II.7.1. Нейропсихологическое исследование пациента
Кондуктор, в зарубежной практике «суправизиор» обращает внимание на общее состояние пациента, внешность, физическое состояние, поведение, коммуникабельность.
Исследование начинается с изучения движения. У ребенка (а также у взрослого) исследуется мышечный тонус, мышечная сила, активные движения в конечностях, сухожильные рефлексы, координации движений, способность ходить, держать позу. Затем переходит к исследованию различных видов праксиса:
- Кинестетического
- Пространственного
- Динамического
- Бимануально-реципрокной координации
Кинестетический праксис – исследование сохранности проприоцептивной афферентации двигательного акта. Ребенку предлагаются пробы на “праксис поза”: сложение по подражанию I и II пальцев в кольцо; вытягивание I и III, либо II и IV пальцев. При этом может использоваться игровая форма задания: вытягивание II и V пальцев “сделай козу рогатую” или “забодай медвежонка”, поза II и III пальцев – “сделай зайчика”, поза сложения I и II пальцев в кольцо – “сделай “кольцо” и посмотри через него на меня”. Кроме воспроизведения положения пальцев руки по предлагаемому зрительному образцу, т.е. по подражанию, используется возможность воспроизведения позы руки по тактильному образцу и переменой поз. Ребенок сидит с закрытыми глазами. Врач придает руке ребенка определенную позу (например, пальцы сжаты в кулак, II и III пальцы вытянуты), а затем снимает ее.
Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. В пробах поз врач придает руке ребенка определенную позу, ребенок должен воспроизвести ее другой рукой.
Пространственный праксис – используется в пробах на зрительно-пространственную организацию движения. Предварительно выявляется, усвоено ли понятие “левой” и “правой” руки. Затем врач садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки: “голосование” – рука согнута в локте и поднята вверх, рука горизонтально перед грудью ладонью вниз и т.д.
К этим пробам относятся и пробы Хеда – воспроизведение положения руки исследующего, сидящего напротив испытуемого.
Динамический праксис – оценивается при выполнении серии движений. Ребенку предлагается последовательно сменить три положения кисти – положение кулака, распрямленной кисти, расположенной “ребром”, и ладони, ударяющей по столу плашмя. Можно использовать пробу на “перебор пальцев” – поочередное прикосновение больших пальцев ко II, III, IV, V пальцам, которые должны производиться одновременно обеими руками.
Сюда же относится графическая проба, при которой предлагается как можно быстрее рисовать узор, состоящий из двух последовательных звеньев.
Бимануально-реципрокная координация (пробы Озерецкого) – исследуется динамическая организация двигательного акта. Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая выпрямлена. Затем предлагается одновременно менять положение обеих кистей, поочередно сжимая и разжимая их.
Исследование слухового гнозиса включает в себя исследование возможности узнавания и повторения мелодий, определение звуков в пространстве, изучение возможностей оценки ритмичных структур.
При проведении проб на слухо–моторные координации проверяется возможность оценки предложенных ритмических групп на слух и по речевой инструкции. Врач стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит. Затем предлагается воспроизвести ритмы по образцу и выполнить задание по речевой инструкции: стучать по два раза, по три раза и т.д.
Исследование сомато-сенсорного гнозиса. Включает в себя исследование простых и сложных форм чувствительности.
Проводятся пробы на локализацию прикосновения: ребенку предлагается показать точку на руке, к которой прикасался врач, а также соответствующую точку на противоположной руке.
Используя возможность различения геометрических фигур и цифр, которые исследователь чертит на коже ребенка.
Проводится оценка сохранности стереотаксического чувства – при закрытых глазах ребенка врач вкладывает предмет в его руку, ребенок должен на ощупь узнавать.
Исследование зрительного гнозиса – в пробах по исследованию зрительного гнозиса изучается возможность узнавания реальных объектов, знаменитых изображений, узнавание контурных и перечеркнутых изображений, а также наложенных друг на друга изображений – прием Поппельрейтера.
