Перечень заданий для каждого этапа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра « общественное здравоохранение №2»

Оценка практических навыков студентов методом объективно-структурированного практического экзамена по дисциплине

«Доказательная медицина»

Методическая рекомендация

Шымкент 2013 г.

Методические рекомендации предназначены для проведения аттестации практических навыков по методике объектного структурированного практического экзамена по дисциплине «Доказательная медицина» у студентов 3-курса по специальности «Фармацевтика».

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

протокол №2 от 11.10.2013 г.

Утверждены на заседании Методического Совета

протокол №7 от 13.12.2013 г.

Зав. кафедрой

д.м.н., и.о. профессора А.М.Жаксыбергенов

Рецензент: Ж.У.Садибекова – к.м.н., доцент кафедры

«общественное здравоохранение №1»

Пояснительная записка

Типовая рабочая программа по дисциплине «Доказательная медицина» разработана в соответствии с ГОСО 2006 РК , по специальности 051105 – «Фармация» и предназначена для освоения доказательной медицине на 3 курсе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО МЕТОДУ ОСПЭ

Доказательная медицина (evidence-based medicine) — это раздел медицины, основанный на доказательствах, предполагающий поиск, сравнение, обобщение и широкое распространение полученных доказательств для использования в интересах больных.

Доказательная медицина — это новый подход, направление или технология сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Доказательная медицина предусматривает добросовестное, объяснимое и основанное на здравом смысле использование наилучших современных достижений для лечения каждого пациента. Основная цель внедрения принципов доказательной медицины в практику здравоохранения — оптимизация качества оказания медицинской помощи с точки зрения безопасности, эффективности, стоимости и др. значимых факторов.

Доказательная медицина - это добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. Очевидно, что доказательная медицина - это не новая наука. Скорее, ее можно рассматривать как новый подход, направление или технологию сбора, анализа, обобщения и интерпретации научной информации. Достаточно тесно медицина, основанная на доказательствах, смыкается с клинической фармакологией. Именно в области клинической фармакологии наиболее активно используются принципы доказательной медицины. Однако доказательная медицина не ограничивается анализом результатов рандомизированных клинических исследований. Принципы ее применимы к любой области медицинской науки, включая общие проблемы организации оптимальной системы здравоохранения.

Основная цель дисциплины:формирование у студентов знаний основ доказательной медицины, формирование умений и навыков, которые позволят критически оценить медицинскуюинформацию для рационального использования в дальнейшей практической деятельности.

Основные задачи дисциплины:

•дать студентам знания об основных терминах доказательной медицины

(ДМ);

• научить студентов основным типам клинических исследований;

• научить основным навыкам использования базы данных доказательной

медицины;

• научить критически оценивать медицинскую информацию с помощью

фильтров доказательной медицины

2. Студент после изучения данной дисциплины должен уметь:

• формулировать клинический вопрос (проблему) с использованием

принципа РIСО;

• проводить поиск и оценку доказательств, полученных из разных

источников;

• работать в поисковой системе с использованием фильтров;

• проводить анализ и критическую оценку медицинских статей;

• составлять примерный план клинического аудита своей практики.

Структурные этапы ОСПЭ

 
  Перечень заданий для каждого этапа - student2.ru

Перечень заданий для каждого этапа - student2.ru Результаты обучения – умения и навыки:

- отработать навыки работы с компьютером;

- поиск информаций в Интернете и электронной базе данных с использованием фильтров ДМ;

- вход в библиотеку Кокрайна;

- определить тенденции развитии конкретного заболевания и сделать вывод;

- анализировать статьи и ее критически оценить.

Подготовительные этапы ОСПЭ

По доказательной медицине определены задания состоящие из этапов.

Каждый этап в зависимости от объема задания состоит из шагов.

Каждый этап ограничен временем. В задании экзаменуемого и контрольных материалах экзаменатора указываются бальные оценки.

Готовятся необходимые материалы по предмету.

Рабочее место экзаменуемого обеспечивается таймером и материалами для контроля постадийного выполнения для конкретного задания каждого этапа.

Для экзаменатора в качестве контрольного документа готовиться критерии бальной оценки «шаговых» действии, показывающий практические навыки экзаменуемого.

