Медицинская наука о Душе и сознании

Одним из первых врачей-ученых, кто открыто и во весь голос заявил о феномене жизни после смерти, был доктор Рэймонд Моуди. А ведь это могло произойти почти на 100 лет раньше, и не где-нибудь, а у нас в России. Крупнейший российский хирург Н. Пирогов, проводя операции в военных лазаретах, собирал материал, посвященный проблеме умирания, смерти и посмертного существования. Им была подготовлена к печати рукопись. Но издание этой рукописи в России встретило яростное сопротивление церкви и непонимание коллег по работе [54, с. 76].

Книга Р. Моуди «Жизнь после жизни», опубликованная в ноябре 1975 года, стала не только бестселлером; она подвигла к исследованию этого важного вопроса других крупных ученых и, что очень важно, не только ярых сторонников позиции Моуди, но и не менее ярых противников.

Моуди исследовал феномен сознания людей, находящихся в состоянии клинической смерти. В настоящее время ученые предлагают различать два состояния смерти: смерть клиническую, о которой академик Н. П. Бехтерева говорит:

«Клиническая смерть по времени соответствует времени жизни умирающего мозга».

[29, с. 6]:

И смерть биологическую (органическую), когда уже началось структурное изменение тканей [27, с. 141].

Ученые считают, что оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем проявилось необратимое разрушение тканей организма; после распада тканей реанимация уже невозможна. Правда, в эту концепцию никак не укладываются феномены оживления Христом Лазаря и Суббаммы Сатья Саи Баба Бабой.

В книге Моуди анализируются рассказы людей, признанных врачами клинически мертвыми, но вернувшихся к жизни. «Полное» описание опыта умирания, согласно Моуди, выглядит следующим образом. В тот момент, когда пациент достигает предельного физического истощения, он слышит слова врача, сообщающего о его смерти. Вслед за этим пациент слышит неприятный шум, резкий звон или жужжание, ощущая в то же время, что он движется с большой скоростью сквозь длинный темный туннель. Затем умирающий внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела, видит его со стороны. Он наблюдает с необычной точки зрения за тем, как врачи пытаются его оживить, и пребывает в состоянии радости и эмоционального подъема.

Через некоторый отрезок времени он лучше приспосабливается к своему странному состоянию, замечая, что все еще имеет «тело», отличное от оставленного на операционном столе. Вскоре появляются ранее умершие родственники и друзья, которые стремятся ему помочь, и, наконец, перед ним появляется сияющее световое существо, которое без слов (телепатически) задает ему вопросы, позволяющие оценить его жизнь, и развертывает перед ним панораму основных событий прошедшей жизни. В какой-то момент умирающий чувствует, что приближается к некой границе или барьеру между земной и последующей жизнью. Однако тут он обнаруживает, что должен вернуться обратно на землю, так как время его смерти еще не настало. Пациент противится этому, но тем не менее каким-то путем он вновь соединяется со своим физическим телом и возвращается к жизни.

Моуди классифицировал следующие элементы переживания клинической смерти.

1. Невыразимость. Невозможно словами выразить полностью весь пережитой опыт.

2. Способность слышать и видеть происходящее. Многие слышали слова медперсонала и видели его действия с собственным телом, что постоянно подтверждалось и врачами.

3. Ощущение мира и покоя.

4. Шум. Многие сообщают о необычайных слуховых ощущениях в момент смерти или перед ним.

5. Темный туннель. Одновременно с шумом возникает ощущение полета через темное пространство.

6. Внетелесные ощущения. Вдруг осознают себя пребывающими вне тела и видящими его как посторонний наблюдатель. Эмоциональные реакции — от состояния страха или паники до состояния радостного подъема или эйфории.

7. Встречи с другими.

8. Световые ощущения. Наиболее сильное впечатление оставляет встреча со световым существом. Оно вступало в контакт и задавало телепатически два вопроса: «Готов ли ты умереть?» и «Что значительного ты сделал в своей жизни, что можешь показать мне?»

9. Образы прошедшей жизни. В этот момент перед человеком разворачиваются картины его прошедшей жизни. Они заново переживались за несколько мгновений с поразительной ясностью в виде четких зрительных образов, вплоть до самых мелких деталей. Эти картины могли быть объемными и цветными. После реанимации пациенты были в состоянии вспомнить массу деталей из прошлой жизни, которые они до этого совершенно забыли.

