Факторы, влияющие на спрос, называются детерминантами спроса.

Неценовыми факторами спроса являются:

1) изменение вкусов и предпочтений потребителей;

2) изменение доходов и платежеспособности населения;

3) изменение цен на сопряженные (взаимосвязанные) товары: товары-заменители и дополняющие товары;

4) ожидания потребителей в отношении изменения цен на товары и будущего дохода, наличия товара на рынке;

5) изменение количества покупателей на рынке.

На ценовую эластичность предложения влияют такие факторы, как доля товара на рынке, является ли товар предметом необходимости, фактор времени. Обычно при оценке эластичности предложения рассматривается три временных периода: краткосрочный (при котором предложение неэластично), среднесрочный (период достаточен для расширения или сокращения производства), долгосрочный (фирма полностью осуществляет расширение

Закон предложения. Рыночное равновесие. Особенности теории потребительского поведения на фармацевтическом рынке. Закономерности потребительского поведения (предпочтения, бюджетные ограничения, потребительский выбор). Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемые, взаимодополняющие, независимые).

Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Субъектами рынка являются предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг.   Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене. Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.   Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; объем продукта и его цену называют равновесными или ценой рыночного клиринга. Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной. Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.   Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежних равновесной цены и равновесного объёма.   Факторы формирования предложения 1. Цена товара с определенными свойствами и технологией изготовления. 2. Величина затрат, необходимых для производства товара. Закон предложения – состоит в том, что повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, и наоборот (на поведение покупателей влияют прежде всего полезность блага и бюджет, на поведение изготовителя – затраты на изготовление и уровень прибыли). Потребительское поведение на фармацевтическом рынке Поведение потребителя – это деятельность индивида, направленная на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включающая процессы принятия решения, которые предшествуют этим действиям и следует за ними.     Потребительское поведение на фармацевтическом рынке – процесс взаимодействия индивида с окружающей средой по поводу удовлетворения своих потребностей в фармацевтической помощи, способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию о фармацевтическом рынке. Предпочтения не объясняют пол­ностью поведения потребителя. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые с помощью цен на различные товары и услуги ставят пределы потреблению людеи̌. В силу того, что каждый товар в наборе имеет разную цену, а бюд­жет потребителя ограничен, то и выбор потребителя становится ограниченным.   Потребительский выбор. Потребители делают на рынке ра­циональный (оптимальный) выбор, т. е. выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребно­стей при заданном ограниченном бюджете. Оптимальный на­бор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум тре­бованиям. В первую очередь, выбор из совокупности наборов проис­ходит в рамках дохода потребителя. Во вторую очередь, оптимальный набор потребительских

Цены на сопряженные товары.

Следует различать взаимозаменяемые, взаимодополняющие и независимые товары.

Для измерения этих зависимостей существует коэффициент перекрестной эластичности (EXY), который показывает насколько чувствительна величина спроса на продукт (Х) к изменению цены на продукт

К взаимозаменяемым товарам относятся синонимы и аналоги ЛП. Например, «Винпоцетин» и «Кавинтон». Если товары взаимозаменяемые, то повышение цен на один товар, влечет за собой повышение спроса на другой. Существует прямая связь.

Если товары взаимодополняющие, например, масло какао и свечи с маслом какао. При повышении цены на масло какао, спрос на свечи с ним снизится. Существует обратная зависимость между спросом на один товар и ценой на другой, взаимозаменяющий.

Рост цен на независимые товары (продукты питания) для отдельных групп населения может привести к снижению спроса на ЛП.

36. Основы ценообразование на ЛС. Виды и функции цен, влияющие факторы. Стратегия ценообразования. Постановка целей ценообразования. Выбор стратегии ценообразования в зависимости от стадии жизненного цикла ЛС. Ценовая эластичность спроса.

36. Методы ценообразование на новые и устоявшиеся на рынке товары. Метод «затраты плюс».