Перед сдачей экзамена для экзаменуемого и экзаменатора организует тренинг.

Методика проведения ОСПЭ

Ø Перед началом ОСПЭ экзаменумый сдает зачетную книжку секретарю

Ø экзаменационной комиссии, отмечается в списке и получает личный код.

Ø Студент подходит к 1-й станции (к 1-му этапу), берет билет с заданием, дает оценочный лист экзаменатору. Экзаменатор подключает таймер и засекает время, контакт запрешается.

Ø Экзаменуемый идет выполнять задание поочередно на каждом этапе. Консультироваться у экзаменатора нельзя.

Ø В оценочных листах экзаменатора представлены балльные оценки за каждое задание в дифференцированном виде: выполнено «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно», «Неудовлетворительно, или не выполнено»

Ø Если каждый «шаг» этапа выполнен не вовремя, экзаменуемый студент за этот шаг получает «0» баллов.

Ø Экзаменатор внимательно контролирует действия экзаменуемого и каждый «шаг» оценивает согласно критериям. После выполнения учащимся задания на каждом этапе экзаменатор определяет сумму всех баллов, проставленных по выполненным «шагам», и выставляет ее в оценочный лист.

Ø Экзаменуемый после выполнения заданий всех этапов сдает оценочный лист секретарю экзаменационной комиссии.

Ø Для приема практических навыков по методу ОСПЭ на каждом этапе учащемуся предлагается на выбор по 10 заданий (в виде билетов), состоящих из 1«шага» в зависимости от объема. Каждый «шаг» оценивается по балльной оценке согласно указанной контрольной информации для экзаменатора.

6. Перечень заданий для студента по практическим навыкам для ОСПЭ (заданиядолжны совпадать с требованиями Типовой программы дисциплины, а также с умениями, изложенными в п. 2) – таблица 1.

Таблица 1. Перечень заданий, подготовленных по методу ОСПЭ

№ этапа Задание для студента Кол-во шагов Макс. балл Время в мин.
Отработка навыков работы с компьютером. Поиск информаций в Интернете и электронной базе данных с использованием фильтров ДМ. Библиотека Кокрайн. Основная статистика для «РКИ»
Определить тенденции развития конкретного заболевания и сделать вывод.
Анализ статьи и ее критическая оценка.
  1. Структура каждого этапа (станции) ОСПЭ для экзаменатора

Этап 1

Информация для экзаменатора:оценить знания методов исследования доказательной медицины, оценить правильность формулирования соответствующего клинического вопроса.

Критерии оценки шагов Отл. Хор. Удов. Неудов
Шаг 1 2,7-3,0 2,25-2,69 1,5-2,24 1,49-0
Шаг 2 2,7-3,0 2,25-2,69 1,5-2,24 1,49-0
  Всего 5,4-6,0 4,5-5,3 3,0-4,4 2,9-0

Максимальный балл: 6

Время, отведенное на задание: 7 мин.

Этап 2

Информация для экзаменатора: Оцените знания учащегося в вопросах составления клинических протоколов, поиска информации в Интернете

Критерии оценки шагов Отл. Хор. Удов. Неудов.
Шаг 1 2,5-4,0 2,3-2,45 1,8-2,25 0-1,75
Шаг 2 2,46-3,0 2,21-2,5 1,71-2,25 0-1,75
  Итого 4,96-7,0 4,51-4,95 3,51-4,5 0-3,5

Максимальный балл: 7

Время, отведенное на задание: 7 мин.

Этап 3

Информация для экзаменатора: Оцените знания учащегося в области примерного планирования и проведения клинического аудита, анализа ошибок.

Критерии оценки шагов Отл. Хор. Удов. Неудов.
Шаг 1 2,5-4,0 2,3-2,45 1,8-2,25 0-1,75
Шаг 2 2,46-3,0 2,21-2,5 1,71-2,25 0-1,75
  Итого 4,96-7,0 4,51-4,95 3,51-4,5 0-3,5

Максимальный балл: 7

Время, отведенное на задание: 7 мин.

