Зубков В.А. - Йога для всех и каждого.

Зубков В.А. - Йога для всех и каждого.

Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов.

Зубков В.А. - Йога для всех и каждого. - student2.ru

УДК 615.851.86 ББК 53.59 3-91

Зубков В. А.

Йога для всех и каждого. Абсолютно доступный опыт самоврачевания индийских йогов. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1997.- 224 с. Серия «Я вам помогу»

ISBN 5-7905-0010-2

Если вы хотите, чтобы у вас до старости были здоровые зубы без «Стиморола», густые шелковистые волосы, полноценное зрение, крепкий иммунитет, подвижные суставы и хорошая память, если вы хотите жить без лекарств, без простуд, нервных стрессов, остеохондрозов, головных болей и многих других недугов,— это книга для вас.

20 практических уроков здоровья — кратчайший путь к гармонии с самим собой, к жизни в радости, которой нам всем так не хватает.

УДК 615.851.86 ББК 53.59

«РИПОЛ КЛАССИК», оформление, 1997

Содержание

Вместо предисловия 3

ОСНОВЫ ЙОГИ

История 8

Методика 12

Занятие первое

Очистительная сила воды 20

Занятие второе

Гигиена желудочно-кишечного тракта 32

Занятие третье

Вода—лекарство от насморка 42

Занятие четвертое

Искусство внутренней чистоты. Часть i 50

Занятие пятое

Здоровье зубов без «Стиморола» 58

Занятие шестое

Красота здоровых волос 71

Как восстановить волосяной покров 73

Занятие седьмое

Искусство внутренней чистоты. Частьп 80

Занятие восьмое

Животворный источник воды 87

Занятие девятое

Советы тибетских докторов 94

Упражнения тибетского самомассажа... 95

Занятие десятое

Коррекция зрения 102

Занятие одиннадцатое

Пища и здоровье г. 117

Занятие двенадцатое

Рациональность питания 128

Занятие тринадцатое

Питание и самоограничение 136

Занятие четырнадцатое

Иммунитет и питание 143

Как употреблять проросшее зерно пшеницы 144

Занятие пятнадцатое

Феномен лечебного голодания 150

Занятие шестнадцатое

Очищение организма на клеточном уровне 161

Занятие семнадцатое

Чистка продолжается. Желчный пузырь и печень 171

Массаж стопы 174

Занятие восемнадцатое

Как бороться с нервными стрессами 182

Трикута 184

Занятие девятнадцатое

Исцеляющая сила растений 192

Занятие двадцатое

Очищение организма с помощью Аюрведы 202

Лечение заболеваний с помощью йоготерапии 210

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Дорогой читатель!

Зубков В.А. - Йога для всех и каждого. - student2.ru Книга, которую вы держите в руках, появилась на свет не случайно. В течение многих лет мне доводилось проводить семинары, выездные школы здоровья, лекции и практические занятия по йоге во всех уголках нашей страны и странах ближнего зарубежья. Работа велась непосредственно со слушателем, (а таковых было немало) и это полностью соответствовало представлению восточных учителей о взаимоотношениях между учеником и учителем. Тогда, в начале 90-х, вышли две книги по йоге моего отца и учителя Анатолия Николаевича Зубкова, чей авторитет в области йоготерапии в нашей стране, на мой взгляд, неоспорим.

Эта книга не вышла бы без участия моего старого ученика Максима Ошуркова, а также без верного ученика Михаила Кивилева из Черкесска, который бережно сохранил мои выступления в виде записей и конспектов. Земной поклон им обоим.

Целью книги, Дорогой читатель, является попытка познакомить вас с системой йоготерапии в ее практическом проявлении. Вы получите навык самоврачевания и профилактики многих типичных для нашего времени заболеваний и недугов, не прибегая к помощи врачей. Изложение материала построено в виде уроков с указанием конкретных сроков освоения и изучения учебного процесса: физических упражнений, гигиенических и профилактических процедур, рекомендаций восточной народной медицины и т. д. В конце книги дан перечень наиболее распространенных заболеваний, а также краткие рекомендации по их профилактике и лечению по опыту индийских йогов.

Я старался не отступать от тех принципов подачи материала, которые сформировались за многие десятилетия в школах йоги Индии. Мне посчастливилось, что моими учителями были такие известные люди, как покойный ныне Рам Кумар Шармаиз Института йоготерапии и йогокультуры в Лакхнау, досточтимый Дхирендра Брахмачари,руководитель Делийского центра йоги, и многоуважаемые ламы из Тибетского медицинского и культурного центра в Дели.