10. Граница или предел. Некоторые пациенты отмечают, что приближались к какой-то границе — в виде водного пространства, серого тумана или незримой черты.

11. Возвращение. Все опрошенные сообщают, что в первый момент испытывали желание вернуться назад, но затем это желание исчезало, и они даже сопротивлялись возвращению.

12. Рассказы о пережитом. Все, пережившие опыт умирания, нисколько не сомневаются в его реальности.

13. Влияние на последующую жизнь — очень сильное. Возрастает чувство ответственности, происходит духовное обновление, исчезает страх смерти. Иногда появляются необычные парапсихологические способности.

Что поразительно, так это то, что люди разных уровней образования, различных профессий, национальностей, разного вероисповедания, разных возрастов, побывавшие за чертой смерти, говорят об одном и том же. Необразованная женщина видела и переживала то же, что и профессор психологии; пятилетний ребенок видел то же, что и семидесятилетний старик.

Иногда ярые противники, не признающие существования Души, возражают: «Если после клинической смерти человек оживал, значит это не была смерть». Да какое имеет значение как назвать данное состояние. Суть ведь не в том, как оно называется, а в самом существовании этого удивительного феномена, когда какая-то часть человека выходит из своего физического тела и наблюдает это тело и все, что его окружает, со стороны. Уже одно это показывает, что сознательная жизнь может продолжаться вне зависимости от физического тела и даже вовсе без него.

В работе Н. П. Бехтерева пишет:

«Итак, живет ли тело без души — ясно только в отношении так называемой биологической жизни. По крайней мере частично — не живет. А вот душа без тела живет — или живет то, что может быть соотнесено с понятием души».

[55, с. 213].

Ученые предлагают различать две стадии восприятий при выходе Души из тела: аутоскопические — то, что Душа видит, слышит и чувствует непосредственно после выхода из тела, когда она еще находится здесь, в нашем мире; и трансцендентальные — восприятия Души, прошедшей через туннель в Тонкий Мир.

Аутоскопические восприятия

Подобные восприятия возникают как при клинической смерти и в стрессовых ситуациях, так и при управляемом (сознательном) выходе Души из физического тела. Сознательный выход Души из тела, или как его называют психофизики — ВИТ, является объектом экспериментальных исследований и о нем мы будем говорить ниже.

А пока рассмотрим несколько наиболее интересных примеров аутоскопических восприятий, возникающих в состоянии клинической смерти и в стрессовых ситуациях.

Академик РАМН и РАН Н. П. Бехтерева по этому поводу замечает:

«При анализе явления не последним должно быть то, что рассказывает о виденном и слышанном человек не от „имени“ тела, но от „имени“ души, отделившейся от тела. А тело не реагирует, оно клинически умерло».

[55, с. 212].

Утром 12 апреля 1975 года Марте Иган стало плохо с сердцем. Когда «скорая помощь» доставила ее в клинику, Марта уже не дышала, а сопровождавший ее врач не мог нащупать пульс. Она находилась в состоянии клинической смерти. Позже Марта рассказала, что была свидетельницей всей процедуры собственного воскрешения, наблюдая за действиями врачей из некой точки вне ее тела. Но рассказ Марты имел и еще одну особенность. Она очень беспокоилась о том, как больная мать воспримет известие о ее смерти. Лишь только Марта подумала о матери, как увидела ее сидящей в кресле рядом с кроватью у себя дома в Вермонте.

«Я продолжала находиться в палате реанимации, но в то же время была у мамы в спальне. Было поразительно — находиться одновременно в двух местах, да еще настолько удаленных одно от другого, но пространство казалось понятием, лишенным смысла… Я села на край ее кровати и сказала: „Мама, у меня был сердечный приступ, я могу умереть, но я не хочу, чтобы ты беспокоилась. Я не против того, чтобы умереть“. Но она не смотрела на меня. „Мама, — продолжала я шептать, — это я, Марта. Мне надо поговорить с тобой“. Я попробовала привлечь ее внимание, но вдруг фокус моего сознания вернулся в реанимационное отделение. Я оказалась в собственном теле».

Позже, придя в себя, Марта увидела у кровати мужа, дочь и брата, который прилетел из Коннектикута. Оказалось, что брату позвонила мать. У нее было странное ощущение, что с Мартой что-то случилось, и она попросила сына узнать, в чем дело. Позвонив, он выяснил, что произошло, и первым же самолетом прилетел в Айдахо.

