Формирование открытого внушения
Клиент, застигнутый звуковой пустотой врасплох, “заполнит” ее своими собственными решениями:
“Я не знаю, найдет ли... часть вас самих что-то, что позволит... осуществить... изменение”.
Придание фразе другого смысла
(пауза вводит некоторую неопределенность)
Бессознательное пациента будет вынуждено устранить одну из частей этой неопределенности:
“... Иногда бывает очень полезно... ничего не делать... или наоборот...”
Пауза позволяет нам выделить необходимое мобилизующее слово:
“В ходе этого сеанса вы обучаетесь... на многих уровнях”.
Часто паузу делают после контекстуального внушения, например:
“Я не знаю, станет ли ваше дыхание более спокойным... вскоре или сейчас”. Слово “спокойным” произносится с легким поворотом головы, что делает его контекстуальным внушением.
Упражнение 48
Используйте паузу в ваших дружеских или семейных беседах. Понаблюдайте, какой эффект она производит на собеседника.
Молчание
|
Отличающееся от паузы большей продолжительностью, молчание основано на том же принципе.
В отличие от паузы, клиента следует предупредить, когда будет решено использовать молчание. И употреблять его следует без колебания, так как молчание позволяет пациенту освободить свое воображение без помех со стороны терапевта.
Пациенты говорят, что молчание оператора было для них приятным моментом сеанса.
Имеет смысл ненавязчиво обозначить свое присутствие, чтобы клиент не чувствовал себя покинутым (например, с помощью одобрительных “угу”).
Эрнест Л. Росси показал нам мобилизующее влияние молчания. Использованное после мобилизующего слова, оно становится для пациента очень мощным источником переструктурирования.
Иногда молчание может длиться долго.
Упражнение 49
Выполняйте упражнение, похожее на предыдущее: используйте молчание в ваших семейных и дружеских беседах. Пронаблюдайте за его воздействием на собеседника.
Основное в терапевтической фазе
Терапевтическая фаза базируется на использовании открытых и метафорических внушений.
Ролью невербального не следует пренебрегать.
Использование каталепсии и левитации не является бесполезным...
Паузы и тишина не являются излишними...
Не следует преуменьшать роль выбора слов...
Что касается отрицания... и литоты... то их не запрещено остерегаться!
После того, как мы поговорим о предварительной подготовке, вводных указаниях, об окончании и продолжении, а также о необходимых предосторожностях... у нас не останется больше ничего, чему мы могли бы вас научить!
РАМКИ
И ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Гипнотерапевт должен адаптировать свою установку по отношению к каждому сеансу и каждому пациенту.
Ваши действия персонализированы и конкретны.
Например:
Два пациента с синдромом тревоги могут быть подвергнуты разному лечению; один — с помощью метафоры изменения, а другой — путем использования открытых внушений в ходе сопровождения в приятном воспоминании.
Для такой адаптации необходимо:
l завоевать доверие пациента с помощью установки на доброжелательное слушание;
l поинтересоваться его ожиданиями и мотивацией;
l выяснить, как пациент представляет себе гипноз и демистифицировать его, если это необходимо.
Анамнез позволит вам:
l обосновать показания к гипнозу;
l выявить возможные противопоказания;
l получить достаточно информации для построения терапевтической стратегии;
l выявить травматические события в прошлом, которых следовало бы опасаться.
Предварительная подготовка составляет основное содержание первой встречи с пациентом.
После нее вы дадите все вводные указания, необходимые для проведения сеанса.
Упражнение 50
К вам приходит пациент и говорит, что хочет, чтобы его лечили гипнозом. Он сам выбрал этот тип терапии, потому что когда-то, находясь в Америке, он был восхищен работой шамана. Необходимо объяснить сходство и различие между действиями шамана и вашим методом. Что вы ему скажете?
ВВОДНЫЕ УКАЗАНИЯ
До сих пор вы находились с пациентом в классических отношениях “врач-больной”. Вводные указания заключают ваши отношения в рамки специфической гипнотической работы.
Вы продолжаете подстройку, начатую на фазе предварительной подготовки. И даете указания:
l способствующие комфорту больного,
l подготавливающие наш терапевтический подход;
l формирующие ожидания;
l развивающие отношения доверия.
Упражнение 51
Дайте вашему первому пациенту вводные указания к сеансу.
