Зависимость от родственников
Поначалу дети радуются обществу взрослых, но не чувствуют личной зависимости от матери или другого взрослого, который о них заботится. Ребенок спокойно переходит от одного взрослого на руки к другому и не переживает, оставшись один. Постепенно, с развитием представлений об окружающем мире, ребенок начинает проявлять привязанность к матери: радостно встречает ее появление, плачет и цепляется за нее, если она хочет уйти. Но с развитием уверенности в себе и чувства безопасности ребенок снова начинает спокойно воспринимать уход матери, он знает, что она обязательно вернется.
Умение делиться
Одновременно с представлением о своем «Я» у ребенка формируется и представление о том, что принадлежит лично ему: он начинает собственнически относиться к своим игрушкам, родителям и окружающей его обстановке. Должно пройти время, прежде чем ребенок научится делиться с другими детьми и соблюдать очередность в игре.
Узнавание себя
Впервые увидев себя в зеркале, ребенок думает, что его отражение — это другой человек, и пытается дотронуться до него или вступить с ним в контакт. Однако со временем он начинает узнавать себя в зеркале и на фотографиях.
Вскоре после этого у него появляется представление о своем телесном образе — мальчик он или девочка, высокий или маленький, и т.п. Очень рано он начинает замечать различия между собой и другими, поэтому важно укреплять его самооценку с самого раннего возраста.
Самооценка
Высокая самооценканеобходима ребенку для развития уверенности в себе. Низкая самооценка впоследствии может сильно затруднить человеку самостоятельную жизнь: ему гораздо сложнее покинуть знакомый семейный круг и освоиться в новой обстановке. Опыт показывает, что люди, имевшие в детстве высокую самооценку, став взрослыми, живут более полной и счастливой жизнью.
За развитие самооценки у ребенка отвечают прежде всего его родители. Чаще хвалите ребенка, обращайте больше внимания на его успехи, чем на неудачи, не оставляйте без одобрения и похвалы ни одно достижение (будь то попытка заговорить или рисунок на дверце холодильника). Кроме того, не следует чрезмерно опекать ребенка и руководить его жизнью: вы должны дать ему свободу и возможность рискнуть, испытать новый опыт и новые ощущения; все это укрепляет в нем сознание своих возможностей.
Очень важно, чтобы ребенок с детства учился выбирать. Если родители никогда не дают ребенку сделать самостоятельный выбор, он может вырасти пассивным или, напротив, упрямым и несговорчивым. Умение делать выбор важно и само по себе, но, крометого, это одна из вещей, ради которых стоит жить. Способность выбирать дает нам чувство самостоятельности и независимости, помогает ощутить себя хозяевами своей жизни.
Поэтому с самого раннего возраста ребенку необходимо предоставлять выбор. Поначалу самый простой, например между апельсином илибананом на завтрак или между различными игрушками. Позднее можно предлагать более сложный выбор, например спрашивать, хочет ли он сегодня пойти в парк или в бассейн.
Кроме того, ребенку необходимо научиться справляться с неудачами и выработать правильное отношение к своим ошибкам: принимать их как неизбежность, рассматривать в перспективе, извлекать урок и пробовать снова. Отношению к ошибкам дети учатся на примере родителей. Например, если у ребенка не получается самостоятельно одеться, он может в раздражении швырнуть одежду на пол или попробовать снова, возможно, обратившись за помощью к родителям. То или иное решение он принимает, исходя из того, как реагируют на его неудачи родители.
Чувство безопасности
Родители устанавливают для ребенка правила поведения. Ребенок проверяет эти правила на прочность и, в идеале, обнаруживает, что они постоянны и незыблемы. Теперь он знает, чего от него ждут. Кроме того, он чувствует, что родители имеют властьнетолько в семье, но и во внешнем мире. Это порождает у него чувство спокойствия и безопасности, очень способствующее эмоциональному развитию. Однако это не означает, разумеется, что ребенка необходимо лишить права на выбор, конечно, в пределах установленных правил.
