Почему люди так много смотрят мультфильмы и читают комиксы?
Когда спрашиваешь подростков, за что они любят комиксы и мультфильмы, в ответ слышишь:
«На них здорово расслабляешься» – или: «Тут точно знаешь, что все не всерьез, а все-таки увлекаешься и отдыхаешь». Что-то подобное. На самом деле причины подобных предпочтений лежат глубже. Создатели этой продукции более или менее осознанно ищут ответы на основополагающие вопросы, связанные с развитием.
Если присмотреться к развитию сюжета и содержанию мультфильмов и соответствующих комиксов, то на переднем плане здесь выделяются три момента.
Изображение тайных желаний, фантазий и страхов, тоска по самопознанию: склонность к жестокости, готовность к насмешке, цинизм всех мастей. Герои, которые преследуют друг друга, обманывают, уничтожают, нападают или любят, помогают один другому, — это, как правило, звероподобные существа вроде Альфа, кролика Багса Банни, мышки и слона, кошки и собаки, собак и кур и проч. Складывается впечатление, будто здесь изображается еще не очеловеченная и не поднятая на уровень сознания инстинктивная натура человека, причем изображается в карикатурном виде. Кроме того, здесь как бы инстинктивно ищут того, что в психологии называется феноменом двойника, — встречи с более низменной самостью.
Отображение реальности, которая не соответствует реальности органов чувств: ни движения, ни речь, ни цвет, ни пропорции изображений не соответствуют действительности, которая явлена органам чувств, не говоря уже о том, что главные герои большей частью родом не земляне, а попадают на Землю с какой-нибудь известной или неизвестной планеты. Здесь словно пробивается бессознательное стремление человека перешагнуть порог духовного мира и покинуть мир чувственный, однако оно приобретает карикатурный вид, чтобы хоть таким образом привлечь внимание людей к этому иному измерению бытия.
d) Задачи воспитания в пубертетном возрасте. Кристоф Вихерт
Вальдорфская школа еще в 1919 дала миру импульс совместного образования. Этот факт малоизвестен и о нем часто забывают, поскольку сегодня для нас это является чем-то самоочевидным. То, что мальчики и девочки вместе занимаются спортом, вместе учатся плавать, фехтовать – все это сегодня кажется нам вполне естественным.
Но вальдорфские школы действуют в этой области и в обратном направлении: мальчики учатся вязать, шить себе рубашки, а в старших классах их можно увидеть в (не используемых сильным полом) одеяниях с шалями на сцене вместе с девушками во время эвритмического представления. В общественную систему образования постепенно было включено многое из репертуара вальдорфских школ: преподавание блоками, иностранные языки в начальной школе, увеличение значимости искусства и художественного элемента в школе, годовые работы, практика и т.д. Но до сих пор не было скопировано включение традиционно женских областей в мужскую сферу деятельности. Этот шаг сложно понять.
Совместное обучение в вальдорфской школе означает не только то, что «девочки участвуют в том, что делают мальчики», но и наоборот – «мальчики участвуют в том, что делают девочки». Может ли быть так, что этот подход связан с тем, что разница полов стала слишком сильной? Противоположности стали чересчур разительными? Вместо дополнения возникает пропасть, вместо единства полярностей – непреодолимые противоречия? Является ли это развитием, достойным человека? Если посмотреть на тот факт, что 8 из 10 правонарушений совершаются юношами или мужчинами, то можно увидеть, что совместное образование еще не достигло удовлетворительных результатов.
Я осмелюсь утверждать, что вся система образования несмотря на всеобщее совместное обучение до сих пор остается односторонне ориентированной на мужчин. Школьники и школьницы на протяжении обучения в школе сталкиваются с мужской жесткостью и агрессивностью: при описании явлений они очень часто пользуются такими «мужскими» сленговыми словами как «мясо», «круто», «жестко», «прикольно», «торчу», «вставляет». Школа добавляет к этому преподавание, построенное только на достижении конечного результата, тесты, контрольные, среду, ориентированную на обучение, учебные планы с заранее предопределенными целями, которых нужно достичь, короче говоря, школа является цитаделью рационализма и эффективности, которые поставлены на службу планирующему и рассчитывающему мужскому духу. Тому, кто этого не любит, приходится туго, поскольку здесь царит чисто мужское мышление.