Функции и виды цен

Функции цены Учёт и измерение затрат общественного труда -определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции.   Стимулирующая функция цены . Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли.   Распределительная функция цены - связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода .   Измерительная функция, с помощью цен измеряются относительные ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой д-ти фирмы.   Регулирующая ф-ия – проявляется в движении, распределении ресурсов и товаров и услуг между экономическими субъектами.   Стимулирующая функция – проявляется в увеличении объема производства и увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.   Ориентирующая функция – выражается в том, что отражает изменения спроса на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру производства.   Стратегии ценообразования - служит основой принятия решения в отношении цены продажи и каждой конкретной сделки. - позволяют определить объемы прибылей и долю на рынке в расчете на перспективу, иметь определенный финансовый и временной резерв для долгосрочного воздействия на конъюнктуру рынка. -слишком высокие цены, с одной стороны, увеличивают прибыль на единицу продукции, но, с другой стороны, ведут к сужению круга потенциальных покупателей. И наоборот, заниженные цены ведут к сокращению прибыли от единицы продаваемого товара, но благодаря увеличению объема продаж могут принести рост общей величины прибыли и, следовательно, общей эффективности предприятия   Ценовая стратегия разрабатывается по следующим направлениям: определение уровня цены единицы товара; -анализ динамики цен в зависимости от фазы жизненного цикла товара; -анализ соотношения цен товаров фирмы, различных по степени новизны и ассортименту; -сопоставление цен фирмы с уровнем цен конкурирующих фирм на -определенном сегменте рынка; -наличие и степень жесткости ценовой и неценовой конкуренции; -наличие и степень функциональной и фирменной конкуренции; -оценка эластичности спроса на товар; -оценка степени новизны товара в настоящий момент и возможные -варианты его старения в перспективе; -наличие аналогов и заменителей товара на исследуемом сегменте рынка; -соответствие цены товара его качеству, уровню дополнительных услуг, престижу, марки, характеру рынка и т. д.   Стратегии дифференцированного ценообразования. Суть стратегии скидки на втором рынке заключается в том, что на один и тот же товар или услугу цены на других рынках устанавливаются ниже (со скидкой).   Стратегия сезонной (периодической) скидки -основывается на неоднородности покупательского спроса во времени и применяется для стимулирования покупательского спроса. Она находит применение в снижении цен на товары вне сезона Стратегии конкурентного ценообразования. -наиболее конкурентоспособные предприятия, пользующиеся хорошей репутацией на рынке при выходе с принципиально новыми изделиями, не имеющими близких аналогов и находящимися на начальной стадии жизненного цикла продукции, либо когда речь идет о формировании нового рынка.   Метод ценообразования с учетом жизненного цикла товара (жцт) При формировании цены с учетом жизненного цикла товаров учитываются следующие показатели: время нахождения товаров на рынке; затраты на производство; изменение спроса на данные товары в зависимости от их новизны; изменение степени чувствительности потребителей к ценам. 1.На стадии разработки и вступления товара на рынок -продукция, выпускаемая на рынок, представляет собой новинку, у потребителя нет возможности сравнивать ее с аналогами. Она устанавливается на достаточно высоком уровне таким образом, чтобы покрыть все издержки производства   2. На стадии роста -когда конкуренты начинают осваивать выпуск аналогичной продукции, потребители становятся более информированными, у них появляется возможность выбора. Издержки производства на стадии роста достаточно велики. Цена сохраняется на высоком уровне, но возможно ее незначительное понижение по сравнению с ценой на предыдущем этапе. Производитель работает на всем рынке одновременно; "снятие сливок" — цена устанавливается на максимально возможном уровне.   3. На стадии зрелости: -потребители становятся более разборчивыми и чувствительными к ценам; на рынке работают уже зрелые конкуренты; издержки производства стабильны и имеют тенденцию к снижению; Цены снижаются, отражая уменьшение издержек производства   4. На стадии насыщения потребители становятся предоставляет скидки, проводит распродажи; стремится перейти со своим товаром на другие рынки пытается поддерживать цены на свою продукцию на определенном рыночном уровне, следуя изменениям в соотношении спроса и предложения.   