Тема: «Период старшего школьного возраста»
Период старшего школьного возраста (12—18 лет) - это период полового созревания. Характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усиленным ростом. В этом периоде часто встречаются функциональные расстройства сердечнососудистой системы, нервной системы, обусловленные, с одной стороны, быстрым, непропорциональным ростом всего тела и отдельных органов, с другой – неустойчивостью вегетативно-эндокринной системы.
Частота сердечных сокращений и частота дыханий приближаются к нормам взрослого человека и составляют 70—80 и 16—18 в 1 мин, но очень часты различного рода аритмии.
Функции фельдшера или медицинской сестры в школе очень разнообразны: контроль за состоянием здоровья и физическим развитием школьников, их питанием, соблюдением календаря прививок, санитарным состоянием классов, гигиеническими навыками детей, оказание неотложной помощи. При диспансерных осмотрах периодически определяется острота зрения и слуха, измеряется артериальное давление, подсчитывается частота пульса и дыхания.
Рост и развитие ребенка старшего школьного возраста (пубертатный период)
Особенности пубертатного периода.
Пубертатный период ограничивается временем от начала формирования вторичных половых признаков до половой и биологической зрелости (12-18 лет). Естественно, что сроки эти индивидуальны и зависят от целого ряда факторов: наследственных особенностей ребенка (тип половой конституции), его национальности, состояния здоровья, климатической зоны проживания и т. д. Пубертатный период — критический период:
1) по напряженности процессов роста и развития;
2) важности для реализации индивидуальной программы развития человека;
3) определению качества здоровья всей последующей жизни человека.
Все эти особенности не позволяют объединять подростка ни с детьми, ни со взрослыми.
Пограничные состояния: дефицит или избыток массы тела; высокоросл ость; акромегалоидные изменения конечностей; латентная анемия (скрытый дефицит железа); пограничная артериальная гипертензия: неустойчивость вегетативной нервной системы; юношеская гинекомастия; нарушения менструальной функции; пролапсы клапанов сердца; нарушение толерантности к глюкозе; «юношеский зоб»; кардиалгии; нейрогенная гипервентиляция; рефлексы; дискинезии.
Проблемы пубертатного возраста.К наиболее часто встречающимся проблемам относятся: нарушение координации движения;
повышенная потливость; повышенная утомляемость; сонливость или нарушение сна; нервная анорексия или булимия; страх взросления и перемен; гиперсексуальность; правовые нарушения; уход в себя, суицидальные попытки; «притязания на взрослость»; частая смена настроения, чувство одиночества, тревоги; дефицит знаний о половом развитии и репродуктивной функции своего организма, методах контрацепции.
Особенности пубертатного периода
Морфологические | Физиологические | Психологические | Социальные | Особые потребности в медицинской помощи |
Активный рост; развитие половых желез (развитие вторичных половых признаков); изменение строения тела и внутренних органов | Гетерохроность развития органов и систем; несабильность их функций; возможность физиологического и патологического расхождения между биологическим и календарным возрастом; повышенная уязвимость к неблагоприятным физическим и патологическим воздействиям | Неустойчивость эмоцииональной сферы; неуверенность в себе; стремление к самоутверждению; критицизм по отношению к близким людям, негативизм; потребность в общении со сверстниками, реакции группирова-ния | Нестабильность и непрочность навыков; необходимость выбора профессии и овладения ею; неблагоприятные условия режима и быта; отрыв от семьи; подростковая субкультура; курение, упоребление алкоголя, токсико- и наркомания; девиантное поведение; акцентуация характера | Необходимость контроля за оптимальностью развития; иной, чем у взрослых спектр заболеваний; своеоб- разие клиники неспецифических заболеваний; специфическое отношение к своему здоровью; частота пограничных состояний и функциональных нарушений |