Если правила постоянно меняются, ребенок не понимает, чего от него ждут, и испытывает неуверенность и тревогу. Кроме того, осознав, что может манипулировать своими родителями, ребенок понимает, что родители не могут контролировать ситуацию даже в кругу семьи, не говоря уж о внешнем мире.
Страхи
На определенном этапе развития у детей появляются страхи. В какой-то момент почтивсе дети боятся упасть или опасаются незнакомцев. Позднее развиваются и другие страхи: рациональные (например, страх ребенка перед собаками, если его однажды укусили), заимствованные (например, страх перед пауками, если их боятся родители) и иррациональные (например, страх перед чудовищем, которое живет под шкафом, или страх провалиться в унитаз). Последние страхи обычно возникают из-за того, что развитие воображения у ребенка опережает развитие понимания языка, как правило, ониявляются плодом недоразумения. Например, маленький ребенок испытывает страх каждый вечер, ложась спать. При расспросах выясняется, что он боится «волчка», хотя и не может объяснить, кто это такой. Оказывается, мать каждый вечер поет ему колыбельную: «Придет серенький волчок и ухватит за бочок». Эта безобидная детская песенка и вызывает у ребенка такой ужас!
Понимание и выражение чувств
Ребенок учится понимать чувства других людей — гнев, радость, боль, удивление. Позже он учится адекватно отвечать на чужие эмоции — например выражает сочувствие, когда другому больно, или радостно поздравляет именинника на дне рождения. Ребенок начинает выражать привязанность к членам семьи (например, к братьям и сестрам). Усваивает он и то, какие чувства в обществе выражать не принято. Например, многие в нашей культуре полагают, что мальчик не должен плакать, а девочка — открыто проявлять гнев. О том, хорошо это или нет, существуют различные мнения.
Каким будет ребенок, когда станет постарше — спокойным и уверенным всебе, или пассивным «рохлей», которым легко командовать, или «задирой», обижающим других детей,— зависит не только от врожденных свойств характера и темперамента, но и, прежде всего, от влияния родителей.
Чувство независимости
Постепенно у ребенка развивается чувство независимости от родителей. Теперь он хочет все делать сам, а когда понимает, что какая-то деятельность для него небезопасна или ему физически недоступна, испытывает приступы гнева. Однако со временем он становится все более самостоятельным и все больше может делать сам.
|
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ
Получение реакции
Некоторые дети с особыми нуждами не проявляют интереса к людям и окружающему миру и не идут на контакт со взрослыми. «Разбудить» такого ребенка — одна из труднейших задач для родителей. Обычно родители как сознательно, так и подсознательно стремятся отыскать то, что вызовет отклик у ребенка: очень важно, чтобы они не прекращали попыток и не отвергали ребенка, даже если он им не отвечает, но снова и снова продолжали улыбаться ему, брать на руки,ласкать его и искать игры и занятия, которые ему понравятся.
Еще до того, как мы поняли, что с нашим сыном что-то неладно, мы обнаружили, что единственная игра, способная его расшевелить,— щекотка. Мы часто играли с ним в «щекотики», и в 18 месяцев он впервые начал игру сам — протянул руку, показывая, что хочет поиграть еще. Какой это был чудесный миг!
Вам может казаться, что постоянное повторение одной и той же любимой игры (будь то «щекотики», качание на коленях или пускание мыльных пузырей) не приносит ребенку никакой пользы. Это не так. Наслаждение игрой не только приятно, но и полезно: оно стимулирует освоение новых навыков. Если ребенку нравится пускать пузыри, это дает ему повод указать на них рукой, или произнести слово «пузыри», или подползти к ним поближе, или поиграть в пускание пузырей с другими детьми.
Следите за тем, как ваш ребенок реагирует на происходящее, Даже самая слабая реакция —ключ к его чувствам.
|
Ниже вы найдете идеи развлечений, которые могут привлечь ребенка. Помните, что ребенку с особыми нуждами для реакции требуется больше времени, и не торопите его.