Ответ на вопрос, как сделать жизнь гармоничнее, интереснее, здоровее дан в самих основах йоги, которая по классификации древнеиндийского филолога и философа Патанджали содержит 8 ступеней. Первые две ступени этой системы объединены общим названием КРИЙЯ-ЙОГА. Это морально-этический аспект учения. Это путь духовного самосовершенствования, не пройдя который, нельзя заниматься самосовершенствованием физическим, т. е. ХАТХА-ЙОГОЙ, о которой, главным образом, и пойдет речь в этой книге.

Но заниматься только физическим самосовершенствованием без крийя-йоги нельзя. И это вам скажет любой из учителей Индии, любой из учителей Востока.

Хатха-йога — это не просто набор гимнастических упражнений, а система здорового образа жизни с определенными ограничениями в питании, обязательным выполнением по утрам комплекса, требующего времени. Хатха-йога — это упорный труд.

Впрочем, путь физического совершенствования без твердой духовной платформы непременно ведет в тупик. Не будет гармонии в развитии личности, если человек не пойдет по тернистому и сложному пути духовного самосовершенствования. Поэтому хатха-йогу венчает РАДЖА-ЙОГА — йога психического и духовного тренинга. Она нерасторжимо связана с индуизмом, основные понятия которого несовместимы с европейским менталитетом. Системы духовных ценностей европейских и азиатских народов настолько различны, что, по образному сравнению великого индийского музыканта Рави Шанкара, являют собой музыку Дня и музыку Ночи, двух противоположных начал. Поэтому очень важно, чтобы все и каждый осознали причастность к истокам духовности своего народа, к его духовному пути.

Кстати говоря, даже в Индии раджа-йогу практикуют всего 5% от общего числа занимающихся, так как это требует упорнейшего труда, отказа от многих радостей жизни и, самое главное, опытного наставника. Остальные считают, что им достаточно йоги как способа укрепить себя в морально-этическом плане, сформировать себя как личность или укрепить здоровье, избавиться от тех или иных недугов.

Нужно заметить, что в учении индийских йогов немало подводных камней. И главная опасность заключается в том, что если человек будет использовать это учение неразумно, не стараясь постичь его постепенно, перескакивая через его ступени (как обычно и поступают поклонники йоги в нашей стране), то он может забрести совсем не туда. Правда, к хатха-йоге это почти не относится, хотя ее часто обвиняют в том, что в ней есть упражнения, которые используются в раджа-йоге и в ряде других учений Востока для того, чтобы вызывать в себе особые измененные состояния сознания, которые оказывают пагубное влияние на психику многих, особенно неподготовленных людей. Но это уже совершенно другой вопрос. Топор ведь тоже можно использовать не только для рубки дров, но и для убийства человека!

Вот почему в традициях йоги такое огромное значение придается роли наставника, учителя — ГУРУ. Учитель сможет направить ученика по правильному пути, научить его трудиться. Ведь йога приживется только в среде тех людей, которые хотят и способны работать над собой.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, Дорогой читатель, стремились идти по пути самосовершенствования и здорового образа жизни под руководством наставника, ни на минуту не забывая, что вас ждет нелегкий труд, наградой за который будет здоровье, ощущение гармонии и душевного равновесия, а самое главное — удовлетворенность жизнью,

Я надеюсь, что эта книга сможет стать для вас тем наставником, которого вам, возможно, еще не довелось встретить лицом к лицу, или, как говорят на Востоке, уста к устам.

Пусть не отчаиваются и те из вас, кто не сможет выполнять все рекомендации и следовать системе занятий целиком и полностью. В книге вы найдете множество советов о том, как избавиться от того или иного недуга, как бороться с тем или иным заболеванием. Правда, эффект от комплексного подхода к «жизни без лекарств» будет несравненно выше, чем от отдельно взятых упражнений, но помните, что каждое упражнение, каждая процедура обладает широкими терапевтическими эффектами, с которыми вы сможете познакомиться.

