Здоровье зубов без «стиморола»

Дорогие ученики, сегодняшнее занятие мы посвятим личной гигиене. Мы уже касались многих вопросов гидротерапии, а теперь настало время поговорить об умывании. Надеюсь, что вы исправно выполняете все рекомендации йогов, касающиеся закаливания, но умываетесь, вероятно, все еще по старинке. Не подумайте, что йоги изобрели какой-то особый, способ умывания, просто традиционно они уделяют внимание таким нюансам личной гигиены, на которые мы обычно внимания не обращаем.

Большинство индийцев вне зависимости от того, йоги они или нет, характеризуют такие отличительные признаки, как прекрасные зубы, яркие глаза и красивые волосы. Потому что они умеют ухаживать за собой согласно древним рекомендациям. Почти все эти рекомендации хороши и доступны не только для индийцев, но и для всех нас, даже и начинающих. Вот те простые способы, которые хорошо бы выполнять по утрам каждому культурному человеку.

Начнем с чистки языка. Дело в том, что язык является как бы индикатором здоровья нашего организма. По степени обложенности языка восточная диагностика способна определить заболевание, его степень и форму с удивительной точностью.

Как же чистить язык? Чем?

Среди доморощенных йогов существует немало столь же доморощенных рекомендаций на этот счет, но ни с одной из них нельзя согласиться. Одни говорят: надо чистить язык ногтями. Ни в коем случае! Другие советуют применять для этого зубную щетку. Но это тоже не то. Йоги чистят язык костяной или деревянной пластинкой или ножичком, напоминающим тот, которым обычно разрезают страницы книг или бумагу. В крайнем случае можно воспользоваться обыкновенной чайной ложечкой с не очень покатыми краями.

Надо провести по языку несколько раз, смочив предварительно пластинку или ножичек в воде. Направление движения от корня языка к его кончику. Так язык не только очищается от налета, но и массируется.

Напомним еще раз одно непременное для всех начинающих заниматься йогой правило: не стоит переусердствовать, не надо счищать кожу с языка.

Теперь немного о том, как ухаживать за зубами. Доктор Свами Шивананда по этому поводу дает очень простой совет: «Выбросите зубную щетку». Вслед за ним можно смело добавить, что надо выбросить также пасты и зубные порошки. Возникает резонный вопрос: «Почему?». Дело в том, что щетка отрицательно воздействует на зубную эмаль, к тому же на ней скапливаются мириады микробов. А в разнообразных пастах и зубных порошках много химических элементов, которые тоже крайне неблагоприятно воздействуют не только на эмаль и сами зубы, но и на десны.

Как же в таком случае чистят свои белоснежные зубы индийцы — йоги и не йоги?

Вот два весьма распространенных способа, которые мы не можем назвать иначе, как экзотическими. Основная масса индийцев предпочитает чистить зубы специальными палочками, сделанными из веточек египетской смоковницы. Они продаются в Индии в каждой лавке. Конец такой 15—20-сантиметровой палочки разжевывается и превращается в некое подобие кисточки, которой и чистят зубы, десны, между зубами. Весь секрет в том, что сок этого дерева обладает бактерицидными свойствами и очень полезен для укрепления как зубов, так и десен.

У нас египетская смоковница, конечно, не растет, а потому и рекомендацию эту можно принять разве, как говориться, к сведению. Хотя, впрочем, можно применять палочки из веточек дуба, акации, эвкалипта, но только в сезон, поскольку они должны быть свежими и сочными.

В тех же индийских лавках, где продаются палочки для чистки зубов, можно встретить и специальный порошок черного цвета, который применяется для тех же целей. Он называется «обезьяний хлеб». Сделан этот порошок из пережаренных до обугливания баклажанов. На вкус он несколько солоноват, поскольку в баклажанах содержится большое количество солей. Чистят им зубы просто: обмакивают в порошок палец и тщательно, не спеша, обрабатывают им зубы и десны.

А что же взамен? То, что также рекомендуют индийские йоги: смесь из морской соли и оливкового масла. И то и другое для нас доступно. Морскую соль надо растолочь пестиком в ступке.

