Статья 18d: Другие формы эксплуатации

Ребенок имеет право на защиту от всех прочих форм эксплуатации, не упомянутых в статьях 18, 18а, 18Ь и 18с.

Статья 18е: Социальная адаптация и включе­ние в жизнь общества

Государство обязано действовать таким образом, чтобы дети, ставшие жертвами невнимательного к ним отношения, эксплуатации или насилия в ре­зультате соответствующего обращения, могли быть обеспечены всем необходимым для получения про­фессии и включения их в общественную жизнь.

Статья 19: Отправление правосудия и уголов­ного судопроизводства

Государство обязано осуществлять надзор за за­держанными или арестованными детьми, обеспечить запрещение пыток, наказаний и жестокого обраще­ния, запрещение применения к ним смертной каз­ни и пожизненного заключения. Ребенок пользуется презумпцией невиновности, своим правом на юридическую помощь и соответствующую помощь друго­го рода, а также на беспристрастный суд. Приговор ребенку должен подразумевать реабилитацию, а не наказание. Разделение детей и взрослых во время за­ключения и в местах оного обязательно. Ребенок име­ет право поддерживать контакт со своей семьей.

Статья 20: Вооруженные конфликты

Ни один ребенок в принципе не должен прини­мать прямого участия в вооруженных конфликтах, ни один ребенок младше пятнадцати лет не может быть призван в вооруженные силы, если же ребенок оказался втянутым в военный конфликт, он должен иметь право на защиту и заботу.

Статья 21: Уважение ранее установленных норм

Устанавливается принцип, согласно которому в случае, если установленный государством закон или действие иного международного инструмента в дан­ной стране признается более благоприятным для по­ложения в ней ребенка, именно этот закон, а не ана­логичное положение настоящей Конвенции является предпочтительным для исполнения.

Статья 21а: Распространение Конвенции

Государство обязано способствовать широкому рас­пространению знаний прав ребенка, содержащихся в Конвенции, как среди взрослых, так и среди детей.

Статьи 22—31: Применение и вступление в силу

Настоящее положение предполагает следующее:

а) Создание Комитета по правам ребенка, состоя­щего из десяти экспертов, в компетенцию которых будет входить проверка выполнения государствами, примкнувшими к настоящей Конвенции, всех ее пун­ктов; проверка должна осуществляться через два года после ратификации Конвенции и затем через каждые пять последующих лет. Конвенция вступает в силу одновременно, как только она будет ратифицирована в 20 странах, тогда же будет учрежден и Комитет.

б) Страны-участницы гарантируют обеспечение широкого распространения настоящей Конвенции у себя в стране.

в) Комитет имеет право подвергнуть специально­му изучению некоторые статьи по правам ребенка, вошедшие в Конвенцию. Он имеет право передать свои соображения и рекомендации всем странам-участницам, а также прочим странам, присутствую­щим на Генеральной Ассамблее.

г) С целью «способствовать эффективному приме­нению Конвенции и международному объединению усилий» специальные институты ООН (такие, как ЮНЕСКО и др.), так же как и ЮНИСЕФ [ЮНИСЕФ (англ. UNICEF) United Nations International Children's Emergency Fund — Детский фонд Организации Объединенных На­ ций. — Примеч. ред.], могли бы иметь своих представителей на собраниях Комитета. Они могут — так же, как и любая другая организа­ция, признанная компетентной, включая ту, что име­ет консультативный статус при ООН, и также такие подразделения ООН, как внепарламентская ассам­блея, — предлагать на рассмотрение Комитету соот­ветствующую информацию и по приглашению Комитета присутствовать на его заседаниях, высказывая свою точку зрения, способствующую наиболее эффек­тивному выполнению настоящей Конвенции.

Март 1988

Приложение II

ПОБЕГИ ПОДРОСТКОВ

Попытка определения

Юристы были первыми, кто заинтересовался побе­гами несовершеннолетних, потом ими занялись спе­циалисты: врачи, психиатры, психологи.

Побег характеризуется кратковременным исчезно­вением ребенка из дома, причем ребенок почти всег­да возвращается (в отличие от бродяжничества) (19). Доктор Нерон определяет побег как «попытку, либо увенчавшуюся успехом, либо провалившуюся, снять состояние напряжения» (18). Согласно Рабье, «настоя­щий» побег всегда происходит без подготовки, под вли­янием обстоятельств, это способ разрешить кризисную ситуацию, ничего в ней не решив, в побеге нет другой Цели — лишь убежать от того, что стало невыносимым а чему подросток не в состоянии противостоять (21).

