Тема. Диагностические тесты. Скрининг.
Краткое содержание:Надежность диагностического теста. Достоверность измерений и воспроизводимость результатов измерений. Систематические и случайные ошибки измерений. «Золотой стандарт» и информативность клинического теста: статистические показатели информативности теста (чувствительность, специфичность, прогностическая ценность и отношение правдоподобия). Методологические аспекты скрининга. Критерии оценки эффективности скрининга Вильсона-Джаннера (Wilson-Jungner).
Задание 1.
Провести поиск доказательной информации по эффективности следующих скрининговых программ:
1. ранее выявление артериальной гипертонии
2. ранее выявление ишемической болезни сердца
3. ранее выявление сахарного диабета
4. для детей раннего возраста на выявление врожденной и наследственной патологии слуха
5. скрининг женщин на ранее выявления рака шейки матки
6. скрининг женщин на ранее выявления рака молочной железы
7. скрининг целевых групп риска на вирусный гепатит В и С
8. на ранее выявление глаукомы
9. на ранее выявление колоректального рака
10. на ранее выявление рака предстательной железы
11. на ранее выявление рака печени
12. на ранее выявление рака желудка
13. на ранее выявление рака пищевода.
Задание 2. Провести анализскрининговых программ,используя критерииВильсона-Джаннера (Wilson-Jungner)
Контрольные вопросы:
1. Скрининговые исследования с позиции доказательной медицины.
2. Чувствительность диагностического теста: определение, вычисление.
3. Специфичность диагностического теста: определение, вычисление.
4. Прогностическая ценность положительного результата диагностического теста: определение, вычисление.
5. Прогностическая ценность отрицательного результата диагностического теста: определение, вычисление.
6. Критерии оценки эффективности скрининга (критерии Вильсона-Джаннера)
7. Оценка диагностического теста с позиции ДМ.
Задание к практическому занятию 7:
Используя свой сформулированный вопрос провести поиск статей в базе данных Medline / PubMed. Проанализировать 2 статьи согласно алгоритму оценки статьи. Статьи распечатать для работы на занятии.
Практическое занятие 7.
Тема. Критическая оценка и анализ научных публикаций с позиции ДМ.
Краткое содержание:Общий алгоритм оценки статьи. Значимость результатов исследования и их статистическая достоверность.
Задание 1. Аналитический разбор научных статей.
Провести анализ отобранных в результате поиска в базе данных Medline / PubMed научных статей.
Контрольные вопросы:
1. Критическая оценка и анализ научных публикаций с позиции доказательной медицины (ДМ).
2. Общий алгоритм оценки статьи.
Задание к практическому занятию 8:подготовить СРР для презентации.
Практическое занятие 8.
Тема. Клинические руководства: определение, основные принципы разработки и внедрения в практику.
Краткое содержание:Определение «клинические практические руководства» (КПР). Типы клинических руководств. Этапы разработки клинических руководств. Преимущества и недостатки клинических руководств. Требования к разработке клинических руководств. Принципы разработки клинических руководств. Оценка качества КПР с использованием опросника AGREE. Базы данных КПР.
Задание 1.
Используя крупнейшие национальные базы данных клинических руководств провести поиск КПР по заданным темам.
Базы данных КПР:
США: US National Guideline Clearinghouse (NGC) http://www.guideline.gov
Centers for Disease Control and Prevention (CDC): http://www.phppo.cdc.gov/CDCRecommends/AdvSearchV.asp
Великобритания: National Institute for Clinical Excellence (NICE) http://www.nice.org.uk
Канада: Canadian Medical Association (CMA) http://mdm.ca/cpgsnew/cpgs/index.asp
Задание 2.
Презентации по СРР:
1. Реклама лекарственных средств (проблемы и пути решения).
2. Экономическая оценка как элемент принятия решений в медицине.
3. Перспективы использования доказательной медицины практическими врачами.
4. Скрининговые программы с позиции доказательной медицины.
5. Национальные клинические руководства: история развития, принципы составления и проблемы внедрения.
6. Актуальные вопросы терапии с позиции доказательной медицины.