Но, прежде чем вы приступите к занятиям, постарайтесь усвоить один важнейший урок. Он касается взаимоотношений Учителя — ГУРУ и Ученика — ЧЕЛА. На Востоке с давних пор ученик почитал учителя наравне с самыми близкими ему людьми, с родителями (кстати, это практиковалось в старые времена и на Руси). Все это не случайно. Настоящие знания можно получить только тогда, когда ощущаешь себя младшим, ребенком, который получит ответы на многочисленные вопросы только по мере духовного и интеллектуального роста. Хотя, возможно, ответы и объяснения придут сами собой. Это не значит, что не надо быть пытливым, это значит лишь то, что надо иметь терпение и как можно меньше скепсиса, ведь за наставником стоят годы, а может быть, столетия опыта, накопленного учителями его учителей.

Итак, если вы решились приступить к занятиям по нашей с вами книге, то отбросьте все сомнения и помните, что вас ведут такие прославленные учителя Индии, как Дхирендра Брахмачарии Рам Кумар Шарма,а также основоположник обеих их школ, непревзойденный мастер йоги Свами Шивананда.

Успехов вам и удач в нелегком, но благодатном пути к обретению внутренней гармонии, к симфонии тела и духа!

Основы йоги

ИСТОРИЯ

Дорогой ученик, прежде чем приступить непосредственно к освоению комплекса оздоровительных упражнений и обязательных очистительных и гигиенических процедур, вам необходимо понять основы учения. Без их знания невозможно постигнуть ту удивительно простую логику, которая является фундаментом любой, подчеркиваю, ЛЮБОЙ школы йоги. Следовательно, теоретическую часть наших уроков в книге НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСКАТЬ!

Что же такое йога? Ответить однозначно на этот вопрос очень непросто. Учение йогов — одно из древнейших в мире. Оно зародилось в Индии — колыбели человеческой цивилизации. Есть предположение, что йоги существовали еще 10 000 лет назад. Первое упоминание о них встречается в «Ригведе» — одной из самых древних книг, которыми располагает человечество. В гимнах этой книги содержатся первые попытки постигнуть тайны окружающего мира и жизни человека.

Первые йоги были учеными и мистиками. Для них первостепенное значение имел вопрос о смерти и бессмертии, о воссоединении смертного человека с бессмертным духом — Абсолютом.

Изучая в течение многих столетий воздействие на организм различных поз, упражнений, способов дыхания, наблюдая за поведением животных, их адаптацией к окружающей среде, за их поведением во время болезни, йоги познали суть многих биологических процессов и использовали эти знания для поддержания здоровья и продления жизни. В результате систематизации такого опыта возникло учение йоги.

Слово йога происходит от санскритского корня, и перевести его можно как соединять, единство или единение. Чего с чем? Ответ не прост. С одной стороны — это внутренняя гармония нашего тела, т. е. единение физического, психического и духовного начал в человеке. С другой — единение человека с природой, космосом, Богом. Все эти понятия единения или общей гармонии, многоплановой в самом широком смысле слова, йога включает от первых ступеней до последних.

Мне вообще кажется, что это учение является осколком знаний какой-то древней цивилизации, которая стояла на очень высокой ступени развития. Правда, зачастую авторство приписывают древнеиндийскому филологу и философу Патанджали, жившему во втором веке до нашей эры. Однако это не так. Заслуга Патанджали заключается лишь в том, что он сумел систематизировать все известные на тот период знания по йоге, начиная с глубокой древности. Результатом этой систематизации явился его известный трактат под названием Йога-сутра. Но сама йога, конечно же, намного древнее, так как упоминание о ней встречается в Ведах.

Кстати, мое представление о йоге как об осколочных знаниях какой-то древней и очень могучей цивилизации подкрепляет санскрит. В этом языке есть немало слов и терминов, которые стали известны современному человечеству совсем недавно. Как, например, объяснить тот факт, что в языке, давным-давно уже мертвом, есть слова, обозначающие общественные формации: феодализм, капитализм, социализм и даже коммунизм? Нельзя ли предположить, что древнее человечество все это уже проходило, за что, возможно, и было наказано! Уже одни эти факты дают все основания предполагать, что древняя цивилизация, давшая миру йогу, стояла на более высоком уровне развития, чем тот, на котором сейчас мы.

На Востоке известно несколько путей достижения человеком совершенства. Это путь монаха, путь факира, путь воина, философский путь. Путь йога непосредственно связан с этими направлениями. Чем же хорош путь йога? Тем, что в нем много различных направлений. И цели у них разные. Когда в Индии ученик приходит к учителю или примыкает к какой-нибудь школе йоги, ему прежде всего задают вопрос: «Какова ваша цель?». У нас, к сожалению, подобных вопросов не задают потому, наверное, что до недавнего времени считалось, будто цель у всех одна.

