Развивая внимание и осознанность

Мы должны быть практичны в нашем подходе, при этом сохраняя верность истокам. Свами Сатьянанда и другие великие учителя всегда повторяли: «Будьте осознанны», что, по сути, значит: «Будьте внимательны». Внимательность - именно то качество, которое совершенно необходимо для хорошего ученика. Значит, если мы воспитаем внимательность в детях, мы разовьем очень важное качество для саморазвития, в то же время, повысив способности к запоминанию. Как результат – дети будут учиться быстрее и эффективнее. Именно об этом я говорила чиновникам, чтобы указать на значение предмета йоги в школе. Я дала понять, что цель йоги не отлична от цели образования, и что при помощи практики дети смогут овладеть множеством техник, проверенных временем.

Не только йоги но и педагоги, должны уметь управлять своим интеллектом. Например, известно, что некоторые йоги обладают феноменальной памятью. Существуют люди с фотографической памятью не от рождения, а развившие свои психические способности соответствующим образом. Например, во время своего путешествия по США, Свами Вивекананда как-то зашел в библиотеку. Там он взял энциклопедию всего за день до отъезда из страны. Библиотекарша шутливо поинтересовалась, как он собирается прочесть всю книгу за такой короткий срок. На что Свами Вивекананда ответил, что у него есть еще 12 часов времени на это. На следующий день он вернул книгу, сказав, что прочел ее всю. Когда библиотекарша сказала, что это невозможно, он попросил ее открыть энциклопедию на любой странице и по памяти повторил, что было на ней написано без единой ошибки.

Разумеется, это экстраординарный случай, но он показывает, что у йогов, возможно, имеются секреты развития способностей к обучению. Мы не утверждаем, что можно достичь уровней Свами Вивекананды, но определенно считаем, что, развивая внимание или осознанность, используя упражнения, перешедшие к нам от разных учителей и риши, мы сможем помочь детям лучше учиться в школе.

Были проведены определенные исследования в отношении гормонов, вырабатывающихся в теле во время процесса обучения. Разные гормоны связаны с разными железами, которые в свою очередь отвечают за разные состояния сознания. Существует гормон гнева наряду с гормона благополучия. Точно также существуют определенные нейротрансмиттеры, выделяемые в кровь при развитии памяти.

Доктор Агранофф и Доктор Дэвис из Университета Мичигана провели эксперимент на рыбе, который хорошо иллюстрирует вышесказанное. Рыба находилась в резервуаре, где ее пытались научить не натыкаться на стеклянную перегородку, размещенную в центре бака. В исследовании принимали участие две группы рыб. Первую группу учили не натыкаться на перегородку, и после разрешали свободно плавать в резервуаре. Вторую группу после каждой сессии подвергали воздействию небольшого электрического разряда.

Позже все две группы рыб были изучены. Результаты показали, что в рыбе из первой группы, которой было позволено расслабиться и продолжить плавать, уровень нейротрансмиттера выделяемого при получения опыта сохранился. Во второй группе, подвергаемой воздействию тока, опыт не сохранялся, и в крови не содержалось этого нейротрансмиттера. Следовательно, вторая группа не помнила об уроке.

Это и другие исследования показывают, что для усиления процессов памяти необходима релаксация. Именно в расслабленной атмосфере люди лучше запоминают то, что им необходимо выучить. Атмосфера релаксации особенно характерна для ашрамов. Расслабление полезно не только для хорошего здоровья, но и для хорошей учебы.

Важный момент также заключается в том, что в йоге релаксация ассоциируется с состоянием бдительности. Обычно на Западе, люди думают, что релаксация - это период отсутствия активности, когда человек погружен во что-то отдаленное и не пребывает в осознанности. Это абсолютно неверная точка зрения. В соответствии с принципами йоги, можно совмещать релаксацию с повышенной осознанностью, которая является совершенным йогическим состоянием и также полезна для учебы.

Метод обучения Лозанова

В наши дни, метод Лозанова, известный как суггестопедия (suggestopaedia), основан на тех же принципах. Доктор Лозанов из Болгарии основал школу в Софии, где были проведены эксперименты по изучению языков в течение трех месяцев, вместо положенных трех лет. Принципы, используемые в данной методике, сходны с теми, что используют йоги для развития более высоких уровней осознанности. Метод суггестопедии очень близок к йоге, и я считаю, что это один из лучших когда-либо разработанных методов для оптимизации образовательного процесса. Для успешного использования данного метода следует руководствоваться следующими пунктами:


Создание атмосферы: Создание обстановки спокойной радости и в то же время стимулирование возбуждения и бдительности в разумных пределах совершенно необходимо. Очень важно, чтобы класс отражал отношение учителя к своей практике йоги. Учитель, словно капитан на корабле, ответственен за соответствующую обстановку.


Развитие всех чувств: Следующий принцип заключается в том, что йога учит использовать все чувства во время обучения. Наша система образования развивает только зрение и слух. Дети должны смотреть на картинки, образы, читать, находить информацию в текстах и слушать. Без сомнения, глаза и уши очень важны, но что насчет осязания, обоняния и вкуса? Похоже на уроках совсем забыли про эти чувства. Если мы обучаем при помощи слуха и зрения, то почему мы не можем использовать осязание, обоняние и вкус? Эти чувства особенно важны при работе с совсем маленькими детьми.


Создание баланса между интроверсией и экстраверсией:Педагоги, обучающие детей йоге, должны понимать один важный факт: взрослый человек, практикуя йогу учится интроверсии, но новорожденный, который находится под защитой матери и пребывает в прямой связи с бессознательным, учится направлять свои чувства наружу, и на окружающий мир. После освоения этого навыка ребенок, спустя некоторое время, учится направлять свою энергию вовнутрь.