В невозможности реформировать систему образования можно пережить ту холодность, которая царит в жестких структурах. А то, что все же меняется, меняется именно в том направлении, которого следует избегать: речь идет не об укреплении существующего порядка вещей, не об увеличении контроля, не об обеспечении достижения предписанного уровня, т.е. не о надзоре, а о том, чтобы противодействовать всем этим вещам и учиться ориентироваться на ребенка, на его сильные и слабые стороны.
Чем холодней климат, тем более резкими и сильными должны быть движения, способствующие согреванию, выравнивающие холод. Это резкое выравнивание воздействий образовательной бюрократии, не обращающей внимания на человека, по моему мнению, происходит разными способами. Насилие – это один из способов, правый экстремизм – другой. Правый экстремизм также является продуктом царящих образовательных привычек, результатом методики отбора, которая сама имеет свои корни в фашизме. Третий способ – это использование свободного времени, уход в абсолютные крайности: человек полностью теряет себя, с головой погружаясь в вечеринку или дискотеку, или же человек становится компьютерным зомби, подключенным к LAN–сети. Доминирующая мужская культурная форма. Попробуйте найти девушку на LAN–вечеринке! Единственное, что связывает эти крайности — это алкоголь. Декорации освещаются вездесущей экономической жизнью, которая абсолютно точно «интуитивно чувствует», что нужно молодежи.
Можно с величайшим изумлением констатировать чудо, которое заключается в том, что дети и подростки по-видимому как-то умудряются при всем при этом оставаться нормальными. Или это только так кажется? Или мы теряем способность определять эту норму!
В подобном внешнем и внутреннем окружении подростки достигают зрелости, которая позволяет им в свою очередь заводить детей. Рудольф Штайнер говорит о земной зрелости, указывая тем самым, что здесь речь идет о чем-то большем, чем лишь о репродуктивных способностях. Он описывает земную зрелость как возникающую возможность истинной, т.е. полностью независимой и автономной любви к миру безо всякого указания или обуславливания извне. По мнению Рудольфа Штайнера способность к половой любви является частью общей способности любить весь мир. Для того, чтобы эта способность любить здоровым образом развилась, нужно с помощью воспитания так подвести подростков к миру, чтобы их основной интерес был направлен на мир, а не на самих себя. Необходимо избегать чрезмерной фиксированности подростков на себе во время пубертата. Если же она будет преобладать у подростка, тогда (считал Штайнер) это приведет его к жажде власти и эротике. Девушка же напротив, закроется по отношению к миру и останется погруженной в саму себя.
Согласно концепции Штайнера, возникшей в 20–е годы прошлого века, основной задачей воспитания во время пубертата является забота о правильном балансе внешнего и внутреннего: «открытости по отношению к миру» и «ориентированности на себя». Мостом между этими двумя крайностями он считал воодушевление и живой интерес к учебному материалу. Благодаря настроенности на обучение внутренний и внешний мир приходят в равновесие. В 20–е годы прошлого века о пубертате говорили как о том, на что нужно обращать внимание, а не как о проблемной области. Поэтому два доклада, которые посвящены этой теме, называются «Вопросы воспитания в возрасте созревания», а не «Проблемы воспитания в возрасте созревания». Сегодня приобретение земной зрелости часто (но не всегда) связано с проблемами, с которыми школьникам приходится справляться. При этом важную роль играет школа.