Система Патанджали «Аштанга-йога» объединяет все основные направления йоги. В ней восемь ступеней, и, следуя путем йога, человек как бы совершает восхождение к вершинам нравственного и физического самосовершенствования. По этим ступеням надо пройти, не нарушая последовательности, не перескакивая через ступени, не стремясь сразу же одним махом запрыгнуть на самую вершину. Ведь там не удержаться, если не пройдены первые две ступени, которые носят название КРИЙЯ-ЙОГА (морально-этический аспект учения), и если не освоена ХАТХА-ЙОГА — третья и четвертая ступень (физический аспект учения). На этих ступенях человек накапливает колоссальный потенциал здоровья, а этому способствует комплекс упражнений для физического самосовершенствования и занятия ПРАНАЯМОЙ (назовем это дыхательной гимнастикой или, что еще точнее, наукой о дыхании). Как достичь гармонии в себе, говорит сам термин «ХАТХА». Он состоит из двух слов: ХА — Солнце и ТХА — Луна. Смысл тут такой. Как Солнце и Луна являются противоположностями, так и мы пытаемся достичь гармонии в борьбе с противоположностями внутри себя. Установление гармонии между физическим, психическим и даже духовным (так как человек занимается одновременно и крийя-йогой) и есть та задача, что ставит перед собой хатха-йога.

У нас же зачастую бывает так: люди, едва узнав о возможностях йоги, начинают заниматься, причем приступают сразу к РАДЖА-ЙОГЕ, которая составляет пятую, шестую, седьмую и восьмую ступени вось-миступенчатой системы йоги Патанджали. Да еще и говорят при этом: нам не нужна ни крийя-йога, ни хатха-йога. Думаю, что они и не подозревают, какой вред могут нанести не только себе, но и окружающим своим нетерпением и непоследовательностью.

Таким образом, йогу можно рассматривать как СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОЙ, УМСТВЕННОЙ И ДУХОВНОЙ ТРЕНИРОВКИ. Ее цель — сделать наше сознание зависимым от нашей воли, довести его до совершенства. Это система, представляющая собой МЕТОД ДИСЦИПЛИН ТЕЛА И РАЗУМА, приводящий к психическому и духовному воспитанию.

Прогрессивный деятель и философ Индии Виве-кананда (1863—1902 гг.) — один из величайших современных представителей йоги — неоднократно подчеркивал, что йога основывается на разуме. Разум тесно связан с телом. Когда разум и все органы тела функционируют гармонично и поддаются управлению,— человек здоров и счастлив. А здоровье — богатство для всех. Индийская пословица гласит: «Здоровый бедняк богаче больного царя».

Следовательно, йогу следует рассматривать как практическую систему самоусовершенствования, как метод воздействия на физическую основу человека и — прямое следствие из этого — как способ приобретения так необходимого человечеству физического здоровья.

МЕТОДИКА

Итак, вы теперь знаете, что путь к здоровью и совершенству по системе индийских йогов состоит из восьми ступеней. Первые две ступени ЯМА и НИЯМА составляют крийя-йогу — морально-этический аспект учения, без которого дальнейшие занятия йогой невыполнимы. Конечно, можно проигнорировать этот этап, но беда в том, что в будущем занятия не принесут вам существенной пользы, мало того, вы можете даже нанести непоправимый вред организму. В лучшем случае вы бросите занятия, не достигнув никаких успехов.

В древние времена в Индии ученик — чела — даже не допускался до занятий физическими упражнениями, пока не проходил одно-двухгодичный «курс» смирения, послушания и морально-этического воспитания. В настоящее время мы с вами имеем право приступить к изучению физических упражнений и оздоровительных процедур, в обязательном порядке выделяя ежедневно хотя бы 10—15 минут на занятия крийя-йогой. Об этом непосредственно пойдет речь на наших практических уроках.