Контрольные вопросы:
1. Этапы разработки клинических руководств.
2. Определение «клинические практические руководства» (КПР). Требования к разработке клинических руководств.
3. Международный опросник AGREE.
4. Преимущества и недостатки клинических руководств.
Задание к практическому занятию 9:подготовить СРР для презентации.
Практическое занятие 9.
Тема. Классы рекомендаций и уровни доказательств.
Краткое содержание:Иерархия доказательности. Уровни доказательности: А, В, С. Классы рекомендаций: I, II, II-a, II-b, III. Анализ и оценка клинических руководств, медицинских рекомендаций с позиции иерархии доказательности.
Информация для преподавателя.
На основании результатов исследований строятся рекомендации, о степени доказанности рекомендаций судят по уровню доказательности.
Есть 5 уровней доказательности, но обычно классифицируют их в 4, а в кардиологии – в 3 уровня доказательности.
Коротко можно сказать так: если имеется много крупных исследований, при этом с одним и тем же результатом, то это уровень доказательности А, т.е. абсолютно доказанная вещь. Если это одно крупное исследование, или несколько достаточно мелких, но с одинаковым результатом, то это уровень В. Если это нерандомизированные небольшие исследования , то это уровень С. Если доказательство основано на мнениях экспертов, то это уровень D.
Применение классификации рекомендаций и уровни их обоснованности
Класс I Польза >>>риска Должно быть выполнено | Класс IIa Польза >>риска Целесообразно выполнить | Класс IIb Польза ≥риска Можно рассмотреть выполнение | Класс III Польза≤риска Не должно быть выполнено, т.к. бесполезно или вредно | |
Уровень А Множественные исследования. Всеобщее согласие о пользе вмешательства | Вмешательство полезное/эффективное. Обосновано множественными РКИ или мета-анализом | Вмешательство видимо полезное/эффективное. Обосновано несколько противоречивыми множественными РКИ или мета-анализом | Польза недостаточно доказана. Обосновано сильно противоречивыми множественными РКИ или мета-анализом | От вмешательства нет пользы или возможен вред. Обосновано множественными РКИ или мета-анализом |
Уровень В Ограниченное число (3-5) исследований | Вмешательство полезное/эффективное. Обосновано единственным РКИ или нерандомизированными исследованиями | Вмешательство видимо полезное/эффективное. Обосновано единственным РКИ или нерандомизированными исследованиями | Польза недостаточно доказана. Обосновано сильно противоречивыми единственным РКИ или нерандомизированными исследованиями | От вмешательства нет пользы или возможен вред. Ограниченные данные единственного РКИ или нерандомизированных исследований |
Уровень С Очень ограниченное число (1-2) исследований | Вмешательство полезное/эффективное. На основании соглашения экспертов, отдельных случаев, принятых стандартов | Вмешательство видимо полезное/эффективное. На основании соглашения экспертов, отдельных случаев, принятых стандартов | Польза недостаточно доказана. На основании соглашения экспертов, отдельных случаев, принятых стандартов | От вмешательства нет пользы или возможен вред. На основании соглашения экспертов, отдельных случаев, принятых стандартов |
Задание 1.Используя крупнейшие национальные базы данных клинических руководств провести поиск КПР по заданным темам. Оценить КПР по уровню доказательности и классу рекомендаций.
Задание 2.
Презентации по СРР:
1. Актуальные вопросы хирургии с позиции доказательной медицины.
2. Актуальные вопросы эндокринологии с позиции доказательной медицины.
3. Актуальные вопросы кардиологии с позиции доказательной медицины.
4. Актуальные вопросы неврологии и психосоматики с позиции доказательной медицины.
5. Актуальные вопросы геронтологии и гериатрии с позиции доказательной медицины.
6. Понятие о врачебной ошибке и вреде медицинского вмешательства.
7. Актуальные вопросы инфекционных болезней с позиции доказательной медицины.
Контрольные вопросы:
1. Иерархия доказательности. Уровни доказательности: А, В, С. Классы рекомендаций: I, II, II-a, II-b, III.
Задание к практическому занятию 10:подготовить СРР для презентации.
Практическое занятие 10.