Беглецы и закон

Каждый год во Франции полицией регистрируется 30 000 побегов несовершеннолетних, а так как неко­торые родители не заявляют о них, следует считать общее число побегов приблизительно равным 100 000, то есть «в бега» пускаются 2% от общего числа под­ростков от 10 до 18 лет (21).

Во Франции, в соответствии с Гражданским кодек­сом, ребенок не может покинуть семью без согласия родителей, но Уголовный кодекс не рассматрива­ет побег как правонарушение. Однако побег влечет за собой и опасные последствия: считается «обосно­ванным», с одной стороны, вмешательство полиции, с другой — передача дела в суд по делам несовершен­нолетних (23).

Таким образом, обычно первой с подростком в бе­гах встречается группа по работе с малолетними пре­ступниками или дорожная полиция. Несмотря на все наши усилия, полиция вынуждена рассматривать подростка как потенциального правонарушителя: его обыскивают, выясняют намерения, спрашивают, на какие средства он существует, и нередко оставляют в камере предварительного заключения комиссариа­та. Полиция решает, что делать с подростком: она мо­жет вернуть его в семью или передать судье по делам несовершеннолетних.

Так что от побега всегда веет правонарушением, даже если в нем самом и не содержится никакого пре­ступления (21).

Типология побегов

По большей части побеги совершают подростки, которые находятся в неустойчивой ситуации, в состо­янии кризиса, либо те, кто подвергся грубому обраще­нию, насилию (9), жестокости со стороны родителей; это могут быть также мальчики и девочки, которым особенно трудно приходится в интернате или дома, или те, кто отстает в школе. Наиболее опасный воз­раст — четырнадцать лет.

Подростки, склонные к побегу, характеризуются обычно тремя чертами: нестабильность поведения, повышенная возбудимость и эмоциональная незре­лость (12).

Провоцировать подобный поступок могут много­численные факторы.

Прежде всего, семейная среда: отношения между родителями и семейная атмосфера играют огромную роль. Разногласия между родителями, недостаток взаимопонимания между ними, отсутствие понима­ния между всеми членами семьи, а также алкого­лизм родителей, который влечет за собой насилие, потерю авторитета, или преувеличенная опека над детьми, или, наоборот, отвергание ребенка родите­лями — все это может подтолкнуть ребенка к побегу (19, 12, 6).

Хотя подростки-беглецы встречаются во всех слоях общества, все же большинство из них — выходцы из малообеспеченных слоев населения.

Недостатки воспитания, прогулы и частые опоздания в школу, учебные «хвосты», невозможность справиться со школьными трудностями также часто Провоцируют побеги (14).

Социальные потрясения тоже нельзя сбрасывать со счетов. В самом деле, во времена Великой депрессии, перед Второй мировой войной, в Соединенных Шта­тах было огромное количество подростков-бродяжек. Социальные потрясения служат источником возник­новения целых компаний бездомных подростков, ко­торые появляются всегда там, где происходят войны, революции, любые другие социальные катаклиз­мы (18).

Однако большей частью побег — это поступок оди­ночки, следствие неудовлетворенных эмоциональ­ных притязаний. Когда подросток пускается в бега, он рассматривает свой поступок как нечто оконча­тельное, потому что побег знаменует собой разрыв с семьей и средой. Обычно перед приведением в дей­ствие обдумываются многочисленные планы побе­гов (22).

Быстро «маргинализировавшись», юный беглец, перед которым не замедлят встать проблемы жилья и питания, часто вынужден совершать предосуди­тельные поступки — красть, употреблять наркотики, заниматься проституцией. И все-таки нельзя одно­значно заявлять, что беглец — обязательно правона­рушитель (22).

Превентивные меры и лечение

Даже если побег ребенка для большинства роди­телей является неожиданностью, определенные при­знаки предрасположенности к нему можно обнару­жить заранее (18).

Но раз побег уже совершен, лишь полиция является законным «приютом» для молодых людей в этот критический период, если не проведены еще консульта­ции с судьей по делам несовершеннолетних. Именно он решает, куда определить ребенка: вернуть домой, отправить в детский распределитель, в какую-нибудь семью, в центр медико-психолого-педагогических ис­следований... Все это места, куда можно определить несовершеннолетнего.