Теперь несколько слов о хатха-йоге, которой мы с вами будем заниматься. Хатха-йога включает третью и четвертую ступени аштанга-йоги, которые называются АСАНА и ПРАНАЯМА. Асана представляет собой физические упражнения, гигиенические и оздоровительные процедуры, а пранаяма — дыхательную гимнастику индийских йогов, а точнее — науку о дыхании. Те, кто немного знаком с различными оздоровительными комплексами по йоговской методике, могут задать правомерный вопрос: почему пранаяма является четвертой ступенью на лестнице аштанга-йоги и следует за асаной, т. е. физическими упражнениями, когда известно,— что именно с дыхательных упражнений начинается йоговская гимнастика и они всегда предшествуют физическим упражнениям, т. е. асанам.

Но никакой несогласованности в этом нет, объясняется все очень просто. Согласно йоговской методике надо сначала освоить комплекс физических упражнений, научиться дышать так, как того требует этот комплекс, а именно, практиковать задержки дыхания после вдоха или после выдоха, учиться дышать только через нос. Кстати, по этому поводу йоги говорят так: дышать через рот — это все равно, что есть носом.

И действительно, на этом этапе освоения комплекса упражнений хатха-йоги человек учится дышать, сокращает частоту дыхания. Надо сказать, что у современного человека частота дыхания колеблется в пределах от 14 до 20 вдохов в минуту и медики почему-то считают это нормальным. Занятия основным комплексом упражнений снизят частоту дыхания до 6—8 вдохов в минуту, как раз до той нормы, когда можно начинать заниматься пранаямой. Вот тогда-то пранаяма и займет свое место в общем комплексе упражнений перед асаной. Но помните, что до этого момента вам необходимо освоить комплекс асан, иначе вы можете нанести себе вред. Это один из методических секретов, которые необходимо знать и которыми изобилует система йоготерапии.

Дело в том, что познакомиться с основными методическими принципами с помощью литературы почти невозможно, исключение составляют только книги моего отца Анатолия Николаевича Зубкова. Эти принципы традиционно не только не публикуются, но даже намеренно скрываются. Мы находим книги, где рекомендуют наборы тех или иных асан, те или иные комплексы. Но вот методика их использования не дается. Такова традиция на Востоке — передавать эти знания из рук в руки, от учителя к ученику непосредственно.

Давайте перейдем теперь к основам той методики, которая реально пригодится нам на наших практических занятиях. Итак, первый вопрос, кто же может заниматься йогой? Сразу же уточним, что речь сейчас пойдет только о хатха-йоге. Хатха-йогой может заниматься каждый независимо от пола, национальности, вероисповедания и профессии. Что касается возраста, то нижний предел — 6 лет, верхнего же предела нет. Есть и 87-летние, которые великолепно выполняют упражнения не хуже 20-летних.

Лучшее время суток для занятий — утро. Помните, что заниматься надо натощак. Если утром нет возможности, то — вечером. Только не раньше, чем через 3—4 часа после приема пищи. А лучше, конечно, если пройдет 5—6 часов. Если человек занимается каким-то видом спорта, то надо запомнить: до йоги никаких других упражнений выполнять не надо! После, спустя хотя бы 2 часа,— пожалуйста.

Для занятий йогой необходим свободный спортивный костюм, который не стесняет движений, хотя лучше всего заниматься максимально обнаженным. И .какой-нибудь коврик, подстилка либо шкура. Ориентируйтесь на восток. Если упражнение выполняется стоя или сидя, то лицом на восток, если лежа, то головой на восток. Кстати, рекомендации есть у йогов и по поводу сна: спать надо головой на север или на восток. И ни в коем случае не иначе. Если вы последуете этому совету, то, возможно, многие недуги, которые беспокоят вас, например, бессонница, частые головные боли, депрессивные состояния, уйдут, стоит лишь вам сменить направление положения тела во время сна.

Индийские йоги первые в мире создали систему комплексного воздействия упражнений — асан — на организм человека. Под комплексным воздействием прежде всего подразумевается терапевтическая направленность асан. Это воздействие идет сверху вниз: сначала выполняются упражнения, которые оказывают воздействие на голову, шею, плечи, руки,— заканчивая ногами.

Далее. Комплексность заключается еще и в методике изучения и освоения упражнений хатха-йоги. Сначала берется одно упражнение и человек выполняет его как минимум в течение недели, а то и десяти дней. За это время упражнение успевает оказать на организм терапевтическое воздействие. И так далее: каждое последующее упражнение (или их серия) добавляется в комплекс только после того, как освоено и подействовало предыдущее. Это непременное условие, в особенности для начинающих.

