрепили его там. Более того, почему бы не считать обретение «золотого тела» 18 сиддхами, Рамалингой и китайскими даосами Та Ло Чин Хсьен (Золотыми Бессмертными) начальным этапом длительной коллек­тивной трансформации всего человечества?262

Пытаясь найти ответ на эти вопросы, я посетил Путтуччери и Вадалур в 1990 году, когда работа над этой книгой приближалась к завершению. Я вспомнил виденную много лет назад цитату, где Мать или Ауробиндо говорили, что «то, чего они пытались достичь, было , достигнуто Свами Рамалингой почти 100 лет назад». Раньше, во время предыдущих посещений ашрама Ауробиндо в сентябре 1972 и в марте 1973 года я пытался встретиться с Матерью и расспросить её о связи между «супраментальной трансформацией» Ауробиндо и транс­формацией 18 сиддхов. Однако в то время Мать пребывала в уединении, и вопросы так и остались без ответа.

Я не знал тогда, что те же вопросы волновали и Т.Р. Тхуласирама, который жил в ашраме Ауробиндо с 1969 года, исполняя там обязан­ности общественного ревизора и бухгалтера. 4 и 5 июля 1990 года я встретился с Тхуласирамом в Путтуччери и узнал, что в 1980 году он опубликовал двухтомный труд «Арут Перун Джъоти и Бессмертное Тело», куда включил документальные записи своих бесед с Матерью о Рамалинге, а также всё то, что о Рамалинге написал Ауробиндо.

В этом исчерпывающем исследовании Тхуласирам пишет: «В конце своей жизни Шри Ауробиндо пришёл к выводу, что некоторые йоги, хотя и очень немногие, достигли супраментальной трансформа­ции как личной сиддхи, подкрепленной Йога-Сиддхи, а не в резуль­тате дхармы природы».263

11 июля 1970 года Мать прочла письмо Тхуласирама, посланное через Сатпрема, секретаря Матери. К письму была приложена выдержка из работ Рамалинги, в которых он описывал трансформа­цию физического тела в тело света. Как утверждает Сатпрем, «у Неё не было никаких сомнений в истинности этого опыта. Особенно Ей понравилось, как Свами называет этот свет «Светом Милости», - Она добавила, что это соответствует Её собственным переживаниям. Уточняя это, Мать сказала, что Свет Милости представляет собой не Супраментальный Свет, а только один из его аспектов или, скорее, один из видов деятельности Супраментального. Она также сказала, что, по всей вероятности, многие индивидуумы, известные и неизвест­ные, переживали нечто подобное на протяжении всей истории человечества и даже в наши дни. Единственное различие состоит в том, что сейчас это не индивидуальная, а коллективная возможность, - и работа Шри Ауробиндо и Матери состоит именно в том, чтобы утвердить Супраментальное сознание как земной факт, как потенци­альную возможность для всех».264 Тхуласираму не удалось получить от Матери разъяснении по другим многочисленным вопросам, содер­жащимся в его письме. Он также отметил, что «Сатпрем ошибочно принял дематериализацию Рамалинги за смерть и сообщил о ней Матери как о смерти».265 He успев ответить на все эти вопросы, в ноябре 1973 года Мать оставила своё тело. Однако в захватывающей книге Тхуласирама, которая слишком объёмна, чтобы её можно было воспроизвести здесь, приведены убедительные доказательства того, что опыт трансформации Тирумулара, Рамалинги, Ауробиндо и Матери имеет одну и ту же природу. «Золотистый оттенок», который продемонстрировал при уходе из тела Ауробиндо, был подобен «золотому телу» бессмертия, о котором говорили Рамалинга и 18 сиддхов.

Уход

К концу ноября 1950 года у Шри Ауробиндо стали проявляться симптомы уремии, которые уже на протяжении ряда лет время от времени беспокоили его. Однако на этот раз, в отличие от предыдущих случаев, он заявил, что не будет использовать свои йогические способности для лечения болезни. Когда его спросили о причине этого решения, он ответил: «Не могу объяснить, вы не поймете».266 4 декабря все симптомы необъяснимым образом исчезли. Но к ночи стало ясно, что он сознательно готовится к уходу. В 1 час 26 минут ночи 5 декабря 1950 года в присутствии Матери и нескольких учеников Ауробиндо вошел в состояние махасамадхи.

