Глава 4. интерактивные методы проведения занятия

В этой главе мы рассмотрим характеристики конкретных интерактивных методов обучения и их применение в практической деятельности кафедр Волгоградского государственного медицинского университета.

Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: дискуссия, дебаты, тренинг, круглый стол

Дискуссия

Почему я спрашиваю тебя, а не говорю сам?
Это делается ради беседы.
Сократ

глава 4. интерактивные методы проведения занятия - student2.ru

Дискуссия как метод интерактивного обучения успешно применяется в системе высшего образования. Метод дискуссии (учебной дискуссии) представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу.

Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Цель метода состоит в обмене взглядами по конкретной проблеме - это активный метод, позволяющий научиться отстаивать свое мнение и слушать других.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Однако дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий в медицинском вузе: на семинарах-дискуссиях, собеседованиях по обсуждению итогов выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. На лекции дискуссия в полном смысле развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них, создает атмосферу коллективного размышления и готовности слушать преподавателя, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссия на семинарском (практическом) занятии требует продуманности и основательной предварительной подготовки обучаемых. Нужны не только хорошие знания (без них дискуссия беспредметна), но также наличие у студентов умения выражать свои мысли, четко формулировать вопросы, приводить аргументы и т. д. Учебные дискуссии обогащают представления учащихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания.

Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение преподавателем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.

Вид дискуссии выбирает преподаватель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.

В зависимости от целей и задач урока возможно использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол».

В процессе дискуссии наиболее полно представлена возможность:

· моделировать реальные жизненные проблемы;

· вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;

· продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;

· обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Пример дискуссии

  Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядочение и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, су­ждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссии как форма взаимо­действия субъектов обучения в последнее время находят все большее примене­ние в практической деятельности преподавателей в профессиональных образо­вательных учреждениях различной ступени подготовки. Их целесообразно ис­пользовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Со­держание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональ­ную направленность. Например, обучающимся в медицинских вузах для обсу­ждения на занятиях по нормальной физиологии предлагаются следующие темы: «Роль физиологии в решении актуальных медицинских проблем»; «Ана­томия и физиология как предпосылки для формирования клинического мышле­ния», «Новые научные направления современной физиологии и их прикладное значение», «Физиологические методы исследования, применяемые в лечебно- профилактических учреждениях» и т. п. Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики со­трудничества по типу «обучающий - обучающийся» и «обучающийся - обуча­ющийся», в которой стираются противоположности между позициями обучаю­щего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса стано­вится общим достоянием. Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуни­кативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к ана­лизу и синтезу, умение брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, то есть навыки социального общения  


Регламентированная дискуссия (РД): учебный спор-диалог. Она предполагает четкий план, структуру и регламент обсуждения, во многих случаях распределение ролей, определенный «сюжет».

Пример регламентированной дискуссии

Пример проведения семинарского занятия в форме судебного заседания. Дисциплина: история психологии Курс: 3 специальности клиническая психология Цель: рассмотреть основные психологические школы, такие как психоанализ и бихевиоризм. Организовать форму занятия таким образом, чтобы минимизировать авторитарную роль преподавателя; сформировать мотивацию обучения с целью получения знаний, а не получения положительной оценки и избегания отрицательной. Ход занятия: Все участники занятия, проводимого в форме судебного заседания, добровольно делятся на две большие подгруппы в зависимости от принятия одной из точек зрения. Одна из подгрупп рассматривает представителей бихевиоризма, другая – психоанализа. Каждый студент группы кратко характеризует представителя школы. Также отдельно выбирается судья заседания (им не являлся преподаватель дисциплины) и объект спора двух сторон (в данном семинарском занятии им выступала «психика»). Этапы. I этап. Судья оглашает предмет спора, представляет отстаивающие его стороны, порядок заседания. II этап. От каждой стороны представители дают общую характеристику школы. Затем высказываются позиции конкретных ученых-представителей по основному вопросу судебного спора. III этап. Прения сторон. Каждая сторона высказывает критику в адрес другой. Выделяются «слабые» и «сильные» аспекты рассматриваемых школ. IV этап. После высказанных позиций, главные предмет спора – студент, представляющий «психику», пытается высказать свое мнение. Итогом заседания является вынесение вердикта судьей. Подведение итогов проведенного занятия преподавателем. Основными результатами успешно проведенного занятия в форме «Судебного заседания» могут считаться следующие: умение вести цивилизованный открытый диалог, в ходе которого, проводя анализ позиции подгруппы своих или других представителей, расширяется информационное поле, и разрешаются свои собственные сомнения; формируются или тренируются навыки публичного выступления.