После того как комплекс разучен, им необходимо заниматься, как говорят йоги, не менее трех лет, а еще лучше — пять. И только тогда можно переходить к изучению следующего комплекса, усиленного, который завершает третью ступень хатха-йоги. Он тоже, как и основной комплекс, состоит из 54 упражнений, причем 24 из них перешли в него из предыдущего основного комплекса, а остальные 30 — новые. Таким образом, общее количество ОСНОВНЫХ асан, используемых в йоге,— 84. Правда, есть еще и дополнительные асаны, лечебные, которые могут войти в строго определенные места комплекса.

Тут методика такова. Все упражнения в комплексе делятся на статические (асаны), динамические (вьяям) и упражнения, оказывающие мощное воздействие на железы внутренней секреции,— на эндокринную систему (мудры). Все они перемешаны в комплексе в соответствии с их терапевтической направленностью: от головы к ногам. А по способу выполнения они делятся на три группы: стоя, сидя и Зубков В.А. - Йога для всех и каждого. - student2.ru Зубков В.А. - Йога для всех и каждого. - student2.ru лежа. В такой последовательности они и выполняются, за исключением двух первых упражнений, которые способны воздействовать на весь организм и поэтому являются универсальными.

Но самое главное, о чем надо помнить при определении места для понравившейся вам дополнительной асаны, так это о том, что направленность терапевтического воздействия упражнений соблюдается и внутри каждой их группы: от головы к ногам. Зная это, вы легко определите место для любого необходимого упражнения. Оно выполняется стоя? Значит, вставляем его в группу упражнений, выполняемых из положения стоя. Воздействует на живот? Значит, его место в комплексе до или после упражнений для живота. Вот и весь секрет!

Очень важный вопрос — о частоте выполнения тех или иных упражнений. В большинстве книг по йоге это не оговаривается, хотя здесь тоже есть свои законы и правила. Например, если не указывается, сколько раз выполнять упражнение, то его надо выполнять всего один раз. А вот когда написано, что упражнение повторяется, то его надо делать только два раза.

Если же написано, что упражнение выполняется, к примеру, от 5 до 10 раз, то это значит, что сначала,— как бы хорошо вы ни были подготовлены физически, но в йоге вы начинающий,— надо взять минимальное количество повторений, добавляя по одному разу каждую неделю до тех пор, пока не достигните максимума: т. е. в данном случае — 10 раз. И большее количество раз делать не следует, ибо нанесете вред организму.

Есть немало упражнений, которые выполняются на задержке дыхания, на максимальной паузе, либо после вдоха, либо после выдоха. Это отнюдь не значит, что надо задерживать дыхание до черноты в глазах. Как только у вас появились первые ощущения дискомфорта, надо сразу же выходить из этой асаны. В начальный период занятий традиционно действуют довольно жесткие законы. Например, если в период разучивания комплекса у вас получится перерыв больше десяти дней, то надо начинать все сначала, с упражнения № 1. Особенно обидно бывает, когда разучено упражнений 50 из комплекса, и вдруг... начинать все сначала. Но никаких поблажек быть не может. Это связано с тем, что уникальность йо-говского комплексного подхода как раз и заключается в беспрерывном оздоровительном воздействии на организм человека, в особенности на первом этапе. А перерыв нарушает стройность системы и превращает йогу в обыкновенную гимнастику.

Если же комплекс разучен и вы его выполняете полностью, то после перерыва более чем в 10 дней можно продолжать делать все упражнения, но начинать надо с минимального количества повторений.

Помните, что йогой нельзя заниматься только тогда, когда вы больны, при повышенной температуре, а также женщинам во время менструаций или беременности.

Чтобы не сбиться и не спутать огромное количество упражнений, количество их повторений, а также дни недели, когда вам положено добавлять новые асаны, необходимо сделать специальный график занятий, очень простой и удобный.

Конечно, я привожу лишь образец графика, который вы должны обязательно сделать. Он рассчитан на 54 упражнения и примерно 30 недель. Хочу уточнить некоторые детали. Обратите внимание, что в графах «Первая неделя...» указано, с какого числа по какое длится эта неделя. Почему? Может случиться, что вы в течение, например, первой недели пропустили по какой-нибудь причине 2 дня. Тогда, согласно методическим правилам индийских йогов, вы должны прибавить к этой неделе пропущенные два дня, следовательно, первая неделя у вас будет уже не с 1.01 по 7.01, а с 1.01 по 9.01. Итак, теперь вы можете приступить к изучению «Основного обязательного утреннего комплекса для здоровых и больных людей» — таково полное название первой ступеньки на пути постижения хатха-йоги.

