Выявление симптомов неблагополучного развития младенца

Канал восприятия Способы диагностики
Социально-познавательное развитие Использование показателей нормативного развития, представленных в таблицах данной книжки по месяцам, позволят своевременно выявлять степень развития крохи. Любые сомнения выясняйте только совместно со специалистами – ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ или КОРРЕКЦИОННЫМ ПЕДАГОГОМ.
Зрение Взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает глазами за ней при ее перемещении вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширения зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см. Обратить внимание на то, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании. Если малыш не реагирует в состоянии бодрствования на игрушку, это может быть одним из существенных признаков неблагополучия в его зрительной сфере. Проконсультируйтесь у врача ОФТАЛЬМОЛОГА.
Слух Четыре пластмассовые баночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки УПСА заполнить: · первую –горохом (интенсивность звука 70-80 дБ); · вторую – гречкой-ядрицей (звук интенсивностью 50-60 дБ); · третью – манкой, сотрясение которой создает звук интенсивностью 30 - 40 дБ; · четвертую – оставить пустой. Диагностику проводят два человека: один подаёт сигналы из-за спины ребенка, а другой наблюдает за реакциями малыша, первоначально вступив в эмоциональный контакт с ним. По сигналу наблюдающего диагност позади малыша начинает трясти синхронно и симметрично двумя баночками: в одной руке – с крупой, в другой – пустой. Нормальные реакции ребенка при этом следующие: замирание – активизация движений - моргание – поиск источника звука. Обследование следует начинать с более тихих звуков (баночка с манкой, затем – с крупой, затем – с горохом). Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с манкой и может локализовать звук, то его слух развит нормально. Если же малыш до 4 месяцев не реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом и справа и слева (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет), в возрасте старше 4 месяцев не может найти источник звука, а на втором году жизни не слышит произнесенные шепотом отдельные слова с 6 метров, то необходимо обратиться уже не к ЛОР-врачу, а к врачу СУРДОЛОГУ.

Окончание табл. 11

Движение Пронаблюдайте крайние сроки появления следующих двигательных умений:
  • к 4 неделям удерживает голову в положении на животе;
· умеет к концу 3-го месяца лежать на животе, выгибая спину и опираясь на предплечья; · к 3-4-месяцам восстановился нормальный тонус мышц; · к 6 месяцам может свободно переворачиваться со спины на живот и наоборот; · в 7 месяцев умеет хорошо, много, быстро и в разных направлениях ползать; · в 8 месяцев сам садится и ложится, придерживаясь руками за барьер; · в 11-12 месяцев может самостоятельно делать первые шаги, а к 1 году 3 месяцам может свободно пройти 20 шагов; · может самостоятельно ударить по мячу ногой к 1 году 9 месяцам. При отсутствии этих умений необходимо посетить детского НЕВРОЛОГА.
Речь Следите:
  • гулит ли ваша кроха в 2-4 месяца;
  • произносит ли слоги лепета в 5-8 месяцев и есть ли в нем разные интонации;
  • подражает ли новым слогам, которые слышит в возрасте 10 месяцев;
  • появились ли первые слова к году;
  • использует ли при общении простые предложения (из 2-3 слов) в возрасте 2 лет.
Если у вас возникают какие-либо сомнения, обратитесь к специалисту – ЛОГОПЕДУ.


ПОМНИТЕ О ГЛАВНОМ: многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно преодолены и устранены именно в младенческом и раннем возрасте. И, напротив, чем позднее будет оказана психолого-педагогическая и (если это необходимо) медицинская помощь ребенку, тем меньше реальных возможностей неформального устранения имеющихся симптомов неблагополучного развития личности ребенка.

ПЯТЫЙ МЕСЯЦ

Пятый месяц жизни ознаменован активной направленностью младенца на общение со взрослыми и повышенную моторную подвижность. Общаться он предпочитает со знакомыми, хотя и не боится посторонних.

Необходимо постоянно общаться с ним, всё показывая и объясняя,словно он понимает.

