Учебное пособие по клиническому
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КЛИНИЧЕСКОМУ
ИССЛЕДОВАНИЮ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
САМАРА 2014 г.
УДК61[09].0075.5.
Составители:Д. В. Печкуров – д.м.н., профессор, зав. кафедрой;
Л. И. Захарова – д.м.н.,профессор;
Доценты, к.м.н.:Д.В.Крышковец, Н.С.Кольцова, Г.Ю.Порецкова
ассистенты, к.м.н.: Е. А. Бритикова, Е.С.Липатова, А.А.Тяжева
ст. лаборанты: А.А.Емелина, Ю.Г.Черченко
аспиранты: Е.Н.Воронина
Учебное пособие по клиническому исследованию больного ребенка.
Для самостоятельной работы студентов IV-V курсов лечебного факультета согласно ФГОС-3 ВПО /Под редакцией профессора Д.В.Печкурова, профессора Л. И. Захаровой - Самара, СамГМУ, 2014. - 36 с.
Приведены последовательность и краткое содержание самостоятельной работы по клиническому исследованию больного ребенка с назначением необходимого параклинического обследования, интерпретации параметров, этапами постановки диагноза, примерами ведения врачебного дневника, эпикриза и прогнозированием течения заболевания. Представлены возрастозависимые лабораторные и функциональные показатели гомеостаза, питание больного ребенка.
Рецензенты:
Каганова Т.И.- доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
педиатрии ИПО ГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России»
Барская М.А. - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
детскойхирургии ГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России»
Учебное пособие утверждено
ЦКМС ГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России»
(протокол № 4 от 19.02.2014 г.)
I. Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя больного ребенка. Дата рождения. Возраст. Пол. Национальность. Домашний адрес. Место работы матери и отца. Детский коллектив. Дата поступления в стационар. Дата выписки. Диагноз в направительном документе. Предварительный диагноз. Клинический диагноз: основной; осложнения; сопутствующие заболевания; преморбидный фон.
II. Анамнез заболевания
Жалобы на день курации (со слов больного, родителей или палатной медицинской сестры).
Жалобы на день госпитализации.
История настоящего заболевания. Когда и при каких обстоятельствах заболел. Предшествовали ли началу заболевания психические или физические травмы, переутомление (умственное или физическое). Как началось заболевание - остро или постепенно. С чем связано данное заболевание. Начальные симптомы заболевания, появление новых симптомов и дальнейшее их развитие до момента обследования больного. Влияние проводившегося ранее лечения на течение болезни.
III. Анамнез жизни ребенка
1. Возраст родителей, состояние здоровья их и ближайших родственников по линии матери и отца.
2. Генеалогический анамнез. Родители: регулярно обследуются, здоровы; не обращаются к врачу в поликлинику за консультацией, т.к. не имеют жалоб; считают себя здоровыми; больны (врожденные, наследственные заболевания, операции, хронические терапевтические заболевания, нервно-психические заболевания, травмы и их последствия у родителей). Необходимо отметить наличие или отсутствие таких заболеваний, как туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерических болезней. Составить генеалогическое дерево в пределах трех поколений.
З. Сколько в семье детей и состояние их здоровья; если умирали, то от каких причин?
4. От какой беременности и какой по счету ребенок (исходы
предшествующих беременностей)?
5. Как протекала беременность у матери (токсикоз, гестоз травмы, профессиональные вредности), режим и питание беременной женщины?
6. Течение родов (продолжительность, пособия, осложнения), дата родов и где родился ребенок.
7. Период новорожденности: когда закричал, масса и рост при рождении, когда приложили к груди, как взял грудь. Убыль массы. Время отпадения пуповинного остатка и заживления пупочной ранки. Заболевания в периоде новорожденности.
Длительность пребывания в роддоме, дата выписки, сделана ли вакцинация БЦЖ и вакцинация против вирусного гепатита В, взят ли анализ по программе массового неонатального скрининга на наследственные и врожденные заболевания (ФКУ, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адрено-генитальный синдром, галактоземия), его результат.
8. Физическое и психическое развитие ребенка на первом году жизни и после года (нарастание массы по месяцам, когда начал держать голову, фиксировать взгляд, улыбаться, сидеть, переворачиваться, ползать, стоять, ходить, узнавать мать, произносить первые слоги, запас слов к году, к 2 годам). Сроки прорезывания зубов, порядок прорезывания.