Дебаты (Д) – чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Это разновидность публичной дискуссии участников дебатов направляющая на переубеждение в своей правоте третьей стороны, а не друг друга. Поэтому вербальные и невербальные средства, которые используются участниками дебатов, имеют целью получения определённого результата — сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.

В ходе дебатов две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде утверждения, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить жюри доказательства, факты, цитаты, статистические данные, поддерживающие их позицию, которые составляют кейс команды.

Участники дебатов задают вопросы противоположной стороне и отвечают на вопросы оппонентов; вопросы могут быть использованы для разъяснения позиции оппонентов и для выявления ошибок у противника. После выслушивания обеих команд жюри заполняют протоколы, которые фиксируют решение о предпочтении более убедительной в дебатах команды и представляют аудитории сравнительный анализ позиций сторон. В игре участвуют три игрока с каждой стороны, но число участников может быть увеличено в зависимости от типа дебатов. Регламент также оговаривается в каждом конкретном случае. Назначается и таймкипер, который следит за соблюдением регламента.

Новая педагогическая образовательная технология «Дебаты» базируется на следующих принципах: целостность, универсальность, вариативность, ориентация на демократизацию учебного процесса, личностная ориентированность обучения, ориентация на подготовку учащихся к самообразованию, добыванию знаний. Эта технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учеба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координатор этого процесса.

Дебаты предполагают:

· Активное включение студента в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;

· Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение студентов в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности на семинаре;

· Обеспечение диалогического общения между преподавателем и студентами и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания преподавателем возможности и целесообразности их применения:

· при изучении той и ли иной темы – не всякая тема может быть предметом дискуссии; тема должна быть грамотно сформулирована;

· на том или ином курсе – успех проведения дебатов во многом зависит от доброжелательной, творческой атмосферы на уроке; причём преподаватель должен адекватно оценивать степень подготовленности обучающихся, необходимой для проведения разного типа дебатов;

· дебаты могут использоваться для обобщения, систематизации, контроля знаний, закрепления материала;

· для реализации поставленных учебных целей – успешная реализация поставленных целей, достигаемых посредством дебатов, определяется умением преподавателя создать условия для эффективного взаимодействия на уроке: установления доверительных отношений с обучающимися, четкое определение темы и объема обсуждаемого материала, умение педагога и учащихся организовать деловое общение.

Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому семинару предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед се6минаром определяются спикеры. Данный формат дебатов может стать основой для организации и проведения интеллектуальной игры.В этом случае обучающиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль. Студент оказывается погруженным в конкретную ситуацию. Примером могут служить споры о корпускулярной и волновой природе света, о классической и релятивистской динамики.

«Модифицированные» дебаты – их организация допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается «группа экспертов», которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент семинара или форма проверки знаний обучающихся.

Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

Тренинг (Т) —- форма интерактивного обучения, целью которого явля­ется развитие компетентности межличностного и профессио­нального поведения в общении.

Достоинством тренинга является то, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Цель метода – не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике; тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений, навыков; тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний; тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Тренинг - это один из сравнительно новых методов интерактивного обучения. Различные ситуации, возникающие в группах тренинга, являясь учебными и в этом смысле условными, игровыми, для обучаемого выступают как вполне реальные ситуации, в которых надо действовать со всей ответственностью за результат действия. Чувство ответственности здесь особое: не только перед самим собой, но и перед партнерами по группе, так как успешность действия каждого – это залог успеха деятельности всей группы.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Различие же методов обучения в том, что один из них служит обучению практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой – практическому обучению самой теории («теория из живой практики»).

Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Разработчики отечественной теории и практики тренинга Ю. Н. Емельянов и Е. С. Кузьмин объединяют активные групповые методы, применяемые в тренинге, в три блока:

· дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, моделирование практических ситуаций, метод кейсов и др.);

· игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.);

· сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям).

В ходе тренинга развивающаяся группа оказывает воздействие на каждого члена группы в трех плоскостях:

· познавательный – участник группы осознает, как его привычное поведение и способы отношений позволяют разрешать ситуации, осмысливает причины своего поведения и понимает, как в дальнейшем более эффективно вести себя в подобных ситуаций;

· эмоциональный – участник тренинга, поддержанный другими членами группы, осознает свои психологические защитные механизмы, корректирует отношения с другими, изменяет эмоциональное отношение к себе, и, как результат, повышается его самоуважение, стабилизируется самооценка;

· поведенческий – участник группы вырабатывает адекватные ситуации, способы поведения.

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы. Подготовка включает в себя:

– работу над планом – сценарием тренинга;

– работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг;

– самоподготовку преподавателя;

– распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.