Чем сегодня нам может помочь подход Штайнера? Какова значимость внутреннего и внешнего в пубертате? Что означает «способность любить мир»? Восприятие детей начинает меняться. 12–летний смотрит на мир с общим, почти объективным интересом, мир пробуждает его любопытство, но при этом не затрагивает его чувствующую, переживающую душу. Это видно по хобби. Ребенок–филателист совершенно погружен в свое дело. Он обладает потрясающими знаниями о деталях и способен высказывать обоснованные суждения о редкости и ценности какой-то марки. Что-то в его душе побудило его к тому, чтобы заняться этим хобби, но в большинстве случаев он сам не знает что. Он знает, что ему хочется этим заниматься и это занятие наполняет его, вот и все, что он знает о себе. Но внешний наблюдатель, который взглянет на него, заметит следующее: он еще не полностью присутствует, что-то остается вовне. Это похоже на предварительное упражнение. Душа выискивает отдельные предметы для того, чтобы целомудренно объединиться с ними в четко предписанных рамках, но при этом задействуя особые умения и знания. У девочек эта первое открытие себя миру можно наблюдать в частности на примере безумного увлечения лошадьми и верховой ездой. Они для пробы вживаются в небольшую обозримую область мира, но при этом со всей доступной им интенсивностью. И все же они не полностью присутствуют в этом, он смотрят на себя со стороны. И удивительно, как это увлечение после нескольких лет сходит на нет, о нем не сожалеют, пыл и энтузиазм исчезают, и остается только легкая внутренняя улыбка, когда они вспоминают об этом.
Совсем по-другому обстоит дело с находящимися в периоде полового созревания подростками. Исчезает не только разделенность с предметом, подросток не работает и не переживает ничего, кроме того, чего он хочет с почти бешеным неистовством. И это касается всего: домашнего задания, заданного занудным или «классным» учителем, дружбы и переживания пробуждающейся сексуальности. Эротика и стыд приобретают новое, животрепещущее значение. Диапазон переживаний стремительно увеличивается. Душа проходит через пугающие глубины и головокружительные высоты. Наполненные задором и при этом чрезвычайно чувствительные и ранимые подростки торопятся от одного переживания к другому. Их окружение более или менее интенсивно (в зависимости от темперамента подростка) сопереживает тому, что происходит с подростком. Подросток должен научиться ориентироваться в своем внутреннем мире, который ставит перед ним двойную задачу: найти свои идеалы, любовь и преданность, и как следствие этого найти самого себя, с другой стороны в душе также происходит взаимодействие с силами эроса и сексуальности. Раньше это взаимодействие было скорее внутренним, не общественным. Теперь это начинает проявляться вовне, буквально крича в лицо всем прохожим: человеческое бытие состоит из преклонения перед сексом. Здесь также возникает вопрос о переносимости и соотношении двух этих аспектов по отношению друг к другу. Для многих это соотношение представляет собой неразрешимую дилемму.
Штайнер однажды охарактеризовал это следующим образом. Он говорит об отношении головы к телу, о том, что это отношение изначально было другим, и затем он продолжает: в связи с этим произошло нечто странное,...случилось так, что человек именно в тех органах, которые обычно человек называет органами своей низшей природы, является подобием богов. Но это подобие богов (человек на Земле) искажено. То, что в человеке является высшим, то, что должно было бы быть духовным с космической точки зрения, именно это превратилось в его низшую природу. Пожалуйста, не забывайте, что в этом заключается важная тайна человеческой природы. То, что теперь в человеке представляет собой его низшую природу, является низшим из-за воздействия Люцифера; на самом деле этому предназначалось быть высшей природой. Это наиболее противоречивый аспект сущности человека. Это то, благодаря чему можно разрешить множество загадок мира и жизни, если понять это правильным образом. Давайте попробуем понять это правильным образом. Можно ли воспользоваться этой мыслью в качестве основы для создания настроения, которое будет определять поведение человека как учителя? Можем ли мы пережить, что наиболее святое и наиболее низменное тесно связаны другие другом, даже в нашей собственной жизни, и что воспитание здесь в прямом смысле прежде всего означает исполненное такта поведение по отношению к подросткам? Знакомы ли мы с тактом как со средством воспитания подростков?
Готовы ли мы подумать о том, как мы сами связаны с этим вопросом, и как мы были связаны с ним в подростковом возрасте?
Может ли это помочь при общении с подростками? Благодаря этому не только возникает необходимое уважение в отношении проявлений этого возраста, у человека появляется сила и искренность, благодаря которым встреча с молодыми друзьями не происходит исключительно с позиций неприязненных указаний и наставлений. Нам нужно использовать не только стратегии профилактики, избегания и противодействия, но и стратегии сопровождения. Возможно, мы узнаем что-то из своей собственной молодости?