9. Вскармливание.
На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном?
При естественном вскармливании – время первого прикладывания к груди, соблюдение режима свободного вскармливания и совместного пребывания в роддоме, время кормления грудью, активность сосания, сцеживание после кормления. До какого возраста ребенок получал грудное молоко. При смешанном вскармливании – чем докармливается ребенок, с какого возраста, количество и правила докорма. Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?
При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности?
Получал витамин Д (с какого возраста, в каком количестве)? Когда начал получать блюда и продукты прикорма, в каком количестве; в какой последовательности; какова их переносимость?
Время отнятия от груди. Особенности аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.
10.Перенесенные заболевания и оперативные вмешательства (какие, в каком возрасте, тяжесть, осложнения).
11.Профилактические прививки, реакции на прививки.
12.Туберкулиновые пробы, дата, их результат.
13.Жилищно-бытовые условия - численность семьи и бюджет; общая жилплощадь и количество проживающих на ней детей и взрослых; характер отопления, санитарное состояние квартиры.
14.Кто ухаживает за ребенком? Режим дня, прогулки, сон, купание, занятия физкультурой, закаливающие мероприятия и т. д. У школьников - наличие дополнительных нагрузок.
15.Эпидемиологический анамнез - контакт с инфекционными больными.
16.Аллергологический анамнез.
Общее заключение по анамнезу- какие факторы из анамнеза жизни и заболевания способствовали развитию настоящего заболевания или отягощали его: какие недостатки выявлены в организации питания на первом году жизни и позже.
Наружное исследование
1.Общий вид больного: общее состояние удовлетворительное, тяжелое, средней тяжести; самочувствие; положение больного: активное, пассивное, вынужденное; сознание: ясное, спутанное, сопор, кома. Выражение лица: возбужденное, безразличное, маскообразное, лихорадочное, страдальческое. Телосложение - правильное или неправильное, крепкое, среднее или слабое, астеническое, гиперстеническое; вариант соматотипа (макро-, мезо-, микро-) и габитуса (пастозный, фетальный, грацильный и др.)
2. Температура тела.
3. Кожный покров: цвет – бледно-розовый, розовый, гиперемированный, желтушный (оттенки желтухи: шафрановая, лимонная, зеленоватая), цианотичный, землистый (с указанием места данной окраски); депигментация кожи (с указанием ее локализации). Эластичность кожи. Подкожные кровоизлияния и их локализация. Степень влажности – умеренной влажности, влажная, сухая. Шелушение. Сыпи: характер сыпи - эритема, пятно, розеола, папула, пустула, волдырь, эрозия, трещины, язвы. Распределение сыпи по поверхности тела. Волосы, ногти.
4. Слизистые оболочки (губ, носа, глаз, век, неба): цвет - бледно-розовый, цианотичный, желтушный, гиперемия. Энантема (высыпания на слизистых) - область и характер высыпания. Подробное описание налетов на языке, на миндалинах и тканях зева (распространенность, окраска, отношение к подлежащим тканям, характер окружающей слизистой).
5. Подкожная клетчатка: развитие подкожно-жирового слоя - умеренное, слабое, чрезмерное, распределения подкожно-жирового слоя: равномерное, по фемининному типу, неравномерное. Отеки и распределение их - конечности, лицо, веки, живот, поясница; диффузные и локализованные отеки, мягкие и плотные, пастозность кожи. Тургор тканей: хороший (удовлетворительный), средний, плохой (неудовлетворительный).
6. Мышцы: степень развития мускулатуры - нормальная, слабая, атрофия мышц, тонус - нормальный, повышенный (регидность), пониженный, наличие контрактур.
7. Кости: деформации, искривления, размягчение костей, роднички и швы у грудных детей (размеры, края, напряжение). Рахитические изменения - лобные и теменные бугры, рахитические «четки», «браслеты» и пр. Искривления позвоночника - кифоз, лордоз, сколиоз и др. Пальцы в виде барабанных палочек. Болезненность при пальпации и поколачивании костей.