В этот период совершенствуется навык координации движений «глаз – рука» (легко достает нужную ему игрушку) и «глаз – звук». До 10-15 секунд увеличивается интервал зрительного управления движениями рук. Хватание становится целенаправленным действием младенца, важнейшей манипуляцией с разными предметами.

Таблица 12

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка пятого месяца жизни

Каналы восприя-тия Нормативные признаки развития (к концу 5-го месяца) Педагогические (родительские) действия
Визуальный Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по разному реагирует на лица знакомых и незнакомых взрослых). Сядьте напротив зеркала, посадив малыша к себе на колени. Совершайте движения различными частями тела ребенка (качайте головой, машите ручками, хлопайте в ладоши и т.д.), называя эти части тела. Если у ребенка есть возможность наблюдать, как двигаются предметы, обеспечьте ему условия для такого наблюдения. Например: загружающаяся стиральная машина; шелестение листьев и раскачивание веток на деревьях за окном; проезжающие машины и пролетающие птицы).
Тактильно-кинестетический Лежит на животике с высоко поднятой головкой, размахивая ручками и мельтешит ножками (настолько развиты мышцы спины). Долго лежит на животе, подняв корпус и хорошо опираясь на локти или ладони выпрямленных рук. Переворачивается со спинки на живот. При поддержке под мышками устойчиво стоит. Хватает и удерживает предметы в руке. Берет предметы из рук взрослого. Играйте с малышом в двигательные игры с разными положениями тела, мягко накапливая опыт различных прикосновений и мышечных ощущений. Например: лягте на спину и положите себе на живот ребенка, затем поднимите вверх над своим лицом, обхватив под мышки, приговаривая что-либо в обращении к нему (напр.: «Где мой малыш? – Вот он где».) Не держите малыша подолгу в манеже или кроватке, ему нужно большое пространство. Чаще гуляйте с ним на руках по квартире и на улице.

Окончание табл. 12

Аудиальный Узнает голос матери и отца. Различает строгую и ласковую интонации обращенной к нему речи или музыкальных фрагментов. Певуче лепечет. Имитируйте звуки, которые издает ваш малыш. Составляйте к звукам, издаваемым вашим ребенком, связные предложения, напр.: «Овечка говорит «бе-бе» и т.п. Стимулируйте произнесение им голосовых интонаций как способа невербальных коммуникаций и основу развития речи.
Вкусовой Если ребенок не на грудном вскармливании, то он уже способен есть с ложки густую и полугустую пищу. Важно понимать, что именно первая проба пищи определяет отношение к ней малыша на всю оставшуюся жизнь. Будьте предельно внимательны: пища должна быть вкусно приготовлена и подана на первую пробу при хорошем настроении малыша.

Пятый и шестой месяцы являются для родителей удобным периодом для развития основ умственных способностей ребенка. Пока еще малыш не научился ползать и зависит от взрослых в восприятии новых явлений, можно использовать этот период для активного предъявления ему предметов различного размера (например: большой и маленький мяч, кубик и т.д.) и цвета (зеленый и синий, красный и желтый). Особое внимание следует уделять созданию условий для манипуляций ребенком предметами и накоплению им опыта чувственного соотнесения, что активизирует процессы наглядно-действенного мышления.

ШЕСТОЙ МЕСЯЦ

В психическом развитии младенца к шести месяцам главенствующая роль принадлежит опыту положительных эмоций, получаемых малышом не только от удовлетворения его биологических потребностей, но во все большем объеме от общения со взрослыми и тех новых впечатлений, которые он получает в процессе восприятия окружающей действительности. Вот почему важно, возвращаясь к обстановке прежнего, позитивного опыта переживаний, накапливать раз от раза, в каждой последующей ситуации новые впечатления позитивного содержания.

У малыша все больше совершенствуются интонации его способа общения – лепета. Младенец начинает активно пробовать произношение согласных звуков (п, м, б, р…) наряду с гласными, сливая их в слоги (ма, па, ба, да, ла, пля…). Он все чаще берет на себя инициативу при общении, внимательно вслушиваясь в речь взрослого. Он понимает речь взрослых, порой находя взглядом то, о чем они говорят между собой.

