Медицинские особенности развития, воспитания и обучения детей с общей моторной неловкостью.
Моторная неловкость – это недостаточность координации, точности и ловкости движений, появляющаяся обычно с раннего детства (часто наблюдается в семьях, в которых имеются больные хореей Гентингтона).
Неуклюжесть — первый и наиболее очевидный признак того, что у ребенка моторная неловкость. Чем раньше родителями будет замечено подобное отклонение и предприняты соответствующие меры, тем легче будет его исправить. Таким детям трудно удерживать равновесие, контролировать положение и перемещение своего тела в пространстве. Они опасаются спуска с любых возвышенностей, будь то лестницы или даже пригорок.
Детская неловкость вызывает определенные трудности и в процессе одевания: протекает он крайне медленно, и особенно большие затруднения вызывает застегивание пуговиц и завязывание шнурков. То же самое можно сказать и об обращении со столовыми приборами. Также у них не вызывают ни малейшего интереса такие продуктивные и изобразительные виды деятельности, как лепка, рисование и др.
Моторная неловкость у ребенка выражается как слишком пассивным поведением (отсутствие интереса к активным играм и движениям), так и чрезмерно активным, а местами даже агрессивным (невозможность соизмерения своих усилий, беспокойство и несосредоточенность в играх, поломка игрушек, впадение в ярость без видимых на то причин). Именно таким детям часто ставится диагноз «СДВГ».
В детском возрасте физиологическое и физическое развитие тесно связано с психическим развитием. Моторная неловкость может быть показателем задержки формирования высших психических функций и создавать трудности для формирования функциональных структур мозга. В первую очередь будет страдать внимание, нейродинамические процессы, кинетический икинестетический праксиз, соматогнозис.
Эффективной помощью для моторно неловких детей является нейропсихологическая коррекция, в рамках которой, в соответствии с закономерностью нормального развития, ими в строго установленной последовательности выполняются специальные упражнения. Простые движения являются основой для выполнения более сложного моторного комплекса упражнений, с помощью которых приводятся в действие те зоны мозга, что должны были активизироваться еще на этапе младенчества.
Моторная неловкость у ребенка ни в коем случае не должна сопровождаться какими-либо ограничениями в движении: он должен как можно больше бегать и прыгать, бросать и ловить мяч. Его энергия должна быть направлена в «нужное русло». И тогда под руководством нейропсихолога моторная неловкость у ребенка будет превращаться в ловкость, меткость, точность и быстроту реакций. Ребенок приобретёт все те навыки, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Нейропсихологами и кинезиологами разработаны различные сенсо-моторные программы, направленные на преодоления трудностей овладения собственным телом.
Особенно полезным является любимое многими детьми хождение по бордюру. Благоприятное влияние на развитие оказывают также йога, цигун, ушу, игра на музыкальных инструментах. Однако при этом важно помнить о том, что до 6-7-летнего возраста нежелательна перегрузка ребенка интеллектуальным развитием (чтение, письмо, логические задачи) — у дошкольников в большей степени должны развиваться функции правого полушария — восприятие собственного тела, моторные навыки, ориентирование в пространстве, изобразительные виды деятельности, конструирование.
15. Медицинские особенности развития, воспитания и обучения детей с синдромом дефицита внимания.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность.(Романчук О.И.)
П.Уэндер и Р.Шейдер (1998) выделяют у детей с СДВГ, помимо невнимательности, гиперактивности и импульсивности, несколько категорий таких особенностей, как нарушение координации, эмоциональные нарушения, отношения с окружающими, парциальные задержки развития, поведенческие расстройства, другие особенности.
Доктора выдвигают много гипотез возникновения СДВГ, но основные причины синдрома дефицита внимания следующие:
Проблемы вынашивания беременности.
Органическое поражение головного мозга. Происходят, если у матери во время беременности были гипертензия, гипертрофия щитовидной железы, нефрит, анемия, лихорадка, угрозы прерывания беременности, простуды, сложные роды. Также если у малыша до 2-х лет диагностировались поражения центральной нервной системы или травмы. Такие дети восприимчивы к СДВГ.
Проблемы с кровотоком в головном мозге. у детей с СДВГ кровоток замедлен.
Генетические факторы. Врожденные физические дефекты и аномалии органов, хромосомные аномалии, генетические факторы, психические заболевания у родителей, будет влиять на функции мозга ребенка, что приводит к гиперактивности.
Педагогические факторы. Неправильные методы обучения и попытки раннего интеллектуального развития и избыточное давление окружающих факторов (скандалы, упреки и т.д.)