Ну а если вы все-таки не достали морской соли и оливкового масла? Тогда можно взять обыкновенную поваренную соль и любое растительное масло. Эта копия йоговского рецепта, конечно, гораздо хуже оригинала, и в первое время смесь будет раздражать десны. Но потом они привыкнут. Смесь готовится просто. Мелкую поваренную соль можно тоже потолочь в ступке пестиком. Взять ее щепотку, положить на блюдечко и добавить 2—3 капли растительного масла. Чистить тщательно, в разных направлениях, массируя десны. По времени процедура должна занимать 5 минут.

Она ликвидирует пародонтоз, гнойную и сухую пиорею, укрепляет десны и способствует прекращению кровотечения из них. Хотя тут надо отметить, что в первое время, когда вы только перейдете на такой способ чистки зубов, возможно, появится или усилится кровотечение из десен. Но как только они привыкнут к такой процедуре — все наладится.

Лучше всего чистить зубы два раза в день. В крайнем случае не менее одного. И всегда следует помнить о необходимости полоскать рот после каждого приема пищи. И, если вы решили заботиться о своих зубах, то не ешьте конфет, особенно твердых: карамели, монпансье, всевозможных ирисок, «взлетных», «театральных» и т. д. Эти конфеты портят зубы больше всего. А вот твердая пища — на пользу зубам, если они, конечно, здоровые.

Но что же делать, если зубы все-таки заболели? Какой может быть первая помощь при зубной боли, которая, как мы знаем, появляется в самый неподходящий момент, либо ночью, либо вечером, когда нет возможности обратиться к врачу. У йогов есть несколько способов быстрого снятия зубной боли.

СПОСОБ ПЕРВЫЙ. Надо сесть на корточки, не отрывая пяток от пола (это называется — кагасана — поза Ворона), нагреть руки, энергично потирая ладони. Затем приложить ладонь к щеке на область больного зуба. И посидеть так несколько минут, сконцентрировавшись, направляя внимание на больной зуб. Боль быстро проходит.

СПОСОБ ВТОРОЙ. Зубок чеснока разжевать вместе с хлебным мякишем (хлеб лучше взять черный). Получится вязкая клейкая масса. Ею надо залепить больной зуб и десну вокруг него. Боль после этого быстро утихнет.

СПОСОБ ТРЕТИЙ. Он может показаться очень странным, почти мистическим. При желании можно объяснить его механизм с точки зрения смещения рефлексов левого и правого полушарий головного мозга. Но вот почему он воздействует исключительно на зубную боль, объяснить труднее.

Сначала надо обратить внимание, в какой последовательности вы привыкли одеваться и раздеваться. Например, вы надеваете пиджак с правой руки, а здоровье зубов без «стиморола» - student2.ru снимаете его всегда с левой или вначале надеваете левый ботинок, а потом правый и снимаете таким же образом. Вы должны несколько раз сделать то же самое, только наоборот. Стоит сделать так 2—3 раза, и зубная боль уйдет.

СПОСОБ ЧЕТВЕРТЫЙ. Он, правда, не индийский, но я думаю, что заслуживает внима- ния. Это древний русский способ hj Сибири.

Зубочек чеснока надо разрезать пополам, натереть им запястье руки с внутренней стороны в области пульса. Причем если зуб болит справа, то натирается запястье левой руки. Затем на натертое чесноком место положить тонкую хлопчатобумажную тряпочку, а на нее — мелко накрошенный чеснок. После этого запястье надо крепко забинтовать, и зубная боль очень быстро пройдет.

Теперь, Дорогие ученики, когда вы знакомы с тем, как ухаживать за зубами и языком, пора сказать несколько слов об уходе за гортанью. Все процедуры проделываются ежедневно во время умывания, и наиболее рационально расположить их в такой последовательности: чистка зубов, чистка языка, полоскание гортани.

здоровье зубов без «стиморола» - student2.ru Эта процедура чрезвычайно проста. Она представляет собой полоскание, но эффективна не только как профилактическое средство, но и как способ лечения тонзиллитов, ларингитов, фарингитов и ангин, к тому же она очень хорошо укрепляет гланды. Смесь для полоскания готовиться очень просто: в стакане воды, температура которой 37—38 градусов, растворить пол чайной ложки мелкой столовой соли. А затем полоскать горло.