8. Физическое развитие ребенка
Объективное исследование | Антропометрические данные | |||
Рост, см | Масса, кг | Окружность, см | ||
головы | груди | |||
При поступлении | ||||
На день курации | ||||
Возрастные нормативы | ||||
Заключение по физическому развитию |
9. Лимфатические узлы: локализация прощупывающихся узлов (подбородочные, подчелюстные, зачелюстные, передне- и заднешейные, затылочные, подключичные, надключичные, подмышечные, локтевые, паховые, забрюшинные); величина, форма, консистенция, спаянность с окружающей клетчаткой и между собой, болезненность при прощупывании.
10. Суставы: конфигурация - нормальная, припухлость, утолщение, деформация (указать какие именно суставы). Гиперемия кожи и местное повышение температуры в области сустава. Движения (активные и пассивные) - свободные или ограниченные. Болезненность при ощупывании и при пассивных движениях, хруст, флюктуация (указать в каких суставах).
Органы дыхания
1. Голос: нормальный, осиплый, охрипший. Носовое дыхание свободное,
затруднено.
2.Осмотр и пальпация грудной клетки: форма грудной клетки (цилиндрическая, бочкообразная, рахитическая, воронкообразная или др. формы), наличие асимметрии грудной клетки - выпячивание или западание одной стороны грудной клетки); западание над- и подключичных пространств; ширина межреберных промежутков. Симметричность движений грудной клетки при дыхании: равномерное движение, отставание одной или другой половины грудной клетки.
Тип дыхания: грудной, брюшной, смешанный. Глубина и ритм дыхания: поверхностное, глубокое, ритмичное, аритмичное. Число дыханий в минуту. Одышка - инспираторная, экспираторная, смешанная. Раздувание или напряжение крыльев носа. Участие в дыхании вспомогательной мускулатуры. Определение голосового дрожания. 3.Перкуссия легких: данные сравнительной перкуссии – характер перкуторного звука и его изменение над различными областями грудной клетки. Данные топографической перкуссии: определение нижних границ легких по линиям - срединно-ключичной, средней подмышечной, лопаточной; подвижность легочных краев при вдохе и выдохе (для детей старшего возраста).
4.Аускультация легких: характер дыхательного шума в разных местах грудной клетки (дыхание - везикулярное, пуэрильное, жесткое); хрипы - их локализация, количество, характер звучности, калибр влажных хрипов; шум трения плевры, выслушивание голоса (бронхофония).
Органы кровообращения
1. Осмотр и ощупывание сердечной области: выпячивание области сердца (сердечный горб), видимая пульсация. Верхушечный толчок - его местоположение, характер - положительный или отрицательный, сила - нормальный, усиленный, ослабленный; высота - приподнимающийся или куполообразный, ширина - локализованный или разлитой. Шумы при ощупывании области сердца - пресистолическое и систолическое дрожание, шум трения перикарда.
2. Перкуссия сердца: границы относительной сердечной тупости, ширина сосудистого пучка в сантиметрах.
Аускультация сердца: тоны - их чистота, звучность (ясные, глухие), изменения тембра. Усиление или ослабление одного из тонов с указанием локализации, расщепление, раздвоение, ритм галопа; эмбриокардия. Шумы - их характер, отношение к фазам сердечной деятельности, места максимального выслушивания, проводимость. Ритм сердца. 4. Исследование артерий: видимая пульсация артерий (сонных, в яремной ямке, артерий конечностей); пульс - сравнение пульса на обеих руках, наполнение, напряжение, величина, форма, ритм, частота, наличие дефицита пульса. 5. Состояние шейных вен: набухание и видимая пульсация, венный пульс (положительный или отрицательный), шум волчка. 6. Артериальное давление (максимальное и минимальное, мм рт. ст.) - в ортостазе, в клиностазе.
Органы пищеварения
1. Слизистая оболочка полости рта, зубы, десны, язык («географический», обложенный, отечный, «сосочковый» и др.). Миндалины - величина, цвет, наличие и характер налетов, спаянность с подлежащими тканями, лакуны и пр.
2. Исследование живота: конфигурация, состояние пупка и пупочного кольца, подкожных вен; грыжи. Окружность живота в сантиметрах. Перистальтика. Болезненность при пальпации и ее локализация. Болевые точки (симптомы Менделя, Глинчикова и др.). Данные глубокой пальпации - прощупывание кишечника, форма, толщина, подвижность, болезненность отделов толстого кишечника, урчание, метеоризм. Данные перкуссии живота, наличие свободной жидкости (асцит), ее уровень. Наличие диастаза прямых мышц живота, симптом «песочных часов» в эпигастрии.