Доступность мобильного и компьютера в раннем возрасте. Игры с гаджетами и на компьютерах приводят к повышению содержания гормона стресса — кортизола в организме, это не дает мозгу сосредоточиться.
Экологические факторы. Чрезмерное потребление пищевых искусственных красителей, пищи с содержанием свинца также приводит к СДВГ.
Основные симптомы нервного расстройства:
Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы. Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть, небрежны и поспешны. Их вещи раскиданы и часто перемещаются с места на место. Они не любят выполнять домашние задания, постоянно отвлекаясь на еду, туалет и т.д.. У некоторых пациентов взгляд отстранен, блуждает, и даже глядя на на учителя, больной его не слышит: создается ощущение, что мыслями он где-то далеко.
Гиперактивность. Это еще один распространенный симптом. При гиперактивности у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать, постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе, разговорчивый, шумный, смутьян, он нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание.
Есть два типа гиперактивности:
• устойчивая гиперактивность — такое поведение стабильно и дома, и в школе..
• ситуативная гиперактивность — проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).
Импульсивность. У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый самоконтроль преобладают над другими качествами. Они чувствительны к внешним раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
Трудности в обучении. Плохие успехи у детей с синдромом гиперактивности и недостатком внимания связан с вышеназванными симптомами, при этом интеллект у них абсолютно нормальный.
Расстройства нервной системы. Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий, невозможность ходить по прямой линии Ромберга, сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения сна и др.
Нейрофизиология СДВГ
Ретикулярная активирующая система, участвует в неврологических механизмах, которые доносят в мозг сведения и сосредотачивают внимание. Головной мозг получает импульсы от спинного мозга и передает их таламус, а оттуда к коре головного мозга и гиппокампе по цепи обратной связи. Без постоянной стимуляции корковых нейронов и активации ретикулярных импульсов, человек находится в бессознательном состоянии и не может реагировать на раздражители. А при чрезмерной стимуляции, пациент не может расслабиться или сконцентрироваться, что часто приводит к дефициту внимания и гиперактивности.
При нехватке связей, нагрузка ложится на существующие нервные пути, в результате чего возникает коллапс и информация не обрабатывается. Это вызывает разочарование, замешательство и поведенческие проблемы.
И хотя причина синдрома дефицита внимания сосредоточена в головном мозге, проблема включает в себя целую систему органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и т.д.), а еще и внутренний мир — мысли и эмоции. При дефиците нервных связей, необходимых для обработки входящих сигналов, возникает конкуренция между раздражителями. Активная стимуляция множественных внешних и внутренних источников (слишком много зрительной информации, звуков, избыточное внутреннее эмоциональное напряжение) приводит к депрессии, раздражительности, агрессии и беспокойству. Когда мозг, точнее, нейронная сеть, чрезмерно атакуется раздражителями, она не может сосредоточиться на какой-то одной стимуляции. Отсутствие способности сосредоточиться на специфических раздражителях, приводит к неконтролируемым чувствам беспомощности и тревоги, заставляя ребенка или взрослого с синдромом дефицита внимания и гиперактивности искать пути, чтобы скрыться от агрессивности своего мира.
Лечение СДВГ
Существует много методов лечения и коррекции синдрома дефицита внимания у подростков и детей, но выбор их должен быть строго индивидуальным. Доктора часто рекомендуют начинать терапию с лекарств, и действительно после приема лекарства при синдроме дефицита внимания у большинства детей с СДВГ гиперактивное поведение и когнитивные функции улучшаются. Но из-за трудностей контроля дозировки и побочных эффектов, у них начинаются другие проблемы — ухудшается рост костей, появляются неприятные симптомы и т.д. Это говорит о том, что подбирать лечение должен только компетентный, очень опытный в этих вопросах врач. И если медикаменты не подходят, нужно лечить синдром дефицита внимания другим методом.
Физиотерапия. Магнитотерапия. стимуляция мозга помогает улучшить симптомы СДВГ и стимулирует выработку нейромедиаторов и гормонов, таких как эндорфины и холин. Эти гормоны участвуют в регуляции физической и умственной активности.
Лечебная физкультура. Лечебная физкультура напрямую нацелена на детей с мозжечковой задержкой развития, она стимулирует активизацию мозжечка, что улучшает восприятие, внимание, координацию движений и т.д.