Кстати, раз уж мы с вами заговорили о профилактике заболеваний горла, то нельзя не упомянуть о поистине чудодейственной позе из арсенала индийских йогов, с помощью которой вы надолго, а то и навсегда, забудете о том, что такое боль в горле. Эта поза называется СИНХАСАНЛ (поза Льва) и относится к разряду дополнительных лечебных упражнений. Поэтому может быть введена в ваш комплекс по желанию, согласно методическим правилам.

здоровье зубов без «стиморола» - student2.ru

Итак, исходное положение для этой асаны — твердая поза, или поза бриллианта (есть у нее и такое название), а йоги называют ее ВАДЖРАСАНА. Советую вам запомнить название, так как в будущем мы будем неоднократно к этой позе возвращаться. Чтобы принять ее, надо встать на колени. Колени должны быть вместе, голени и ступни на полу параллельно друг другу. Пальцы не соприкасаются, пятки раздвинуты. Нужно сесть на пятки, голова, шея и спина составляют прямую линию. Смотрим прямо перед собой в одну точку. Кисти рук спокойно лежат на бедрах, пальцы рук вместе. Дыхание произвольное через нос. Внимание сосредоточить на позвоночнике. Един ственное противопоказание против ваджрасаны сильное варикозное расширение вен.

Итак, вы приняли исходное положение — вадж-расану. Теперь можно приступать к выполнению позы Льва — синхасаны.

Сделайте медленный и спокойный вдох через нос, а затем такой же медленный и спокойный выдох. Выдохнув, задержите дыхание на максимальной паузе. На этой паузе надо продвинуть руки по бедрам до полного выпрямления. Руки опорной частью кистей упираются в бедра чуть выше колен. Пальцы подняты вверх, широко расставлены и согнуты, как когти.

Одновременно с достаточно быстрым продвижением кистей рук по бедрам надо широко раскрыть рот, высунуть язык как можно дальше, будто вы хотите достать кончиком языка до подбородка. Глаза при этом широко открыты, можно сказать, выпучены.

Тело очень сильно напряжено вплоть до легкой дрожи. Находиться в этом положении нужно на протяжении всей максимальной паузы после выдоха. Не стремитесь ее затягивать до потемнения в глазах. Почувствовав дискомфорт, верните в исходное положение руки, глаза, язык, закройте рот и только тогда сделайте медленный испокойный вдох через нос.

Внимание во время выполнения упражнения направляется на область горла.

Теперь давайте потренируемся, как вводить дополнительные упражнения в комплекс. Прежде всего, мы смотрим, ксерии каких упражнений данная асана относится: стоя, сидя или лежа. Это упражнение — серии сидя, значит в «сидячую» часть комплекса оно ипопадет. Затем смотрим, на что оно воздействует. Оно воздействует на горло. Следовательно, будет у нас в комплексе в серии упражнений сидя, после упражнений, которые воздействуют на голову, и перед упражнениями, которые воздействуют на грудь. В нашем комплексе синхасана вводится после серии упражнений № 37—40, которая называется бхастри-ка. Но это для вас еще далекое будущее, а в настоящий момент это упражнение в вашем комплексе займет последнее место и по мере прибавления новых упражнений будет отодвигаться все дальше и дальше до тех пор, пока не займет свое законное место.

Если вы делаете это упражнение с профилактической целью, то надо выполнять его ежедневно, от одного до трех раз. Если же делать синхасану в лечебных целях, то ангину можно вылечить без лекарств, даже если вы не занимаетесь йогой систематически. Тогда синхасану следует делать 5 раз в день по 5 раз.

Если у вас варикозное расширение вен на ногах и вы не можете сидеть в ваджрасане, то все равно можно выполнять синхасану, но только из другого исходного положения: либо сидя на полу, скрестив ноги, либо сидя на стуле. Терапевтические эффекты:

профилактика и лечение всех заболеваний горла, голосовых связок и ангин (в моей практике бывали случаи, когда с помощью этой асаны удавалось восстановить слизистую горла).

Особенно полезно это упражнение для профилактики детских ангин и простудных заболеваний горла, тем более, что не надо принуждать детей его делать, ибо какой ребенок не любит показать язык и выпучить глаза!