3. Осмотр ануса: трещины, зияние, податливость, выпадение прямой кишки.
4. Осмотр каловых масс, их характеристика - цвет, консистенция, примеси, запах и пр.
Гепатолиенальная система
1. Печень - ее прощупываемость, размеры при пальпации и при перкуссии,
край, поверхность, консистенция, болезненность.
2. Желчный пузырь - его прощупываемость, болезненность, симптом
Курвуазье, frenicus- симптом.
3. Селезенка - ее прощупываемость в положении больного на спине и на
боку, размеры, край, болезненность, консистенция.
Органы мочевыделения
1.Припухлость почечной области. Прощупываемость почек и их смещаемость. Болевые точки. Болезненность при поколачивании почечной области (симптом Пастернацкого). Данные пальпации и перкуссии мочевого пузыря.
2. Мочеиспускание (частота, болезненность, затрудненное мочеиспускание).
3. Моча - цвет, прозрачность, примеси, осадок, запах и пр.
Эндокринная система
1. Щитовидная железа, ее величина и консистенция. Наличие глазных симптомов при гипертиреозе. 2. Половые органы, их соответствие полу и возрасту. Вторичные половые признаки, степень выраженности, по формуле АРMaMe
3. Прочие расстройства со стороны эндокринной системы.
У. Предварительный диагноз
Основное и сопутствующие заболевания, осложнения.
Дата и подпись куратора.
VI. План обследования
Необходимые дополнительные диагностические исследования (клинико-лабораторные, иммунологические, микробиологические, инструментальные, рентгенологические), консультации узких специалистов на день госпитализации.
IX. План лечения с обоснованием каждого назначения
1. Режим - строгий постельный, постельный, щадящий, тренирующий, общий.
2. Диета, составление меню на сутки в соответствии с возрастом
ребенка, характером и фазой заболевания; расчет калорийности и пищевых ингредиентов. Оценка назначенного питания.
3. Медикаментозное лечение (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое) с обоснованием фармакодинамического действия, доз, методов введения лекарственных препаратов, продолжительности применения у данного больного.
4. Физиотерапевтические назначения.
X. Дневник
Сведения о состоянии больного в виде кратких, но исчерпывающих записей, отражающих динамику болезненного процесса. В дневнике фиксируются данные консультаций специалистов, обходов профессорско-преподавательского состава и консилиумов.
Дата | Температура, пульс, дыхание, АД, масса тела | Запись наблюдения в динамике |
XI. Заключительный эпикриз
Фамилия, имя, возраст ребенка, дата поступления в клинику. Диагноз при направлении. Краткое описание заболевания в динамической последовательности. Состояние ребенка, основные жалобы и признаки болезни при поступлении в клинику. Клинический диагноз основного, сопутствующих заболеваний и осложнений с их кратким обоснованием (анамнестические и клинические данные, выводы по дополнительным методам исследования, подтверждающие диагноз). Основные методы применявшегося лечения с указанием длительности и общего количества наиболее важных медикаментозных средств (антибиотиков, гормонов, гемотрансфузий, физиотерапевтических процедур и пр.). Течение заболевания под влиянием проводимого лечения. Исход заболевания. Особенности заболевания у данного больного. Прогноз ближайший и отдаленный (для жизни и выздоровления). Необходимое дальнейшее лечение - стационарное, амбулаторное, санаторно-курортное и диспансерное наблюдение.
Советы и рекомендации больному при выписке.
Дата и подпись куратора.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ ОРГАНИЗМА РЕБЕНКА
Прибавка массы тела и роста у детей первого года жизни (по материалам Института педиатрии МЗ РФ)
Средние физические данные новорожденного ребенка. Масса 3,2-3,5 кг, рост 50-52 см, окружность головы 34-37 см, окружность груди 33-35см.
В первые 3 мес. жизни рост увеличивается примерно на 3 см ежемесячно, или на 9 см за квартал, во II квартале - по 2,5 см, т. е. на 7,5 см за квартал, в III квартале - на 1,5-2 см, в IV квартале - на 1 см в месяц.
Общая прибавка длины тела за 1 год - 25 см (около 50% от первоначального роста).