Зубков В.А. - Йога для всех и каждого. - student2.ru

ЗАНЯТИЕ ПЕРВОЕ

ОЧИСТИТЕЛЬНАЯ СИЛА ВОДЫ

Йога, как вы уже, наверное, поняли,— это образ жизни. Причем достаточно приятный и не такой уж обременительный, как это может показаться с первого раза. Итак, Дорогие ученики, сегодня мы приступаем к знакомству с так называемым «Основным обязательным утренним комплексом для здоровых и больных людей». Это первая, и причем обязательная, стадия для начинающих заниматься йогой. Комплекс построен таким образом, что у вас происходит полное обновление организма за счет того, что каждое упражнение, стоящее в строго определенном месте, оказывает терапевтическое воздействие на те или иные органы. Вот почему на стадии разучивания необходимо очень строго следовать методическим указаниям, чтобы не нарушить стройность системы.

Название комплекса говорит само за себя. Основной — значит тот, который создает базис вашего здоровья. Обязательный — тот, который невозможно пропустить. Утренний — следовательно, с него начинается каждый ваш день. Для здоровых и больных людей — т. е. он предназначен для всех без исключения, каждый в состоянии освоить его независимо от возраста и состояния здоровья.

Вероятно, поначалу вас удивит, что комплекс разучивается черепашьими шагами и на его освоение может уйти от полугода и больше, но помните, что главная его цель не развитие мышечной массы, гибкости и т. д., а всецелое оздоровление организма, а в этом деле спешка невозможна.

Попробуем определить, с чего должен начинаться день у новоиспеченного йогина. Итак, вы проснулись. Не надо сразу же вскакивать и начинать готовить себе завтрак. Прежде всего, не вставая с постели, необходимо выполнить очень несложное упражнение М 1комплекса, которое называется СУШУМНА НАРИ ШАКТИВАРДХАК. С древнеиндийского языка санскрит это переводится как — укрепление спинномозгового канала сушумна.

Необходимо пояснить, что сушумна — это энергетический канал, вдоль него расположены 7 энергетических центров — чакр, которые можно рассматривать как нервные центры, сплетения. По мере открытия этого канала потенциальная энергия Кунда-лини, по представлениям йогов находящаяся у человека в копчике, способна подниматься, доходить до определенных чакр, раскрывая их, после чего человек начинает обретать скрытые потенциальные возможности организма.

Зубков В.А. - Йога для всех и каждого. - student2.ru

Проснувшись, лягте на спину. При этом не имеет значения, укрыты вы одеялом или нет. Главное — убрать из-под головы подушку. Руки лежат вдоль туловища. Пальцы желательно держать вместе, глаза — широко открытыми, так как это способствует быстрому пробуждению и лучшей концентрации внимания.

Упражнение состоит из потягивающих движений ногами. Сначала очень медленно (подчеркиваю слово очень)и плавно вытянуть как можно дальше вперед пятку левой ноги, пальцы ступни при этом нужно тянуть на себя. Пятку от простыни не отрывать. Нога как бы удлиняется. Все тело расслаблено, а вытянутая нога сильно напряжена. Когда будет зафиксировано максимальное напряжение и максимальное вытягивание ноги вперед, следует мысленно отсчитать пять секунд (и раз, и два, и три, и четыре, и пять), а потом резко сбросить напряжение.

Дыхание задерживать не нужно. Дышать следует спокойно, произвольно и через нос.

Затем выполнить такое же движение правой ногой, потом двумя ногами вместе. Вот эти потягивающие движения левой, правой, а потом двумя ногами вместе считаются за один раз выполнения. А упражнение выполняется всегда пять раз.

Концентрация внимания на копчике. Самое трудное в упражнениях йоги — это концентрация внимания. Как этого добиться? Можно мысленно послать импульс из коры головного мозга либо любую абстрактную мыслеформу в область копчика. При этом представлять его совсем не обязательно. Можно послать импульс в виде какого-то лучика, например, вдоль позвоночника. Если вам это сделать тяжело, то попробуйте представить себе тепло в области копчика. Будто вся кровь, все тепло организма концентрируется именно там. В этом упражнении сделать подобное не очень трудно, поскольку во время выполнения вы будете чувствовать напряжение в области копчика.