Было бы ошибкой учить маленького ребенка погружаться во внутренний мир, так как для него на данном этапе развития необходимо развивать свои чувства в направлении внешнего мира. Йоги должны понимать эти процессы и не должны заставлять активных детей всё время пребывать в недвижимом положении и молчании, так как это создаст дисбаланс в личности ребенка. Учителя йоги должны понимать, что осознанность взрослого человека отличается от осознанности ребенка. Не следует учить ребенка интроверсии, за исключением случаев, когда необходима концентрация, или после периодов возбуждения.

Новая система образования с применением йоги и других подобных средств сможет развиваться, только если люди поймут природу ребенка. Если мы возьмем за основу природу взрослого человека, ничего не получится. Раньше, люди относились к детям как к маленьким взрослым. Если мы взглянем на картины 17-18 веков, мы увидим, что дети одеты как маленькие мужчины и женщины. В наши дни складывается впечатление, что всё происходит наоборот - взрослые хотят, чтобы к ним относились как детям! У взрослых сейчас бывают всякие «игрушки», именуемые гаджетами. Для них, как и для прежних поколений, очень сложно понять природу ребенка. Вот почему для йогов очень важно изучить процессы, происходящие в человеке во время непрекращающегося развития. Важно осознавать, что необходим контроль за развитием для создания баланса между интроверсией и экстраверсией.


Определение типов внимания:

Чтобы повысить осознанность, учителю необходимо знать о четырех видах внимания.

  1. Слабое внимание или тамасичное: у ученика скучный вид, говорящий о недостатке интереса и апатии. Глаза могут быть закрыты или направлены в точку с отсутствующим взглядом. Иногда ребенок может хмуриться или выглядеть вполне послушным. Из-за равнодушия ребенка, его внешний вид иногда может быть не очень опрятным. Такие признаки говорят, что ребенку необходимо больше практиковать стимулирующие, чем расслабляющие техники. Такие дети способны, но очень мечтательны.
  2. Неуравновешенное внимание или раджасическое: глаза стреляют в разных направлениях, язык и зубы все время подвижны. Такие дети часто кусают язык или губы. Выражение лица может меняться каждую минуту. Волосы могут быть засалены из-за постоянного подкручивания руками. Такой ребенок реагирует даже на небольшой шум, но его внимание быстро переключается на следующее раздражение. Это характеристика неугомонных детей, наиболее распространенного поведения в наши дни. Можно назвать их гиперактивными из-за преобладания в них симпатической системы. Такой ребенок заинтересован, но его внимание очень непродолжительно, и он тратит его неразборчиво. Гиперактивным детям больше подойдут расслабляющие упражнения, научившись расслабляться, они получат огромную пользу.
  3. Сконцентрированное внимание или саттвическое: глаза сосредоточены; ребенок выглядит погруженным в урок или работу и не погружен в мечты. Иногда лицо напряжено и немного двигаются скулы, словно концентрация вызывает легкое напряжение. Такое выражение лица сохраняется долгое время и не меняется постоянно, как у ребенка с раджасическим вниманием.

Обычно такое внимание наблюдается у детей со сбалансированной нейровегетативной системой, что позволяет им хорошо учиться. Они всегда способны хорошо заниматься; слушать учителя и достойно отвечать. Их внимательность и спокойствие подкрепляют энтузиазм и творческие способности. Эти два качества представляют собой важные критерии в оценке стабильности ребенка. Если ребенок слишком вял и устал, связан рутиной - это негативным образом повлияет на образовательный процесс.

  1. Совершенное внимание: Ясный взгляд. Часто можно наблюдать улыбку, мышцы лица расслаблены, нет никакого напряжения. Реакция ребенка обычно спонтанна, уверенна и правильна.

Это высший тип внимания в нашей классификации, но он наименее распространен. Такое внимание бывает у одаренных детей, имеющих силы к концентрации. Дети должны быть внимательны, и в описании, данном выше, вы можете увидеть типы внимания, которые учитель должен уметь распознавать. Учитель сам по себе должен быть внимателен, для того чтобы знать какие типы упражнений следует давать детям с разными видами внимания.


Если ученик тамасичен, то его следует обучать динамическим техникам. В другом случае, если ребенок раджасичен и всё время скачет, как мартышка, учителю необходимо практиковать с ним расслабляющие упражнения. Если ребенок более или менее сконцентрирован, ему следует практиковать и те и те упражнения для поддержания баланса. Ну а если перед учителем ребенок гений, то и нужда в упражнениях отпадает – такой ребенок будет прогрессировать сам по себе.

Во время обучения также можно выделить и определенные периоды времени, описав их как тамасический, раджасический и саттвический. Например, понедельник 8:30 утра - это тамасический период, тогда как в пятницу в 4 вечера можно охарактеризовать как раджасический. Учителю следует выбрать из огромного количества упражнений те, которые непосредственно будут подходить определенному периоду времени.


Забота об осанке детей: было обнаружено, что уровень энергии человека находится в прямой зависимости от состояния позвоночника. Дело не в положении каждого позвонка, а в направлении, в котором течет энергия, поднимаясь к головному мозгу, импульсах, сравнимых с электрическими, которые питают наше внимание и тягу к жизни. В наше время детей не учат, как правильно сидеть и стоять, поэтому одна из целей йоги в школе это обучение детей правильной осанке. Вместо того, чтобы постоянно заставлять детей сидеть ровно, гораздо эффективней будет в познакомить их развлекательной форме с упражнениями для прямой осанки.

10. Вопросы и ответы

Свами Сатьянанда Сарасвати

Наши рекомендации