Совершенствование двигательной активности малыша – главнейшее условие его психического развития.
Великий И.М.Сеченов говорил, что всякое движение является основой мышления. Конечно, здесь нет прямой зависимости, но она проявляется опосредованно, так как усвоение новых двигательных навыков формирует в мозгу у человека все новые нервные связи, что и создает благоприятные условия для развития интеллекта.
Не забывайте про аудиальный канал - восприятие и воспроизведение новых интонаций – гуление - многократно усиливает ориентировочные реакции, которые возникают при каждом новом явлении в поле восприятия ребенка. Как только восприятие малыша срабатывает на новизну, что-то новое, необычное, увлекательное для него и вызывающее его удивление, происходит непроизвольное переключение его внимания на этот объект и расширяет познавательно-ориентировочные реакции младенца. Родители могут радоваться – еще один элемент положен в основание (фундамент!) интеллекта растущего не по дням, а буквально по часам человека. Поэтому чем больше во время бодрствования родители будут играть с малышом в разные «двигалки - ползалки - скакалки», тем больший потенциал развития мозговых структур вы накопите у него. Это скажется положительно много позднее – особенно в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, когда психологи и медики находят множество симптомов отклонений и нарушений в развитии ребенка и родителям приходится лишь сожалеть об упущенных возможностях предупреждения этих симптомов в раннем детстве.
Не забывайте выражать свою радость (хвалите малыша) по поводу каждого нового его действия, каждой новой вокализации. Тренируйте себя в умении заметить такие маленькие достижения вашей крохи. Эта тренировка в умении заметить «малое» особенно пригодится вам в воспитании вашего ребенка в старшем возрасте. Не поддавайтесь распространенному среди большей части родителей искушению, что все образуется само собой.
И еще одно. Удавшиеся действия у малыша обязательно вызывают потребность в дальнейшем повторении его – это его ситуация успеха (!) – важнейший фактор сохранения врожденной мотивации познания. Ребенок повторяет удавшиеся движения и звуки речи каждый следующий раз в ситуациях вашего взаимодействия, укрепляя данные природой безусловные рефлексы. Это формирует уже условные связи, отношения, поведение.
Родителям необходимо помнить, что чем мягче и разнообразнее условия накопления малышом эмоционального опыта, приобретаемого в первые месяцы жизни, тем более активно происходит совершенствование органов чувств и, в дальнейшем - развитие его умственных способностей (см. табл.9).
Таблица 9
Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка третьего месяца жизни
Каналы восприя-тия | Нормативные признаки развития (к концу 3-го месяца) | Педагогические (родительские) действия |
Тактильно-кинестетический | Учится хватать разные предметы. Активно копирует простые движения мимики лица взрослого, смеется при общении со взрослым. Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову и грудку (плечи). Удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках у взрослого. Пытается переворачиваться со спины на бочок. При поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами. | Носите ребенка, поворачивая его в разные стороны. Это помогает формировать представление о пространстве и ощущение равно-весия. Играйте с ним в двигательные игры. Например, положите малыша на спинку и двигайте его ножки, как на велосипеде (если он сопротивляется – не прилагайте усилий). Придумайте при этом несложный стишок, например: «Крути, крути педальки, быстрей, быстрей, быстрей, чудесная прогулка нам вместе веселей». |
Окончание табл. 9
Визуальный | Узнает лицо мамы и папы, находясь не только в положении лежа, но и в вертикальном положении (напр., на руках у родителя), может сосредоточиваться на лице говорящего с ним взрослого, проявляя «комплекс оживления» при эмоциональном общении с ним. | Разный угол зрения создает условия для совершенствования зрительных анализаторов, что дает возможность получать больше информации. Не забывайте вешать над кроваткой яркие игрушки (на расстоянии 30-45 см. от глаз малыша. Разные выражения вашей мимики – важнейшее средство развития общения. Придумывайте разные игры. Например, подберите побольше шляпок (шарфиков, ленточек) и, надевая их одну за другой приговаривайте радостно слова: «У мамочки (папочки…)есть шляпка». |
Аудиальный | Совершенствует свои вокализации – появляются новые интонации при эмоциональном общении с ним, гулити лепечет, воркует. Способен поворотом головы идентифицировать источник длительного и привлекательного для него звука – голоса родителей или игрушки. | Играйте с малышом в звуковые игры, расширяя его опыт восприятия звуков. Например, тряся погремушкой, напевайте любую песенку, народную прибаутку («Жили у бабуси…» и др.). Продолжайте петь песенки (потешки, поговорки, народные прибаутки) или включать определенную инструментальную музыку в ситуациях кормления, засыпания – просыпания, купания. |
Действие каналов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных и др.) проявляется уже не в виде отдельных ориентировочных реакций, а как ориентировочно-исследовательская активность, направленная на усвоение новой информации об окружающем мире и развитие интеллектуальных способностей ребенка с помощью взрослого. Эта активность является также врожденной (помните поисковый рефлекс?!). Его чрезвычайно важно сохранить, поддерживая исследовательскую активность малыша (в противном случае она детренируется!), что определяет развитие познавательной мотивации, а вслед за ней и интеллектуальный уровень развития личности.
ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ
К четвертому месяцу родители должны научиться понимать ребенка настолько, чтобы уметь предупреждать все потребности малыша. Важно при этом понимать, что, эмоционально выражая свои желания, ребенок не приказывает вам и не просит вас (как опять же думают иные «непродвинутые» родители). Напротив, он таким способом подсказывает, а значит, помогает родителям, сообщая им, что надо сделать для его успешного развития и формирования самостоятельности. Сообщать он будет с помощью новых проб интонаций - лепета, мимики и комплекса оживления.