Затем ребенку предлагаются серии последовательных картинок, содержание которых надо оценить.
Исследование зрительной памяти включает в себя возможность запоминания нарисованных фигур и букв. Ребенку предлагается срисовать образец из 5 фигур (или букв), после чего образец убирается и он должен воспроизвести его по памяти. Образец может показаться повторно при невозможности воспроизведения, но не более 5 раз.
Исследование оптико-пространственного гнозиса – анализируется понимание сложно-геометрических конструкций (например, крест над кругом, точку внутри квадрата и т.д.). Проверяется возможность построения пространственно-ориентировочных фигур: срисовывание и зеркальное изображение фигур, выполнение из кубиков и т.д.
Исследование речевых функций и слухоречевой памяти. Исследование данных функций начинается с изучения состояния мышечного аппарата языка, губ и лица. Затем предлагаются пробы на оральный праксис – простые (высунуть язык, надувать щеки) и сложные (посвистеть, пощелкать языком, задуть свечу и т.д.) движения губ и языка.
Исследование сенсорной функции речи включает в себя возможность понимания команд, речи, а также показа называемого врачом объекта.
Моторная функция речи исследуется в пробах на повторение отдельных звуков, слогов, слов и фраз.
Фонематический слух исследуется в текстах на повторение парных фонем: дизъюнктивные пары (б-н, к-с, м-р), оппозиционные (б-п, д-т), коррелирующие (г-к, к-г, р-л, л-р); а также серий из трех звуков (б-п-б, д-т-д), или простых слогов (би-ба-бо, ба-би-бо и т.д.).
Вслед за этим изучается возможность названия предметных изображений – функция речи. .
Анализируется также понимание логико–грамматических конструкций: флективных (“покажи ключом карандаш”), сравнительных (“Оля выше Кати, но ниже Лены. Как их поставить по росту?”), выражений со страдательным залогом (“Катю ударил Петя. Кто драчун?”).
Исследование слухо-речевой памяти включает возможность непосредственного воспроизведения и прочности удержания речевого материала. Ребенку предлагается повторить 2 серии слов по 3 слова, редко из 10 слов при пятикратном предъявлении, 2 предложения (“За высоким забором в саду росли яблони”, “На опушке леса охотник убил волка”), 2 коротких рассказа (“Муравей и голубка”, “Ворона и голуби”). Исследуется непосредственное воспроизведение и воспроизведение в условиях интерференции (ребенка просят назвать домашний адрес или посчитать от 1 до 10 и обратно, а затем снова повторить только что заученное.
Чтение исследуется в текстах на возможность названия отдельных букв, ребенку предлагается прочесть отдельные слова, короткие фразы.
Навыки письма исследуются в заданиях на списывание и написание под диктовку.
Счет исследуется в следующих заданиях: ребенка просят посчитать от 1 до 10 и обратно, сравнить равные и неравные по численности множества (“Сколько палочек в первой коробочке? Сколько в другой? Одинаково? Где больше? На сколько?); выполнить счетные операции устно и письменно, решить предложенные задачи.
Исследование мышления – проводится на протяжении всего нейропсихологического исследования, например, при изучении последовательных сюжетных картин, при составлении рассказа по картинкам и пр. Могут предлагаться специальные тесты – понимание переносного смысла фразы, пословицы, поговорки, методика “четвертый лишний” (ребенку предлагается выделить один предмет из 4, а 3 остальных назвать обобщающим словом).
Специальное место занимает исследование внимания и динамики психических процессов, которые оцениваются при исследовании любой функции (движения, речи, памяти).
Нейропсихологическая оценка становится исходным пунктом действий во имя ребенка (взрослого).
Оформляется кондуктивная документация, отражающая алгоритм сотрудничества с пациентом, в зарубежной практике по суправизии значит «мастер и ученик».