Можно пользоваться следующей формулой: ребенок 6 мес, имеет длину тела 66см. На каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см, на каждый месяц после 6 прибавляется по 1,5 см.
Длина тела ребенка удваивается к 4, утраивается к 12 годам. Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше 1 года можно использовать ряд формул.
1.В возрасте 4 лет ребенок имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, то
его рост равен 100 см-8 (4- n), где n - число лет. Если возраст старше 4 лет, то рост ребенка равен 100+6 (n—4), где n - число лет.
2. Рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнег ребенка,
равного 130 см. На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на
каждый последующий - к 130 см прибавляется 5 см.
Окружность головы ориентировочно можно оценить по следующим формулам:
1.Для детей до 1 года: окружность головы 6-месячного ребенка - 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см. На каждый последующий - прибавить 0,5 см.
2. Для детей 2-15 лет: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см. На каждый недостающий год из 50 см отнять по 1 см на каждый последующий - прибавить 0,6 см.
Для ориентировочной оценки развития грудной клетки можно пользоваться следующими формулами:
1.Для детей до 1 года: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка - 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 - прибавить 0,5 см.
2.Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:
а) для детей до 10 лет: 63 см - 1,5 см (10-n), где n - число лет ребенка моложе 10, а 63см - окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;
б) для детей старше 10 лет: 63 см + 3 см (n-10), где n - возраст детей старше 10 лет.
Таблица 1
Эмпирический способ расчета
Масса детей 2-11 лет
1. По формуле 10,5 + 2n, где n - возраст ребенка, 10,5 кг - масса годовалого ребенка. Масса тела ребенка в возрасте 5 лет в среднем равна 19 кг. На каждый недостающий год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий год прибавляется 3 кг.
2. Масса детей 11-15 лет: 3 х число лет +последняя цифра возраста.
3. Масса детей в возрасте от 12 до 15 лет равна: n х 5-20кг, где n – возраст ребенка 12 лет и старше.
Таблица 2
Должные значения пиковой скорости выдоха (ПСВ) для пикфлуометра «КЛЕМЕНТ КЛАРК» в зависимости от роста(л/мин)
Рост, см | 100% (норма) | 80% от нормы | 60% от нормы |
Таблица 6 Должные значения ПСВ (л/мин) для пикфлуометра «ФЕРРАРИС»
Рост, см | 100% (норма) | 80% от нормы | 60% от нормы |
Таблица 7
Суточного мониторинга рН
Показатели | Норма |
1. Общее время, в течение которого РН < 4 (%) | 4,5 |
2. Общее время, в течение которого рН < 4 (%) при вертикальном положении тела пациента | 8,4 |
3. Общее время, в течение которого рН < 4 (%) при горизонтальном положении тела пациента | 3,5 |
4. Общее число рефлюксов за сутки | |
5. Число рефлюксов, продолжительностью более 5 мин | 3,5 |