А теперь пора приступить к изучению очередных упражнений нашего утреннего комплекса.

Упражнение № 12носит название СКАНДХ 1ПАК-ТИВАРДХАК (упражнение для укрепления плечевых суставов).

Исходное положение — тадасана. Необходимо сделать медленный и спокойный вдох через нос, а затем такой же выдох.

здоровье зубов без «стиморола» - student2.ru

К концу выдоха напрягите руки, сожмите кисти в кулаки по-його-вски, т. е. большой палец вкладывается внутрь ладони. Затем вытяните губы трубочкой (как при свисте) и через образовавшуюся щель в губах сделайте резкий и короткий вдох, после чего надо как можно больше раздуть щеки и задержать дыхание.

Далее одновременно с медленным опусканием головы вниз (выполнением подбородочного замка — джаляндхара-бандхи) надо поднять кулаки до уровня плеч. Локти должны быть подняты вверх как можно выше. Спина прямая. Не сутультесь!

Иногда это упражнение называют «насосик». Представьте себе, что у вас в руках ручка насоса, тогда будет очень легко проконтролировать правильное положение кулаков при выполнении.

Выполняется упражнение следующим образом. Резкие и быстрые движения рук вниз вдоль ног и такие же резкие и быстрые движения рук вверх. Опустить и поднять руки — значит, выполнить упражнение один раз. А выполняется упражнение от 5 до 25 раз.

Заканчивается упражнение так. Когда в последний раз вы подняли руки вверх, надо остановиться, поднять голову в исходное положение и одновременно опустить руки вдоль туловища и расслабить их. Щеки все еще раздуты. И только после этого можно сделать спокойный и медленный выдох через нос.

здоровье зубов без «стиморола» - student2.ru Внимание концентрируется на плечевых суставах. Темп выполнения упражнения — 1 цикл в одну секунду.

Терапевтические эффекты:

укрепляет суставы и мышцы плечевого пояса,

ликвидирует отложение солей в плечевых суставах, улучшает кровообращение в этой области,

снимает боли в плечах, укрепляет лопатки.

Следующее упражнениебудет под номером 54.Не

удивляйтесь, никакой ошибки нет. Вообще-то, оно завершает весь основной комплекс, но йоги традиционно вводят эту асану после 11 или 12 упражнений. А затем, по мере прибавления новых упражнений, эта асана с каждым разом будет отодвигаться все дальше и дальше до тех пор, пока не дойдет до своего 54 номера. В период освоения комплекса, упражнение всегда будет заканчивать разученную часть. Оно называется ШАВАСАНА.

Каких только вариантов названия нет у этого упражнения: поза трупа, поза мертвеца, мертвая поза. Но лучше, наверное, называть ее позой полного расслабления или позой идеального отдыха, поскольку при правильном выполнении за 10—15 минут можно получить эффект восьмичасового ночного сна.

Естественно, что эта асана сам ночной сон не заменяет, но в кратчайшее время снимает усталость. Поэтому ее можно выполнять всегда, когда устаешь. Например, если трудно идет комплекс, то прилягте в этой позе на 2—3 минуты и продолжайте снова. Если у вас нарушения со сном, то можно выполнять ее перед сном и даже засыпать в этой позе.

здоровье зубов без «стиморола» - student2.ru Исходное положение — лечь на спину на коврик. Пятки и носки ног вместе, руки прижаты к туловищу. У этой асаны три стадии, которые разучиваются по мере освоения одна за другой.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ. Лежа в исходном положении, закрыть глаза и на секунду (для контраста) напрячь все тело: руки прижать к туловищу, но ладони в кулаки не сжимать. После секундного напряжения надо резко расслабиться. В результате пятки и носки ног разойдутся в разные стороны, руки откинуться на коврике ладонями вверх, а голова должна склониться влево или вправо.

Дышать надо спокойно, произвольно через нос. Цель этой стадии — научиться мысленно контролировать процесс расслабления тела от кончиков пальцев ног, поднимаясь все выше и выше, до мельчайших мускулов лица. Обращать внимание нужно не только на расслабление мышц, но и суставов, а также внутренних органов.