Малыш более всего привязан к матери, но при этом легко узнает только по голосу своих родных. При нормальном развитии ребенок, находясь рядом с родителями, не боится чужих людей, соблюдая определенную дистанцию. В полнейшей безопасности он чувствует себя на руках у того родителя, который спокоен сам.

Приведем данные о нормативных признаках развития полугодовалого малыша (см. табл.13).

Таблица 13

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка шестого месяца жизни

Каналы восприятия Нормативные признаки развития (к концу 6-го месяца) Педагогические (родительские) действия
Визуальный Проявляет интерес к новым оттенкам цвета, размерам предметов. Очень любит смотреть из окна за передвигающимися предметами. Способен распознать известный ему предмет, прикрытый чем-то. Рассматривайте специальные (тканевые) книжки для младенцев. Поиграйте с ребенком в «прятки», например, закрывая ладонями (или платком) свое лицо со словами «Где мама (папа, братик)?» и открывая с восклицаниями «Вот он здесь!»
Аудиальный Умеет имитировать все слышимые звуки речи. Внимательно слушает речь взрослого. Любит слушать мажорную музыку и включать музыкальные игрушки. Как можно больше разговаривайте (не сюсюкайте!) с малышом во время бодрствования. Но не переутомляйте его! Говорить надо интонационно ласково, отчетливо и ясно, не очень быстро и не очень громко, выдерживая паузы, чтобы ребенок мог вслушиваться в вашу речь и ответить своим гулением. Детям очень нравятся разнообразные ритмичные интонации. Поэтому чаще пойте (колыбельные, разные прибаутки типа «Жили у бабуси…» и любые известные вам песни) и давайте слушать классическую музыку малышу.

Окончание табл. 13

Тактильно-кинестетический Соблюдает определенную дистанцию при общении с посторонними. Перекладывает предметы из одной руки в другую. Умеет бросать все то, что схвачено. Может сидеть сам в подушках. Умеет подползать, переворачиваться с живота на спину. Предоставьте возможность младенцу схваченные предметы отпускать, бросать. Бросать сложнее, чем схватить! Он не любит лежать на спине, но зато с удовольствием будет лежать на животе, наблюдая за происходящим, опираясь на коленки и ладошки, пробуя подползать. Игры, позволяющие ребенку переворачиваться с живота на спину, способствуют развитию грудной клетки и мышц рук. Когда носите его на руках, поддерживайте середину спинки!
Вкусовой Если питание не грудное или смешанное, то ребенок может хорошо есть с ложки, снимая пищу губами. Пьет из чашки небольшое количество жидкости. Вводите в рацион питания новые продукты постепенно и крайне осторожно (посоветуйтесь со своим педиатром).

К шести месяцам малыш начинает отделять себя от окружающих людей и сопереживать их эмоциональным состояниям, дифференцировать формы и содержание взаимодействий с разными членами семьи: с одним больше кокетничает, с другим активно тянется к знакомым или новым предметам, третьему жалуется.

Он способен понимать настроение взрослых уже только по мимике - выражению лица - или интонации голоса родителя. Он усваивает новые формы движений – подползание, перекатывание по кроватке.

Главное же его достижение – начинает постигать связь между отдельными действиями и ответными реакциями, усваивая явления «причина – следствие». Это первые признаки мышления!

Закрепляйте похвалой каждый новый успех малыша!

Таким образом, ведущей стратегией воспитания ребенка в первом полугодии жизни является формирование эмоциональных механизмов саморегуляции, обеспечивающих ребенку стабильно-позитивное и непрерывное развитие личности. Эмоциональная саморегуляция является той основой личностного развития, на которой формируется интеллект и характер человека, его самоотношение и мировоззрение как система отношения к миру.

СЕДЬМОЙ МЕСЯЦ

Родителям в этот период необходимо быть предельно внимательными, так как малыш, начиная активно ползать, осваивает самостоятельное передвижение, независимое от взрослого!