В одном летнем лагере для подростков, организованным христианской общиной, родителям показалось странным, насколько свободно обращались друг с другом юноши и девушки. Когда они в связи с этим обратились к главному пастору, он ответил им весьма кратко: если да, то лучше здесь, чем невесть где. Мудрое высказывание. Те, кого это касается, и их окружение переживают это как мировой процесс в малом, с которым знаком и через который прошел каждый из нас. «Понимание» стало весьма затасканным словом. Может быть этих «страдающих» подростков лучше просто любить? Незаметно, но тем более интенсивно, в духе штайнеровского девиза, в котором говориться, что учитель отличается от других людей тем, что он способен больше любить?
Возникает такое впечатление, что со стороны педагогов (т.е. как учителей, так и родителей) фаза пубертата часто сопровождается эмоцией страха. А страх всегда был плохим советчиком. И как часто боязливая беспомощность ведет к неправильным действиям.
Если школе, родителям и учителям удастся сделать так, чтобы подростки были связаны с учебным материалом своими намерениями, целями, тогда в большинстве случаев этого оказывается достаточно, чтобы пройти через этот период. Создание у учеников целенаправленной внутренней связи с учебным материалом является наиболее высоким требованием, которое может быть предъявлено учителю, особенно по отношению к периоду, о котором существует расхожее мнение, состоящее в том, что в старших классах необходим деловой, разумный подход, поскольку теперь школьники способны формировать суждения. Но на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. В преподавании подросткам нужна не целесообразнссть и объективность, а напряженнейшая борьба за интересы школьников. Каждый учитель знает, что именно в это время все идет кувырком.
Рудольф Штайнер в связи с этим дает совет в последнем докладе «Общего учения о человеке», когда он говорит о том, что именно в возрасте между 12 и 15 годами все в высшей степени зависит от фантазии учителя, от его умения задействовать фантазию. Именно в этом возрасте! Мы можем добавить, что обращение с подростками в этом возрасте должно быть пронизано юмором, изобретательностью, присутствием духа, свободой и отсутствием страха. На школьников в этом возрасте нужно смотреть как на развивающихся людей, а не как на производителей результатов и достижений. В 5–ом или 6–ом классе это еще можно себе позволить, поскольку там достижение результатов еще свободно от фиксированной не себе души.
Десятиклассник (несмотря на запрет) курил в школе. Он понесет стандартное наказание, или же учитель соберется с мыслями, придет в себя и придумает что-то остроумное? Подобные банальные ситуации в некоторых случаях являются определяющими для всей дальнейшей судьбы школьника. Стандартное наказание говорит: ты на самом деле являешься не нашим учеником, а субъектом, который нуждается в корректировке поведения. А учитель, который придумает что-то необычное, например, обяжет школьника представить ботанически точное описание растения табака в виде упражнения для тренировки речи, обращается с развивающимся человеком на уровне жеста становления. Подобное «наказание» человек может вспоминать всю свою жизнь с тихой радостью. Стандартное наказание человек стремится забыть как можно скорее: оно по своей сути отражает неприятие и непонимание человека.
Следует отметить еще один факт, указывающий на еще одну важную область развития учителя. В важных докладах, посвященных этой теме из книги «Познание человека и учебный процесс» Рудольф Штайнер с величайшей чуткостью описывает, что подростки в этом возрасте внешне показывают нечто совершенно иное, чем то, что на самом деле есть у них внутри. И возникает вопрос, как я – учитель буду реагировать на подростка во время встречи с ним? Буду ли я концентрироваться только на видимой, внешней, фактической стороне или же я попытаюсь сконцентрироваться на существующем, но не проявленном!
Я должен взять за правило всегда задавать себе вопрос: Как это выглядит внутри»? Не являются ли эти непереносимо громкие, грубые и вызывающие манеры свидетельством внутренней неуверенности или даже просьбой о встрече, взаимодействии?
Одна невыносимая девушка–подросток избрала учительницу английского языка в качестве мишени для своих нападок во время занятий. Но поскольку учительница девушки знала ее внутреннюю сущность, она постоянно сглаживала острые углы и не давала конфликту разгореться. Когда же в один прекрасный день у учительницы лопнуло терпение, девушка смертельно обиделась и сказала: «Но ты же знаешь, какая я на самом деле».
