Порядок организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу

23. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь организуется по решению Правительства Республики Беларусь при открытии (установлении) пункта пропуска и обеспечивается:

- на путях международного автомобильного, воздушного и речного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами, территориальными ЦГЭ или их структурными подразделениями - санитарно-карантинными пунктами (далее - СКП), по приказу Минздрава Республики Беларусь;

- на путях международного железнодорожного сообщения - санитарно-контрольными пунктами, санитарно-эпидемиологическими учреждениями Белорусской железной дороги на основании распоряжения начальника Белорусской железной дороги по согласованию с Минздравом Республики Беларусь.

24. Санитарно-карантинный контроль распространяется на прибывающих из-за рубежа и убывающих за рубеж членов экипажей (бригад), пассажиров, транспортные средства, товары, а в пунктах таможенного оформления - на перемещаемые через границу товары.

25. Минздрав Республики Беларусь согласовывает проекты строительства (реконструкции) и оборудования пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

26. Медико-санитарный досмотр предшествует другим видам досмотра в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь. Должностные лица, осуществляющие медико-санитарный досмотр, имеют свободный доступ на транспортные средства, независимо от их государственной принадлежности и форм собственности, а также во все помещения, где могут находиться члены экипажа, пассажиры, товары и багаж. По окончании досмотра транспортных средств, прибывших из-за границы, а также после проведения на них при необходимости противоэпидемических мероприятий осуществляется пограничный, таможенный и другие виды государственного контроля.

27. Взаимодействие по осуществлению медико-санитарного досмотра с подразделениями органов, осуществляющих пограничный, таможенный и иные виды контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь по выявлению на транспортных средствах среди прибывших пассажиров, членов экипажей (бригад) больных, носителей и переносчиков Болезней, осуществляется в соответствии с Законами Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", "О Государственной границе Республики Беларусь", другими нормативными правовыми актами, определяющими порядок функционирования пунктов пропуска через Государственную границу.

28. Медико-санитарный досмотр в пунктах пропуска через Государственную границу организуется по постоянной схеме при осуществлении регулярных транспортных международных перевозок (в сутки: более 2 прилетов (вылетов) самолетов; более 50 автотранспортных единиц).

29. Медико-санитарный досмотр организуется по временной схеме в виде выездных бригад (групп) специалистов, определенных приказом по территориальному ЦГЭ, в том случае, когда осуществляются нерегулярные транспортные международные перевозки (в сутки: до 2 прилетов (вылетов) самолетов; до 50 автотранспортных единиц), при поступлении предварительной (не менее чем за два часа о планируемом прибытии (убытии) транспортного средства) соответствующей заявки или информации о международных транспортных средствах, прибывающих из-за рубежа или убывающих за рубеж, от таможенных органов или пограничной службы.

30. Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в аэропортах, автодорожных и железнодорожных станциях (вокзалах), речных портах (речных пассажирских вокзалах), открытых для международных сообщений, возлагается на администрацию (владельца) транспортных предприятий (организацию балансодержателя пункта пропуска), местные исполнительные и распорядительные органы на соответствующей территории, которые должны обеспечивать:

- надлежащее санитарное содержание территории, объектов и транспортных средств;

- снабжение транспортных средств и транспортных предприятий водой и пищевыми продуктами, соответствующими санитарным правилам и нормам;

- организацию приема, сбора и удаления, а по санитарно-эпидемическим показаниям - обеззараживание, утилизацию или уничтожение сточных вод, мусора, отходов производства и потребления, в том числе пищевых отходов и посуды одноразового использования, с транспортных средств, территории транспортного предприятия и расположенных на ней объектов;

- СКП бесплатным предоставлением помещений с их обслуживанием, необходимым оснащением для размещения персонала, осуществляющего медико-санитарный досмотр, и временной изоляции больного. Помещения должны быть расположены на территории аэропорта, вокзала, автодорожного перехода, иметь современные средства связи, быть оснащены мебелью и другими предметами немедицинского назначения;