Очень трудно расслаблять тело, но еще труднее — язык. Совсем не просто расслабить и глаза, поэтому надо стараться, чтобы при выполнении этой асаны яркий свет вам не мешал. Проконтролировать расслабление тела следует дважды. В первый раз — по передней части тела, во второй — сзади, по спине. Можно и так: в первый раз проконтролировать все сразу, а при повторении сделать глубинную проработку расслабления суставов и внутренних органов.

Первую стадию можно считать освоенной, если она доведена до автоматизма, когда вы ложитесь и сразу же расслабляетесь. Обычно на ее отработку уходит две-три недели. Если контроль расслабления проведен правильно, то вы сразу почувствуете, как теплеют руки и ноги.

ВТОРАЯ СТАДИЯ. После того как тело полностью расслабилось, надо постараться представить себе перед глазами (не забывайте, что они закрыты) чистый и ясный голубой цвет. Это цвет ментального (мозгового) расслабления. Поначалу он будет ускользать от вас. Но надо стремиться к тому, чтобы он стал устойчивым. А это возможно только при полном расслаблении. Контроль времени производится по пульсу (биение сердца обычно прослушивается хорошо) или по частоте дыхания. Времени на отработку этой стадии шавасаны потребуется еще больше, до 40 дней.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ. Осваивая ее, надо учиться ощущать легкость в теле, как бы потерю веса. Чувствовать ощущение полета, парения. Просто полета без всяких зрительных ассоциаций, и это самое трудное. Конечно, вы понимаете, что без совершенного владения предыдущими стадиями, с этим этапом у вас ничего не получится. На отработку третьей стадии уходит больше всего времени: от полугода до 2—3 лет — у кого как получится. Как только вы достигните успеха и в этой стадии, внимание направляйте на сердце.

В целом находиться в шавасане надо не менее 5 и не более 20 минут.

Заканчивается это упражнение так: откройте глаза и потянитесь всем телом, вытянув руки за головой. Затем перевернитесь на правый бок и только уже затем сядьте на коврик и немного посидите. Резко вставать ни в коем случае не рекомендуется. Терапевтические эффекты:

йоги считают шавасану самой лучшей позой для продления жизни, так как она дает человеку отдых, свежесть и бодрость,

помогает при лечении гипертонии и нарушений сна, нормализует кровообращение в организме, снимает стрессовые и депрессивные состояния,

помогает тем, у кого наблюдается частое похолодание конечностей.

Вот и все на сегодня, Дорогие ученики. До встречи через неделю!

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ

КРАСОТА ЗДОРОВЫХ ВОЛОС

Дорогие ученики, сегодня мы поговорим о том, как йоги ухаживают за волосами.

Индийцы, по крайней мере, большинство из них, моют голову каждый день. Это объясняется тем, что для ухода за волосами используется масло. Естественно, кокосовое, поскольку оно очень полезно и питательно для кожи головы и корней волос. Масло наносят на кожу головы ежедневно, потому и волосы моют каждый день. Понятно, что у нас такой необходимости нет, ибо кокосовое масло недоступно для подавляющего большинства людей, несмотря на то, что этот продукт наша страна активно закупает, в частности, в Индии.

Но выход есть и из этой ситуации: дефицитное кокосовое масло можно заменить касторовым, репейным или любым другим растительным маслом. Применяется оно следующим образом. После мытья головы необходимо взять на ладонь немного масла и втирать его в кожу головы, а не только в волосы, тщательно массируя кожу. Потом надо 20—30 минут походить с «масляной головой» и вымыть ее. Только имейте в виду: йоги категорически против шампуней и других содержащих «химию» средств. В наших условиях рекомендуется натуральное мыло, предпочтительно такие его сорта, как «Детское», «Дегтярное» (к сожалению, теперь вы его навряд ли найдете), «Банное» или, наконец, мыло с хной.

Немного о том, как йоги рекомендуют расчесывать волосы. Ничего необычного в этих, как, впрочем, и во многих других рекомендациях, нет. Просто йоги делают это не так, как привыкли мы в нашей обыденной жизни. Они советуют расчесывать волосы несколько раз в день, и за один раз делать не менее ста движений расческой, стараясь не столько расчесывать волосы, сколько массировать кожу головы. Такая процедура способствует приливу крови к корням волос, их укреплению.