Зная все эти формальности, некоторые воспитате­ли, члены различных ассоциаций, даже судьи в обход существующего запрета предлагают подростку, нахо­дящемуся в критическом состоянии, временное при­станище (21).

По правде говоря, официальные организации, в обязанности которых входит заниматься «трудны­ми» детьми, все меньше и меньше уделяют внимания своей работе. В связи с этим неудивительно, что по­являются новые структуры. Их еще мало, и существу­ют они в разных формах: телефонная служба доверия (поскольку связь «подросток — взрослый» нарушена, надо ее восстановить), организация краткосрочных приютов (если молодой человек войдет в контакт с умным, понимающим взрослым, он может быть спа­сен) или центров по устройству на жительство (если подросток не хочет сразу же возвращаться домой). Эти организации и учреждения ставят своей целью помочь подросткам преодолеть кризис в самом его начале, сдержать нарастание конфликта, избежать рецидива побега, снять напряжение в конфликтной ситуации, которая может привести к непоправимому разрыву, и по возможности успокоить обе стороны — родителей и детей (23).

В некоторых северных странах закон признает возможным отправить подростка куда-нибудь «на природу», в приют, находящийся на попечении обще­ственных властей, чтобы в течение нескольких дней он мог бы там перевести дух.

В Соединенных Штатах начиная с 1968 года полу­чили широкое распространение приюты, где каждо­му молодому человеку немедленно предоставлялось пристанище на двадцать четыре часа с сохранением анонимности и, кроме того, там была обеспечена те­плая семейная обстановка. По всей территории Шта­тов в рамках национальной сети обслуживания не­совершеннолетних беглецов и их семей существует более 200 центров для несовершеннолетних; центры эти по большей части находятся на попечении мест­ной общины и поддерживают хорошие отношения с полицией, судебными властями и социальными службами, и те без колебания отправляют туда под­ростков, пока не будет принято окончательное реше­ние относительно их судьбы (1, 8). Однако свобода действий подростков ограничена, так что без про­блем дело не обходится.

Библиография по теме «Побеги подростков»

1. 1. AMBROSINO, Lillian, Runaways, Boston: Beacon Press, 1971.

Краткое изложение причин, толкающих подрост­ка к совершению побега, описываются способы вы­живания и легальные условия побегов. Здесь же список организаций, где молодые люди могут полу­чить помощь как в государстве, так и в каждом го­роде в частности (Travellers Aid Locations, Hotlines. Halfway Houses).

2. BERGERON, Dr Marcel, Les fugues et le vagabondage chez l'enfant et l'adolescent. In: Bulletin de psychologie, n° 5, 1954.

3. BLOCQUAUX, Jean; ROSENZWEIG, Jean-Pierre, La fugue n'est pas un délit. Est-ce déjà un droit? In: Cahiers d'action juridique, n° 35/36, 1982.

4. BRENNAN, Tim; HUIZINGA, David; ELLIOTT, Delbert S., The social psychology of runaways, Lexington, Mass.: Lexington Books, 1978.

На основании опросов и статистических данных в книге предлагается научный анализ проблемы по­бега несовершеннолетних.

5. CHAPMAN, Christine, America's runaways. New York: William Morrow, 1976.

6. COL, C., Fugues et milieu familial. In: Revue de neuropsychiatrie infantile, v. 12, n° 10/11, oct./nov. 1964.

7. COLOMBANI, Christian, Mineurs en liberté. In: Le Monde de l'éducation, n° 49, avril 1979.

Они нашли единственный выход для расставания с детством — побег.

8. CULL, John G.; HARDY, Richard E., Problems of runaway youth. Springfield: Charles C. Thomas, 1976.

Анализ причин побегов; отдельно рассматривает­ся поведение мальчиков и девочек, даются указания, какие существуют знаки — предвестники побега, по­иск способов разрешения проблемы.

9. FARBER, E. D.; KINAST, С.; McCOARD, W. D.; FALKNER, D., Violence in families of adolescent run­aways. Child abuse and neglect, v. 8, USA, 1984.