В этот период важно контролировать малыша, предупреждая его внезапные опасные действия, внезапные падения (с диванов, кроватей, лестниц в доме и других возвышений, на которые малыш уже может заползти, но не в состоянии еще самостоятельно слезть обратно), которые приводят, как правило, к возникновению страхов. Любые страхи задерживают развитие эмоциональной регуляции, разрушают опыт уверенности в себе и мотивации достижения успеха, порождая недоверие к окружающему миру и значительно сдерживая его интеллектуальное развитие в целом.

Таблица 14

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка седьмого месяца жизни

Каналы восприя-тия Нормативные признаки развития 7-го месяца Педагогические (родительские) действия
Визуальный На вопрос «Где?» ищет и находит взглядом знакомый и неоднократно называемый предмет, постоянно находящийся в определенном месте. Различает всех членов семьи. Привлекая его взгляд к предметам, называть их словами столько раз, сколько необходимо для усвоения. Чаще рассматривайте картинки в детских книжках (следите за тем, чтобы картинки были добрыми по содержанию, а живые существа изображены не агрессивными).  
Аудиальный Подолгу лепечет, повторяет одни и те же слоги. Понимает смысл некоторых слов. Различает тон речи (радостно-ласковый или строго-сердитый), которым с ним говорят. Разговаривайте с ребенком: рассказывайте ему про то, что делаете сами или комментируйте все его действия. Продолжайте выразительно читать ему детские или классические стихи и народные прибаутки, потешки, скороговорки. Меняйте тон своих обращений к малышу в воспитательных целях, в зависимости от одобрения или осуждения его действий. Нормальное соотношение таких интонационных подкреплений его действий 4 : 1 (на четыре одобрительные реакции возможно допустить лишь одну осуждающую интонацию и только в том случае, если ребенок уже умеет действовать правильно, но допускает, пробуя, неправильные действия).

Окончание табл. 14

Тактильно-кинестетический Игрушкой стучит, перекладывает из руки в руку, умеет отпускать захваченный предмет - бросает. Вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает коробочки. Хорошо ползает (много, быстро, в разных направлениях). Пытается садиться самостоятельно. Переворачивается с живота на спину. Для него нетрудно ритмично хлопать в ладоши. Например, играйте чаще в игру-забаву «ладушки» или, посадив малыша на колени, метрично и мягко поскачите: «поехали, поехали – за грибами, за орехами». Подбирайте такие игрушки (в том числе и из предметов быта – ложки, кружки и др.), которыми можно было бы стучать, открывать – закрывать, включать – выключать. Если при этом он находится в ситуации, когда родитель занят своими делами, то, подражая вам, он ощущает себя членом семьи, у него развивается опыт сотрудничества – чувство сообщества.
Вкусовой Пьет из чашки. Ест с ложки. Прикармливая малыша соками и фруктовыми пюре, заботьтесь о том, чтобы новая для него пища подавалась только
  • при хорошем настроении малыша,
  • легком ощущении голода и
  • была непременно вкусно приготовленной!

Не оставляйте малыша в тех ситуациях, когда он испытывает потребность в вашей близости, так как младенец ощущает себя брошенным, незащищенным (и безутешно плачет), если мама или папа вдруг уходит даже на миг. Если же вам необходимо что-то срочно сделать дома – останьтесь в поле зрения ребенка, чтобы визуальный контакт оставлял ему возможность сохранять ощущение близости родителя и своей защищенности. Поскольку он активно начал ползать, создайте условия, чтобы он мог ползать за вами следом, удовлетворяя свою познавательную активность и имея возможность оставаться с вами рядом, с внутренним ощущением защищенности и безопасности.

ВОСЬМОЙ МЕСЯЦ

Младенец наращивает опыт вслушивания и всматривания во все, что его окружает (родители, критично осмотритесь вокруг и устраните все, что может навредить малышу), стремясь совершить как можно больше совместных с родителями действий, используя их опыт (например, получить с их помощью интересуемый предмет).