В отношении несоответствия между внешним и внутренним нужно быть особенно чутким в отношении юношей. Их шумливость является выражением большой внутренней неуверенности, ведь у развивающегося мужчины Я гораздо позже связывается с астральным телом. Из-за этого они на протяжении долгого времени остаются без руля и без ветрил. Но именно вследствие этого факта их душевные переживания представляют собой часто совершенно точную противоположность тому, что они показывают и предъявляют миру.
С пубертирующими девушками все обстоит наоборот, их Я легко и преждевременно связывается с астральным телом, благодаря чему они демонстрируют зрелость и способность к суждениям, которая может быть весьма язвительной и острой. Они могут скорее чем юноши показаться чем-то большим, чем они являются на самом деле. Демонстрируется сила, которая может ослепить и которая иногда является ослепительной. Но эта уверенность, если ее необходимо будет задействовать, тоже может на самом деле оказаться иллюзорной.
Этот базовый характер развития человека может проявляться менее выраженным образом из-за влияний цивилизации. Это означает, что перед нами стоит двойная задача: не только не поверить иллюзиям, которые создаются подростками, не только правильно понять и истолковать их, но и проникнуть за покров цивилизации для того, чтобы произошла встреча с настоящими школьниками. Это довольно сложная задача. Но тот, кто любит своих школьников, способен и на большее.
И это снова возвращает нас к самому принципиальному вопросу педагогики в период пубертата: Можем ли мы любить этих подростков! Можем ли мы дать им свою целомудренную, сдержанную, но тем более действенную человеческую любовь? И все отвечают: да, конечно. Но практика показывает нечто совершенно другое.
Эту способность невозможно навязать. Если, например, вспомнить себя в начальной школе и вспомнить учителей, тогда, прежде всего, вспоминается, была ли учительница милой или нет. Ее компетентность или же искренность не оставили никакого впечатления в нас. Если же попытаться вспомнить своих учителей в старших классах, возникает совершенно другой образ. Умения и их сочетание с цельностью и искренностью – вот то, что запечатлелось в памяти. То, как учитель или учительница обращалась с учебным материалом, как она воздействовала на нас с помощью материала, насколько ей удалось вдохновить нас – запомнилось именно это. И это повлияло на наше отношение к учителю. Опыт у всех людей схожий. Были учителя, на уроках у которых можно было дать себе волю, что-то учинить. Было весело, но не было уважения. Но были и такие учителя, в отношении которых возникало чувство, что можно обсудить суть дела и говорить о том, что важно, поскольку эти учителя были настоящими, искренними. У этих учителей личность полностью гармонировала с предметом, который они преподавали. А это воздействует целительно; это вызывает доверие.
Есть встречи, которые дают важный опыт, внутреннюю силу и опору пубертирующим подросткам. Не случайно, что выбор того или иного направления деятельности после школы часто связан с подобными встречами с предметом, которые произошли благодаря «любимому» учителю. Но это связано не только лишь со способностью любить. Такое педагогическое воздействие достигается тогда, когда учитель помимо этого действительно приобрел внутреннюю цельность и искренность, которые присутствуют в его жизни. А это качества Я.
Здесь действует основной педагогический закон: то, что исходит от учителя, воздействует на нижеследующий член существа учеников. Поэтому встреча, разжигающая в душе подростка огонь энтузиазма, может произойти только благодаря силе Я учителя.
Если учитель будет стремиться к тому, чтобы действовать, исходя из этих представлений, тогда нам не нужны никакие правила внутреннего распорядка для старшей школы, которые предписывают подросткам их поведение и снимают всяческую ответственность с учителей.
Если подобные формы самовоспитания учителя будут хотя бы частично реализованы, тогда подростки тоже найдут способ обсудить со своими учителями то, что необходимо обсудить тем, кто находится в потоке становления взрослым человеком.
Возможно, у нас еще есть шанс с помощью глубокого воспитания, пронизанного действенным познанием человека, сообщить подросткам все, что связано с сексуальным пробуждением, в правильный момент времени. В одном я точно уверен: это требует еще большего искусства воспитания.