Адаптация.Очень эффективны любые аэробные (дыхательные) упражнения — они стимулируют когнитивные способности мозга, развивают мышление, формируют новые стратегии и действия. Учителя обнаружили, что активность является наиболее эффективным способом приструнить синдром дефицита внимания у детей дошкольного возраста и школьников. Получив интересное занятие и адекватную нагрузку, школьники могут сидеть часами, не покидая рабочего места.
Поведенческая терапия. Играет существенную роль в улучшении поведения детей. Лучше всего проявляют себя самоуправление, управление временем и другие аспекты контроля поведения.
Нейрофизиологическое обучение. Нейрофизиологическое обучение направлено на улучшение дефектов развития нервной системы в плане реакций. Специфические эффекты могут вызывать реакции, стимулируя точность и скорость отклика мозга. Особенно эффективна высокочастотная музыкальная терапия.
Кроме того, развитию мозговой деятельности способствуют нетрадиционные методы — китайская медицина, иглоукалывание, массаж и другие процедуры.
16. Нейрофизиология интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная деятельность— умственная, мыслительная, познавательная и творческая деятельность человека. («Методические рекомендации по признанию результатов интеллектуальной деятельности единой технологией» Минобрнауки РФ 2010)
В основе интеллектуальной деятельности лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Восприятие информации в основном осуществляется зрительным и слуховым анализаторами. При этом включаются такие высшие психические функции, как внимание, память, мышление, воображение. Во всех случаях интеллектуальной деятельности основным является участие центральной нервной системы, ее высших отделов.
Качество интеллектуальной деятельности человека напрямую зависит от степени развития ЦНС и мозговых структур.
Головной мозг человека – сложная функциональная система, действующая как единое дифференцированное целое. В связи с этим, так называемых высших интеллектуальных центров, не существует и в осуществлении интеллектуальных функций принимают участие многие элементы или вся кора больших полушарий.
Кора главного органа головы – та составляющая часть, которая индивидуальна по своему строению, что делает человека существом уникальным, в сравнении с другими жителями планеты. Все признаки и черты, которыми обладает только человек, включают в себя уникальную возможность работать умственно, говорить, осознавать, мыслить, представлять и так далее, — относятся к функциональному предназначению коры головного мозга. Все перечисленные признаки – результат течения процессов в ней.
Поверхность коры смело можно разграничить на четыре отдела, всем известные под названием доли. Каждую из них: лобную, теменную, затылочную, височную доли, отвечающие за конкретные функции, можно разделить по функциям:
• лобная доля мозга локализируется в передней области главного центра. Лобные доли головного мозга за отвечают возможность мыслить, осуществлять движения, совершенствовать навыки речи и познания. Задняя часть лобного участка, расположенная близко к главной, центрально лежащей борозде, имеет в своем строении двигательную кору главного органа мышления. Данный участок принимает сигналы, исходящие из разных отделов центрального органа головы. Далее он анализирует и применяет полученную информацию в целях реализации и осуществления движения частей и конечностей человека. Любое нарушение строения доли мозга лобной части непременно приводит к расстройству в сексуальном плане, возникновением проблем социального приспособления, утрате внимания. Лобные доли головного мозга могут быть подвержены патологии, которая способствует возрастанию вероятности, что в будущем такие последствия могут наступить;
• Теменная доля занимает верхнебоковые поверхности полушарий. Имеет 3 извилины: вертикальная и 2 горизонтальные. Функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией.
• Затылочная доля занимает задние отделы полушарий. Борозды и извилины не постоянны. Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов зрительного восприятия.
• Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. Имеет 3 горизонтальные извилины. Функция этой доли связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмами памяти; здесь же находится центр вестибулярного анализатора.
Именно лобные доли коры головного мозга человека получили название «дирижера», «координатора» – учеными бесспорно доказано, что именно они оказывают огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека и отвечают за то, чтобы все «инструменты» в этом «оркестре» звучали гармонично.
Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения. Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.
Работа коры головного мозга, её функциональная деятельность, осуществляется в тесной взаимосвязи с деятельностью всех остальных структур головного мозга. Наряду с общими для нервной системы механизмами функционирования, кора головного мозга имеет специфические особенности, связанные с расположением в коре головного мозга различных участков по приёму, переработке и сохранению поступающей информации. Ещё одной важнейшей функцией коры головного мозга является связь с определенными внешними (периферическими) относительно коры мозга, приемниками информации (рецепторами), каковыми являются все органы чувств, а также с органами и тканями, выполняющими команды, поступающие от коры головного мозга ( эффекторами).
В процессе интеллектуальной деятельности образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах и ВНД позволяет понять механизм образования трудовых навыков, которые определяют успех умственного труда.