8. Перечень оснащения для проведения ОСПЭ по этапам(таблица 2)

Необходимые приборы, оборудование, лекарственные вещества, реактивы, материалы и списки документов для выполнения задания ОСПЭ

этапы необходимое оснащение оборудование
Отработка навыков работы с компьютером. Поиск информаций в Интернете и электронной базе данных с использованием фильтров ДМ.Библиотека Кокрайн. Основная статистика для «РКИ». часы, информация для экзаменатора, листы бумаги для экзаменуемого, ксерокопии медицинских статей, блок информаций по ДМ, электронная база данных. персональные компьютеры
Методы исследования в доказательной медицине. Формулирование клинической проблемы. часы, информация для экзаменатора, листы бумаги для экзаменуемого, тематические наборы раздаточного материала лекционные аудитории регулируемым по высоте экраном, мультимедийной установкой.
Систематические обзоры и анализ статей и их критическая оценка. Клинический аудит. часы, информация для экзаменатора, листы бумаги для экзаменуемого, статьи  

ЭТАП 1

Задание 1.

Первородящая 23 лет, доставлена бригадой скорой помощи в роддом после одного припадка эклампсии, который произошел дома, 30 мин назад.

Беременность 37-38 недель, состояние тяжелое, сознание заторможено. Кожные покровы бледные, выраженные отеки ног, АД 150/100 мм рт. ст., пульс 98 ударов в мин. Диагноз: Беременность 37-38 недель. Эклампсия.

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: Беременность 37-38 недель, заторможенность сознания, бледность кожных покровов, выраженная отечность ног, эклампсия.

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: Беременность 37-38 недель, заторможенность сознания, бледность кожных покровов, выраженная отечность ног, эклампсия и ввел, АД 150/100 мм рт. ст., пульс 98 ударов в мин.

Задание 2.

Женщина 29 лет, доставлена в стационар бригадой скорой помощи в связи с жалобами на схваткообразные боли в животе, выраженное кровотечение из половых путей в течении 60 мин, головокружение, слабость. Из анамнеза: с нарушением менструального цикла и хроническим сальпингоофоритом состоит на учете у гинеколога в течение 3-х лет, 2 месяца назад получала противовоспалительную терапию, последняя менструация 1,5 месяца назад. Объективно: состояние тяжелое, АД 100/60 мм.рт.ст., пульс 108 ударов в минуту, слабого наполнения, температура 37,20 С. После гинекологического осмотра был выставлен предварительный диагноз: внематочная беременность.

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2.Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: выраженное кровотечение из половых путей, нарушение менструального цикла, хронический сальпингоофорит, внематочная беременность

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: выраженное кровотечение из половых путей, нарушение менструального цикла, хронический сальпингоофорит, внематочная беременность

Задание 3.

Больная, 29 лет, поступила в стационар с жалобами на боли внизу живота и мажущие кровянистые выделения из половых путей, появившиеся три часа тому назад.

Из анамнеза: два самопроизвольных аборта с повторным выскабливанием полости матки, последняя менструация два месяца тому назад.

На зеркалах: шейка матки цианотична, выделения кровянистые скудные. При влагалищном исследовании шейка матки сохранена, наружный зев пропускает кончик пальца, матка увеличена до 7 недель беременности, размягчена, придатки не определяются, своды свободны,мажущие кровянистые выделения. Диагноз: Беременность 7 недель. Угроза прерывания беременности

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: самопроизвольный аборт, кровянистые скудные выделения из половых путей, беременность 7 недель, угроза прерывания беременности.

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: самопроизвольный аборт, кровянистые скудные выделения из половых путей, беременность 7 недель, угроза прерывания беременности.

Задание 4.

Беременная,29 лет, со сроком беременности 34-35 недель, отеками на ногах и лице поступила в роддом. На фоне повышения АД до 170/100 мм рт.ст. появились головная боль и затрудненное носовое дыхание, уменьшился диурез.

При эхографии выявлены отставание фетометрических показателей на две недели, околоплодные воды в недостаточном количестве, при допплерометрии: увеличение резистентности кровотоку в обеих маточных артериях и критическое состояние плодово- маточного кровотока. Диагноз: Беременность 34-35недель. Преэклампсия тяжелой степени. Плацентарная недостаточность. Внутриутробная задержка развития плода. Маловодие.