Таблица 15

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка восьмого месяца жизни

Каналы восприя-тия Нормативные признаки развития 8-го месяца Педагогические (родительские) действия
Аудиальный Лепечет осмысленно - четко и повторно произносит различные слоги (как будто говорит), обозначая ими конкретные предметы или просьбы. Понимает отдельные просьбы родителей (типа «дай ручку»). Ранимо воспринимает резкие, неожиданные звуки (может испугаться).   Разговаривайте непосредственно с малышом один на один (без лишних звуковых помех: телевизор, разговор других взрослых и т.д.) ласковым тоном, называя по имени, рассказывая о воспринимаемом зрительно малышом в это время предмете. Привлекайте внимание к новым предметам, книжкам-стихам, рассказывая и читая так, как будто он все понимает. Поощряйте адекватные действия на ваши простые просьбы («покажи мне куколку», «дай мне свою ручку»). Исключите резкие и внезапные звуковые воздействия на малыша.
Тактильно-кинестетический Придерживаясь за барьер, сам встает,переступает бочком в кроватке или манеже, стоит и опускается. Сам садится,сидит (хотя и неустойчиво) и ложится. Подражает действиям взрослого, подолгу «экспериментируя» с игрушкой (толкает, стучит, вынимает и др.). Может жестом показать, до чего бы ему хотелось дотянуться. Любой новый предмет хорошо ощупывает, гладит, усваивая его свойства (гладкий – шершавый, мягкий – твердый, теплый – холодный). Давайте малышу только те предметы, которые он может легко бросить. Протягивайте ему второй предмет, когда он держит первый. Придумывайте такие игры, в которых малыш мог бы как можно больше двигаться. Создайте условия малышу для свободного ползания по полу на четвереньках, побуждая его самостоятельно добраться до интересной для него игрушки. Помните, что, ползая, ребенок активно развивает свойинтеллектуальный потенциал с помощью расширившихся возможностей самостоятельно (без помощи взрослых – и это важнейшее условие развития!) дотянуться до того, что ему интересно. Но он не понимает еще, что опасно, что нет. Поэтому просто уберите все опасные предметы из поля его досягаемости (заклейте розетки, снимите скатерти со стола, уберите вазы, перенесите с нижних полок шкафов ценные предметы на верхние полки и т.д.). Предоставьте ему возможность исследовать этот мир в границах «разрешения», «можно», а не напротив - «запрещения» и «нельзя».

Окончание табл. 15

Визуальный На вопрос взрослого «где?» умеет взглядом находить 2-3 предмета, находящихся на постоянном месте (напр., часы на стене, лампа на столе и др.). Рассматривайте картинки в книжках и новые игрушки, предметы, комментируя их и свои действия с ними. Не отвлекайте малыша, манипулирующего предметом до тех пор, пока он сам не будет отвлекаться (это способствует развитию внимания – концентрации на предмете). Предоставляйте возможность наблюдать за вашими действиями.
Вкусовой Пьет из чашки, ест с ложки, которые держит взрослый. Ест корочку хлеба, которую держит рукой сам.  

Напомним, что малыш тревожится оставаться один и тем более боится оставаться с незнакомыми ему взрослыми. Это показатель эмоциональной зрелости, так как с накоплением опыта эмоциональной привязанности к маме и папе формируется опыт и уверенности в себе и доверия (посредством родителей) к окружению. Как взрослый верит в свои духовные ценности - Бога, так и ребенок верит в родителей как во Всемогущих Созидателей и, естественно, боится потерять их защиту. В общении с посторонними такого опыта эмоционально теплых отношений у него нет, следовательно, нет и доверия. Это интуитивное осмысление уже доступно малышу.

Поэтому не оставляйте ребенка одного, дабы не растерять его опыта уверенности в себе и ощущения эмоционально теплого к нему отношения, постоянной любви, защищенности, психологической комфортности.

Маленькое примечание. В противном случае появившийся страх уже в этом возрасте не проходит бесследно, накапливая негативный чувственный опыт к окружающим людям, который трансформируется затем в агрессивное отношение к социуму в старшем возрасте, т.е. психические отклонения и нарушения межличностных отношениий.