Хотя вначале было объявлено, что он будет похоронен днём 5 декабря, решили отложить погребение до тех пор, пока на теле не появятся признаки разложения. Оно же настолько походило на живое, что можно было подумать, что Ауробиндо вернётся в него, и даже начало излучать свечение, которое Мать описывает как «луче­зарную мантию синевато-золотого цвета». Существуют также свиде­тельства многих других людей, что они видели золотое свечение вокруг тела Ауробиндо.267 Более четырёх дней оно оставалось нетлен­ным и было по-прежнему окружено золотистым ореолом. 8 декабря Мать обратилась к Шри Ауробиндо во время их встречи на неземном плане с просьбой воскреснуть, вернуться к жизни, но он, по её словам, ответил так: «Я сознательно оставил это тело. Обратно я его не возьму. Я проявлюсь снова в первом супраментальном теле, созданном супраментальным путём». «Недостаточная восприимчивость Земли и людей, - сказала Мать 8 декабря, - является главной причиной того решения, которое Шри Ауробиндо принял в отношении своего тела».

Утром 9 декабря, спустя более 100 часов, тело начало проявлять первые признаки разложения и вечером того же дня было погребено во дворе ашрама.268

Работы Шри Ауробиндо продолжают указывать нам перспек­тиву нашей коллективной эволюции, а также содержат важные наставления для каждого человека о конкретных путях осущест­вления божественной трансформации нашей жизни. Ориентирован­ность Шри Ауробиндо на земные проблемы, а также сходство его опыта с опытом сиддхов могут дать нам, как будет показано в заключительной главе, некоторые ценные «ключи» к действию.

215 Aurobindo, 1935[а]. 1935[б], 1969, 1950 [а].

216 Satprem, 1975, pp. 27, 149-150.

217 Aurobindo, 1972, p. 349.

218 Там же, р. 132.

219 Там же, р. 127.

220 Там же, р. 132.

221 Aurobindo, 1972, р. 132.

222 Aurubindor1972. р. 154.

223 Aurobindo, 1969 [а], р.71

224 Purani, 1958. p. 120.

225 Aurobindo, 1972, p. 83.

226 Aurobindo, 1922, p. 22.

227 Там же, р. 58.

228 Aurobindo, 1958, p. 128.

229 Aurobindo. 1976, p. 101.

230 Satprem, 1975, p. 228.

231 Эмпиреи - небеса.

232 Aurobindo, 1972, р. 222.

233 Aurobindo, 1946, pp. 6, 8.

234 Satprem. 1975. p. 259.

235 Aurobindo, 1952 [a], p. 40

236 Aurobindo, 1950 [a], p. 49.

237 Там же, р. 615.

238 Aurobindo, 1969, p. .493.

239 Aurobindo, 1950 [a], p. 768.

240 Satprem, 1975, pp. 280-281

241 Purani, 1959, р. 45.

242 Roy, 1952, р. 247.

243 Satprem, 1975, р. 294

244 Aurobindo, 1935 [а], р. 109

245 Aurobindo, 1949, p. 292; Satprem, 1975, p. 308.

246 Satprem, 1975, p. 308.

247 Aurobindo, 1952 [с], р. 43.

248 Satprem, 1975, p. 312

249Там же, р. 313.

250 Aurobindo, 1935 [a], p. 1009.

251 Satprem, 1975, p. 322.

252 Там же, р. 330

253 Aurobindo, 1969 [a], p. 346.

254 Aurobindo, 1952, p. 6.

255 Rоу, 1952, р. 251.

256 Satprem, 1975, p. 450.

257 Aurobindo, 1969 [a], p.823.

258 Aurobindo, 1950[б], р. 10

259 Aurobindo. 1935 [б], р. 87

260 Там же, р. 414.

261 Aurobindo, 1949, р. 332

262 Da Lieu, 1979, p. 135.

263 Thulasiram, 1980, p. XI.

264 28 июля 1970, опубликовано в «Аруле», тамилоязычном журнале ашрама Шри Ауробиндо, августовский номер за 1970 год, Thulasiram. 1980, р. 900.

265 Thulasiram, 1989.

266 Iyengar, 1972, p. 1328.

267 Iyengar. 1972, pp. 1333-1334

268 Iyengar, 1972. p. 1337.


Наши рекомендации