5. На стадии падения спроса: продукция устарела, на смену ей приходит другая продукция; наблюдается недозагрузка производственных мощностей; предприятие переходит к производству новых изделий. Виды цен: 1.По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и розничные цены. Оптовой ценой считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукциюдругим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что в ее состав не включается НДС и акцизы   Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю и населению включая НДС. А) Отпускные цены на предприятиях общественного питания. Б) Цены на услуги населению. В) Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.   2.В зависимости от государственного воздействия и регулирования и степени конкуренции на рынке. Различаются цены свободные, т.е. рыночные, и регулируемые.   Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства. А) Цена спроса – это цена, которая складывается на рынке покупателя. Б) Цена предложения – это цена, которая указывается в официальном предложении продавца (без скидок) (оферта). В) цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.   Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами управления РФ или органами местного самоуправления. Регулируемые цены делятся на рекомендуемые, лимитные, залоговые и пороговые(т.е. защитные).   А)Рекомендуемые цены делятся на предельные и фиксированные. Предельные цены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию или услуги. Фиксированная цена – это цена, которая устанавливается на определенном уровне, но может меняться только по решению того органа или субъекта, который их утвердил.   Цены делятся по способу установления фиксации и делятся на твердые цены подвижные цены и цены скользящие. Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению или контракту. В этом договоре прописывается что «цена твердая – изменению не подлежит». Твердые цены применяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течение короткого срока и при длительных сроках поставки.   Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на это товар или услугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении или понижении цены». Также в договоре может быть оговорено, что в случае отклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% - цена не меняется.   Скользящая цена – цена исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления этой продукции. Основной фактор изменения цены – инфляция. Цены различаются по способу получения информации. Существуют Публикуемые и расчетные цены. Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальных источников информации. К публикуемым ценам относятся справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и цены торгов.   Справочные цены могут быть номинальными. Публикуются в различных печатных изданиях. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключении сделок. Начисление скидок и надбавок производится с номинальной цены.Номинальную цену также называют базовой или базисной ценой. Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартное оборудование,   Цены различаются в зависимости от вида рынка на цены товарных аукционов, биржевых котировок и цены торгов. А) Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Проводятся 1 или 2 раза в год. Цены аукционов –это цена публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров. Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношений между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие многих покупателей и одного или нескольких продавцов. . Биржевые котировки – это специально организованные, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых качественно однородных товаров, цена реальных контрактов, которые заключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах.   Цена торгов – это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдачу заказов на поставку товаров или получение подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.   Цены различаются в зависимости от временного фактора на постоянные, сезонные и ступенчатые. А) Постоянные цены – цена, срок действия которой заранее не определен. Б) Сезонная цена – срок действия которой определен каким-то определенным временем. В)Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции в аранее обусловленные моменты времени. . Цены различаются по условиям поставки и продажи. Цена нетто и цена брутто. Цена нетто – цена на месте купли-продажи. Цена брутто определяется с учетом условий купли-продажи, но учитывается наличие и уровень скидок вид-франко и условий страховки.