На этот счет, правда, существует немало других рекомендаций, которые тоже приписывают йогам. Но они не имеют к ним ни малейшего отношения. Вот только одна из таких псевдойоговских рекомендаций, которую следует привести здесь как пример абсурда: для того, чтобы обеспечить усиленный прилив крови к корням волос, нужно дергать за них... Естественно, что делать этого не следует, поскольку эффект усиления питания корней волос достигается расчесыванием.

Что касается расчески, то больше всего подходит деревянная или костяная. Многие не сочтут за проблему приобретение такой расчески. Однако другим покажется невыполнимой рекомендация йогов делать за одно расчесывание сто движений расческой по волосам. Возникает вопрос: где же взять время? Но не надо напрасно волноваться. Подумайте, если даже на одно движение затрачивать по одной секунде, то на всю процедуру уйдет не более двух минут. Разве это много? Впрочем, совершенно очевидно и другое — то, что все эти хлопоты возможны при одном непременном условии: если у вас есть волосы.

А что делать тем, у кого волос нет или их мало? Им тоже надо постараться выполнить ряд йоговских рекомендаций, основанных на рецептах древнеиндийской народной медицины Аюрведы. Вот, например, одна из них — для лысых и лысеющих людей. Необходимо сразу же подчеркнуть: ее осуществление требует терпения и выдержки, настойчивости и педантизма. Но тот, кто решится на это, непременно будет вознагражден вполне приличной шевелюрой.

КАК ВОССТАНОВИТЬ ВОЛОСЯНОЙ ПОКРОВ

Для начала надо голову побрить. Причем наголо. Это всего лишь подготовка. Сама процедура занимает ежедневно не менее 30 минут. Пусть это будет вечернее время перед сном.

Вам понадобятся два тазика: один для холодной воды, другой — для горячей, такой, чтобы могла терпеть кожа. Желательно, чтобы тут же, под рукой, находился и чайник с горячей водой, так как она быстро остывает.

Эта водная процедура построена на принципе контраста. Проводят же ее так: сначала надо плеснуть на голову несколько пригоршней горячей воды, а потом холодной. Причем плескать надо достаточно энергично, чтобы вода осуществляла своеобразный массаж головы. И вот так, чередуя горячую и холодную воду, надо повторять в течение получаса.

Затем голову насухо вытереть и с помощью ватного тампона смазать двухпроцентной настойкой йода. Ясно, что после этой процедуры надо позаботиться о том, чтобы не испачкать подушку.

Утром ваша голова будет слегка желтоватого цвета. Только не надо использовать крахмал для избавления от этого. А такие советы иногда встречаются. В этом случае голова приобретет «естественный» синий цвет, и если вы не большой любитель экзотики, то навряд ли вам это понравится. Поэтому ничего не применяйте, а просто носите какой-нибудь головной убор или парик, и все будет нормально.

Примерно через 3—4 месяца у вас на голове начнет расти легкий пушок даже там, где его уже очень давно не было. Факт, несомненно, радостный, однако нужно продолжать брить наголо голову и плескать горячую и холодную воду в том же объеме. А потом снова двухпроцентная настойка йода, который необходим для питания корней волос и укрепления волосяных луковиц. Волосы вырастут снова, а цвет их будет таким же, как был когда-то в молодости.

Это кажется почти невероятным, но примеров эффективности этой методики много. Она подтверждена многовековой практикой не только в Индии, но и вдругих странах. Этот рецепт с одинаковым успехом применяют и старые, и молодые. Но и те и другие должны быть очень терпеливыми и настойчивыми. Ведь чтобы добиться успеха, нужно затратить на эту процедуру в среднем полгода, брея голову в очередной раз всегда, как только начинают отрастать

волосы.

Но попробовать, право же, стоит. Успех неизбежен, особенно если сочетать эту процедуру с приемом такого прекрасного регулятора процессов жизнедеятельности организма, каким является проросшее зерно пшеницы. В Индии оно используется издревле. Практика его приема заслуживает отдельного и серьезного разговора, и мы вернемся к нему на уроках, которые будут посвящены рациональному питанию по методике индийских йогов.

А вот еще несколько рецептов Аюрведы по уходу за волосами.

Наши рекомендации