Условия проведения занятия с применением интерактивных методов обучения.
Интерактивное обучение определенным образом изменяет требования к условиям организации обучения, а также к работе преподавателя. Необходимыми условия организации интерактивного обучения являются:
· высокий уровень квалификации преподавателя;
· позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
· демократический стиль;
· сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
· опора на личный ("педагогический") опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
· включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся;
· применение мультимедийных технологий.
Интерактивные методы базируются на сотрудничестве студентов с преподавателем, и друг с другом, а это возможно только при взаимном уважении, доверии. В свою очередь для возникновения доброжелательной деловой профессиональной атмосферы необходимы понятность правил и процедур, их предсказуемость, прозрачность. Студенты не просто своевременно информированные о цели, планах занятия (это свойственно и традиционно проводимым занятиям), но и о вариантах собственного участия, о своей доле ответственности за конечный результат, об ожиданиях преподавателя и своих товарищей, чувствуют себя востребованными и активными участниками событий. Они могут контролировать ход учебного процесса и вместе с преподавателем нести за него ответственность.
Обучение в сотрудничестве предполагает, что преподаватель создаёт образовательную среду, располагающую к диалогу, помогает как организатор участникам команды или студентам, самостоятельно выполняющим творческие задания. При этом преподаватель работает и как один из участников процесса решения учебного задания, передавая студентам имеющуюся у него информацию только тогда, когда она действительно нужна им, и они её запрашивают для решения задачи. В то же время для студентов должны быть доступны и другие источники информации, которыми они могут пользоваться для самостоятельного поиска нужных сведений.
Памятуя о принципе новизны, преподаватель для каждого занятия отбирает из арсенала методов интерактивного обучения те, что наиболее целесообразны при разборе данной темы и проектирует их возможную комбинацию с традиционными методами проведения занятия. На клинических кафедрах центральными методами становятся методы решения ситуационных задач и кейсов. Студентам при работе с кейсами не известен правильный ответ, что предполагает необходимость самостоятельного творческого поиска решения. Педагог не знает заранее, какие решения предложат студенты, и соответственно должен реагировать на них «здесь и сейчас», что меняет его роль в занятии, приближает его к остальным участникам. Решение, найденное и обоснованное студентами, становится для них личностно значимым, у них появляется готовность отстаивать его перед преподавателем и студентами других малых групп. Такая совместная деятельность способствует расширению профессионального кругозора и формированию компетенций студентов, а также позволяет приобрести опыт самообучения,саморазвития.
Обратная связь при проведении интерактивного занятия приобретает обучающее значение. Оценивается не столько результат по критерию «правильно-неправильно», но сама деятельность, обусловившая такой результат, причём в последовательности: самооценка - взаимоконтроль – комментарий преподавателя. При использовании интерактивного обучения широко применяются такие приёмы как самооценка (студент самостоятельно анализирует свою работу и объясняет причины, позволившие или не позволившие добиться положительного результата), взаимоконтроль (студенты характеризуют удачные и ошибочные действия товарища).
Поскольку решение становится результатом конкретных рассуждений и действий студентов, то задача педагога заключается в комментариях таких действий, ориентации внимания студентов на возможные последствия выбираемого ими решения, пояснении верного направления или ошибочного пути. Деятельность преподавателя сравнивают при этом с работой тренера.
Преподаватель, анализируя действия студента, акцентирует внимание на его корректных действиях, отмечая какие именно из них оказались наиболее успешными, но при этом обязательно показывает, на каком этапе и что именно может быть улучшено. Студенту даётся возможность самому предложить варианты исправления своих действий. Затем эти варианты обсуждаются в студенческой группе и согласовываются.
Таким образом, при проектировании занятий с использованием интерактивных методов необходимо выделить содержательные блоки занятия.
При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты: подготовительный этап-
1) Участники занятия, выбор темы:
· возраст участников, их интересы, будущая специальность.
· временные рамки проведения занятия.
· проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
· заинтересованность группы в данном занятии.
2) Перечень необходимых условий:
· должна быть четко определена цель занятия.
· подготовлены раздаточные материалы.
· обеспечено техническое оборудование.
· обозначены участники.
· определены основные вопросы, их последовательность.
· подобраны практические примеры из жизни.
3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:
· уточнение проблем, которые предстоит решить.
· обозначение перспективы реализации полученных знаний.
· определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).
4) Раздаточные материалы:
· программа занятия,
· раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»),
· материал должен быть структурирован,
· использование графиков, иллюстраций, схем, символов.