ДЕВЯТЫЙ МЕСЯЦ

В этот период жизни эмоциональные реакции могут переключаться на предметы, включенные взрослыми в процесс общения. Малыш начинает проявлять избирательность и неоднозначность реагирования на эмоциональные состояния общающихся с ним людей (см.табл.16). Эмоциональные отношения с окружающими людьми становятся более дифференцированными и устойчивыми. Так ребенок постепенно переходит от простого имитирования эмоциональных состояний к адекватному эмоциональному реагированию.

Таблица 16

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка девятого месяца жизни

Каналы восприя-тия Нормативные показатели развития 9-го месяца Педагогические (родительские) действия
Аудиальный Отзывается на свое имя. Превращает лепет в звуковые вокализы, пытаясь выговаривать отдельные одно- и двуслоговые слова, может осмысленно говорить некоторые («мама», «папа», «баба», «деда»). Легко подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которыми он уже владеет. Общаясь, зовите его по имени (не сюсюкая!). Поощрять появление первых слов, пытаясь понять смысл и «закодированных» (напр., «за-за» - зайка). Продолжать разговаривать с малышом преимущественно короткими фразами, стимулируя его понимание и говорение.
Тактильно-кинестетический Совершает ритмичные адекватные движения под плясовую музыку. Исследует свойства предметов (катает круглое, вынимает малое из большего, открывает крышки и двери, гремит игрушками и бытовыми предметами, нажимает кнопки, тянет резинки, веревки). Ощупывает кончиками пальцев все отверстия и щели. Подбирает мелкие предметы (даже крошки). Рвет бумагу на мелкие клочки. Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками. Сидит без поддержки до 10 минут. Спокойно относится к процедуре одевания – раздевания (порой помогая родителям) и высаживанию на горшок. Поощряйте движения в ритме танцевальных мелодий. Учитывайте, что у ребенка начала развиваться мелкая моторика (огромный шаг в развитии психики!), предоставьте условия (игрушки) с соответствующими возможностями для использования ребенком не только кисти рук, но и пальчиков (одновременно закрыв заглушками все электророзетки, замочные скважины и щели; следите, чтобы ребенок случайно не проглотил попавшиеся ему мелкие предметы). Предоставьте возможность участвовать малышу в делах семьи, сидя за столом со всеми на своем стульчике. Создайте простор для ползания и попыток самостоятельных переходов (вдоль стен или предметов), а также с поддержкой за ваши руки.

Окончание табл. 16

Визуальный На вопрос «где?», находит взглядом и руками несколько знакомых предметов, независимо от их местонахождения. Находит и показывает по просьбе взрослого у куклы глазки, носик, ротик, знакомые картинки в книжке. Играя с ним, просите показать у куклы глазки и объясняйте, что глазки видят, ушки слышат, а ротик говорит. Не забывайте хвалить за правильный ответ и не нервничайте и, тем более, не «дрессируйте» ребенка, если он не может это сделать. Рассматривайте яркие картинки в книжках, показывая ему, где собачка, где домик и т.д., прося затем найти их и показать на картинке.
Вкусо-вой Хорошо пьет из чашки, придерживая ее руками сам. Поощряйте каждое успешное действие ребенка по самообслуживанию.

Обратите внимание в этот период на активное стремление малыша ходить. Хорошее условие для стимулирования такой самостоятельности – побуждать ребенка прыгать и приседать под разные мелодии.

Уделите большее внимание речевым играм, стимулируя потребность ребенка перейти на вербальное (словесное) общение.

Малыш настолько поумнел, что может сознательно искать способы продлить свой период бодрствования (ему становится «жалко тратить свое время» на сон), что может привести к переутомлению психики ребенка. Дабы не возникло проблем со сном (в этот период это появляется у многих детей!), необходимо традиционно укладывать малыша в кровать маме или кому-то из близких – папе, бабушке, дедушке. Не допускайте, чтобы это делал кто-то из посторонних!