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: Беременность 34-35недель , отеки на ногах и лице, увеличение резистентности кровотоку в обеих маточных артериях и критическое состояние плодово- маточного кровотока, преэклампсия тяжелой степени.

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: Беременность 34-35недель , отеки на ногах и лице, увеличение резистентности кровотоку в обеих маточных артериях и критическое состояние плодово- маточного кровотока, преэклампсия тяжелой степени.

Задание 5.

Повторнобеременная, 25 лет, со сроком беремености 25-26 недель, поступила в роддом с жалобами на мажущие кровянистые выделения из половых путей в течение часа, появившиеся после сна. Из анамнеза: одни роды и два медицинских аборта.

Матка не возбудима, ее размеры матки соответствуют указанному сроку беременности,. Плод в тазовом предлежании, сердцебиение плода ясное, ритмичное, до 140 ударов в минуту. Кровянистые выделения из половых путей скудные.

Данные ультразвукового исследования- плацента полностью перекрывает внутренний зев шейки матки. Диагноз: Беременность 25-26 недель. Полное предлежание плаценты. Угроза прерывания беременности.

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: Беременность 25-26 недель, мажущие кровянистые выделения из половых путей, полное предлежание плаценты, угроза прерывания беременности.

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: Беременность 25-26 недель, мажущие кровянистые выделения из половых путей, полное предлежание плаценты, угроза прерывания беременности.

Задание 6.

Женщина 23 лет, со сроком беременности 2-3 недели обратилась в женскую консультацию с жалобами на сильные боли в правой подвздошной области, рвоту. При осмотре: температура 37,80 С, пульс 98 уд. в мин., язык сухой, обложен. Дно матки пальпируется на 2 поперечных пальца выше пупка. В правой половине живота, больше в нижнем отделе, определяется резкая болезненность, защитное напряжение мышц. Симптомы Щеткина-Блюмберга, Ситковского положительные. Диагноз: Острый аппендицит

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: сильные боли в правой подвздошной области, рвота, температура тела 37,80 С, защитное напряжение мышц. Симптомы Щеткина-Блюмберга, Ситковского положительные. Острый аппендицит

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: сильные боли в правой подвздошной области, рвота, температура тела 37,80 С, защитное напряжение мышц. Симптомы Щеткина-Блюмберга, Ситковского положительные. Острый аппендицит

Задание 7.

Женщина 27лет, состоит на учете по беременности в женской консультации. При сроках 21-22 недели стала предъявлять жалобы на отеки на ногах и потемнение цвета мочи. Примерно 3 недели назад у нее «болело горло» и она самостоятельно лечилась пастилками «Стрепсилс» и «Доктор Мом». При обследовании: АД 150/100 мм. рт.ст., пульс – 90 уд. в мин., температура тела – 37,40 С. Периферические отеки чуть выше лодыжек. Общий анализ мочи: белок, лейкоциты 20-30 в поле зрения, эритроциты свежие, глюкозы – нет. Диагноз: Острый постстрептококковый гломерулонефрит

Шаг 1.

1.Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: беременность 21-22 недель, на отеки на ногах и потемнение цвета мочи, температура тела – 37,40 С, Острый постстрептококковый гломерулонефрит

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: : беременность 21-22 недель, на отеки на ногах и потемнение цвета мочи, температура тела – 37,40 С, Острый постстрептококковый гломерулонефрит

Задание 8.

Женщина 30 лет, со сроком беременности 32-33 недели, находится в отделении патологии родильного дома с диагнозом бронхоастматический статус I степени. При осмотре: одышка. Частота дыхательных движений 28 в минуту с затрудненным выдохом. В легких масса рассеянных сухих хрипов. АД 130/80 мм. рт.ст., пульс 116 уд. в мин. Препарат выбора для купирования астматического статуса: Сальбутамол (с помощью небулайзера)

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2.Правильная последовательность ключевых слов: беременность 32-33 недель, бронхоастматический статус I степени, в легких масса рассеянных сухих хрипов, АД 130/80 мм. рт.ст., пульс 116 уд. в мин

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: беременность 32-33 недель, бронхоастматический статус I степени, в легких масса рассеянных сухих хрипов, АД 130/80 мм. рт.ст., пульс 116 уд. в мин

Задание 9.