6. Длительность наиболее продолжительного рефлюкса ( мин) |
Таблица 11
Содержание метаболитов кетостероидов в моче детей разного возраста
Показатель | 1 год | 4 — 7 лет | 7—12 лет | 12— 15 лет |
17-кетостероиды в моче, мг в сутки | 0,58 (0,8-2,6) | 1,3 (1,8-5,0) | (5,0—11,3) | 8,2 |
17-оксикетостероиды в моче,мг в сутки | 0,2—2,6 | 1,1—4,8 | 2,5—7,0 | 3,0—8,0 |
Физико-химические свойства крови
Резистентностъ эритроцитов:
Минимальная, % р-ра NaС1 0,52 - 0,44
Максимальная 0,36-0,24
Время кровотечения по Дюкее , мин от 1 до 7
Время свертывания крови по Мас-Магро,мин 8-12
Время ретракции кровяного сгустка , ч от 2 до 5
Время рекальцификации плазмы крови, мин 1-3
Толерантность плазмы крови к гепарину,мин 7-11 (метод Поллера в модификации Балуды) Протромбиновый индекс (по Квику), % 70 - 110
Протромбиновое время, с 12-17
Фибринолитическая активность крови, ч 3-6
Таблица 18
Миелограмма здоровых детей
Содержание клеток, % | Возраст | ||
1 мес- 1 год | 1-2 года | Старше 3 лет | |
Ретикулярные | 0-5 | 0-5 | 0,1- 1,5 |
Бласты | - | 0,2 - 1,9 | |
Миелобласты | 1-8 | 1-2 | 0.7 - 6,7 |
Микромиелобласты | 1,5- 11,5 | 2,5-11 | 0,2 - 6,4 |
Нейтрофильный ряд: | |||
промиелоциты | 1-8 | 1,5 - 6,0 | 0,5-4,0 |
миелоциты | 12-32 | 17,5 - 30 | 4,1 - 13.9 |
метамиелоциты | 9-30 | 15-24 | 7,1 - 19,4 |
Палочкоядерные нейтрофилы | 9-23 | 9-23 | 4,1 - 18,3 |
Сегментоядерные нейтрофилы | 1,5-10 | 1.0 - 9,5 | 10,7 - 20,6 |
Миелоциты эозинофильные | 0-7 | 0-2,5 | 0-3,5 |
Метамиелоциты эозинофильные | 0-3 | 0-2,5 | 0-5,7 |
Палочкоядерные | 0-0,2 | 0 - 1,5 | 0-0,9 |
Сегментоядерные | 0-4,0 | 0-1,0 | 0,9-5,1 |
Базофилы | 0-2,0 | 0-2,0 | 0-0,6 |
Лимфоциты | 6 - 16,5 | 10-16,5 | 2,0-0,8 |
Моноциты | 0-9,0 | 2-8 | 0-0,3 |
Плазматические клетки | 0-3 | 0-2 | 0-2 |
Проэритробласты | 0-1 | 0-1 | 0-1,5 |
Эритробласты полихроматофильные | 7-20 | .0-22 | 0- 1,6 |
Нормобласты | 0-4 | 0-4 | 0-4,1 |
Нормобласты оксифильные | 0-10 | 1-10 | 0,2 , 7,3 |
Мегакариобласты | 0 - 2,5 | 0-3,5 | 0-0,4 |
Промегакариоциты | - | - | 0-0,2 |
Мегакариоциты | 0-10 | 0-2 | 0-1,2 |
Лимфоидные клетки | - | - | 0-0,6 |
Всего клеток эритроидного ростка | 28 - 39,5 | 19-34 | 14,9 - 25,6 |
Миелоэритробластическое соотношение | 2,0 - 4,5:1 | 2,8-4:1 | 2,9-5,1:1 |
Индекс созревания нейтрофилов | 1 - 6.3:1 | 1,5-4,3:1 | 0,7-1,45:1 |
Потребность детей в воде
Ежедневная потребность в воде | |||
Возраст | Масса тела, кг | мл | мл/кг |
3 дня | 3,0 | 250-300 | 80 - 100 |
10 дней | 3,2 | 400 - 500 | 130- 150 |
б мес | 8,0 | 950 - 1000 | 130-150 |
1 год | 10,5 | . 1150-1300 | 120 - 140 |
2 года | 14,0 | 1400-1500 | 115 -125 |
5 лет | 20,0 | 1800 - 2000 | 90 - 100 |
10 лет | 30,5 | 2000 - 2500 | 70-85 |
14 лет | 46,0 | 2200 - 2700 | 50-60 |
18 лет | 54,0 | 2200 - 2700 | 40-50 |
Таблица 20
Размеры печени по Курлову
Возраст | Размеры, см | ||
I размер- по правой средне-ключичной линии | II размер- по стернальной линии | III размер- по левой реберной дуге | |
