Тема: «Период старшего школьного возраста»

Период старшего школьного возраста (12—18 лет) - это период полового созревания. Характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечнососудистой системы, нервной системы, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой – неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.

Частота сердечных сокращений и частота дыханий приближаются к нормам взрослого человека и составляют 70—80 и 16—18 в 1 мин, но очень часты различного рода аритмии.

Функции фельдшера или медицинской сестры в школе очень разнообразны: контроль за состоянием здоровья и физическим развитием школьников, их питанием, соблюдением календаря прививок, санитарным состоянием классов, гигиеническими навыками детей, оказание неотложной помощи. При диспансерных осмотрах периодически определяется острота зрения и слуха, измеряется артериальное давление, подсчитывается частота пульса и дыхания.

Рост и развитие ребенка старшего школьного возраста (пубертатный период)

Особенности пубертатного периода.

Пубертатный период ограничивается временем от начала формирования вторичных половых признаков до половой и биологической зрелости (12-18 лет). Естественно, что сроки эти индивидуальны и зависят от целого ряда факторов: наследственных особенностей ребенка (тип половой конституции), его национальности, состояния здоровья, климатической зоны проживания и т. д. Пубертатный период — критический период:

1) по напряженности процессов роста и развития;

2) важности для реализации индивидуальной программы развития человека;

3) определению качества здоровья всей последующей жизни человека.

Все эти особенности не позволяют объединять подростка ни с детьми, ни со взрослыми.

Пограничные состояния: дефицит или избыток массы тела; высокоросл ость; акромегалоидные изменения конечностей; латентная анемия (скрытый дефицит железа); пограничная артериальная гипертензия: неустойчивость вегетативной нервной системы; юношеская гинекомастия; нарушения менструальной функции; пролапсы клапанов сердца; нарушение толерантности к глюкозе; «юношеский зоб»; кардиалгии; нейрогенная гипервентиляция; рефлексы; дискинезии.

Проблемы пубертатного возраста.К наиболее часто встречающимся проблемам относятся: нарушение координации движения;

повышенная потливость; повышенная утомляемость; сонливость или нарушение сна; нервная анорексия или булимия; страх взросления и перемен; гиперсексуальность; правовые нарушения; уход в себя, суицидальные попытки; «притязания на взрослость»; частая смена настроения, чувство одиночества, тревоги; дефицит знаний о половом развитии и репродуктивной функции своего организма, методах контрацепции.




Особенности пубертатного периода

Морфологиче­ские Физиологиче­ские Психологиче­ские Социальные Особые потребности в медицинской помощи
Активный рост; развитие поло­вых желез (раз­витие вторич­ных половых признаков); изменение строения тела и внутренних ор­ганов Гетерохроность развития орга­нов и систем; несабильность их функций; возможность физиологического и патологи­ческого расхож­дения между биологическим и календарным возрастом; по­вышенная уязвимость к неблагоприятным физическим и патологическим воздействиям Неустойчивость эмоцииональной сферы; неуве­ренность в себе; стремление к самоутвержде­нию; критицизм по отно­шению к близ­ким людям, не­гативизм; по­требность в общении со сверстниками, реакции груп­пирова-ния Нестабильность и непрочность навыков; необ­ходимость вы­бора профессии и овладения ею; неблагоприятные усло­вия режима и быта; отрыв от семьи; подрост­ковая субкультура; курение, упоребление алкоголя, токсико- и нарко­мания; девиантное поведение; акцентуа­ция характера Необходимость контроля за оптимальностью развития; иной, чем у взрослых спектр заболе­ваний; своеоб- разие клиники неспецифиче­ских заболева­ний; специфи­ческое отношение к своему здоровью; частота пограничных состояний и функциональных нарушений

Наши рекомендации