Требования к проведению тренинга:

· оптимальное количество участников тренинга 20-25 человек;

· соответствующее по размерам количеству участников тренинга помещение, где посадочные места расположены по «тренинговому кругу», что способствует активному взаимодействию его участников;

· обязательность ознакомления участников в начале любого занятия тренинга с целями и задачами данного занятия;

· проведение на первом занятии тренинга упражнения «знакомство» и принятие «соглашения» - правил работы группы;

· создание дружелюбной доверительной атмосферы и ее поддержание в течение всего тренинга;

· вовлечение всех участников в активную деятельность на протяжении всего тренинга;

· уважение чувств и мнений каждого участника;

· поощрение участников тренинга;

· подведение участников тренером (преподавателем) к достижению поставленной перед ними цели занятия, не навязывая при этом своего мнения;

· обеспечение тренером соблюдения временных рамок каждого этапа тренинга;

· обеспечение эффективного сочетания теоретического материала и интерактивных упражнений;

· обязательность подведения итогов тренинга по его окончании.

Пример тренинга

Пример проведения семинарского занятия по психологии со студентами лечебного, стоматологического и др. факультетов. Цель: удержать и повысить познавательную мотивацию студентов; повторение и закрепление учебного материала; расширить словарный запас научным знанием по учебному предмету; уметь использовать полученные теоретические знания в личных целях. Оснащение занятия: листы ватмана, маркеры, карандаши, скотч, мультимедийный проектор, ноутбук. Ход занятия: Все участники занятия рассаживаются в учебной аудитории в форме круга. Данная форма занятия заимствуется из тренингов. Роль тренера выполняет преподаватель. Этапы: I этап. В начале занятия каждый участник выбирает себе имя на данное занятие, которое может отличаться от настоящего. Затем преподаватель объясняет правила проведения тренингово-семинарской формы работы. Формулируется цель занятия. Основная задача освоить тот теоретический материал, который предполагает календарно-тематический план на данный день. Дополнительная цель формируется в том, чтобы на базе усвоенных знаний, на примере темы «Эмоционально-чувственная сфера» попытаться расширить свой уровень эмоциональных реакций и проявлений. Происходит обсуждение темы в рамках тех семинарских вопросов, которые задавались заранее подготовить. Основные моменты, которые представляют важность для дальнейших заданий, выносятся на доску. Затем участникам предлагается выполнить задание, которое позволит оценить то эмоциональное состояние, которое преобладает на данный момент у группы. Происходит обсуждение рисунков и сопоставление с тем теоретическим материалом, который разбирался ранее. II этап. Происходит разбор следующего блока теоретического материала. В качестве практического задания выступает следующее: всем присутствующим предлагается посмотреть отрывок какого-либо фильма, где наглядно показаны проявления эмоций (например, анимационный фильм «Валли»). Причём каждая эмоция проговаривается и обсуждается участниками. Затем выбирается определенный отрывок из фильма и проигрывается добровольно вызвавшимися участниками по ролям. По окончании сценки происходит обсуждение увиденного, высказывание эмоций, ощущение того, насколько сложно было выразить ту или иную эмоцию. III этап. Подведение результатов занятия. Рефлексия. Участники занятия высказывают свое мнение о пройденной теме, дают оценку важности проявления эмоций, способности их контролировать и проявлять, наличия или отсутствия репертуара эмоциональных проявлений. Основными результатами успешно проведенного занятия в форме тренинга могут считаться следующие: формируются или тренируются навыки публичного выступления; присутствует и поощряется свободное общение, построенное на умении культурного выражения своих мыслей и такта; студенты занимают более активную позицию усвоения знаний по сравнению с обычной формой работы, что позволяет расширять информационное поле; формируются и развиваются навыки самостоятельной работы и ведения предметной дискуссии. Количество этапов может быть больше, что зависит от продолжительности семинарского занятия, количества участников, уровня их готовности к восприятию данной формы работы, уровня мотивированности к получению знаний, уровня сплоченности и развития творческой составляющей коллектива.

Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, в исследовательский полигон для их изучения или практическую лабораторию для их коррекции. Социально-психологический тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка каких-то конкретных навыков, а активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта.

Преподаватель-тренер должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и преподнесения информации участникам, влияния на их поведение и отношения.

Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.

Необходимые условия для успешного обучения:

· готовность обучаемого учиться;

· применение различных форм и методов обучения;

· использование повторения для закрепления знаний;

· соответствие процесса обучения реальной жизненной ситуации;

· своевременность непредвзятой, адекватной оценки действий обучаемых преподавателем- тренером.