Метод «затраты плюс» — метод ценообразования, в соответствии с которым цена продукта устанавливается посредством добавления прибылеобразующей накидки к средним затратам, или общим затратам на единицу продукции. Этот метод аналогичен методу ценообразования на основе полных затрат, поскольку цена продукта определяется путем прибавления выраженной в процентах ценообразующей накидки к общим затратам на единицу продукции ценообразования

Метод «затраты плюс» часто подвергается критике за то, что он не стимулирует производителя поддерживать затраты на низком уровне.

Метод «затраты плюс» заключаются в том, что основой для определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется надбавка-величина, покрывающая неучтенные затраты и прибыль

37. Государственное регулирование цен на лекарственные средства. Нормативные документы по ценообразованию на ЛС и ИМН.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 октября 2010 года N 865

О государственном регулировании цен наЛП, включенные в перечень ЖНВЛС


1. Для государственной регистрации и перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат в Министерство здравоохранения Российской Федерации представляются следующие документы (на бумажном носителе в 2 экземплярах и в электронном виде):

а) заявление о регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации, содержащее следующие сведения:

наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, адрес электронной почты, наименование производителя, место нахождения производственных площадок, участвующих в процессе производства лекарственного препарата, с указанием стадии процесса производства;
наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования);
номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата;
лекарственная форма с указанием дозировки лекарственного препарата и его количества во вторичной (потребительской) упаковке, а также комплектность;
штриховой код, нанесенный на вторичную (потребительскую) упаковку лекарственного препарата;
код лекарственного препарата по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
код лекарственного препарата в соответствии с Общероссийским классификатором продукции

расчет предельных отпускных цен на лекарственные препараты иностранного производства, представляемых на государственную регистрацию.

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации в течение 15 рабочих дней со дня обращения держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченного им лица):

а) осуществляет проверку полноты представленных данных

б) в случае если держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченное им лицо) не представил:

копию регистрационного удостоверения на лекарственный препарат, - проверяет сведения о государственной регистрации лекарственного препарата на основании данныхгосударственного реестра лекарственных средств

;

копию лицензии на производство лекарственных средств, - запрашивает и получает в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации информацию о наличии по данным реестра лицензий на производство лекарственных средств для медицинского применения соответствующей лицензии у производителя (в отношении российского производителя);

в) проводит в соответствии с методикой проверку предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат для решения вопроса о направлении 1 экземпляра документов в Федеральную антимонопольную службу;

г) принимает решение об отказе в государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на ЛП


3.В случае необходимости уточнения сведений, содержащихся в представленных документах, получения дополнительной необходимой информации держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченное им лицо) представляет по запросу. При этом срок рассмотрения документов, предусмотренный пунктом 7 настоящих Правил, увеличивается не более чем на 10 рабочих дней.

4. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат Министерство здравоохранения Российской Федерации уведомляет держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата (уполномоченное им лицо) в письменной форме о принятом решении (с изложением причин отказа).

5. Основание для отказа согласование формирование предельной цены

а) представление недостоверных сведений;

б) представление документов в неполном объеме и (или) неполнота содержащихся в них сведений;

в) превышение представленной для государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат над ценой, рассчитанной в соответствии с методикой.

6. Решение об отказе в государственной регистрации или перерегистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат может быть обжаловано в судебном порядке.

7. Зарегистрированная предельная отпускная до 1 октября каждого года. Государственная перерегистрация осуществляется исходя из расчета, предусмотренного методикой, не чаще 1 раза в календарном году.

8. Зарегистрированная предельная отпускная цена на лекарственный препарат производства государств - членов Евразийского экономического союза может быть перерегистрирована:

а) для лекарственных препаратов нижнесреднего ценового сегмента до 500 рублей (включительно) -

б) в случае изменения цен на сырье и материалы, а также изменения накладных расходов, но не выше прогнозируемого уровня инфляции текущего года, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;

в) в случае если средневзвешенная фактическая отпускная цена на лекарственный препарат за период, истекший со дня государственной регистрации (последней перерегистрации) предельной отпускной цены, была ниже зарегистрированной на этот период цены не более чем на прогнозируемый уровень инфляции

9. При государственной перерегистрации предельных отпускных цен производителей государств - членов Евразийского экономического союза документы на иностранном языке представляются на бумажном носителе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.


1Государственная перерегистрация предельной отпускной цены для иностранных производителей осуществляется с учетом прогнозируемого уровня инфляции текущего года,

10. Государственная регистрация и перерегистрация предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты осуществляется для производителей бесплатно.