до 3-х лет | Изменение перкуторного звука на уровне VII ребра | ||
дошколь ники | 6-7 | ||
школьники | 9-10 |
Таблица 26
Показатель | Возраст | |||
3-12 мес | 1-3 года | 8-10 лет | 12-14 лет | |
Лейкоциты | 6,5 - 16,9 | 4,8 - 15,6 | 3,1-10,0 | 3,0-9,8 |
Лимфоциты,% | 30-76 | 28-72 | 20-55 | 18 - 52 |
то же 109/ л | 2,1- 11,2 | 1,56-9,12 | 1,1-4,9 | 0,95 - 4,68 |
Нейтрофилы,% | ||||
п/я % | 1-6 | 1-7 | 1-6 | 1-6 |
с/я% | 14-54 | 17-62 | 32-66 | 36-70 |
Моноциты % | 4-17 | 3-15 | 3-12 | 3-12 |
Эозинофилы % | 1-5 | 1-5 | 1-5 | 1-5 |
Базофилы % | 0-1 | 0-1 | 0-1 | 0-1 |
Т-лимфоциты Е-РОК % | 21-87 | 30-85 | 34-80 | 40-81 |
то же 109/ л | 0,82 = 8,20 | 0,74 - 6,72 | 0,66 - 3,53 | 0,68 - 3.34 |
В-лимфоциты М-ЮК % | 4 - 55 | 4-42 | 3-27 | 3-22 |
то же 109 / л | 0,09-3,21 | 0,07 - 2,96 | 0,05-1,615 | 0,05 - 1,0 |
Нулевые кл. | - 10-56 | -4-46 | -6-45 | -3-47 |
Теофилин-рез ист. ТР-РОК | 15-58 | 29-75 | 23 - 75 | 25-74 |
Теофилин-чувств. ТЧ-РОК | -12-40 | -11-42 | -8-48 | -10-43 |
Е-РОН% | 8-60 | 7-55 | 10-50 ' | 10-51 |
Фагоцитарная активность нейтрофилов. % | 9-64 | 15-70 | 15-72 | 14-71 |
IgA г / л | 0,09 - 0,72 | 0,02 - 1,88 | 0,3-2,1 | 0 - 2,22 |
Ig М г / л | 0,15 - 1,73 | 0,31 - 1,7 | 0,4 - 1,85 | 0,52 - 1,9 |
IgGг/л | 1,21-6,34 | 4,2-13,1 | 4,5-11,6 | 5,6 - 12,0 |
СОЭ мм / ч | 1-8 | 1- 10 | 1-15 |
Лизоцим (единиц оптической.плотности) - 40-50
ЦИК (%) - 89 - 95
Таблица 27 Принципы диетотерапии у больных гипотрофией в периоде выявления толерантности к пище
Показатели | Степень гипотрофии | ||
I | II | III | |
Период выяснения толерантности к пище | 1-3 дня | 6-7 дней | 10-14 дней |
Вид пищевой нагрузки | Грудное молоко или его заменители (адаптированные смеси, в т.ч. кисломолочные, низколактозные смеси) | ||
Суточный объём пищи в первые 1-2 суток | полный | ½ или 2/3 от полного объёма | 65-70 ккал на 1 кг фактической массы тела ребёнка (или 100 мл/кг) |
Число кормлений | 6-7 | ||
Допустимая прибавка | с 1-х суток - полный объём пищи без продуктов и блюд прикорма | 100-150 мл ежедневно | 100-150 мл каждые 2 суток |
Критерии изменения количества кормлений | Не изменяется | При достижении 2/3 объёма пищи кормление - в7 приёмов (через 3 ч) | При достижении 1/3 объёма пищи кормление проводят в 8 приёмов (через 2,5 часа), а при достижении 2/3 объёма пищи кормление проводят в 7 приёмов (через 3 часа) |
ПРИМЕЧАНИЕ: Недостающий объём пищи восполняется жидкостью, вводимой энтерально и (или) парентерально 5-10 % глюкозы, р-ры аминокислот и белоковосодержащие р-ры, жировые эмульсии. |
Таблица 28
Таблица питательной ценности различных пищевых продуктов на 100 г
Наименование | Белки | Жиры | Углеводы | Калории |
Молоко женское | 1,5 | 3,9 | 7,5 | |
Молоко коровье | 2,8 | 3,5 | 4,5 | |
Кефир + 5% сахара | 3,2 | 3,2 | 9,0 | |
Йогурт 1,5% жирности | 5,0 | 1,5 | 3,5 | |
Каша манная 5%-ная | 1,9 | 1,8 | 10,5 | |