При анализе ответов 199 подростков-беглецов на вопросы теста на коэффициент конфликтности выявляется, что 78% опрошенных в течение года, предшествовавшего побегу, были объектами насилия или эксплуатации со стороны одного из родителей.

10. GONNET, Bernard, Les routards de l'absolu. Bourges: Chalet, 1975.

Рассказы шести подростков-беглецов.

11. IMPE, Marc; LEFEBVRE, Alex, La fugue des adolescents: от детерминистского и последовательного (линеарного) подхода к проблеме до ее феномено­логического и систематического решения. Bruxelles: Université de Bruxelles, 1981.

Конкретизируются точки взаимодействия между практиками и исследователями в области вмешатель­ства в жизнь подростка, переживающего кризисное состояние; попытка понять, что же именно произо­шло, построенная на свидетельствах самих беглецов. Предлагает способы вмешательства, развивает и ана­лизирует их.

12. JARDIN, F.; FLAVIGNY, H., Le rôle du père dans les fugues de l'enfant. In: Revue de neuropsychiatrie infantile, oct./nov. 1965.

При более пристальном анализе выясняется, что отец или тот, кто его заменяет, индивидуализируется в тип отца, неспособного удовлетворить требования, к нему предъявляемые: обладание властью и муже­ственность. Имея перед собой незрелого отца, сам ре­бенок оказывается незрелым, и его первое желание самоидентифицироваться находит свое выражение в инфантильной реакции — совершении побега.

13. JOFFROY; DUPOUY, Fugues et vagabondages. Paris: Alcan, 1909.

Одно из первых исследований на тему побегов. Ав­торы вводят следующую классификацию: дети с па­тологиями, чьи побеги связаны либо с мозговыми поражениями, либо с тяжелыми психическими рас­стройствами; ненормальные дети с тяжелой наслед­ственностью; нормальные дети, чьи побеги более все­го связаны с просчетами, ошибками взрослых в вос­питании.

14. LAUNAY, С., Fugues d'écoliers et phobies scolaires. In: Revue du praticien, n° 12, 1962.

15. LE LAN, Guy, Le problème des fugues chez les mineurs. In: Revue de la sûreté nationale, n° 42, mars/avril 1962.

Различает несколько видов побегов: автоматиче­ские, или импульсивные; побеги, вызванные повы­шенной чувствительностью, чувством собственной неполноценности, депрессией или отчаянием, мифо-манией, стремлением к независимости и потребно­стью в самостоятельности.

16. LIBERTOFF, Ken et al., Runaways. In: Journal of family issues, v. 1, n° 2, juin 1980.

Компиляция нескольких работ по подростковым по­бегам. История побегов в США, будущее подростков-беглецов, законы и юридические баталии в связи с подростковыми побегами, отношения беглецов с их семьями и другие проблемы.

17. LOBROT, Michel, Fuguer: un espoir à vivre. In: Autrement, n° 22, nov. 1979.

18. NERON, Dr Guy, L'enfant fugueur. Paris: Presses Universitaires de France, 1968.

19. PAMPIN, Sara; SORIANO, V., La fugue des enfants et des adolescents du milieu familial. Paris, 1973. Исследование для подготовки психологов. Université de Paris VI.

20. REBOUL, Claude, L'enfant de la fugue. Paris: Stock 2, 1979.

Автор рассказывает историю своей собственной жизни: побег из дома от материнских строгостей, меч­ты найти свою кормилицу, у которой ему было так хорошо, проблемы с властями, суд над малолетними, пребывание в медико-психологическом центре.

21. ROUBIER, С.; LESAGE DE LA HAYE, J.; UZI­DOS, A., Aux risques de la fugue... In: L'école des pa­rents, n° 6, 1984.

22. SEPULCHRE; CASSIERS; JOOS; DEBUYST, La fugue, les enfants et les adolescents fugueurs. In: Revue de droit pénal et de criminologie, n° 3, décembre 1965.

Ставится вопрос, не является ли побег проявле­нием такой же личностной неполноценности, как предрасположенность к воровству, или же, напротив, побег надо относить к противоположной личностной ориентации.

23. TILLETTES, Bruno, Jeunesses en rupture: при­емные пункты или «кризисные центры» для детей до 18 лет, новые ответы на проблему. Paris: Autrement. 1980.

Перечисляются организации, осуществляющие прием подростков во Франции, Бельгии, США, Ан­глии, Голландии и Германии.