Неужели Марта действительно преодолела без тела расстояние, равное двум третям протяженности США, и общалась со своей матерью? Мать сказала, что она что-то почувствовала: что-то не в порядке, но не знала, что именно, и не представляет себе, как она узнала об этом [32, с. 82].

Рассказ Марты можно расценить как редкий, но не единственный случай. Марте в определенной степени удалось добиться контакта с матерью и передать ей «чувство беспокойства». Однако большинству этого сделать не удается. Но наблюдения за действиями врачей, родных, в том числе и находящихся на определенном расстоянии от операционной, потрясают.

Вот какой случай описывается в работе [29, с. 5]. Оперировали женщину. Поводов умереть от операции у нее почти не было. Она даже не предупредила мать и дочь об операции, решив рассказать им обо всем позже. Но на операционном столе наступила клиническая смерть. Больную вернули к жизни, и о своей короткой смерти она ничего не знала. А проснувшись, рассказала об удивительном «сне». Ей снилось, что она вышла из тела, находится где-то наверху, видит свое тело на операционном столе, врачей вокруг нее и понимает, что она, скорее всего, умерла. Стало страшно за мать и дочь. Подумав о домашних, она внезапно очутилась дома. Она увидела, что дочка примеряет перед зеркалом голубенькое платьице в горошек. Вошла соседка и сказала: «Люсеньке это понравилось бы». Люсенька — это она, присутствующая здесь и невидимая. Все спокойно, мирно дома — и вот она снова в операционной.

Врач, которому она рассказала об удивительном «сне», предложил съездить к ней домой, успокоить домашних. Удивлению матери и дочери не было предела, когда он упомянул о соседке и о голубеньком платьице в горошек, которое они готовили сюрпризом для Люсеньки.

В газете «Аргументы и факты» N. 11 за 1998 год опубликована маленькая заметка А. Луганкова «Умирать совсем не страшно».

Он пишет, что в 1983 году ему довелось испытывать костюм для космонавтов. С помощью специального приспособления кровь от головы «отсасывали» в ноги, имитируя действие невесомости. Врачи застегнули на нем «скафандр» и включили насос. И то ли про него забыли, то ли автоматика подвела — но откачка длилась больше, чем нужно.

«В какой-то миг я понял, что теряю сознание. Позвал на помощь — из горла вырвался хрип. Но вдруг боль прекратилась. По телу разлилось тепло и я ощутил необыкновенное блаженство. Перед глазами возникли сцены из детства. Я увидел сельских пацанов, с которыми бегал на речку за раками, деда-фронтовика, покойных соседей… Потом заметил, как люди в белых халатах с растерянными лицами склонились надо мной, кто-то начал массировать грудную клетку. Сквозь сладкую пелену внезапно ощутил отвратительный запах нашатыря и очнулся. Доктор, конечно, не поверил моему рассказу. Но мне-то что — я теперь знаю, что такое остановка сердца и что умирать не так уж и страшно».

Нечто подобное наблюдал девятнадцатилетний парень, который попал в автомобильную катастрофу. Он рассказал, что на перекрестке на них налетел другой автомобиль.

«Я слышал, как трещал бок автомобиля, а затем был один момент, будто я двигался в темноте, в каком-то со всех сторон закрытом пространстве. Все это длилось только одно мгновение, а затем я вдруг — ну как бы парил два метра над дорогой, четыре метра от автомобиля, и я слышал слабеющее эхо от грохота столкновения. Оно утихало вдали».

[27, с. 143].

Потом он видел людей, которые бежали и толпились вокруг машины, видел своего друга, выходившего из машины и потрясенного, видел в разбитом автомобиле свое собственное тело, залитое кровью и с перекрученными ногами.

Смотрел, как люди старались освободить тело. Он был возвращен к жизни и позже рассказал об этом переживании.

Очень интересен рассказ Д. Бринкли, который побывал в клинической смерти дважды. В последние несколько лет он говорил о своих двух присмертных опытах миллионам людей во всем мире. По приглашению Б. Ельцина Бринкли (вместе с доктором Моуди) появился и на российском телевидении и рассказал миллионам жителей нашей страны о своих опытах и видениях [88, с. 168].

Вот что, например, происходило с ним во время второй клинической смерти.