Организационный этап включает определение темы, цели занятия, входной контроль, разминку и объединение в малые группы.
Прежде всего, студенты формулируют учебную цель занятия (обычно она представлена в методических указаниях к практическим занятиям, подготовленных кафедрой). Преподаватель просит студентов продумать и записать в специально отведенном месте рабочей тетради цель личностного развития, которую каждый студент определяет самостоятельно.
При необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).
Затем следует входной контроль для проверки самоподготовки студентов (варианты интерактивного контроля описаны в главе 5).
Педагог информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии. Объединение студентов в малые группы может основываться на разных принципах:
· преподаватель сам создает группы, распределяет роли;
· студенты сами создают группы, а роли распределяют по взаимной договоренности;
· перед началом занятия можно провести тестирование, по результатам которого разделить обучающихся на три группы (сильные, слабые, средние) и объединить по одному человеку из каждой группы в команду;
· в группу можно объединить соседей по партам или по рядам, возможно кругом.
Основная часть занятия – учебная деятельность студентов - может представлять собой работу в малой группе, выполнение творческого задания, решение кейса, проведение деловой игры или использование иного интерактивного метода обучения. Преподаватель организует самостоятельную деятельность студентов, уточняет правила, отведенное на работу время, определяет продукт и форму аттестации (устный отчёт, демонстрация лабораторного исследования или мануальных навыков), выдаёт раздаточные материалы (кейс или др.). Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:
· Выяснение позиций участников;
· Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (Это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);
· Интерактивное позиционирование, которое включает четыре этапа:
1) выяснение набора позиций аудитории,
2) осмысление общего для этих позиций содержания,
3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла.
При составлении хронометража на организационную часть занятия обычно отводится не более 15 минут, а для непосредственного выполнения задания рекомендуют отводить порядка 30- 40 минут учебного времени. Хотя, безусловно, объём и сложность задания определяют время, необходимое для его выполнения. В процессе самостоятельной работы студентов преподаватель старается направить их деятельность в нужное русло, но не подсказывает ответ.
Подведение итогов включает в себя презентацию групповых решений и рефлексию. После выполнения задания каждая группа докладывает о полученных результатах (не более 5-7 минут и столько же времени отводится на вопросы студентов других минигрупп и ответы). Соответственно формам межгруппового общения выделяют варианты презентации групповых решений:
1) «ярмарка» - совместно – индивидуальная форма подразумевает, что каждая минигруппа представляет продукт своей деятельности, затем решения обсуждаются, и из них выбирается лучшее;
2) «лесенка» - совместно – последовательная, при которой результат деятельности каждой минигруппы становится определенной ступенью к решению общей проблемы;
3) «мозаичная картинка» - совместно – взаимодействующая - общий результат деятельности группы образуется из комбинации предложений и лучших элементов групповых решений.
Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.
Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:
· что произвело на вас наибольшее впечатление?
· что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
· есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
· чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
· учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
· как вы оцениваете свои действия и действия группы?
· если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?
Завершающим этапом является обратная связь: само-, взаимо- и оценка преподавателя с пояснениями и межгрупповым обсуждением. В рабочей тетради студенты, используя механизм рефлексии и самооценки, отмечают, достигли они или нет обозначенной ими цели профессионально-личностного развития.
На каждом из этапов занятия интерактивные методы могут комбинироваться с традиционными, причём такая комбинация предусматривается заранее.