Каша манная 10%-ная | 3,8 | 5,9 | 16,3 | |
Каша рисовая 10%-ная | 2,4 | 4,2 | 14,8 | |
Каша гречневая 10%-ная | 3,4 | 4,9 | 16,5 | |
Картофельное пюре | 1,9 | 2,9 | 16,9 | |
Морковное пюре | 1,2 | 4,3 | 6,7 | |
Пюре из яблок | 0,5 | 0,1 | 19,7 | |
Пюре из разных овощей | 1,4 | 4,3 | 11,1 | |
Овощной суп | 0,6 | 2,3 | 3,6 | |
Борщ мясной | 0,55 | 2,2 | 5,1 | 43,2 |
Мясной фарш | 19,7 | 9,7 | 7,8 | |
Мясо 1-й категории | 15,2 | 9,9 | - | |
Рыба (треска) | 14,9 | 0,4 | - | |
Фрикадельки мясные | 15,3 | 2,7 | 5,0 | |
Мясо – говядина | 18,9 | 12,4 | - | |
Мясо кролика | 20,7 | 12,9 | - | |
Конина 1 категории | 19,5 | 9,9 | - | |
Мясо курицы 1 категории | 17,2 | 12,8 | - | |
Мясо индейки | 21,6 | 0,8 | ||
Язык говяжий | 13.6 | 12.1 | - | |
Сердце говяжье | 15.0 | 3.0 | - | |
Печень говяжья | 17,4 | 3,1 | - | |
Сосиски | 11,8 | 17,4 | 0,4 | |
Паштет печеночный | 15,65 | 25,20 | 0,95 | 302,4 |
Колбаса вареная чайная | 11,46 | 10,14 | 1,16 | 146,0 |
Колбаса докторская | 13.7 | 22,8 | - | |
Творог обезжиренный | 16,8 | 0,5 | 1,0 | |
Творог 10% жирности | 12,0 | 8,5 | 3,3 | |
Творог 20% жирности | 11,1 | 18,8 | 3,0 | |
Яйцо 1 шт. (50 г) | 4,9 | 4,7 | 4,2 | |
Желток яйца (15) | 2,2 | 4,4 | 0,1 | |
Масло сливочное | 0,4 | 78,5 | 0,5 | |
Масло растительное | - | 99,9 | - | |
Сахар (100% сахарный сироп) | - | - | 95,5 | |
Сыр голландский 45% | 20,3 | 22,3 | 2,3 | |
Сыр российский | 23,4 | 30,0 | - | |
Сметана | 2,9 | 78,5 | 2,5 | |
Хлеб белый | 7,1 | 1,1 | 46,4 | |
Хлеб ржаной | 4,8 | 0,8 | 40,2 | |
Пшеничные сухарики | 10,4 | 1,2 | 68,4 | |
Печенье | 9,6 | 9,8 | 66,6 | |
Капуста белокочанная | 0,8 | - | 5,4 | |
Морковь красная | 1,3 | 0,1 | 7,0 | |
Огурцы грунтовые | 0,8 | - | 3,0 | |
Огурцы парниковые | 0,7 | - | 1,8 | |
Петрушка (зелень) | 3,7 | - | 8,1 | |
Свекла | 1,7 | - | 10,8 | |
Томаты грунтовые | 0,6 | - | 4,2 | |
Томаты парниковые | 0,6 | - | 2,9 | |
Томатный сок | 1,0 | - | 3,3 | |
Икра из баклажанов | 1,7 | 13,3 | 6,9 | |
Икра из кабачков | 2,0 | 9,0 | 8,6 | |
Апельсины | 0,9 | - | 8,4 | |
Мандарины | 0,8 | - | 8,6 | |
Груши | 0,4 | - | 10,7 | |
Яблоки | 0,4 | - | 11,3 | |
Виноград | 0,4 | - | 17,5 | |
Сок апельсиновый | 0,7 | - | 13,3 | |
Виноградный | 0,3 | - | 18,5 | |
Сливовый | 0,3 | - | 16,1 | |
Черносмородиновый | 0,5 | - | 8,3 | |
Яблочный | 0,5 | - | 11,7 | |
Повидло абрикосовое | 0,4 | - | 63,9 | |
Повидло яблочное | 0,4 | - | 65,3 | |
Кисель | 0,2 | - | 22,7 |
ПРИМЕРЫ РЕЦЕПТОВ
Гепабене
Состав и форма выпуска:капсула содержит экстракт травы дымянки
лекарственной (275 мг), сухой экстракт плодов расторопши пятнистой
(70-100 мг).
Фармакологическое действие. Желчегонное, спазмолитическое,
гепатопротективное
Rp: «Hepabene»
D.t.d. № 30
S. По одной капсуле внутрь во время еды, не разжевывая, запивая
небольшим количеством воды 3 раза в день. Курс лечения 10 дней.
Туссамаг
Состав и форма выпуска:Сироп от кашля (с сахаром) 100 г и жидкий
экстракт тем