ДЕСЯТЫЙ МЕСЯЦ

В период 10-11-го месяцев закрепляются умения (переходящие в навыки), проявившиеся в 9 месяцев. Ребенок продолжает активно интересоваться связями между предметами и их частями. Познавательная активность выражена настолько, что малыш может держать одновременно три предмета: в руках и во рту. Предпочитает мелкие предметы большим. Ему нравится передвигать предметы: катать мячи, машинки, коляски и др.

Разговаривайте с ним не торопясь, внятно артикулируя слова, акцентируя его внимание на тех ключевых словах, которые он уже может запомнить. Пассивный словарь также активно пополняется. Малышу с каждым днем становится понятен смысл все новых и новых слов. Однако родителям необходимо помнить, что ему легко понять прежде всего интонации вашего голоса, а не посторонних людей.

Таблица 17

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка десятого месяца жизни

Каналы восприя-тия Нормативные показатели развития 10-го месяца Педагогические (родительские) действия
Визуаль- ный Стремится к новым визуальным впечатлениям, с любопытством рассматривая все, что попадается в поле его зрения. Желательны любые позитивно новые визуальные впечатления. Поощряйте малыша держать карандаш и оставлять следы от него на бумаге (рисовать «каля-маля»).
Аудиальный Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых еще нет в его лепете. По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Повторяйте прежние простые стихи и читайте новые книжки. Избегайте формального чтения, объясняйте малышу события и качества героев. Включайте в фонотеку малыша новую музыку (преимущественно радостного содержания).
Тактильно-кинестетический По инициативе взрослого выполняет игровые движения («прятки», «догоню-догоню», сорока-ворона»). Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет усвоенные действия с игрушками: вынимает и вкладывает, открывает и закрывает и др. Действия с предметами принимают устойчивый характер. Умеет подниматься на невысокую горку и сходить с нее, держась за перила. Учите ребенка показывать свои части тела: ручки, ножки, глазки, ушки и т.д. Продолжайте играть с ним в подвижные игры: пинать ногой и катать рукой мяч, в «прятки», догонялки и др. Покупайте исключительно развивающие игрушки: пирамидки, кубики, конструкторы и др.

Не переутомляйте малыша в игре, понимая, что ее он воспринимает всерьез и будет плакать от усталости и беспомощности, если не найдет, например, спрятанную вами нарочно игрушку.

Не запрещайте и не ругайте малыша за то, что он бросает игрушки на пол.

Если ребенок капризно требует дать ему вещь, с которой нельзя играть, легко переключить его внимание, удивленно радуясь какой-либо значимой для него игрушке или предмету, явлению. При этом важно заботиться о том, что стремление к новизне может оказаться для малыша источником страха. Контролируйте, чтобы юный исследователь сначала наблюдал за этим предметом на дистанции и лишь затем мог уменьшать ее, адаптируясь к свойствам нового для него явления.

ОДИННАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

Играя с вами, малыш старается, чтобы его действия радовали вас, что воспринимается им как поощрение его действий (см.табл.18).

Таблица 18

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка одиннадцатого месяца жизни

Каналы восприя-тия Нормативные показатели развития 11-го месяца Педагогические (родительские) действия
Аудиальный Выполняет просьбы родителей типа «возьми», «дай», «принеси мне», «покажи». Вкладывает в слова несколько значений одной смысловой ситуации (напр., «ам-ам» может означать и различные продукты и «хочу есть», и «вкусно!». Разговаривая о ребенке в его присутствии, как можно больше хвалите малыша. Старайтесь понять смысл произносимых им облегченных слов, подключаясь к поиску обозначенного малышом предмета. Играйте в речевые игры.
Тактильно-кинестетический С удовольствием овладевает новыми разученными действиями с предметами и выполняет их по просьбе взрослого (ставит кубик на кубик, снимает и надевает кольца пирамиды). Хорошо стоит и ходит, придерживаясь за опору. Пытается стоять самостоятельно. Без конца повторяет одни и те же действия, научаясь что-то делать. Утвердительно кивает головой, соглашаясь («да-да-да» или не соглашаясь («нет-нет»). Умение не только сжимать, но и разжимать пальцы – следующий шаг в развитии мелкой моторики малыша. Создайте условия для бросаний предметов и хвалите младенца за новое умение (ни в коем случае не ругайте его за беспорядок!).  