е) Вопросы, связанные с сексуальностью и половым воспитанием. Михаэла Глёклер
Хотя половое воспитание происходит в обыденной жизни и пронизывает весь учебный план вальдорфской школы в целом, все же опыт показывает, что несмотря на или же наоборот в связи с вездесущим характером сексуальных тем замалчивание и недостаточное освещение этих вопросов и ситуаций является насущной проблемой. Поэтому здесь мы постараемся ответить на наиболее часто задаваемые вопросы.
В детских садах дети подражают в своих играх тому, что они увидели дома, включая так называемую игру в доктора. В этом случае важно обращать внимание на происходящее, и если будут замечены какие-то странности, необходимо обратиться к специалистам (детскому врачу и социальному работнику).
В первом классе детям рассказывают сказки. В зависимости от ситуации в классе или домашней обстановки в сказку можно включить что-то очень конкретное, что может помочь ребенку получить ответ на часто неосознанный вопрос.
Во втором классе легенды о святых предоставляют большой материал, показывая, что человек, который провел свою жизнь «с вином и распутными женщинами», или же вел в юности «беспутную жизнь», тем не менее, как Франциск Ассизский, может стать святым. В рассказ о его жизни до того, как он стал святым, может быть включено многое из того, что тот или иной ребенок был вынужден пережить дома, и таким образом достигается объективация и привносится позитивный аспект.
В третьем классе в рамках обсуждения Ветхого Завета, сотворение человека и разница полов, образы Адама, Евы и змея могут быть представлены более или менее подробно. Когда родители этого возраста (3–4 класс) спрашивают родителей о своем происхождении, они на самом деле хотят не биологических объяснений, но хотят знать, действительно ли они являются детьми своих родителей. Ведь в этом возрасте дети впервые (в человековедении Штайнера это называется переживанием Рубикона) переживают то, что они являются индивидуальностями, а не просто частью семьи или жизни, в которой они до сих пор чувствовали себя как рыба в воде. Вдруг возникает ощущение собственной непохожести на других, которое приводит ребенка к выводу о том, что он пришел из какого-то «другого места», или же является приемным ребенком. С одной стороны ребенок хочет услышать, что он действительно «наш» ребенок, с другой стороны они испытают огромное моральное удовлетворение, если взрослый вдруг скажет: дитя мое, теперь настало время сказать тебе правду...
После этих более социально и духовно ориентированных объяснений в 5, 6 и 7 классах следует тематика более душевной и межчеловеческой направленности в форме греческой мифологии, где свадьбы богов и богинь друг с другом, богинь и героев и людей играют центральную роль в их связи с войнами и заключениями мира. Тематически представляется и обсуждается все, что эмоционально может происходить между мужчиной и женщиной.
Затем следует эпоха раннего исторического развития, эпоха первых народов, в которую можно включать часто столь характерные народные песни и танцы с их мужским и женским компонентом.
В 8, 9, 10 и 11 классе эпохи биологии предоставляют пространство для полового воспитания, причем учение о клетках и о эмбриональном развитии является материалом 11 класса, за которым следует эволюция видов, включая рождение и развитие ребенка первых трех лет жизни. Одновременно с этим проводятся родительские собрания, где родителям предлагают обсудить с детьми биологически–технические вопросы дома, а если такой возможности нет, эту обязанность с ведома родителей берет на себя школьный врач. Когда говорят, что в бальдорфских школах подростки беременеют чаще, чем где бы то ни было, это в любом случае связано не с учебным планом и рассмотрением в нем этой тематики, а с недостаточным контактом между родителями и детьми дома, а также с тем фактом, что родители из вальдорфской среды часто высказываются против абортов и поступают соответственно. К этому добавляется то, что подростки сегодня как правило совершенно точно знают, что они делают. Да, следствием «сексуализации» нашего общества, является то, что эта тематика так рано начинает преобладать в разговорах школьников, что символом статуса становится принятие противозачаточных средств или же бравирование риском забеременеть. В связи с этой ситуацией интересно, что вальдорфский учебный план как раз в начальных классах освещает духовные и социальные аспекты мужского и женского начала и подчеркивает значение человека в его индивидуальном развитии, независимо от его половой принадлежности. К этому добавляется то, что интенсивная художественная деятельность и вовлечение ребенка в многосторонние интересные аспекты жизни способствуют тому, что сознание детей и подростков не фиксируется преждевременно на сексуальной области, и не замыкается на ней.