Как привлечь внимание ребенка
Чтобы привлечь внимание ребенка, прежде всего сделайте что-то неординарное, не похожее на то, к чему он привык. Самый легкий путь — надеть на себя что-то необычное. Вы можете также использовать идеи, предназначенные для установления зрительного контакта (они описаны в гл. 4, с. 55).
Игрушки, на которые интересно смотреть
Ребенка могут заинтересовать самые различные вещи, например ярко раскрашенные игрушки (особенно игрушки с мигающими лампочками), а также разные фонарики и необычные светильники. Часто дети любят смотреть на заводные механические игрушки, машинки, а также на мыльные пузыри.
Физические игры
— Играйте в игры со щекоткой (тексты песенок приводятся в гл.4, с. 55-56).
— Качайте ребенка на коленях (тексты соответствующих песенок см. там же).
— Обнимайте и ласкайте ребенка.
— Катайте ребенка по кровати, кружите вокруг себя, подбрасывайте и ловите, прыгайте вверх-вниз с ребенком на руках.
Звуки
Используйте музыку:
— Играйте на любых музыкальных инструментах: гитаре, барабане, духовых инструментах; ставьте магнитофонные записи.
— Пойте ребенку детские песенки или ваши любимые песни.
— Играйте с ребенком на детских музыкальных инструментах, например на ксилофоне или детском пианино. Используйте «звучащие» игрушки — волчок и др.
— Берите ребенка на концерты «живой» музыки. Если у вас нет такой возможности, слушайте с ним уличных музыкантов.
Однажды, гуляя по Уинчестерскому собору, мы случайно попали на репетиции Борнмутского симфонического оркестра. Наш сын был так потрясен звучанием целого оркестра в зале с прекрасной акустикой, чтони за что не хотел уходить.
Запахи
— Попробуйте сделать «ароматные коробочки». Возьмите несколько маленьких коробочек, например из-под драже «Тик-так», наполните их пахучими веществами (специями, кофе, чаем, измельченными апельсиновыми корками) и давайте ребенку понюхать.
— Смочите ватку духами,лосьоном после бритья, одеколоном и т.п. и дайте ребенку понюхать.
— Используйте масла для ароматерапии.
Осязание
— Давайте ребенку ощупывать предметы, изготовленные из материалов, вызывающих различные тактильные ощущения: гладких (шелк и бархат), грубых, колючих (щетка для волос), холодных, теплых, твердых (камень), мягких (мех) и т.п.
Чувство своего тела
— Прикасайтесь к ребенку, поглаживайте и массируйте части его тела.
— Играйтес его руками и ногами: берите, сжимайте и встряхивайте их.
— Щекочите ребенка, например пробегая пальцами по всему телу, от пяток до самой макушки.
— Поместите ребенка в узкое замкнутое пространство или у стены, чтобы при движении он соприкасался с иной поверхностью.
— Пусть ребенок играет с погремушками, издающими звуки при движении. Если ребенок не умеет брать предметы, можно привязать погремушку к его запястью или использовать рукавички с нашитыми на них колокольчиками. Можно также привязать погремушки к ногам или нашить на носки, чтобы они издавали звук при движении ног ребенка и таким образом стимулировали их.
Понятие своего «Я»
Первые части тела, которые узнает ребенок,— это обычно глаза, рот и нос.За ними следуют волосы, руки и живот.
— Используйте естественные возможности для того, чтобы называть ребенку части его тела. Самый очевидный повод — купание, когда вы моете по очереди каждую часть тела. Но можно также использовать смену подгузников, во время которой называть живот, попку, ноги и т.д., а одеваясь, поговорить о руках, ногах и т.п.
— Пойте песенки, в которых называются части тела, например «Ладушки» или любые другие:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в глазки — смотрюнюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок!
—Ножки, ножки, куда вы спешите?
—В лесок, во борок
Грибы-ягоды сбирать,
Нашу детку угощать!
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик—самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Дарики-дарики, Хлопаем в ладоши.
Летели комарики, Показываем.
З-з-з! Складываем пальцы в щепоть.