Непосредственно обучение включает в себя 2 этапа:

· Информационный блок или предоставление теоретических знаний;

· Выработка практических навыков.

1). Информационный блок

Этот этап можно начать с ответов на вопросы из опросников, которые вызвали массовое затруднение. Основной материал может быть преподнесен в виде лекции, мультимедийной презентации. Затем на выбор преподавателя (тренера) могут быть использованы различные методы интерактивного обучения: ролевые игры, дискуссии, приглашение визитера, работа в малых группах и т.д.

2). Выработка практических навыков.

Учитывая, что любые знания информационного, теоретического плана должны обязательно сочетаться с практическими умениями и навыками, необходимо вырабатывать эти навыки. Данный этап тренинга призван способствовать приобретению участниками практического опыта по защите своей жизни и здоровья, а также окружающих. С этой целью можно использовать ролевые игры, инсценировки, дискуссии, «мозговую атаку» и другие интерактивные формы работы в зависимости от условий.

3). Подведение итогов

Итоги подводятся в конце любого занятия, тренинга. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения анкет.

Тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, таким образом, закрепляя пройденный материал. Хорошо, если тренер постоянно поощряет участников тренинга различными доступными ему способами: выражает устную или письменную благодарность, вручает какие-то брошюры, буклеты, сувениры и т.п.

Следует отметить, что в практике преподавания в медицинском вузе активные методы будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут включены в разных долях в разные формы занятий: то в методику лекции, то в методику семинара или практических занятий. Возможно, что несколько разных методов будут взаимодействовать на одном и том же занятии.

«Видеотренинг» - тренинг, основанный на использовании видеозаписи. В практике сочетаются два основных способа применения видеозаписи в учебных целях: показ готовых видеоматериалов (видеопросмотр) и использование записи по ходу выполнения заданий, ее просмотр и анализ (видеообратная связь).

Просмотр видеоматериалов заменяет лекцию, демонстрацию слайдов, выступления приглашенных экспертов, экскурсии. К его достоинствам относятся наглядность, информационная емкость и насыщенность. Вместе с тем поток информации начинает вызывать утомление уже через 8-10 минут, поэтому можно использовались 10-минутные видеоролики.

Если используют видеообратную связь, то материалом для просмотра и анализа становятся действия самих участников,. Видеообратная связь помогает участникам совершить переход от непосредственного прожитого опыта к его осмыслению, рефлексии, она позволяет напрямую обратиться к собственному опыту, использовать его как материал, который анализируется, пересматривается и перестраивается в ходе тренинга. Таким образом, наряду с использованием традиционных методов обучения, преподавателю необходимо использовать специальные интерактивные педагогические технологии, предполагающие создание организационно-педагогических условий для эффективного педагогического взаимодействия (сотрудничества) педагогов и студентов.

Таким образом, использование методов зависит от самого преподавателя и научной значимости содержания изучаемой темы. Интерактивные методы обучения в преподавании создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный.

Пример тренинга

Тренинг «Маскулинность» В рамках дисциплины «Гендерология и феминология», преподаваемой на кафедре социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий, студенты в интерактивной форме постигают теорию маскулинности, обмениваются мнениями, делают выводы, применяют навыки ургентной дискуссии. Цель: Знакомство с основными понятиями теории маскулинности в гендерологии; способность описать основные понятия и специфику гендерологических терминов; успешное применение основных понятий гендерологии в речи профессионала на практике; помощь другим в закреплении и освоении полученных знаний. 1) формирование у студентов целостного представления о теории маскулинности; 2) формирование навыка работы в группах. Этапы проведения занятия Описание методики Создание благоприятной атмосферы. 1.Определение понятия «Маскулинность» методика –«сговориться—обсудить». Тренер задает вопрос: «Что вы понимаете под теорией маскулинности?» и предлагает продумать и записать для себя ответ (запись ответа до его проговаривания усиливает эффект), сказать соседу (на­пример, справа) и после согласования с ним высказать общее мнение для обсуждение всей группой. Преложенные варианты записывают­ся на доске (листах и пр.) и затем обсуждаются всеми участниками. Вопросы к обсуждению (дискуссии) Какое из определений верное? Почему? 2.Работа в малых группах. Группы выполняют два вида заданий параллельно. 1. Первая группа обсуждает вопрос «Маскулинность — это биологический или социальный показатель?». 2. Вторая группа анализирует определения маскулинности и выявляет наиболее научно обоснованное. Последовательная презентация результатов работы групп. Обсуж­дение. 3.Работа в малых группах. «Дерево причин»: «Что такое маскулинность?». Презентация. Обсуждение. Тренер делит всех участников на пять подгрупп, используя игру «Поиск общего». Каждая пара участников находит друг у друга определенное количество общих признаков. Затем тренер предлагает паре найти другую пару, с которой большее число общих признаков. Таким образом, пары объединяются в четверки. Если число человек позволяет, то четверки, осуществив то же действие, объединяются в восьмерки. Игра длится до тех пор, пока не будет сформировано пять подгрупп с равным числом человек. Тренеру для проведения игры «Дерево причин» потребуется пять листов ватмана, маркеры пяти цветов. 4. Рефлексия. Итогом тренинга является рефлексия — активное обсуждение игры всеми участниками, сидящими кругом. Разрешается говорить тому, у кого в руках находится мяч (или другой небольшой предмет). Ведущий бросает мяч, и тот, к кому он попадает, в течение одной минуты отвечает на два вопроса: «Что мне понравилось в сегодняшней работе?» и «Что я узнал нового?». Ведущий подводит общий итог.  