Окончание табл. 18

Визуальный Рассматривайте картинки. Помогайте аккуратно рассматривать книжки-малютки (лучше с жесткими, картонными или мягкими-тканевыми страницами). Показывайте нарисованные предметы и называйте их, поощряя потом их поиск по вашей просьбе. Дайте карандаши (фломастеры) и бумагу. Помогите держать карандаш и оставлять следы (различные линии, точки и черточки, т.е. «каля-маля») на бумаге. Учить рисовать его не надо. Поощряйте любые спонтанные рисуночные линии малыша.

Создавайте условия для общения малыша с другими детьми, накапливая позитивный опыт общения со сверстниками.

Мотивация познания и уровень умственного развития ребенка зависят от поощрений родителей. Подбадривайте малыша за усердие в действиях, которые совершенствуют его познавательные потребности и эмоционально-волевую регуляцию. Следите лишь за тем, что (какие по содержанию действия) вы поощряете.

Младенец любит все исследовать и повторять действия, которыми овладел, без конца: он понимает уже, чем отличаются предметы друг от друга, а его смекалке можно поражаться (например, если вы что-то спрятали под подушку и он увидел это, то перевернет все подушки, попадающиеся ему на глаза). Его терпение удивляет. Его способность подражать родителям потрясает. Важно понимать, что подражая нам, он активно познает и развивает свои способности. Необходимо лишь критично относиться к тому, чему именно он подражает, что именно усваивает, является ли это созидательным или может в дальнейшем разрушать его жизнь.

ДВЕНАДЦАТЫЙ МЕСЯЦ

Три важнейших фактора в жизни малыша являются причинами кризисных переживаний этого периода.

1. Накопление достаточного опыта понимания невербальной информации при взаимодействии со своими родителями и окружающим социумом формирует потребность ребенка в выведении его на новый уровень - знаково-символическое обозначение получаемой информации. Малыш прекрасно понимает интонации голоса, понимает по мимике и телодвижениям характер потребностей взрослых и взаимодействия с ним, считывает содержание цветовых, световых и композиционных построений домашнего интерьера, картинок в книжках и т.п., способен позитивно или негативно реагировать на запахи и вкусовые ориентиры своего опыта жизни.

2. Усвоение и использование первых слов в обозначении известных малышу предметов (в том числе и стремление обозначить предметы своим «зашифрованным» языком) открывает перед ребенком буквально революционные возможности взаимодействия с социумом (особенно когда есть достойный образец для подражания – речь родителей и близких).

3. И, наконец, важнейшим фактором реализации этих открывшихся для малыша возможностей становится (внезапнаядля малыша, но подготовленная родителями) способность самостоятельно ходить – независимо от взрослых передвигаться, удовлетворяя свои познавательные потребности.

Теперь, путешествуя по дому, он залезает во все щели и ящики шкафов, ему досягаемы вещи, многие из которых небезопасны. Поэтому надо просто позаботиться о сохранности его здоровья и исследовательской потребности: убрать из зоны его досягаемости все, что может навредить ему, позволив ему с оставшимся удовлетворять свою естественную познавательную жажду.

Для родителей начался этап поистине испытания творчеством (изобретательностью) и терпением! Надо научиться не наказывать малыша за его любопытство и любознательность. Создайте ребенку пространство, где ему будет разрешено самостоятельно экспериментировать (фактически - это вся квартира от пола вверх на расстоянии его роста с вытянутой рукой, т.е. до пределов его досягаемости).

Таблица 19

Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка двенадцатого месяца жизни

Каналы восприятия Нормативные признаки развития 12-го месяца Педагогические (родительские) действия
Визуальный Различает предметы по форме не только по образцу (напр., кирпичик от кубика), но и по слову. Узнает на фото родителей и родственников. Избегайте просмотр телевизионных программ малышом (даже мультиков). Именно чтение книг развивает вообра

Наши рекомендации