Словарик. Лепет - способность малыша к воспроизведению слоговых (согласно-гласных) интонаций различной высоты и длительности.
Все, о чем будет просить малыш, вполне реально и доступно выполнить любым маме и папе. Поэтому не думайте, что вы его избалуете (повторюсь, что у младенца нет неестественных желаний). И не заставляйте его добиваться всего горькими слезами, порождающими лишь раздражение у вас и тенденцию невротического развития у него. Помните, что основной причиной упрямства, капризности, а вслед за этим и агрессивности ребенка являются накопление в младенческом возрасте негативных эмоциональных переживаний из-за невнимательности родителей к его потребностям и «демонстрации» неправильного (равнодушного) поведения родителей в отношении к ребенку или друг к другу (см.табл.10).
Таблица 10
Нормативные признаки развития и педагогические рекомендации родителям ребенка четвертого месяца жизни
Каналы восприя-тия | Нормативные признаки развития (к концу 4-го месяца) | Педагогические (родительские) действия |
Визуаль- ный | Узнает мать и предпочитает ее всем близким. Реагирует комплексом оживления на новизну, напр., новую игрушку. | Продолжайте играть с ним в разные выражения лица, издавая разные звуки. Меняйте погремушки, пусть чуть-чуть отличные от старых. |
Вкусовой | Возможно (если не удается кормить только грудным молоком) прикармливать ребенка фруктовыми (яблоко) и овощными (морковным) пюре. Кроме того, все предметы, которые можно схватить, оказываются у него во рту. | Посоветуйтесь со своим педиатром, нужно ли вам прикармливать малыша. Грудное молоко – совершенный продукт для нормального развития, а ранние докормы вредно влияют на микрофлору желудочно-кишечного тракта, что способствует развитию дисбактериоза. Следите, чтобы предметы, которые ребенок берет в рот, не оказались слишком мелкими или грязными. |
Окончание табл. 10
Обонятель-ный | Готовность к восприятию новых приятных запахов. | Не исключайте возможности почувствовать новые запахи (фруктов, овощей, вкусно приготовленной пищи на кухне), расширяя постепенно его опыт обоняния. Избегайте резких запахов! |
Аудиальный | Улыбается и проявляет «комплекс оживления» при общении со всеми взрослыми. При этом узнает голоса мамы и папы. Активно «экспериментирует» своим голосом – издает рулады, вокализации, стремится подражать взрослым интонациям – лепечет. Начинает реагировать на звучание своего имени. Способен по-разному реагировать на позитивные (радостные) и негативные (строгие) интонации голоса, спокойно-лирическую и радостно-плясовую музыку. | Разговаривайте с малышом, подражая его гулению и первому лепету. Почаще хвалите его. Читайте выразительно прибаутки и детские стихи. Помните, что малыш понимает смысл интонаций и ритм вашей речи. Купите музыкальные игрушки, на которых младенец сам способен нажать кнопки, чтобы услышать разные мелодии. Добавьте к музыкальным программам для слушания еще одну - новую. |
Тактильно-кинестетический | Целенаправленно (осмысленно) ощупывает и захватывает висящие перед ним игрушки. Лежа на животе, упирается на предплечья, высокоудерживая голову. Умеет переворачиваться со спины на бочок, пытается перевернуться со спины на живот. Во время кормления придерживает грудь матери или бутылочку руками. | Ему нужны такие игрушки, которые можно схватить. Они должны быть изготовлены из разной фактуры тканей и материалов (шелк, бархат, крупный лен и др.) и с разными наполнителями (шуршащая фольга, горох, фасоль, греча и т.д.). При этом лучшей игрушкой для него являетесь вы сами. Родителям необходимо уметь удовлетворять эту потребность малыша, меняя друг друга (вот где особенно нужен папа, так как мама быстро устает)! Носите его на руках спиной к себе, так, чтобы малыш мог видеть все вокруг. В этом случае происходит активное развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, эмоциональной памяти и т.д. |
Основные задачи родителей в этот период следующие:
· обеспечить доминирование позитивного общения с малышом (радуясь каждому его новому достижению) и друг с другом (супруги могут быть поистине довольны своим главным сочинением жизни – ребенком);
· создать условия для получения (пусть маленьких), но новых впечатлений;
· играть в развитие сенсорных связей, когда малыш будет находиться в поиске осмысления новых свойств (ритма, тембра, высоты и громкости) звука, исходящего от видимой им (фиксируемой взглядом и радостной по цвету) игрушки и тактильного (гладкого или шершавого, теплого или холодного) ее ощущения.
Удовлетворения мощной энергии познавательной активности малыша вполне возможно достигать с помощью грамотного использования методик обучения чтению, математике и другим наукам Глена Домана именно с этого возраста (и даже раньше). Результаты исследований института Гл. Домана подтверждают тот факт, что чем младше дети, тем охотнее, легче и успешнее они обучаются. Если же родителям недосуг заниматься с ребенком в этом возрасте, то еще не поздно будет начать с двухлетнего возраста заниматься по методикам Н.А.Зайцева, которые также позволяют в игровой форме, обеспечивая психологически комфортное состояние ребенка, формировать успешное усвоение навыков чтения и счета.
Однако родители часто бывают излишне тревожны из-за различных подозрений по поводу неблагополучного развития ребенка. Симптомы неблагополучия можно обнаружить уже на четвертом - пятом месяцах жизни. Поэтому следующий параграф посвящен описанию причин и симптомов возможных отклонений развития малыша на данном этапе жизни.
ПРИЧИНЫ И ДИАГНОСТИКА