В других же упражнениях концентрировать внимание сложнее. Но йоги считают так. В первое время, если вы только начинаете заниматься, можно и не обращать особого внимания на концентрацию внимания. Куда важнее в этот период сосредоточиться на максимально правильном выполнении упражнения, чтобы ваши мысли не отвлекались на то, что вам надо вставать, готовить завтрак, бежать на работу и т. д. Только тогда вы научитесь правильно концентрировать внимание, направляя его туда, куда нужно.

Терапевтические эффекты.

стабилизируется и пробуждается энергетика всего организма, так как открывается канал сушумна, который является балансиром между отрицательной женской энергией ИДА (Инь) и положительной мужской энергией ПИНГАЛА (Ян),

нормализуется кровообращение во всем организме,

оказывается благотворное воздействие на симпатическую нервную систему,

очень эффективно при лечении радикулита и остеохондроза поясничного отдела позвоночника,

предупреждает появление судорог в икроножных мышцах,

предупреждаются обморочные состояния в связи с резкой сменой положения тела, например, при вставании с кровати,

повышается выносливость организма.

Как видите, упражнение достаточно универсально, так как воздействует на весь организм в целом. В то же время оно очень просто в исполнении.

Теперь, когда упражнение выполнено, время вставать и приступать к гидропроцедурам. Им в Индии уделяется очень большое внимание, и не только из-за жаркого климата. Вспомните об исцеляющих и очищающих свойствах воды. Традиционно гидропроцедуры должны предшествовать комплексу. Человек не только должен энергетически очиститься перед выполнением упражнений, но главное то, что в отличие от европейской системы физического воспитания, где водные процедуры выполняются после зарядки, в йоге гидротерапия перед комплексом необходима для того, чтобы открыть поры кожи для дыхания. Ведь воздух для йогов — один из трех важнейших источников праны, или энергии, которую человек черпает из окружающей природы. И если поры кожи будут открыты, то во время занятий вы будете поглощать прану не только через органы дыхания и воздухоносные пути, но и через поры кожи.

Вы спросите, почему же нельзя принимать водные процедуры после комплекса, ведь выполнив несколько десятков физических упражнений, можно и вспотеть. Йоги считают так: если человек занимается как положено, т. е. не насилуя себя, не торопясь, восстанавливая дыхание, то он не будет потеть и утомляться.

Наконец, йога — это не столько гимнастика мышц, сколько гимнастика внутренних органов, своеобразный массаж. Приток крови к ним во время выполнения комплекса интенсифицируется. Все тело, равно как и внутренние органы, разогревается. Поэтому применение каких-либо, в особенности закаливающих, процедур после комплекса может принести непоправимый вред.

Итак, запомним: гидропроцедуры обязательно предшествуют комплексу. Что же это за процедуры и о какой системе идет речь? Отметим сразу, что ничего необычного у йогов тут нет. Поэтому, если вы уже приучили себя к холодной воде, то можно спокойно продолжать делать то, к чему привыкли, стараясь идти дальше. Новичкам же надо, не торопя события, пройти по всем четырем ступеням системы гидропроцедур.

Вот вы умылись, сходили в туалет и очистили свой кишечник (к особенностям личной гигиены мы вернемся в следующих уроках) и теперь приступаете непосредственно к системе гидротерапии.

Предположим, что вы новичок, тогда для вас первым шагом должно стать ОБТИРАНИЕ. Для него необходимо одно мягкое и одно жесткое, типа вафельного, полотенце для растирания и самомассажа. Прежде всего вы должны намочить мягкое полотенце и обтереться им. Помните, что поначалу температура воды должна быть приятной, комфортной для тела. Но каждую неделю температуру воды надо .снижать на несколько градусов до тех пор, пока вы не сможете обтираться обычной холодной водой из-под крана.

Затем необходимо интенсивно растереть тело сухим грубым полотенцем. Этим вы не только массируете его, но и удаляете старый, отживший эпителий. После того как вы научитесь обтираться совершенно холодной водой, можно смело переходить на следующую ступень системы гидропроцедур.

ОБЛИВАНИЕ. Несмотря на то, что вы уже привыкли обтираться холодной водой, осваивать обливание нужно опять-таки с температуры, которая приятна для вашего тела. И не надо стремиться сразу же выливать на себя ведро холодной воды. Ее темпера

Наши рекомендации