У больного на 7-й день после аппендэктомии по поводу деструктивного аппендицита появились тупые боли внизу живота и промежности, учащённые позывы к стулу, повышение температуры тела до 39-гр. Диагноз: Тазовый абсцесс

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: деструктивный аппендицит, состояние после аппендэктомии, тупые боли внизу живота и промежности, учащённые позывы к стулу, повышение температуры тела до 39-гр, тазовый абсцесс

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова: деструктивный аппендицит, состояние после аппендэктомии, тупые боли внизу живота и промежности, учащённые позывы к стулу, повышение температуры тела до 39-гр, тазовый абсцесс

Задание 10.

Больной, 29 лет, около 2 ч. назад внезапно почувствовал сильные боли в левой половине грудной клетки, нехватку воздуха. Травмы не было, легочные заболевания отрицает. Температура тела нормальная. Дыхание над левым легким не выслушивается. При перкуссии определяется коробочный звук слева и смещение средостения вправо. Диагноз: Спонтанный неспецифический пневмоторакс

Шаг 1.

1. Выберите принцип доказательной медицины соответственно к этой ситуации

2. Напишите ключевые слова

Шаг 2. Работа с компьютером

1. Покажите вход в Библиотеку Кокрайна

2. Введите ключевые слова

Эталон ответа

Шаг 1.

1. Принцип формулирования клинического вопроса

2. Правильная последовательность ключевых слов: сильные боли в левой половине грудной клетки, нехватку воздуха, в легких коробочный звук слева и смещение средостения вправо. Спонтанный неспецифический пневмоторакс

Шаг 2. Работа с компьютером

1. http/www.cochrane.org. The Cochrane Collaboration, http:www.compbellocollaboration.org.

2. Студент ввел (необязательно перевел) ключевые слова ; сильные боли в левой половине грудной клетки, нехватку воздуха, в легких коробочный звук слева и смещение средостения вправо. Спонтанный неспецифический пневмоторакс

ЭТАП 2

Билет 1

Окружающая среда и атмосферный воздух города Таукент загрязнен тяжелыми металлами, что отражается на заболеваемости населения болезнями органов дыхания. В городе в 2012 году численность населения составила 79 207 человек. За текущий год родилось 2742 ребенка, умерло 628 человек. При этом из числа умерших 326 человек умерло от болезней органов дыхания, от болезней органов кровообращения – 294 человек и от прочих болезней – 8 человек.

Шаг 1. Сделать выводы по данным показателям.

Шаг 2. Укажите оптимальный дизайн исследования для определения снижения смертности.

Эталон ответов

Шаг 1. Выводы. Причиной смертности населения г.Таукент в основном является болезни органов дыхания и болезни органов кровообращения. Из-за сильной загрязненности окружающей среды и атмосферного воздуха высокие показатели заболеваемости населения.

Шаг 2. Для определения мер по снижению смертности населения оптимальным является рандомизированное клиническое испытание с участием контрольной группы.

Билет 2

Из общего числа заболеваемости на болезни органов дыхания приходится 5040 случаев, на первичную заболеваемость (2150 случаев) приходится на заболеваемость органов дыхания1740 случаев, на болезни органов пищеварения 290, на болезни органов кровообращения 90 случаев, а на прочие болезни 30 случаев.

Шаг 1.Сделать выводы по данным показателям.

Шаг 2. Укажите оптимальный дизайн исследования для определения снижения заболеваемости.

Эталон ответов

Шаг 1. Выводы. В структуре заболеваемости самый высокий удельный вес занимает болезни органов дыхания. На втором месте болезни органов пищеварения.

Шаг 2.Для определения мер по снижению заболеваемости населения оптимальным является рандомизированное клиническое испытание с участием контрольной группы.

Билет 3

Динамика рождаемости в городе Таукент составила 2010 году – 31,9‰, 2011 году – 30,7 ‰, 2012 году – 32,0‰, 2013 году – 34,6‰.

