Критерии методической оценки веб-квеста
Раздел структуры веб-квеста | Оценка с позиции |
Введение | мотивирующей и познавательной ценности |
Задание | проблемности, чёткости формулировки |
Порядок работы и необходимые ресурсы | ориентации заданий на развитие мыслительных навыков высокого уровня, разнообразия заданий и предлагаемых ресурсов, а также методической поддержки в виде вспомогательных и дополнительных материалов |
Заключение | взаимосвязи с введением и точным описанием приобретаемых навыков. |
Веб-квесты, отвечающие указанным методическим критериям размещаются в коллекциях на портале веб-квестов университета.Так например, известен портал веб-квестов университета Сан Диего (Калифорния, США) http:// webquest.org и портал BestWebQuests http://www.best webquests.com
Наряду с несомненными плюсами технологии веб-квест, возможностью преподавателя адаптировать её к условиям конкретной дисциплины, сохраняя при этом основные элементы структуры, отмечаются и некоторые ограничения.
|
В соответствии с группой задач — видеть обучающегося в образовательном процессе — предлагается следующая учебная профессионально педагогическая задача для слушателей курсов повышения квалификации , слушателей «Преподаватель высшей школы».
Веб-квест
Обобщающая формулировка задачи.Интенсивное развитие новых информационных технологий, все увеличивающийся объем информации и невозможность преподавателя контролировать информационный поток ставят вопрос об увеличении доли самостоятельной работы на занятиях и развитии навыков самостоятельной работы студентов.
Ключевое задание. Дайте характеристику таким основным видам Оnline образования, как d-learning, e-learning, m-learning, рассчитанным в основном на самостоятельную работу и позволяющим сочетать традиционные и инновационные способы ее организации, что дает вам возможность быть компетентным специалистом в самостоятельном решении профессиональных задач по организации самостоятельной работы школьников с использованием возможностей НИТ.
Контекст решения задачи. Вы — представитель ППС в вузе, знающий о нарастающей тенденции использования НИТ в образовательном процессе вуза и направленности его на развитие самостоятельности обучающихся, но имеющий мало практического опыта по организации самостоятельной работы. Вуз, в котором вы работаете, имеет хорошо оборудованные компьютерные кабинеты и выход в Интернет.
Задания, которые приведут к решению:
Ознакомьтесь с теоретическими вопросами по проблеме основных видов online-образования, используя ресурсы Интернета как на русском, так и на английском языках, предложенные в веб-квесте.
Интерактивные технологии обучения (1 вариант).
Интернет-сеанс (15—20минут). Скопируйте информацию, найденную в Интернете, в Microsoft Word и сохраните ее в отдельном файле.
а) Используя ресурсы Интернета, найдите информацию о понятии
«оnline-образование», перспективах его развития:
http://en.wikipedia.org/wiki/Online_education
http://academic.brooklyn.cuny.edu/education/jlemke/online.htm
http://www.hr-zone.net/index.php?mod=articles&go=print&id=1175
http://mfpa.stream.ru/?url=faq
http://www.mesi.ru/e-leaning/online/ и определите, что представляет собой b-learning (blended learning) — «смешанное обучение»:
http://en.wikipedia.org/wiki/Blended_learning
http://www.communications.siemens.ru/default.asp?artID=3297
http://lsa.universtal.rn/www/eLearning.nsf/web/forms_ blended.html
http: //ua.trainings.ru/ articles/501
Примечание. Если ссылка не открывается или предоставленной по данным ссылкам информации недостаточно для полного понимания и объяснения понятия «online-образование» и «смешанное обучение», воспользуйтесь возможностями информационно-поисковых систем www.msn.com, www.alta-vista.com,www.google.com,www.yandex.ru и др., задав в поисковом окне вариант поиска: on-line -образование, on-line education, blended learning.
б) Обсудите найденную информацию в мини-группе, заполните предложенную ниже таблицу.
понятие | определение | характеристики, отличительные особенности |
on-line образование | ||
смешанное обучение(blended learning) | ||
дистанционное обучение | ||
…… |
в) Представьте полученную информацию всей группе, дополните таблицу информацией, найденной студентами других мини-групп.
Веб-квесты подготовлены слушателями курсов повышения квалификации и образовательной программы «Преподаватель высшей школы» по различным медицинским дисциплинам профессионального цикла.
Техника «Коллаж». [http://topreferat.znate.ru/docs/index-45061.html?page=3]
представляет собой создание изобразительной композиции, включающей комбинацию рисованных деталей, разнообразных печатных материалов
(иллюстрации, фрагменты текста, фотографии), а также объемных элементов
(трехмерные бумажные детали, небольшие предметы и т.д.).
Существуют различные типы коллажей: 1) «солнечная система» в центре которой - «ядро» с ключевым понятием и «лучами» - дополнительной информацией; 2) «слепое пятно», где часть информации заполнена, а часть - нет; 3) «вспышка», где заполняется как ядро, так и лучи и некоторые другие.
Способы применения такой техники в учебном процессе показаны в таблице.
Таблица
Использование коллажа в учебном процессе
№ | Цель применения | Техника | Выполнение |
1. | Представление в образной форме нового материала, подлежащего усвоению. | Обучающимся предоставляется небольшой текст (3-5 стр) с информацией, которую надо усвоить и даётся задание: представить в форме коллажа основные понятия этого текста и отразить смысловые взаимосвязи между ними, создать «иллюстрированную блок-схему» этого материала. | Индивидуально реже в микрогруппах |
2. | Прояснение неявных, имплицитных представлений участников по изучаемой теме, знакомой им из жизненного, учебного или профессионального опыта | На вводном занятии с использованием листов 2-4 м2 Запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции до завершения ее построения. На стадии обсуждения, каждый участник демонстрирует созданные им элементы коллажа и поясняет, какие идеи и представления хотел выразить с их помощью | Коллективно группой |
3. | Организация завершающего занятия, полу-чение обратной связи по курсу | Тема коллажа – обобщенное видение студентами изученного модуля или дисциплины.Запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции до завершения ее построения. | В микрогруппах |
Текст предъявляемый студентам для создания коллажа должен соответствовать ряду требований: иметь конкретный, описательный характер, допускающий представление в форме визуального
образа, поскольку абстрактные тексты для такой работы малопригодны, а также обладать системностью, наличием взаимосвязей между ведущими понятиями, которые могут быть представлены графически.
Применение коллажа в качестве способа актуализации знаний на вводном занятии подразумевает, что при дальнейшем изучении научных подходов к проблеме они сопоставляются в ходе групповой
дискуссии с бытовыми представлениями студентов, показанными в коллаже.
В связи с ограниченным временем аудиторных занятий создание коллажа может быть задано в качестве самостоятельной внеаудиторной работы, а вот обсуждение учебного материала, представленного в коллаже, оценка качества выполнения его проводится на практическом занятии. Важно, чтобы каждый студент, работал он индивидуально или в составе группы объяснил смысл созданного им коллажа или его элементов. Рекомендуют студентам составление опорной схемы-коллажа по материалам лекций.
Для работы с текстами, для плодотворной работы с лекционным материалом студентов следует ознакомить с представленными ниже вариантами структурирования учебного материала.
«Двойные (двухчастные) дневники»В рабочей (при самостоятельной работе с текстами) или лекционной тетради студенты работают согласно таблице 3. (если успевают, то запись ведут на лекции, если времени на размышления на лекции не хватает, то вносят комментарии при подготовке к занятию).
Таблица 3.