Пример применения интерактивных методов в преподавании дерматовенерологии
Во время первого занятия цикла, посвящённого морфологии и физиологии кожи, когда требуется запомнить множество терминов наряду с обсуждением теоретического материала и тестового контроля обязательно проводится обследование пациентов и обсуждение первичных и вторичных элементов. Здесь уместен мастер-класс преподавателя, а работа студентов организуется в малых группах. Второе занятие «Дерматиты. Токсикодермия. Экзема» предполагает использование регламентированной дискуссии в отношении токсикодермии. Исторически сложившееся название заболевания не верно отражает сущность болезни, обычно высказываются различные точки зрения, прежде чем у студентов формируется правильное понимание нозологии как аллергической, так и псевдоаллергической. Применяется также разбор клинических случаев, микрокурация пациентов, обсуждение методов лечения. Во время третьего занятия по теме «Псориаз. Красный плоский лишай. Розовый лишай Жибера» можно использовать метод «круглый стол», позволяющий всем студентам высказать свою точку зрения по поводу этиологии и патогенеза псориаза, увидеть глобальный характер проблемы лечения данной патологии. После обследования больных в отделении и осмотра современных технологий лечения псориаза студентам представляются клинические случаи для сравнения различных клинических форм заболевания. При наличии желающих студентов, можно провести защиту рефератов. Четвёртое занятие посвящено нейродерматозам. Поскольку синонимом нейродерматозов являются зудящие дерматозы, студентам предлагают дискуссию, обсуждение различных аспектов данной категории кожных болезней. Обычно во время этого практического занятия проводится курация и написание истории болезни. Работа организуется в малых группах. В дальнейшем предусмотрена защита истории болезни. На пятом занятии рассматривается тема «Коллагенозы». Здесь уместны такие интерактивные методы как дебаты, регламентированная дискуссия, защита рефератов. Важно, чтобы студенты могли дифференцировать хронические кожные формы заболеваний от системных, требующих поддерживающей кортикостероидной терапии. Во время шестого занятия по теме «Пиодермии» много времени уходит на обсуждение теоретического материала, соответственно на курацию больных остаётся мало времени. Здесь были бы полезно применение компьютерных обучающих программ. Седьмое занятие обычно посвящено микозам, заболеваниям, вызванным патогенными грибами. Для запоминания сложной и громоздкой классификации микозов можно использовать такие методы как работа с интерактивными атласами или обучающими компьютерными программами, решение ситуационных задач, тестирование. Последующие занятия посвящены изучению сифилиса. При рассмотрении эпидемиологии, истории сифилидологии уместно применять метод «круглого стола», дебаты, регламентированную дискуссию. Для изучения клинических стадий заболевания и критериев диагностики, прежде всего, используется курация больных, но когда таких больных нет в отделении можно использовать метод кейс-стади, разбор историй болезни, клинических случаев, решение ситуационных задач, а также работу с интерактивными атласами. Занятия по теме «Гонорея. Негонококковые уретриты» проводится как в диспансерах, так и в стационаре. Очень важно обучить студентов практическим навыкам, обследованию и лечению пациентов. Для этого можно использовать деловые и ролевые игры, разбор клинических случаев, экскурсию в лабораторию. В тех случаях, когда студенты выглядят уставшими, можно использовать психологический тренинг, например классический вариант аутотренинга Шульца. Причём студентам интересно будет узнать, что Шульц был дерматовенерологом. |
Общие рекомендации для проведения занятия с применением интерактивных методов обучения можно сформулировать следующим образом:
· количество студентов, обучающихся с применением интерактивных методов должно быть невелико, считается, что применение интерактивного обучения эффективнее в группах, не более 30 человек;
· все студенты должны быть вовлечены в той или иной мере в учебную работу;
· преподаватель обращает внимание на психологическую подготовку студентов к интерактивной деятельности и если они стеснительны, скованы, закрепощены, то проведением разминки, поощрением за активную работу, интересным творческим заданием и созданием «ситуации успеха» способствует их непосредственному вовлечению в деятельность;
· для создания комфортной обстановки учебная комната подготовлена таким образом, чтобы студентам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Например, столы рекомендуют поставить "елочкой", чтобы каждый студент сидел вполоборота к преподавателю и имел возможность общаться в малой группе или же участники минигрупп работают, сидя в кругу;
· студенты осведомлены об особенностях применяемого метода, своём участии, собственной ответственности за конечный результат;
· преподаватель как предоставляет студентам необходимую информацию непосредственно, так и обеспечивает их доступ к другим источникам информации;
· преподаватель относится к студентам как к коллегам, выступает организатором сотрудничества, фасилитатором, тренером, способствует становлению их активной субъектной позиции в учебной деятельности;
· преподаватель осуществляет обратную связь и обучающую функцию педагогического контроля в иерархии: самооценка - взаимоконтроль – комментарий преподавателя, способствуя тем самым развитию навыков анализа и самоанализа в процессе индивидуальной и групповой рефлексии студентов.
Преподаватель для использования интерактивных методов в обучении должен обладать следующими умениями:
· организовывать процесс исследования задачи таким образом, чтобы оно воспринималось обучаемым как собственная инициатива;
· целенаправленно организовывать для учащихся учебные ситуации, побуждающие их к интеграции усилий;
· создавать учебную атмосферу в аудитории и дозировать свою помощь студентам;
· осознавая педагогическое взаимодействие как влияние реакций обучаемых на управляющие воздействия преподавателя, решать нестандартные учебные и межличностные ситуации;
· сохраняя свой научный авторитет, помогать студентам не попадать под его зависимость, которая сковывает их мыслительную деятельность, а проявлять самостоятельность в интеллектуальном поведении.