Общественное здравоохранение

Шаг 1.Сделать выводы о динамике явления по выровненным уровням.

Шаг 2.Охарактеризовать скорость изменения рождаемости.

Эталон ответов

Шаг 1. Выводы. Рождаемость населения г.Таукент за 3 года неравномерна. Скорость изменений показателей рождаемости различна, наибольший темп прироста отмечается в 2013 г.

Шаг 2.При сравнений показателей динамического ряда отмечается тенденция к увеличению уровней рождаемости, в среднем на 1,3 % ежегодно.

Билет 4

В городе Талдыкорган при разработке данных и причинах смерти было установлено, что при численности населения 42000 в 2010 году умерло 270 человек, 2011 году – 275 человек, 2012 году – 268 человек. Из общего числа умерших 2012 года удельный вес умерших от рака составил 8%, от болезней органов кровообращения – 62%, остальное приходилось на прочие болезни.

Шаг 1. Сделать выводы по данным показателям.

Шаг 2. Укажите оптимальный дизайн исследования для определения снижения смертности.

Эталон ответов

Шаг 1.Выводы. В структуре причин смертности самый высокий удельный вес занимает болезни органов кровообращения. На втором месте раковые заболевания.

Шаг 2.Для определения мер по снижению смертности населения оптимальным является рандомизированное клиническое испытание с участием контрольной группы.

Билет 5

При определении веса у 36 новорожденных рожденных 2011 году получены следующие данные:

2.8, 2.9, 3.1, 3.2, 3.0, 2.8, 2.9, 3.2, 3.1, 2.9, 3.2, 3.1, 3.0, 3.4, 2.9, 2.8, 3.1, 3.0, 2.9, 3.4, 3.2, 3.0, 3.1, 2.8, 2.9, 3.0, 3.0, 2.8, 2.9, 3.0, 3.1, 3.4, 3.5, 3.0, 3.2, 3.1;

Средневзвешенные данные веса новорожденных 2010 года составил 3,0 кг, 2012 года составило – 3,01 кг, 2013 года – 3,04 кг.

Шаг 1.Сделать выводы о динамике явления по выровненным уровням.

Шаг 2.Охарактеризовать скорость изменения веса новорожденных.

Эталон ответов

Шаг 1. Выводы. Масса тела новорожденных за 4 года неравномерна.

Шаг 2.Скорость изменений показателей веса новорожденных различна, наибольший темп роста отмечается в 2011 и 2013 г.

Билет 6

При определении скорости кровотока у 8 больных поступивших на стационарное лечение в кардиологическое отделение получены следующие данные:

30, 24, 21, 32, 25, 27, 29, 23 см/сек, что значительно отличаются от нормы (35 см/сек).

При выписке из стационара у них зафиксированы следующие показатели: 35, 35, 34, 36, 36, 35, 35, 34 см/сек.

Шаг 1.Сделать выводы о динамике явления по выровненным уровням.

Шаг 2.Охарактеризовать скорость изменения кровотока.

Эталон ответов

Шаг 1.Выводы. Скорость кровотока у 8 больных неравномерна.

Шаг 2.Скорость изменений показателей различна, наибольший показатель отмечается у 4-го больного.

Билет 7

Вычислить стандартизованные показатели летальности в больницах А и Б,имеющих одинаковую структуру, включая гинекологическое, хирургическое и инфекционное отделение.

Таблица Распределение больных и умерших по отделениям больниц А и Б

Отделения Больница А Больница Б стандарты
число больных число умерших число больных число умерших
Гинекологическое
Хирургическое
Инфекционное
Всего

Шаг 1.Сделать выводы по данным показателям.

Шаг 2.Укажите оптимальный дизайн исследования для определения снижения смертности.

Эталон ответов

Шаг 1.Выводы. В структуре летальности самый высокий показатель в гинекологическом отделении больницы А, а по общей летальности выше в больнице Б.

Шаг 2.Для определения мер по снижению летальности оптимальным является рандомизированное клиническое испытание с участием контрольной группы.

