По теме: «Периода «молочных зубов».

1. Какой период возраста называется преддошкольным?

2. Какой период возраста называется дошкольным?

3. Как нарастаете масса и рост в период «молочных зубов»?

Лекция № 12

ТЕМА: «Период «молочных зубов»

Рост и развитие ребенка от 1 года до 3 лет-

Оценка физического и нервно-психического развития.

Физи­ческое развитие ребенка медицинская сестра оценивает по следую­щим показателям:

масса тела: 10 + п, где п — число лет жизни;

длина тела: 75 + 5см;

окружность головы: за 2 года жизни увеличивается на 2 см;
за 3 года — еще на 1 см;

окружность грудной клетки: за 2 года увеличивается на 2,5-
3 см, за 3 года — еще на 1,5-2 см.

Более достоверные данные о физическом развитии (соматотипе, гар моничности) ребенка можно получить, оценив его по центильным таблицам.

Нервно-психическое развитие ребенка медицинская сестра оце­нивает по следующим показателям:

интенсивность нервно-психического развития;

интерес к окружающему миру;

эмоциональность;

потребность в общении со взрослыми и другими детьми;

интерес к играм;

развитие речи и мышления: к 3 годам ребенок использует уже все части речи, активный словарный запас составляет 1200-1500 слов;

развитие чувств (симпатии, стыдливости, иронии, ревности и т. д.)

динамика улучшения качества и объема общих движений;

формирование основ поведения;

навыки самообслуживания;

начальные этапы изобразительной деятельности.
Медицинская сестра в беседе с родителями должна убеждать их,

что важным условием успешного развития ребенка в первые годы жизни является формирование «базового доверия к жизни» - ребенок должен ощущать, что «жизнь хороша», что он любим. Состояние страха, тревоги одиночества несовместимы с нормаль­ным развитием. Внутренний психологический комфорт влияет в первую очередь на состояние эндокринной системы, а значит и на весь организм в целом. И чем в меньшем возрасте ребенок чего-то недополучил, тем сложнее это восполнить в дальнейшем.

Организация рационального питания.

После 1-го года у ре­бенка активно развивается жевательный аппарат; растет актив­ность пищеварительных соков, развивается вкусовое восприятие, что позволяет разнообразить питание.

Рацион ребенка в это время приближается к рациону взрослого и должен включать не менее 14-15 наименований продуктов, обеспечивающих не только вос­полнение энергозатрат, но и успешное развитие всего организма.

Важно помнить: максимально интенсивный рост головного мозга происходит в первые 3 года жизни, а значит, дефицит какого-либо питательного компонента в первую очередь отразится на нервно-психическом развитии ребенка. Кроме того, при отсутствии в пи­тании необходимых компонентов организм обходится без них или срабатывает «феномен замены» (например, вместо лактозы — га­лактоза), что, конечно, оказывает неблагоприятное влияние на не­зрелый мозг ребенка. При недостатке кальция в организме ребенка в кости поступает стронций, кадмий, что тоже крайне неблагопри­ятно для растущего организма.

Основные рекомендации по кормлению.

Следует, приучать ребенка есть самостоятельно, прививая ему культурные навыки.

Не кормить ребенка насильно, поскольку при принудитель­ном кормлении у него вырабатывается стойкий отрицательный рефлекс к еде, порой трудно устранимый.

До 1,5 лет ребенок должен питаться 5 раз в день, старше, как правило,

4 раза.

Суточный объем пищи у ребенка в возрасте 1,5 года должен
быть примерно равен 1-1,2 л, в 3 года — 1,5 л.

Следует исключать из рациона острые закуски, соусы, нату­ральный кофе, шоколад, высококалорийные сладости, газирован­ные сладкие напитки, орехи, жевательную резинку.

Соотношение белков, жиров и углеводов должно быть равно 1:1:4, т. е. на 1 кг массы тела ребенка в сутки белка — 4 г, жиров — 4 г,

углеводов — 15-16 г.

Суточное количество молока должно быть не менее 600 мл.

Детям до 1,5 лет дают белый хлеб, далее предпочтительнее давать черный (всего 100-150 г в сутки).

Детям до 1,5 лет следует давать протертую пищу (пюре),
котлеты, приготовленные на пару, старше — мясо, овощи, нарезан­ные кусочками.

Проблемы, иногда возникающие при кормлении.

Снижение аппетита в возрасте примерно 18 месяцев (физиологическая анорексия); дети становятся привередливыми в еде.

Молочная анемия — дефицит железа из-за чрезмерного по­требления молочной пищи.

Запоры, обусловленные дефицитом грубой пищи в рационе ребенка.

Режим, дня.

Режим дня медицинская сестра контролирует с учетом следующих рекомендаций: полноценный ночной и дневной сон;

прогулки в холодное время года 2 раза в день по 1,5-2 летом без ограничения; массаж, гимнастика ежедневно; занятия по развитию ребенка 2 раза в день по 10-15 мин.

Воспитание— одна из важнейших задач, которые помогает решать медицинская сестра. Воспитание — одна из важнейших задач, которые помогает решать медицинская сестра.

Физическое воспитание: утренняя гимнастика, подвижные игры и т. д.

1. Воспитание навыков самообслуживания: учиться есть самостоятельно ложкой и вилкой, уметь пользоваться туалетом (под контролем взрослых), самостоятельно умываться, причесываться, одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком, все делать аккуратно.

2. Умственное воспитание: занятия по развитию речи, совершенствование внимания, памяти, мышления.

3. Нравственное воспитание: прививать ребенку нормы и правила поведения во взаимоотношениях с другими людьми, умение терпеливо ждать, когда потребуется, и не мешать другим, благодарить не только взрослых, но и других детей.

4. Эстетическое воспитание: воспитание чувства прекрасного, посещение детских театров, цирка, музеев, чтение стихов, рассказов, музыкальные занятия.

5. Трудовое воспитание: помощь взрослым по дому в совместном деле, наличие своих обязанностей по дому, воспитание уважения к своему труду и труду других людей.

6. Экологическое воспитание: прививать чувство ответственности за окружающий мир, природу, их чистоту и красоту.

Внимание! Наибольший эффект в воспитании достигается в процессе основной деятельности ребенка — в игре.

Профилактика травматизма.

Состоит, прежде всего, в беседах с родителями о выполнении следующих правил: не оставлять ребенка без присмотра взрослых, даже под присмотром других детей; соблюдать правила техники безопасности при обращении с бытовыми электроприборами; проводить беседы с ребенком для обретения основных навыков безопасной жизни — «нож острый», «утюг горячий» и т. д.;

обучать правилам поведения с домашними животными и с животными во дворе;

проводить занятия с ребенком по правилам поведения на улице;

показывать собственный пример (родителей) дома и на улице;

обучать родителей оказывать первую помощь ребенку при ушибах, переломах, порезах.

Наши рекомендации