Сегодняшняя точка зрения заключается в том, что девушка от своей мамы или от доверенного лица должна узнать «практические аспекты» до того, как в возрасте около 11,5 лет у нее наступит первая менструация. При этом важно, чтобы она радовалась этому событию – становлению женщиной, то же самое справедливо в отношении сына и папы год спустя. Пубертат приносит с собой рост требований к подросткам, поскольку физическое созревание происходит все раньше и раньше. Так в 1860 году первая менструация как правило наступала в возрасте 16,5 лет, в 1920 году в 14,5 лет, и ожидается что в 2010 году она будет происходить в 10,5 лет. Так же возраст при совершении первого полового сношения отчетливо снизился. 50% девушек совершают его к 15–летнему возрасту, а число абортов у девушек моложе 18 лет с 1996 по 2002 год увеличилось на 75% – и это при общей тенденции к уменьшению количества абортов. По этой причине в Германии, например, без рецепта можно купить в аптеке «таблетку после этого». Поэтому необходимо обсуждать вопросы контрацепции, сексуального влечения, импульсивности и любви, ответственности и партнерства, гомосексуализма, абортов и искусственного оплодотворения, венерических заболеваний, а также злоупотреблений, порнографии. При этом, однако, решающее значение имеет то, чтобы при обсуждении этих тем шла речь и о социальных, душевных и духовных аспектах этих тем. Сексуальность никогда не должна рассматриваться изолированно. Напротив, необходимо четко понимать, что сексуальность и ее реализация является частью отношения к жизни и занимает важное место в вопросах развития в подростковом и взрослом возрасте. Потому что в последнее время тема гомосексуализма актуально, поэтому расматриваем шире.
Гомосексуальность
Гомосексуальность с позиций человековедения может быть рассмотрена как персистирующая форма подростковой жизни. Гомосексуальная эротика и стремление возникает в пубертате в виде преходящей склонности практически у всех юношей и девушек, до момента четкой половой ориентация в смысле гетеро– или гомосексуальности. Лишь после окончания этой переходной фазы можно говорить о том, что гомосексуальная склонность закрепилась. После этого для этих людей она является «состоянием нормы». При этом в духовном и этическом смысле это могут быть совершенно высокие и даже великие люди. С точки зрения диагностики развития, я бы все же сказала, что конституционально они все же не являются полностью зрелыми людьми и на протяжении всей жизни частично остаются подростками. Это подтверждается также и тем, что сексуальная ориентация человека с течением жизни может изменяться. В этом случае это обусловлено латентно сохранившейся амбивалентностью подросткового возраста. Существуют не только ситуации, когда гомосексуальный человек позже вступает в гетеросексуальные отношения и может создать семью, но и обратные ситуации: после 10 или 15 лет супружества с одним или многими детьми происходит развод, и один из партнеров позже строит отношения с человеком того же пола, или же подобные отношения и явились одной из причин развода. Поэтому гомосексуальность может рассматриваться как персистирующая подростковая форма жизни.
Существует ли предопределенность, судьба в гомосексуальности?
Да. Существует множество причин, объясняющих, почему собственный пол является сексуально привлекательным, а противоположный оставляет «холодным». Также судьба может обуславливать глубокое отрицание мужского или женского пола. Если женщина по политическим или другим недобровольным причинам все время вынуждена отдаваться мужчинам, она может переживать это как унижение и лишение достоинства до такой степени, что у нее развивается глубокое отрицание своего женского начала. Подобным же образом если мужчина в прошлой жизни из-за своей неспособности обращаться со своей сексуальностью социально приемлемым образом причинил настолько большой вред женщине или женщинам, то у него это (возможно уже после смерти) может вызвать глубочайшую антипатию к мужскому полу. Поскольку (согласно мнению Рудольфа Штайнера) как правило человек попеременно воплощается то в мужской, то в женской оболочке, я могу легко себе представить, что в подобных случаях при следующей инкарнации будут изыскиваться наследственные или социальные предпосылки, которые поставят перед данным человеком вопрос о гомосексуальности. Также можно задаться вопросом о вынужденном сексуальном воздержании (например, в монастыре), и вообще об односторонних в сексуальном отношении формах жизни. К телесному притяжению, обусловленному полом, добавляется часто наиболее весомые личные компоненты, связанные с тем, что человек или люди, которых человек любит особенно сильно, воплощаются в мужском или женском теле. Важно найти человека, судьба которого связана с вашей и самостоятельно или вместе решить вопросы, обусловленные кармически.