Статья 60. Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 429-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

-утверждения методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных

- государственной регистрации установленных производителями лекарственных препаратов

-ведения государственного реестра предельных отпускных цен

-установления предельных размеров оптовых надбавок

-утверждения порядка выдачи предписаний органам исполнительной власти субъектов

-осуществления федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты

10) применения предусмотренных законодательством мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на ЖНВЛС

Процесс ценообразования можно условно разделить на несколько этапов:

постановка целей и задач;

определение спроса;

анализ издержек;

анализ цен конкурентов;

выбор метода ценообразования;

установление окончательной цены.

Составные элементы сбыта – разделы товарооборота. Объем реализации аптечной организации. Факторы, влияющие на объем реализации. Структура объема реализации аптечной организации. Информация для анализа и прогнозирования объема реализации.

Товарооборот аптеки -представляет собой процесс купли-продажи. -в его основе лежит уступка права собственности на товар в обмен на его денежный эквивалент. -состоит из 3 разделов, между которыми существует балансовая связь. -это объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период. -показатель статистики рынка используется в оценках его конъюнктуры (совокупности признаков, характеризующих текущее состояние экономики). Экономической характеристикой удовлетворения спроса в товарах аптечного ассортимента является показатель реализации или быта Объем продаж (объем реализации, товарооборот) - это выручка, получаемая от реализации товара за определенный период времени (повторить структуру объема реализации). На размер товарооборота влияют следующие факторы: - численность населения в обслуживаемом аптекой районе - заболеваемость населения - наличие ЛПУ в обслуживаемом районе и количество врачей в них - размер бюджетных ассигнований ЛПУ - ассортимент товара в аптеке - уровень цен в аптеке - платежеспособность населения - сезонность заболеваемости - месторасположение аптеки - наличие и размещение мелкорозничной сети - организация информационной работы и рекламы и др.   Повышают объем продаж следующие факторы: рост числа врачей, старение населения, рост доли высокоэффективных лекарственных средств.   Сдерживают рост объема продаж: отпуск части лекарственных средств по рецептам, запрещающие информации и рекламы части лекарственных средств среди населения, необходимость промежуточного потребителя (врача). Сбыт - один из важнейших элементов маркетинга. С точки зрения управления сбыт широкое понятие которое включает закупку, транспортировку, складирование, реализацию В узком смысле сбыт отождествляется только с реализацией. С экономической точки зрения, сбыт характеризуют как процесс оборачиваемости товаров или товарооборот.   Товарооборот характеризует: - масштаб деятельности организации; - денежную выручку фармацевтического предприятия за реализованные товары; - размер денежных расходов покупателей на приобретение товаров и услуг; - потребление товарной массы.   -измерение товарооборота может производиться как в стоимостных (денежных) единицах, так и в натуральном выражении. В стоимостных единицах его величина определяется произведение цены единицы товара или услуги (Р) на количество проданных товаров (Q):   Товарооборот может быть структурирован, т.е. разделен на отдельные составные части с использованием различных признаков. Так, в соответствии с характером потребителей различают розничный и оптовый товарообороты.   Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления, обязательным признаком которой является наличие счета-фактуры на отгрузку товара.   Розничный товарооборот включает продажу потребительских товаров населению для личного, семейного, домашнего использования, а также организациям (больницам, санаториям, детским садам, школам и др.), через которые осуществляется совместное потребление товаров.   Товарооборот оптового фармацевтического предприятия может состоять из суммы продажи товаров аптечного ассортимента: - другим предприятиям оптовой торговли лекарственными средствами; - предприятиям – производителям лекарственных средств; - аптечным организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность; - лечебно-профилактическим и другим организациям в пределах выделенных ассигнований.   