Метод круглого стола (КС) был заимствован из области политики и науки. В обучении метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля.

Круглый стол — метод одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой про­блемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

· все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Пример круглого стола

Кафедра социальной работы с курсом педагогики и образовательных технологий. В рамках студенческой учебно-методической конференции поставлена задача провести «круглый стол» студентов-психологов с группой студентов-социологов. Главное, выбрать общую тему, входящую в программы как по психологии, так и других смежных предметов (социологии и др.). Есть опыт проведения такого рода занятий с приглашением студентов и преподавателей другого вуза по одной и той же специальности – психологии. Как видим, метод круглого стола может иметь разнообразные формы, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном соблюдении – это осознание необходимости разностороннего рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практического воплощения в жизнь.  

4.2. Ученик в роли учителя - этот метод обучения — своеобразная ролевая игра. Она применяется в различных ситуациях. Учащийся может подготовить рассказ о новом материале, выступить в роли организатора интерактивного упражнения, заменив педагога. При определенных случаях, этот прием является одним из самых эффективных средств обучения. Однако прием «ученик в роли учителя» требует серьезной подготовки учащегося и определенных способностей, поэтому не все учащиеся смогут выполнить такую нагрузку). Частным и более щадящим случаем приема «ученик в роли учителя» служит метод «каждый учит каждого».

глава 4. интерактивные методы проведения занятия - student2.ru

Пример метода «ученик в роли учителя»

Преподаватель разбирает индивидуально со студентом учебный материал по таблице, наглядному пособию или плакату, а затем студент рассказывает этот раздел темы всей группе, «обучает» товарищей, отвечает на их вопросы. При этом возможно привлечение студентов к изготовлению макетов, плакатов, тренажеров.

Пример метода «ученик в роли учителя»

При просмотре микропрепаратов на практической части занятия на кафедре патологической анатомии с секционным курсом преподавательразбирает индивидуально со студентом конкретный патологический процесс, а затем студент рассказывает и показывает этот участок патологии всей группе, «обучает» товарищей, отвечает на их вопросы.

Метод «каждый учит каждого»может использоваться при изучении нового материала или при обобщении основных понятий и идей. Суть данного метода состоит в том, что учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Обучение друг друга — это один из самых эффективных способов усвоить информацию по предмету и применить на практике важные навыки и умения объяснять трудный материал, задавать вопросы, слушать, общаться. Таким образом, данный метод инициирует интерес, побуждает задавать дополнительные вопросы, дает возможность студентам принимать активное участие в процессе обучения и обмениваться своими знаниями с одногруппниками.

Методика проведения:

1. Раздайте по одной карточке каждому студенту.

2. Попросите их внимательно прочитать текст. Обойдите аудиторию и посмотрите, понимают ли учащиеся смысл текста. Спросите, все ли им понятно.

3. Объясните правила работы:

4. Принцип этого метода - каждый попеременно является студентом и преподавателем.

5. Каждый участник должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, а также убедиться, что собеседник понял и запомнил новый материал (спросить, что непонятно, и попросить его пересказать суть новой информации).

6. Каждый участник свободно передвигается по аудитории.

7. Затем участники меняются ролями. Теперь первый участник выступает в качестве ученика, а второй - спрашивает или объясняет ему новый материал из своей карточки.

8. Беседа каждой пары продолжается 2-3 минуты.

9. Затем участники расходятся и встречаются с другими учащимися, образуя новые пары.

10. Задача участника — обучить как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.

Мозговой штурм (МШ)

Цель метода: стимулирования творческой и интеллектуальной активности. Оперативный метод решения проблемы, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее научно обоснованные, которые могут быть использованы на практике.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого эт

Наши рекомендации