Приложение III

САМОУБИЙСТВА

Количество самоубийств по странам
в зависимости от возраста и пола
(100 000 человек, 1980 г.)

Мужчины

Возраст   Страна 15-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65-74 75 и стар­ше
Франция 15,9 28,0 32,9 39,6 45,0 57,5 114,0
США 20,0 25,5 21,9 23,4 27,5 33,1 47,8
Англия 6,4 13,0 15,5 15,4 17,9 18,2 21,6
Шотландия 9,6 15,2 19,1 23,4 17,8 18,8 23,2
Дания 16,3 42,7 61,8 70,7 71,8 60,4 81,0
Швеция 16,9 33,3 37,6 43,9 35,3 39,3 48,9
Норвегия 20,4 18,2 20,6 28,6 31,8 25,5 24,0
Швейцария 34,2 36,5 42,2 46,1 63,4 58,9 80,7
Голландия 8,3 14,9 15,1 17,1 22,3 26,1 41,1
ФРГ 19,0 26,9 33,0 42,0 38,9 54,0 72,8
Австрия 28,8 36,3 43,9 59,3 56,3 72,6 85,7

Женщины

Возраст   Страна 15-24 25-34 35-44 45-54 55-64 65-74 75 и стар­ше
Франция 5,5 9,9 13,2 14,7 18,5 22,2 26,1
США 4,7 8,1 10,1 11,2 9,7 7,9 6,8
Англия 3,0 4,2 8,1 10,9 11,8 13,3 11,0
Шотландия 3,1 7,0 9,7 14,3 14,3 10,9 8,1
Дания 7,7 16,7 35,8 42,8 39,3 32,9 31,6
Швеция 5,8 11,3 16,2 17,8 21,2 14,5 11,4
Норвегия 3,3 9,0 6,7 14,2 12,1 9,6 4,7
Швейцария 12,3 14,8 17,6 21,7 20,8 26,8 23,2
Голландия 3,7 8,0 8,9 12,4 14,1 14,3 12,0
ФРГ 5,6 9,9 14,0 20,4 23,6 27,1 25,9
Австрия 6,7 11,1 14,3 20,7 23,0 29,1 33,9

Из работы «Suicide et tentatives de suicide aujourd'hui: étude épidémiologique» J.-F. Davidson et A. Philippe.

Сравнение количества самоубийств
(100 000 человек, 1980 г.)

  Фран­ция Авст­рия Да- ния ФРГ Гол­лан­дия Шве­ция Швей­ца­рия Анг­лия США [Данные по США на 1978 г.]
5-14 лет                  
мужчины 0,6 3,9 0,3 1,6 0,2 0,5 1,5 0,1 0,7
женщины 0,2 0,7 0,3 0,3 0,7 0,2
вместе 0,4 2,3 0,3 1,0 0,1 0,3 1,1 0,4
15-24 года                  
мужчины 15,9 28,8 16,3 19,0 8,3 16,9 34,2 6,4 20,0
женщины 5,5 6,7 7,7 5,6 3,7 5,8 12,3 3,0 4,7
вместе 10,7 18,0 12,1 12,5 12,5 6,0 11,5 23,4 12,4

США:
Самоубийства среди молодежи

(Выборка из статьи, «Attenzione», февраль 1985 г.)

Самоубийства среди молодежи принимают харак­тер настоящей эпидемии, которая захватывает все слои общества. В то же время самоубийства не под­даются четкой типизации, поскольку анализ неко­торых параметров, таких как уровень доходов, место жизни, социальный уровень, расовая принадлеж­ность и т. д., не позволяет установить стабильных корреляций...

Статистика дает цифру 5170 самоубийств среди молодежи (в возрасте от пятнадцати до двадцати че­тырех лет) в США в 1982 году, и это в 5 раз превы­шает количество самоубийств, зарегистрированных в 1950 году (в 1985-м количество их увеличилось еще на 6000 человек, то есть каждый семнадцатый из этой возрастной категории). Американская ассоциация суицидологии еще более усугубила общую картину, поскольку ее члены считают, что одна удавшаяся по­пытка приходится на 50 неудавшихся. Данная воз­растная группа в США — единственная, где смерт­ность постоянно растет.