- бесплатное выделение и оборудование (водоснабжение, канализация, освещение, телефонизация или радиосвязь) представленных помещений;

- бесплатное выделение в распоряжение специалистов СКП транспорта для оперативного проведения медико-санитарного досмотра;

- выделение и оборудование санитарных стоянок в международных аэропортах, санитарных площадок на международных автовокзалах, санитарных тупиков на пограничных железнодорожных станциях;

- организацию и проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации транспортных средств, территории транспортного предприятия и расположенных на ней объектов силами территориальных ЦГЭ на договорной основе;

- противоэпидемическую готовность транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, в том числе оснащение транспортных средств защитной одеждой, необходимым медицинским оборудованием, лекарственными и профилактическими препаратами, дезинфекционными, дезинсекционными и дератизационными средствами;

- предоставление транспортного средства для проведения медико-санитарного досмотра по прибытии (убытии) в пункте пропуска через Государственную границу;

- получение от территориальных ЦГЭ санитарных свидетельств о соответствии транспортного средства действующим санитарным нормам, свидетельства о дератизации (дезинсекции), освобождении от дератизации (приложение 2), а также свидетельств о применении к данному транспортному средству (самолет, железнодорожный состав, автодорожный транспорт, судно) противоэпидемических мер (приложение 3);

- подготовку на договорной основе экипажей транспортных средств на базе территориальных ЦГЭ с выдачей соответствующего документа (приложение 4) по вопросам профилактики Болезней, первичным противоэпидемическим и медицинским мероприятиям в случае выявления больного (подозреваемого на заболевание) в рейсе (полете).

Указанная подготовка осуществляется территориальными ЦГЭ совместно с лечебно-профилактическими учреждениями по программам подготовки, утверждаемым Минздравом Республики Беларусь.

31. Пропуск лиц и транспортных средств в пунктах пропуска всех видов при въезде на территорию Республики Беларусь осуществляется в следующей последовательности:

- медико-санитарный досмотр, который предшествует всем остальным видам государственного контроля в пункте пропуска, прибывшего транспортного средства, а также пассажиров, экипажей (бригад) в целях предупреждения заноса (завоза) на территорию республики Болезней;

- вручение сигнальной карточки лицам, прибывшим из эндемичных по Болезням государств (приложение 5);

- разрешение (запрещение) на право свободных сношений прибывшего транспортного средства, членов экипажей (бригад), пассажиров с представителями пограничной службы, таможенных органов, ветеринарной, фитосанитарной и миграционной служб для осуществления соответствующих видов государственного контроля;

- санитарный контроль потенциально опасных товаров (проверка документов, подтверждающих соответствие ввозимых товаров санитарным правилам и нормам, действующим на территории Республики Беларусь) после завершения пограничного совместно с представителями таможенного контроля;

- разрешение (ограничение или запрещение) на ввоз на территорию Республики Беларусь потенциально опасных товаров.

32. В аэропортах, кроме перечисленных в п. 31 мероприятий, осуществляется выдача должностным лицом СКП администрации транспортного предприятия или владельцу транспортного средства разрешения на право свободного сношения (приложение 6) самолета, прибывающего из эпидемически неблагополучного государства, с аэропортом, если на основании сведений, полученных с борта самолета до его прибытия (но не позднее чем за 30 минут), угрозы завоза Болезней нет.

33. Пропуск лиц при выезде с территории Республики Беларусь осуществляется без проведения медико-санитарного досмотра, если не принято иное решение Минздравом Республики Беларусь, за исключением:

- проверки наличия международного свидетельства о вакцинации и ревакцинации у убывающих в страны, при въезде в которые требуется проведение профилактических прививок, при осуществлении контроля должностные лица СКП руководствуются нормативными документами Минздрава Республики Беларусь;

- запрещения пропуска лиц, если перед убытием выявлено наличие лица с подозрением на Болезнь;

- проверки наличия документации у ответственных лиц в организованных группах убывающих о прохождении обучения или подготовки по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Республики Беларусь (приложение 4).