Вились, вились, Руки совершают круговые движения.
В носик вцепились! «Комарики» вцепляются в носик
(ручку, ножку, ушко, пятку, коленку и т.д.).
— Показывайте ребенку большие и четкие изображения людей, называйте части их тела.
— Посадите ребенка ксебе на колени. Прикасайтесь к различным частямего тела, а затем к своим, и называйте их. Например: «Это моя коленка. А это твоя коленка».
— Показывайте ребенку части тела на куклах.
— Используйте зеркало следующими способами:
1. Побудите ребенка прикасаться к различнымчастям своего лица в зеркале.
2. Показывая на отражение в зеркале, называйте имя ребенка.
3. Испачкайте ребенку нос или щеку губной помадой или пеной для бритья. Покажите ему его отражение в зеркале, а потом, не отходя от зеркала, побудите его стереть помаду или сотрите сами. Это упражнение помогает ребенку осознать, что в зеркале он видит самого себя.
4. Встаньте с ребенком перед большим зеркалом. Стройте забавные гримасы и смотрите, станет ли ребенок вам подражать.
5. Поиграйте с зеркалом в прятки, закрывая его, а потом снова показывая ребенку его лицо.
Узнавание своего имени
Развитие этого навыка требует упорства и настойчивости. Называйте имя ребенка при каждой возможности. Спрашивайте: «Где у нас Софи? А вот Софи!» — при этом указывайте пальцем на ребенка и широко улыбайтесь.
Задавайте вопросы типа: «У кого мячик? У Джонатана мячик». Родителям свойственно говорить о ребенке в третьем лице (например, «Это чашка Эммы» вместо «Это твоя чашка»). Такая манера разговора полезна, поскольку укрепляет представление ребенка о своей личности.
Умение делиться
— Играйте в игры, в которых ребенок должен разделить что-то между людьми или игрушками, например пригласите к кукле гостей ипоощрите ребенка раздать по конфете каждому «гостю».
— Пускай ребенок раздает еду, например одно печенье себе, другое вам.
— Поощряйте ребенка делиться с другими угощением или игрушками и следите, чтобы другие дети тоже с ним делились.
Узнавание себя в зеркале и на фотографиях
Играйте с зеркалом, как описано выше (в разделе о понятии своего «Я») и поощряйте ребенка узнавать и показывать себя в зеркале.
Создайте альбом семейных фотографий и смотрите его вместе с ребенком. Лучше использовать для этого не слишком большие и ценные фотографии, за целостность которых вы не опасаетесь. Просматривая альбом вместе с ребенком, объясняйте ему, кто изображен на каждой фотографии. Просите ребенка найти на фотографиях разных людей и самого себя.
Укрепление самооценки
Ребенку с особыми нуждами, замечающему свое отличие от других детей (в особенности если у него физические проблемы или сенсорные нарушения), для укрепления самооценки и уверенности в себе необходимо как можно больше поддержки и одобрения.
Хвалите ребенка за любое достижение. Хвалите не только за успех, но и за попытку сделать что-то новое, пусть даже неудачную. Если вы браните ребенка за неудачи, он начинает бояться ошибок и уже не решается рискнуть. От похвалы ребенок расцветает. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому он будет стараться повторить сделанное. Похвала необходима детям: это мощный мотивирующий фактор, побуждающий ребенка двигаться вперед.
|
Показывайте ребенку, что цените его усилия. Например, после того, как ребенок порисовал, устройте дома «выставку» его работ, для этого хорошо подходит холодильник. Можно также использовать магнитную доску: прикреплять к ней различные поделки, рисунки и вешать на стену. Показывайте ребенку его рисунки и говорите: «Кто же это нарисовал? Это Мэри нарисовала! Как Мэри хорошо рисует!» Покажите рисунки ребенка родным и друзьям и побудите их присоединиться к похвалам.