В стране существует Национальный комитет по предупреждению самоубийств среди молодежи под председательством Альфреда Дель Белло, бывше­го заместителя губернатора Нью-Йорка, и Донны Вакли, матери семейства, чей сын покончил с собой в возрасте пятнадцати лет. Этот комитет, созданный Конгрессом, поставил своей целью сбор материалов для банка данных о самоубийствах среди молодежи и составление рекомендаций для передачи их властям.

Дело это срочное, поскольку молодежь 1985 года, сре­ди которой куда больше карьеристов и консервато­ров, ничем не напоминает молодежь 1960-го. Значит, и схема их поведения мало изучена.

С точки зрения социологии статистические дан­ные о самоубийствах имеют определенное искаже­ние, причем по двум причинам: полиция предпочи­тает говорить скорее о «несчастных случаях», чем о самоубийствах, или оставляет место сомнениям и не взваливает на семью такую тяжесть. О самоубийствах говорят лишь в тех случаях, когда жертва оставляет письмо, в котором объясняет свои намерения, — слу­чай, каких немного. Если бы факты констатирова­лись не с такой предусмотрительностью, пришлось бы отдать себе отчет в том, что положение с суицидами среди подростков куда более серьезное, чем это может отразить статистика.

Общий признак: современная молодежь гораздо труднее, чем предыдущие поколения, находит себе место в обществе, а общество, в свою очередь, не может справиться с этой болезнью. Согласно Роберту Гоулду, психиатру, профессору Нью-Йоркского медицинского колледжа, подросток-горожанин не чувствует, что он необходим обществу, а может быть, даже испытыва­ет сомнение, желанный ли он для общества человек. У родителей нет времени выполнять родительские обязанности. На неустойчивую психику подростков обрушиваются, таким образом, невероятные нагруз­ки: надо поступить в хорошую школу, надо правиль­но выбрать жизненный путь, надо получить лучшие результаты, чем у одноклассников. Все родители счи­тают, что их отпрыск должен показывать результаты выше средних, что само по себе абсурдно. Что до одноклассников, то они желают своему товарищу как мож­но скорее заняться сексом и наркотиками, что приво­дит к стрессам другого типа. Жизнь становится для подростка слишком сложной, даже невыносимой.

Страх перед атомной войнойподавляет радость жизни.

Образ смерти в сознании молодых выглядит весь­ма неопределенно, потому что об этом либо не гово­рят, либо — по телевидению — это выглядит карика­турно. Отсюда представление о смерти как о чем-то магическом и необязательно непоправимом.

Немногие воспитатели, даже специалисты, обла­дают необходимой компетентностью, чтобы отличить естественную цикличность состояний подростка от настоящей депрессии. Сын Донны Бакли прожил все­го полгода после того, как один психиатр объявил, что у него обычные подростковые перепады настроения.

Общество предпочитает спекулировать на судеб­ных процессах и рекламировать лекарства, чем вкла­дывать средства в научные исследования или превен­тивные, профилактические программы.

Вокруг самоубийств бытует определенное количе­ство мифов. Самый известный, что самоубийство «за­ранее не распознаваемо». Это неправда. Самоубийца несет на себе печать беды и надеется, что кто-то об этом догадается.

Отсюда — идея ввести в школах курс «душевного равновесия», чтобы помочь юным; необходимо вы­являть знаки неблагополучия, помочь найти более легкий контакт с внешним миром, суметь взять судь­бу в собственные руки. Другой курс — о статистике и причинах самоубийств — должен быть введен для са­мих родителей, которые чувствуют себя чрезвычайно задетыми, когда посторонний человек обращает их внимание на то, что у их ребенка есть трудности. Часто родители просто отказываются смотреть в лицо реаль­ности. Тогда как они-то реально могли бы помочь делу.

Первая превентивная мера: обеспечить ребенку тепло и гармонию в доме. Затем вовлечь подростка в коллективную деятельность, чтобы он чувствовал себя необходимым. Наконец, укрепить (или создать) взаимопонимание между родителями и детьми... Не­обходимо, чтобы родители действительно вслушива­лись в своего ребенка.

Заключение: Донна Бакли считает, что можно и должно что-то делать. Смерть ее сына не будет бес­полезной, если общество осознает наконец всю серьез­ность проблемы подростковых самоубийств.

Библиография по теме
«Подростковые суициды в разных странах мира»

Наши рекомендации