«Я видел темноту, но слышал голоса. — Ставлю десять баксов, что он не выкарабкается. — Идет. — Я вырвался из темноты на яркий свет операционной и увидел двух хирургов и двух ассистентов, которые держали пари, выживу я или нет. Они рассматривали рентгеновский снимок моей грудной клетки, ожидая, пока меня подготовят к операции. Я смотрел на себя с места, которое казалось значительно выше потолка, и наблюдал, как мою руку прикрепляют к блестящей стальной скобе.

Сестра смазала меня коричневым антисептиком и накрыла чистой простыней. Кто-то еще ввел мне какую-то жидкость в трубку. Потом хирург сделал скальпелем надрез поперек моей грудной клетки и оттянул кожу. Ассистент передал ему инструмент, похожий на маленькую пилу, и он зацепил ее за мое ребро, а затем вскрыл грудную клетку и вставил внутрь распорку. Другой хирург срезал кожу вокруг моего сердца. С этого момента я мог непосредственно наблюдать собственное сердцебиение. Больше я ничего не видел, так как снова очутился в темноте. Я услышал звон колоколов, а потом открылся туннель… В конце туннеля меня встретило то же самое существо из Света, что и в прошлый раз. Он привлек меня к себе, при этом расширившись, словно ангел, распростерший крылья. Свет этих крыльев поглотил меня».

[88, с. 154].

Не менее интересный случай произошел с писательницей Сандрой Кэри в больнице Уэст-Коаст зимой 1970 года. Она находилась в состоянии клинической смерти в течение четырех минут. Когда она пришла в себя, то сказала лечащему врачу, что чувствует себя прекрасно, но расстроилась из-за него, так как его жена только что ушла от него и собирается подать на развод. Действительно, жена врача ушла от него всего два дня назад, и он принял все меры, чтобы в больнице никто не узнал об этом. Даже родные еще не были извещены об их разрыве. Что это? Телепатические способности прорезались? Возможно!

Многие после возвращения из Тонкого Мира обнаружили у себя парапсихологические способности.

Один исследователь из Мейсы в штате Аризона в 1979 году беседовал в Ватикане с епископом, у которого во время приступа на несколько минут остановилось сердце. То, что с ним произошло, настолько удивило других духовных лиц, что к его ложу вызвали Папу Иоанна Павла II. Папа спросил епископа, видел ли он Бога. Епископ не был уверен в этом. В конце туннеля его встретил незнакомец и проводил к излучающему любовь яркому свету. Собственно говоря, все приключения этим ограничились, если не считать того, что, возвращаясь, епископ прошел сквозь стены Ватикана и оказался в гардеробной Папы. «Какая на мне была одежда?» — спросил Папа. Епископ в точности описал папское одеяние для утренней службы. После выздоровления паранормальные способности епископа продолжали проявляться. Он предсказал несколько событий, включая сердечные приступы у двух служителей церкви [88, с. 127].

Или, например, потрясающие парапсихологические способности того Денниона Бринкли, которого мы упоминали выше. В 1975 году в него ударила молния. Врачи сделали все возможное для его спасения, но… он умер. Первое путешествие Души Бринкли в Тонкий Мир потрясает. Он не только увидел там светящиеся существа и хрустальные замки. Он увидел там будущее человечества на несколько десятилетий вперед. Вернувшись в свое тело и поправившись, он обнаружил способность читать чужие мысли, а при касании человека рукой тут же видел, как он сам называет, «домашнее кино». Если человек, которого он коснулся, был мрачен, то Бринкли видел «как в кино» сцены, объясняющие причину такого настроения.

Парапсихологическими феноменами «вернувшихся с того света» заинтересовались ученые. В 1992 году доктор Мелвин Морс опубликовал результаты опытов с Бринкли в книге «Преображенные Светом». В результате исследований он обнаружил, что у людей, побывавших на пороге смерти, паранормальные способности проявляются примерно в четыре раза чаще, чем у обычных людей [88, с. 128].

Ситуации, с которыми столкнулись люди в состоянии клинической смерти, очень похожи на ситуации, возникающие в стрессовых условиях.

Первое исследование в этой области было произведено в Швейцарии цюрихским профессором геологии Альбертом Хеймом [37, с. 147]. Пережив несколько несчастных случаев в горах, едва не окончившихся трагически, Хейм заинтересовался субъективными переживаниями умирания. В течение нескольких десятилетий он собирал наблюдения и отчеты людей, прошедших через ситуации, угрожавшие их жизни. Однако наиболее важная часть исследований Хейма базируется на многочисленных отчетах альпийских скалолазов, сорвавшихся с гор, но спасенных. Почти все наблюдали свое падение со стороны. Все переживали многочисленные картины прошлой жизни. И было еще что-то.