Используйте в занятиях с ребенком песенки. Дети любят пение и воспринимают такие занятия не как «работу», в которой страшно допустить ошибку, а как веселую игру. Игры с песенками хороши и тем, что не давят на ребенка: он может подпевать, насколько это в его силах — ничего страшного, даже если он вообще не будет петь. Множество примеров игр с песенками вы найдете в главах 3 и 4. Как только ребенок начинает участвовать в игре, подбадривайте его похвалой. Пусть он чувствует, что добился успеха и что вам приятно и радостно с ним общаться. Такие чувства укрепляют самооценку и, следовательно, способствуют дальнейшему развитию навыков.
Пойте ребенку детские песенки, используя в них его имя: например вместо «наш маленький мальчик» пойте «наш маленький Бенни» или «наша маленькая Анна», или вместо «баю-бай, баю-бай, спи, малютка, засыпай» — «спи, Наташа, засыпай».
Поощряйте ребенка играть с водой и лепить из песка. Такие игры хороши тем, что в них невозможно играть «неправильно», они построены на свободном экспериментировании.
Показывайте ребенку на своем примере, как следует относиться к неудачам. Если у него что-то не получается, не ругайте его, не выказывайте огорчения, а просто говорите: «Ничего страшного, попробуй еще раз».
Используйте позитивный подход к ребенку, описанный в гл. 2, с. 23-24. Однако помните, что ребенка нельзя перехваливать: слишком частая и беспричинная похвала обессмысливается. Не стоит хвалить ребенка за применение навыка, который он уже давно и хорошо усвоил. Не стоит поощрять ребенка похвалой, если вы ясно видите, что он мог бы сделать лучше, но недостаточно старается. Ориентируйтесь на реальные возможности своего ребенка. Если ему трудно даже несколько минут спокойно посидетьза рисованием, вы должны хвалить его даже за несколько линий на бумаге. Если же он способен сосредоточиться и любит рисовать, не стоит его слишком расхваливать.
|
Смотрите также раздел «Мягкий старт» в гл. 3, с. 49-50.
Умение делать выбор
Очень важно предлагать ребенку с особыми нуждами выбор и поощрять его сообщать свои желания с помощью тех средств коммуникации, которые ему доступны.
Ребенок должен понимать, что вы ему предлагаете, и иметь возможность ответить на предложение — указать глазами или рукой, ответить словами или жестами. Вначале вам придется помещать перед ребенком оба предмета, из которых нужно выбрать один. Например, чтобы дать ребенку выбрать фрукт к чаю, принесите ему апельсин и банан и спросите, что он хочет. Если он укажет глазами или рукой на апельсин, уберите банан и протяните ему апельсин со словами: «Ты хочешь апельсин».
Предложить ребенку выбор не составит труда, если речь идет о еде, напитках или игрушках, которые легко продемонстрировать. При переходе к более сложным выборам (например, между походом в парк или в бассейн) вы можете предлагать ребенку рисунки или фотографии.
Предоставляя ребенку выбор, вы можете использовать прием «Мягкий старт», описанный в гл. 3, с. 49-50.
Понимание чувств
— Показывайте ребенку изображения людей, выражающих различные эмоции, и в самых простых выражениях объясняйте, что с ними происходит и что они при этом чувствуют
— Читайте ребенку книги, герои которых проявляют различные дмоции.
— Объясняйте ребенку, что происходит с окружающими. «Он упал и ушибся. Ему больно», «У нее день рождения. Ей весело».
— Если ребенок обидел кого-нибудь, объясните ему, что произошло: «Ты ударил Оскара. Он плачет. Бедный Оскар!»
— Показывайте ребенку в зеркале веселое лицо, грустное лицо, удивленное, сердитое лицо и т.п.
— Открыто выражайте свои эмоции и говорите о них.
— Играйте с ребенком в сюжетные игры, герои которых проявляют различные эмоции, например в болезнь куклы.
9.дополнительные практические советы
ПОВЕДЕНИЕ
Решить, какое поведение допустимо и какое недопустимо для ребенка, даже при самых благоприятных обстоятельствах — задача нелегкая. Если же ребенок особый, найти золотую середину между чрезмерной строгостью и попустительством еще сложнее.