Якорение
Якорение — способ, изобретенный Милтоном Г. Эриксоном, заключается в том, что в начале сеанса делается жест, осуществляется действие или произносится слово или фраза. В конце сеанса все повторяется точно таким же образом.
По Милтону Г. Эриксону, якорение способствует амнезии в терапевтической фазе. Наш опыт показывает, что использование такой техники усиливает результаты терапии.
У каждого терапевта есть свои предпочитаемые якоря. Искусство заключается именно в том, чтобы производить якорение явно и вместе с тем незаметно.
Например:
Посмотрите на часы в начале и в конце сеанса.
Упражнение 52
Найдите два примера якорения.
СИГНАЛИНГ
Это основное средство общения, позволяющее пациенту сообщать информацию терапевту и дающее терапевту возможность адаптироваться в зависимости от поступающих сигналов.
Сигналы, которые вначале подаются в произвольной форме, в ходе сеанса превращаются в непроизвольные движения, тем самым становясь надежным показателем гипнотического транса.
Иногда гипнотерапевт ограничивается тем, что ожидает возникновения этих сигналов. Чаще всего он пользуется ими в фазе вводных указаний и предлагает легкий для реализации и удобный сигналинг.
Например:
l приподнимание пальца руки,
l покачивание головой,
l усиление дыхательных движений.
Обычно терапевт задает простые вопросы, требующие утвердительного или отрицательного ответа.
Упражнение 53
В ходе разговора найдите признаки и убедитесь, что собеседник вас слушает. Развлекитесь, усиливая их с помощью хорошей подстройки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
Новый Гипноз не опасен, но тем не менее после хорошего анамнеза следует принять минимальные предосторожности.
Гипнотерапевт должен оставаться в рамках своей привычной деятельности.
Он должен упомянуть окружающую обстановку.
Сделать это важно, чтобы по возможности предусмотреть события, которые могут произойти.
Наиболее частый пример — телефонный звонок; если вспомнить о нем лишь в тот момент, когда телефон зазвонит, можно только усилить производимый им шум и помешать пациенту.
В ходе предварительной подготовки полезно предупредить пациента:
“Вы можете слышать все окружающие шумы, продолжая при этом ваше упражнение...”
Или:
“Я не знаю, появятся ли какие-либо посторонние звуки, но вы можете смешать их со звуками вашего воспоминания и использовать для облегчения работы...”
Гипнотерапевт должен позволить пациенту прервать упражнение в любой момент.
Это очень важная предосторожность, которую следует предпринимать в начале каждого упражнения.
Достаточно предупредить пациента о том, что если что-нибудь станет ему мешать, можно легко вернуться в бодрствующее состояние и обсудить это вместе.
Такая легко выполнимая предосторожность успокаивает пациента.
Гипнотерапевт должен удостовериться, что все в порядке.
Внимательное наблюдение за пациентом позволяет опытному гипнотерапевту убедиться, что сеанс протекает нормально.
Кроме того, можно формулировать предложения, требующие простого — вербального или невербального — ответа, которые бы усиливали приятную сторону упражнения.
Необходимо принять меры предосторожности относительно:
l цели косвенных внушений;
l буквализма;
l непонимания отрицательного;
l использования литоты;
l прямого внушения.
Упражнение 54
Рассмотрите на вашем рабочем месте все возможные источники беспокойства пациента. Как вы представите их ему?
ОКОНЧАНИЕ
Окончание заключается в том, чтобы вернуть пациента в бодрствующее состояние, сообразуясь с его собственной скоростью.
Эта фаза может осуществиться быстро или же, напротив, занять много времени.
Не следует стремиться сократить ее, т.к. пациент должен иметь возможность располагать необходимым временем для того, чтобы завершить работу по психическому переструктурированию.
Вы облегчите окончание использованием определенных слов и изменением ваших интонаций, способствующих возвращению.
Вы сможете внушить хорошее самочувствие, ощущение гармонии, приятные ощущения.
Вы дадите указания для самогипноза. Они обычно заключаются в том, что вы просите пациента повторить дома те упражнения, которые выполнялись в ходе сеанса; тем самым вы обеспечиваете ему возможность самостоятельной реиндукции. Самый частый пример в этих случаях — использование приятного воспоминания.
Вы предлагаете возможную амнезию, используя якорение или какой-либо иной способ.
Упражнение 55
Постройте фразу, которая, будучи произнесенной в фазе окончания, благоприятствует амнезии.