Как пишет сам Хейм:

«Все было преображено как бы райским светом и было прекрасно и свободно от горя, тревоги, боли… Подобно великолепной музыке, божественное спокойствие окутало душу. Прекрасные голубые небеса, разукрашенные изысканными крошечными розовыми и фиалковыми облачками, на вечные времена раскрывались вокруг меня. Мягко и безболезненно я погрузился в них и увидел, что теперь нахожусь в свободном падении и подо мной — снежное поле… Затем я ощутил тупой удар, и падение закончилось».

Хейм утверждает, что смерть от падения с субъективной точки зрения приятна. Погибшие в горах в последние мгновения жизни обозревали свое прошлое, пребывая в преображенном состоянии. Согласно Хейму, смертельные падения гораздо более «ужасны и жестоки» для оставшихся в живых, нежели для жертв.

Такой же жестокий удар и нестерпимую боль получают родные, узнавшие о гибели близкого им человека. Сегодня, когда гибнут мужья и сыновья, найти слова, чтобы успокоить жен, родителей и детей, невозможно. Но может быть хоть каким-то утешением станут для них нижеприведенные эпизоды.

Первый произошел с Томасом Даудингом:

«Физическая смерть ничто. Ее действительно не надо бояться… Я прекрасно помню, как все произошло. Я ждал в изгибе окопа, когда придет мое время заступить на пост. Был прекрасный вечер, у меня не было никакого предчувствия опасности, но вдруг я услышал вой снаряда. Где-то позади раздался взрыв. Я невольно присел на корточки, но было поздно. Что-то ударило так тяжело, тяжело и сильно — в затылок. Я упал, пока падал, не заметив даже на время никакой потери сознания, очутился снаружи самого себя! Вы видите, как просто я это рассказываю, чтобы вы лучше поняли. Через пять секунд я стоял рядом со своим телом и помогал двум моим товарищам нести его по траншее в перевязочную. Они думали, что я просто без сознания, но жив… Мое тело положили на носилки. Мне все хотелось узнать, когда же я снова окажусь внутри него. Я расскажу, что я чувствовал. Это было похоже на то, как будто я тяжело и долго бежал, пока не взмок, не потерял дыхание и не сбросил с себя одежду. Этой одеждой было мое тело; казалось, если бы я его не сбросил, я бы задохнулся… Мое тело доставили сначала в перевязочную, а оттуда — в морг. Я простоял возле него целую ночь, но ни о чем не думал, просто смотрел. Потом я потерял сознание и крепко уснул».

[8, с. 117].

Или эпизод, произошедший с офицером американской армии Томми Клэком в 1969 году в Южном Вьетнаме.

Он наступил на мину. Вначале его подбросило в воздух, затем швырнуло наземь. На какой-то миг Томми удалось сесть и он увидел, что у него нет левых руки и ноги. Клэк опрокинулся на спину и подумал, что умирает. Свет померк, пропали все ощущения, боли не было. Какое-то время спустя Томми очнулся. Он парил в воздухе и смотрел на свое тело. Солдаты положили его на носилки, накрыли с головой и понесли к вертолету. Клэк понял, что его считают мертвым. И в этот момент сам осознал, что действительно умер. Сопровождая свое тело в полевой госпиталь, Томми чувствовал себя умиротворенным, даже счастливым. Спокойно глядел, как на нем разрезают окровавленную одежду, и неожиданно вновь очутился на поле боя. Все 13 парней, убитых за день, были здесь. Клэк не видел их, но каким-то образом знал, что они рядом, общался с ними, тоже неизвестным способом. Солдаты были счастливы в новом мире и уговаривали его остаться. Томми чувствовал себя радостно и спокойно. Он не видел себя, ощущал себя (по его словам) просто формой, почти одной чистой мыслью. Со всех сторон лился яркий свет. Внезапно Томми опять оказался в госпитале, в операционной. Оперировали его. Врачи о чем-то переговаривались между собой. Тотчас же Клэк вернулся в тело [72, с 33].

Нет! Не все так просто в нашем физическом мире! И убитый на войне человек не умер! Он ушел! Ушел в чистый, светлый мир, где ему гораздо лучше, чем оставшимся на Земле его родным и близким.

Наши рекомендации