Товарооборот розничной фармацевтической организации может включать продажу товаров аптечного ассортимента: - гражданам за счет личных средств; - декретированным группам населения за счет источников финансирования бесплатного и льготного отпуска; - лечебно-профилактическим и другим организациям в пределах выделенных ассигнований. СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СБЫТА РАЗДЕЛЫ ТОВАРООБОРОТА Товарооборот состоит из 3 х разделов: -расход (в т.ч. реализация) Р товарное обеспечение (поступление) П товарные запасы (товарооборачиваемость) –Он, Ок Все разделы товарооборота взаимосвязаны и между ними существует балансовая связь, представленная уравнением: Он+ П = Р + О Одним из условий достижения заданного объема реализации является разработка рациональной ассортиментной политики и определение круга поставщиков с наиболее привлекательными предложениями. Несмотря на значительные местные особенности, структура спроса в различных регионах имеет одинаковую тенденцию.   Общий объем реализации должен иметь определенную структуру. Для деления объема реализации на составные части используют следующие признаки: . Характер потребителя: -объем реализации населения (розничный товарооборот) -объем реализации ЛПУ и другим организациям (оптовый товарооборот)   Товарная номенклатура: Лекарственные средства Изделия медицинского назначения(ИМН) Парафармацевтическая продукци (предметы личной гигиены, лечебное, детское и диетическое питание, оптика, минеральные воды) Медицинская техника.   Способ продажи: по рецептам- без рецептов.   Величина спроса: -товары с растущим спросом товары с нейтральным спросом -товары с падающим спросом АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ Прогноз объема реализации (выручки, валового дохода) это оценка будущих продаж в денежном выражении на определенный период времени. При таком прогнозировании преследуют цели:   1.Экономическое обоснование объема реализации в соответствии с динамикой платежеспособного спроса населения и товарного предложения. 2.Приведение структуры реализации в соответствие с организацией сбыта. 3.Планирование объема реализации основывается на информации, которая может быть внутрифирменной (данные организации) и внешней (данные о рынке). Внутрифирменные данные базируются на первичной учетной и бухгалтерской документации, статистических отчетах (отчеты аптеки, балансы, статистические отчеты о рецептуре и товарообороте, отчет о продаже, остатках и поступлении товаров).   ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЮ (РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ) Наиболее целесообразно применение метода динамических показ ателей Суть –перенесение тенденции, сложившейся в изменении объема реализации за отчетные периоды на планируемый период При сравнении объемов реализации за ряд лет цены, в которых они выражены, должны быть сопоставимы Поэтому надо знать индексы цен за весь изучаемый период.   Прогноз объема реализации равен реализации текущего года, увеличенной на показатель ежегодного или среднегодового темпа роста (прироста). Модель методических подходов для прогнозирования объема реализации (валового дохода) может быть представлена формулами: РАСЧЕТ ПРОГНОЗА ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ЛПУ (оптовый товарооборот) Среди основных факторов, влияющих на него следует отметить следующие: -коечный фонд и его изменение;- -профиль ЛПУ; -ассигнования, выделенные на закупку ЛП и ИМН; -размер средств ФОМС и добровольного страхов   Розничный и оптовый товарооборот составляют Общую сумму объема реализации ЛС и ИМН. После определения годового товарооборота, производят его распределение по кварталам При этом учитывают сложившиеся соотношения в прошлых периодах, сезонные колебания, место расположения фарм. структуры, степень использования ассигнований, выделенных ЛПУ.   МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПО СОСТАВНЫМ ЧАСТЯМ Это необходимо для более точного контроля за динамикой продаж в различных сегментах рынка. Основными составными частями розничного и оптового объема реализации по способам продаж являются: Составные части розничного и оптового товарооборотов Суть методики -определяют удельные веса каждой составной части объема реализации населению и ЛПУ в текущем году и это соотношение сохраняют на про- Розничный товарооборот Объем реализации по амбулаторным рецептам Объем реализации побезрецептурному отпуску Оптовый товарооборот Объем реализации по стационарной рецептуре Объем реализации по мелкооптовому отпуску товарооборот аптеки

Наши рекомендации