Как можно помочь детям и взрослым, которые замечают, что их ребенок имеет гомосексуальную предрасположенность?
Этот комплекс вопросов слишком сложен, чтобы осмысленным образом кратко его осветить. Все полностью зависит от того, насколько велик интерес к личности ребенка, к человеку в ребенке или подростке. Беспомощность в отношении факта гомосексуальной склонности связана с тем, что человек (пока) не способен воспринимать данности судьбы и идентификация с телом или половой склонностью еще не завершена. Если мысль о нормальности «правильной женщины» или «правильного мужчины» является более существенной, чем вопрос о вечной индивидуальности, которая именно в данном теле и с этой половой склонностью будет ощущать себя и научится чему-то новому, тогда возникают глубокие проблемы с идентичностью, которые невозможно разрешить без профессиональной помощи. Поэтому мы настоятельно рекомендуем прибегать к этой помощи. Если учитель не интересуется в первую очередь ребенком и его вечной индивидуальностью, которая приобретает самый разный опыт в самых разных жизненных ситуациях, тогда он и не сможет помочь.
Какой смысл в том, чтобы прожить жизнь гомосексуалиста и прожить биографию «инобытия» по сравнению с другими?
Этот вопрос обладает разной степенью значимости в судьбе разных людей. Насколько различны способы взаимодействия с собственной сексуальностью, настолько же невозможным является сравнение кармических задач разных людей. Поскольку в вопросе прозвучало слово «инобытие», это означает сравнение гомосексуального с гетеросексуальным. Ведь гомосексуальный человек (мужчина или женщина) является иным, чем большинство. Что означает осознание того, что человек принадлежит к меньшинству? Ощущение невключенности в большое сообщество, желание бороться за признание своей формы жизни? Положительный аспект подобной кармической ситуации заключается в том, что благодаря ей укрепляется осознание собственной личности, ее понимание и защита. Насколько легко по сравнению с этим быть «нормальным» и включенным в общий поток современников. Напротив, принадлежность к меньшинству всегда означает, что человек выделяется, сталкивается с проблемами, вынужден оправдываться, декларировать что-то, и (для того, чтобы быть принятым) как правило должен делать больше, чем другие. Также требуется мужество и действительная любовь для того, чтобы сохранять любовные отношения, которые не признаются обществом или же порицаются им. Поэтому меня особенно радует, когда я получаю от гомосексуальной пары извещение об их свадьбе, поскольку я знаю, что этому решению «показаться на публике» часто предшествуют годы внутренних борений и страхов.
В какой ситуации находится молодой человек, обнаруживший у себя склонность к тому же полу?
Если это происходит в наполненной пониманием педагогической среде, тогда это не должно чем-то отличаться от ситуации, когда в подростке впервые развивается сильное влечение к другому полу. Это всегда очень глубокое, иногда даже похожее на шок, переживание для подростков.
С кем может поделиться юноша или девушка, когда социальное окружение выказывает резкое порицание гомосексуальности, как это часто случается с матерями и отцами, а также учителями и учительницами?
Это важный вопрос. Хотелось бы, чтобы например, школьные врачи и терапевты вальдорфских школ могли быть подобными людьми, или же тот или иной учитель. И все же я должна подчеркнуть, что это связано с сексуальностью в целом. И гетеросексуальные подростки сталкиваются с вопросами сексуальности, которые часто не получается обсуждать дома, и поэтому огромную ценность будет иметь то, если человек в этом отношении доверяет школе. При этом важно заметить, что есть множество подростков, не важно – гетеро– или гомосексуальных, кото