Билет 8

Работница Даметкен Ералиева 49 лет, проживающая в городе Шардара, по ул. Тулеев 34 обратилась в поликлинику №1 по поводу ОРВИ 3 раза в течение 2011 года и 1 раз по поводу боли в эпигастральной области и изжоги. При сборе анамнеза врач выяснил, что прежде больная никогда по этому поводу не обращалась. После проведенного тщательного обследования больной был поставлен диагноз «Обострение хронического гастрита» лечение оказалось неэффективным, и болезнь через год перешла в рак желудка. Переход хронического гастрита на рак спровоцировал асбест, который является канцерогенный веществом.

Шаг 1.Сделать выводы по данным показателям.

Шаг 2.Укажите оптимальный дизайн исследования для определения предупреждения смертности.

Эталон ответов

Шаг 1.Хронический гастрит был предболезнью рака у работницы асбестового завода, т.к. асбест является канцерогенным веществом. При хроническом гастрите с непрерывно рецидивирующим течением организуется третичная профилактика, что означает применением лечебно- профилактических мероприятий, направленное на предупреждение развитие рака желудка и преждевременной смертности.

Шаг 2. Для определения предупреждения осложнений оптимальным методом является случай-контроль.

Билет 9

В Созакском районе города Шымкента в текущем году было зарегистрировано 500 случаев инфекционых заболеваний, из них: эпидемиологического гепатита – 100 случаев; кори – 60 случаев; прочих инфекционных заболеваний – 340 случаев. В районе проживают 120000 человек. По причине осложнений эпидемического гепатита умерло 8 человек, тогда как в предыдущем году умерло 5 человек из 80 случаев.

Шаг 1.Сделать выводы по данным показателям.

Шаг 2. Укажите оптимальный дизайн исследования для определения снижения смертности.

Эталон ответов

Шаг 1. Выводы. По уровнью осложнений эпид. гепатита в текущем году показатели выше чем в предыдущем году на 1,7%.

Шаг 2.Для определения мер по снижению смертности населения оптимальным является рандомизированное клиническое испытание с участием контрольной группы.

Билет 10

В городе Алматы проживает 80000 человек, из них в возрасте до 15 лет 980 детей. За 2009 год родилось 1140, 2010 г – 1090, 2011 г – 1240, 2012 г – 1300. Из числа родившихся 2009 году 5 детей оказались с пороками развития, 2010 г – 4, 2011 г – 6, 2012 г – 5 и 2013 году 8 детей. В экологически неблагоприятном районе города проживают 45000, а в неблагоприятном районе 35000 и 2 родившихся с пороками развития. В текущем году (2013) в неблагоприятном районе с пороками развития родилось 6 детей.

Шаг 1.Сделать выводы о динамике явления по выровненным уровням.

Шаг 2. Охарактеризовать скорость изменения показателя рождаемости.

Эталон ответов

Шаг 1. Выводы. Рождаемость населения за 4 года неравномерна. Скорость изменений показателей рождаемости различна, наибольший темп прироста отмечается в 2013 г.

Шаг 2.При сравнений показателей динамического ряда отмечается тенденция к увеличению уровней рождаемости детей с пороками развития.

ЭТАП 3

Билет 1

Уровень заболеваемости врачей медицинских учреждений, обусловленные условиями труда.

Среди медико-социальных проблем врачей медицинских учреждений одно из наиболее важных является организация и совершенствование различных видов медицинского обслуживания в условиях амбулаторно-поликлинических учреждений для этой категории населения. Исследования здоровья врачей проведено сплошным методом во всех ЛПУ г. Шымкент. Всего охвачено опросом и осмотрено 404 врача из 10 учреждений, что составило 18,4% от всей численности врачей работавших в тот период (2009 г). Для окончательной статистической разработки были включены материалы 347 врачей по характеристике изучавшихся контингентов, их заболеваемости по обращаемости, а также 3-х годичной заболеваемости с временной утратой трудоспособности и по комплексным индивидуальным осмотрам. Проанализированы анкеты по опросу 256 врачей. Были рассчитаны средние показатели уровня заболеваемости за период 2007-2009 гг. По сходству условий труда и факторов трудового процесса все врачи распределены на 11 профессиональных

Наши рекомендации