Формы обратной связи с аудиторией
Формы обратной связи с аудиторией,к которым относятконкурсы, олимпиады, поощрительные вопросы,обращение к аудитории за «подсказкой», проверка готовности студентов к лекции, заключительный контрольный вопрос важны для лекций любого вида. И именно наличие постоянной обратной связи и создаёт феномен интерактивности при чтении лекций.
Поощрительные вопросы. В началелекционного курса студентам объявляют, что на лекции можно и нужно задавать вопросы, а авторы самых интересных вопросов будут поощряться бонусными баллами. Как известно, чтобы задавать вопросы, необходимо внимательно слушать лекцию и анализировать её. Правильно формулировать вопросы и своевременно их задавать – такой приём активизации познавательной деятельности студентов способствует и развитию у них логического мышления. Выбор наиболее интересного студенческого вопроса проходит в конце каждой лекции, что вносит элемент соревнования и повышает мотивацию студентов к активной работе на лекции.
Активность студентов, возникшая как следствие интересного начала, должна быть поддержана на протяжении всей лекции. Для этого в основной части лекции рекомендуется использовать следующие приёмы.
11. Обсуждение одного вопроса с позиций разных исследователей, с изложением их разных точек зрения, с пояснением, что сейчас принято в науке, и какой точки зрения придерживается лектор.
12. Подведение итогов не завершается выводом, а студентам предоставляется возможность самостоятельно сделать обобщение, вывод.
13. Постоянное поддерживание контакта с аудиторией путём применения элементов обратной связи, беседы.
14. Повышение эмоционального фона и качества запоминания за счёт использования примеров из жизни великих учёных, медиков или привлечения исторических образов, образов художественной литературы, искусства.
15. Представление научной значимости темы лекции через взаимосвязь её с работами конференции или конгресса, участником которых был сам преподаватель, его участие в мастер-классах за рубежом и в России.
16. Подтверждение основных положений лекции фактами из жизни, практики и их анализом с обучением методологии решения кейса.
17. Выделение базовых положений лекции, акцентирование наиболее существенных вопросов: «Прошу обратить внимание на следующий вопрос…», « Сложность и особенность данного вопроса…».
18. Создание «ситуации затруднения», в которой преподаватель «не знает», как действовать и обращается за помощью к студентам. Совместный поиск решения – интерактивный приём, который выражает идеологию сотрудничества и ведёт к развитию научного мышления и творческого потенциала.
19. Поскольку чтение лекций не только наука, но и искусство, то создание творческой рабочей атмосферы на лекции за счёт изменения темпа, перемены интонации и громкости речи, введения пауз зависит от педагогического мастерства лектора. Известно, что ослабление громкости речи вначале лекции помогает сосредоточению внимания студентов.
Формы обратной связи с аудиторией,к которым относятконкурсы, олимпиады, поощрительные вопросы,обращение к аудитории за «подсказкой», проверка готовности студентов к лекции, заключительный контрольный вопрос важны для лекций любого вида. И именно наличие постоянной обратной связи и создаёт феномен интерактивности при чтении лекций.
Поощрительные вопросы. В началелекционного курса студентам объявляют, что на лекции можно и нужно задавать вопросы, а авторы самых интересных вопросов будут поощряться бонусными баллами. Как известно, чтобы задавать вопросы, необходимо внимательно слушать лекцию и анализировать её. Правильно формулировать вопросы и своевременно их задавать – такой приём активизации познавательной деятельности студентов способствует и развитию у них логического мышления. Выбор наиболее интересного студенческого вопроса проходит в конце каждой лекции, что вносит элемент соревнования и повышает мотивацию студентов к активной работе на лекции.
Обращение к аудитории за «подсказкой» актуализирует имеющиеся у студента знания и позволяет реализовать межпредметный подход. Например, на лекции по биохимии по теме «липидный обмен» после слов «Триацилглицеролы депонируются в жировой ткани» лектор спрашивает студентов: «Напомните, пожалуйста, а где у человека находится жировая ткань». Обычно студенты хором отмечают наличие подкожно-жировой клетчатки, затем вспоминают о жировых капсулах вокруг паренхиматозных органах, значительно реже называют большой и малый сальники (для ответа на вопрос студентам потребовались знания по анатомии человека; студенты убедились, что знание по одной дисциплине может быть востребовано на другой). Подобные вопросы, с опорой на известные факты, способствуют систематизации знаний и прочности запоминания.
В то же время использование проблемных вопросов, содержащих элементы неизвестного, активизирует мышление студентов, способствует творческому развитию. Рекомендуется формулировать вопросы таким образом, чтобы они ориентировали студентов на анализ, сравнение научных фактов, вырабатывали научное мышление.
Заключительный контрольный вопрос может задаваться всей аудитории на последней минуте лекции, и студенты дают устный ответ с места.
Другой вариант заключительного вопроса не только активизирует работу студентов на лекции, но и дисциплинирует их - звучит за 2-3 минуты до конца лекции. Каждый студент письменно отвечает на отдельном листе, который сдаёт преподавателю. Последующий анализ ответов студентов позволяет преподавателю выяснить, с одной стороны, какие студенты не усвоили материал лекции, а с другой стороны, выявить отсутствовавших студентов.
Можно задавать контрольные вопросы в интерактивном режиме – в виде игры «гандбол». При подготовке к лекции преподаватель напечатал несколько вопросов, каждый на отдельном листе формата А4. Затем листы с напечатанными вопросами скомкал (текстом внутрь) в виде мяча. Лектор в конце первого часа лекции или за несколько минут до окончания лекции бросает такой бумажный мяч студенту. Студент снимает первый лист, зачитывает вопрос, даёт ответ, а затем бросает мяч другому студенту. И так пока не иссякнут листы-вопросы. Такой приём позволяет выяснить уровень усвоения лекционного материала, вносит оживление в учебный процесс. Студенты стараются вникать в лекционный материал, так как перед лицом товарищей (потока, курса) каждому хочется выглядеть толковым, знающим.
Контрольный вопрос может быть задан в виде кейса – краткая практическая ситуация, для решения которой требуется знание лекционного материала. Ответ студенты представляют либо устно в завершающей части лекции (должно быть время для анализа его корректности), либо в начале следующей лекции (тогда это послужит мостиком к изучению нового материала).
Вопросы по итогам лекции можно задать в виде интерактивного гугл-опроса. Инструкция по созданию Гугл-формы (инструмент для опроса студентов после лекции)
1. Завести аккаунт (почту) на google.ru
2. Войти в созданный аккаунт
3. Ввести в поисковике – «гугл формы»
4. Открыть первую строку – гугл-формы
5. В появившейся странице найти внизу справа плюс в красном кружочке
6. Нажав на плюс в красном кружочке выйдет новая гугл форма
7. Справа плюс – кнопка добавления вопроса – теперь Вы можете добавлять вопросы разного типа, фото и даже видео