34. Пропуск транспортных средств при выезде с территории Республики Беларусь осуществляется:

- в аэропортах - после медико-санитарного досмотра; проверки наличия протокола санитарно-технического обследования соответствующего оборудования воздушного судна для предотвращения опасности попадания возбудителей инфекционных болезней в объекты окружающей среды; выдачи разрешения на международный рейс с оформлением санитарной части общей декларации самолета (приложение 7) с отметкой о проведенной профилактической дезинфекции (дезинсекции) или иных противоэпидемических мероприятиях;

- на автодорожных переходах и железнодорожных переездах - без проведения медико-санитарного досмотра, если не принято иное решение Минздравом Республики Беларусь, за исключением: протоколов санитарно-технического обследования соответствующего оборудования транспортного средства для предотвращения опасности попадания возбудителей инфекционных болезней в объекты окружающей среды; запрещают пропуск транспортных средств, если перед убытием выявлено лицо с подозрением на Болезнь или если перед убытием выявлена возможность проникновения на транспортное средство носителей или переносчиков возбудителей этих или иных инфекционных заболеваний;

- в речных портах - после медико-санитарного досмотра речного судна; выдачи разрешения на право свободного передвижения с оформлением санитарной декларации судна; выдачи свидетельства об освобождении от дератизации или свидетельства о дератизации, если таковая проводилась.

35. Принципы и методы осуществления медико-санитарного досмотра регламентируются Положением о медико-санитарном досмотре и Положением об СКП.

36. Должностные лица СКП работают во взаимодействии с персоналом транспортного предприятия (организации - балансодержателя пункта пропуска), лечебно-профилактическими учреждениями административной территории, на базе которых формируются учреждения специального назначения.

37. Специалисты контрольно-пропускных пунктов пограничных войск, таможенных и других органов, осуществляющих контроль лиц, транспортных средств, грузов в пунктах пропуска через Государственную границу, содействуют в процессе досмотра выявлению больных с симптомами инфекционных Болезней и немедленно информируют о каждом больном учреждение, на которое возложено проведение медико-санитарного досмотра в этих пунктах.

ГЛАВА 5

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ВЫЕЗДЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СТРАНЫ, НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ ПО БОЛЕЗНЯМ

38. Граждане Республики Беларусь (туристы, паломники, коммерсанты, спортсмены, официальные лица т.д.), выезжающие в страны, неблагополучные по Болезням, должны быть:

- извещены направляющими организациями за 7 дней до прибытия в пункт пропуска через Государственную границу о санитарно-эпидемической обстановке и существующем риске заболеваний Болезнями в странах, куда они направляются; о симптомах Болезней; мерах личной профилактики и действиях в случае заболевания;

- привиты (получить химиопрофилактику) против инфекционных болезней, на которые распространяются международные требования о вакцинопрофилактике и иметь международный сертификат о прививке.

Перечень стран, при выезде в которые граждане Республики Беларусь должны быть привиты против Болезней и иных инфекционных заболеваний, устанавливается Минздравом Республики Беларусь согласно информации ВОЗ или Министерства иностранных дел Республики Беларусь и доводится до сведения организаций здравоохранения, заинтересованных органов государственной власти и управления, а также организаций, направляющих граждан за границу;

- обеспечены памятками, содержащими информацию о симптомах Болезней, мерах личной профилактики заражения и действиях в случае заболевания.

39. Организации, направляющие граждан в страны, эндемичные по Болезням, несут ответственность за обеспечение мероприятий по предотвращению их заражения, а также за:

- подготовку ответственных лиц на базе территориальных ЦГЭ по вопросам профилактики карантинных и других особо опасных инфекций для последующей информации выезжающих. Обучение проводится на платной основе за счет направляющих организаций;

- включение в контракты, заключаемые с иностранными организациями, требований об обеспечении принимающей стороной безопасных для здоровья граждан условий пребывания в зараженных районах (проживания, передвижения, питания, водоснабжения, отдыха);

- сохранность сведений (списков) о гражданах, выезжающих в страны с зараженными районами, в течение месяца после их прибытия из таких районов;

- проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы туристических маршрутов в эндемичные по Болезням страны с привлечением специалистов органов и учреждений государственного санитарного надзора.

40. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические меры, которые могут быть применены в соответствии с действующими Международными санитарными правилами к транспортным средствам Республики Беларусь, находящимся на территориях других государств, изложены в приложении 8.

ГЛАВА 6

САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ПЕРЕВОЗКАМ ТОВАРОВ, БАГАЖА И ПОЧТЫ

41. Санитарный контроль в отношении перемещаемых через Государственную границу товаров включает в себя совокупность мер и правил, направленных на выявление, предупреждение и пресечение нарушений порядка ввоза с тем, чтобы предотвратить вредные последствия для жизни, здоровья людей, санитарно-эпидемической обстановки на территории республики.

42. Санитарный контроль в отношении перемещаемых через Государственную границу товаров в пунктах пропуска осуществляется в случаях, если они прибывают из зараженных Болезнями районов и если есть основания считать, что эти товары могли быть заражены возбудителями Болезней; по поручению органов государственной власти и управления, следственных и судебных органов. Должностными лицами СКП в пределах их компетенции производится изучение сопроводительных документов на потенциально опасные товары совместно с представителями таможенных органов, органов гигиенической регистрации государственного санитарного надзора на местах. При необходимости производится осмотр и отбираются пробы и образцы для лабораторной экспертизы в порядке, согласованном с таможенными органами.

43. Документы, оформленные органами и учреждениями государственного санитарного надзора, представляются в соответствующий таможенный орган для проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Таможенные органы завершают таможенное оформление подконтрольных товаров после окончания процедуры контроля органами и учреждениями государственного санитарного надзора.

44. Товары допускаются к ввозу на территорию Республики Беларусь при наличии гигиенического заключения об их соответствии санитарным правилам и нормам. Перечень видов продукции и товаров, подлежащих гигиенической регистрации, и порядок ее проведения утверждаются Минздравом Республики Беларусь. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию Республики Беларусь и перечень которых устанавливается Правительством Республики Беларусь, до их ввоза на территорию Республики Беларусь подлежат государственной регистрации.

45. Обязательным условием ввоза и реализации на таможенной территории Республики Беларусь потенциально опасных товаров должно быть наличие гигиенического заключения, выданного уполномоченными органами по установленной форме.

Ввоз, использование и реализация потенциально опасных товаров, не имеющих таких документов, не допускаются.

46. Потенциально опасные товары, ввоз которых не допускается органами государственного контроля, подлежат немедленному вывозу за пределы территории Республики Беларусь. Вывоз производится лицом, обладающим полномочиями в отношении подконтрольных товаров, за свой счет с соблюдением таможенных правил. Государство-экспортер не препятствует возврату на его таможенную территорию таких товаров.

47. В отношении перевозимых транзитом без перегрузки грузов и товаров, кроме животных, не применяются никакие ограничения, и их не задерживают в аэропорту или пограничном пункте.

48. Выдача свидетельства о дезинфекции грузов и товаров, являющихся предметом торговли между двумя странами, может регулироваться двусторонними соглашениями между страной-экспортером и страной-импортером.

49. Багаж, за исключением багажа больного (подозрительного) Болезнью лица, может быть подвергнут дезинфекции или дезинсекции только в том случае, если есть подозрение, что он содержит зараженные материалы или насекомых - переносчиков возбудителей Болезней.

50. Международные почтовые отправления подвергаются санитарному досмотру в случаях пересылки в них:

50.1. продуктов питания, белья, одежды, обуви, постельных принадлежностей, которые были в употреблении или загрязнены больным (подозрительным) Болезнью;

50.2. живых животных, которые могут явиться источником болезней, на которые распространяются настоящие Санитарные правила.

ГЛАВА 7

Наши рекомендации