По теме: «Физическое развитие ребёнка»
1. Факторы влияющие на физическое развитие ребенка.
2. Оценка физического развития ребенка центильным методом.
3. Оценка физического развития ребенка ориентировочны методом.
4. Понятие об акселерации.
5. Режим дня.
Вопросы для закрепления нового материала лекции.
По теме: «Физическое развитие ребёнка»
1. От чего зависит правильное физическое развитие ребенка?
2. По каким таблицам можно оценивать физическое развитие ребенка?
3.Что такое акселерация?
Лекция № 4
Тема: «Физическое развитие ребёнка»
Правильное физическое развитие (ФР) ребенка зависит от многих факторов: режима дня, питания, пребывания а свежем воздухе, занятий физкультурой. Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать заболевания ребенка, прежде всего врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервней системы, частые респираторные заболевания, рахит, эндокринные расстройства и т. д. Чтобы не допустить грубых отклонений в физическом развитии ребенка, необходимо систематически следить за его здоровьем и проводить антропометрию, анализировать полученные данные и, своевременно установив причину нарушений, назначать соответствующую коррекцию.
Для оценки физического развития ребенка используют общее состояние и показатели длины и массы тела, окружности головы, груди, толщины подкожного жирового слоя.
Основные показатели физического развития можно оценить центильным методом.
Стандартные таблицы составляются на основании массовых регионарных обследований определенных возрастно-половых групп детей. Используя центильные таблицы можно определить уровень и гармоничность физического развития (ФР). В срединной зоне (3-4 коридор) располагаются средние показатели изучаемого признака, условно нормальные (50% всех детей). Для оценки показателей ФР необходимо:
1) провести антропометрические измерения:
2) определить и дать оценку признака по его положению в одном из 6 центильных зон
(коридоров) определить гармоничность ФР по таблице.)
1 коридор – очень низкая оценка;
2 коридор – низкая величина;
3 коридор – ниже средней величины; (15% детей)
4 коридор - средняя величина;
5 коридор – выше средней величины; (15% здоровых детей)
6 коридор – высокая величина; (7% здоровых детей)
7 коридор – очень высокая величина.(3% детей)
Каждый измеренный признак (длина, масса, и др.) может быть помещен в соответствующий «коридор» центельной шкалы, что позволяет дать оценку ФР ребенка: среднее, выше среднего, высокое, очень высокое., ниже среднего, низкое, очень низкое.
Алгоритм оценки гармоничности физического развития.
· Провести оценку не менее 3 показателей физического развития по центильным таблицам.
· Записать номера «коридоров» данных показателей;
· Определить разницу между номерами максимального и минимального коридоров.
· Оценить гармоничность физического развития ребёнка.
В таблицах соответствия роста возрасту:
если показатель находится в 3 - 4 коридорах – нормосамия;
в 1 - 2 коридорах – гипосамия; в 5 - 6 – гиперсомия.
В таблицах соответствия массы росту: если показатель находится
в 3 - 4 коридорах – нормотрофия;
в 1 - 2 коридорах – гипотрофия (дефицит массы);
в 5 - 6 коридорах – гипертрофия (избыток массы). В случае если разность «коридоров» между двумя из 3-х показателей не превышает 1, можно говорить о гармоничном развитии ребенка. Если эта разность составляет 2 «коридора», то развитие считать дисгармоничным,
а если 3 «коридора» и более – резко дисгармоничным.
Использование таблиц позволяет с большей достоверностью выявить нарушение физического развития у детей.
При оценке физического развития ребенка, кроме анализа антропометрических данных, необходимо обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность (тургор) мягких тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональной настроенности ребенка.
Помимо центильных таблиц, для оценки ФР детей используют методы ориентировочных расчетов. Они особенно важны у детей грудного возраста т.к. позволяют учитывать исходные данные при рождении и изменение пропорций тела.
Прибавка массы.
Масса тела новорожденного 3300—3500 г удваивается к 4—5 мес и
утраивается к году.
В первое полугодие ежемесячная прибавка массы тела от 600 до 800 г,
Формула для первого полугодия: mp + 800 · n
(где mp –масса при рождении, n - число месяцев)
Пример: Ребенку 4 мес., масса при рождении (mp) =3000г
3000 + (800 · 4) = 6200 Масса ребенка 4-х месяцев = 6200 г
во второе полугодие прибавка составляет от 400 до 500 г. в месяц.
Формула для второго полугодия: mp + (800 · 6) + 400 · (n – 6 )
Пример: Ребенку 8 мес., масса при рождении (mp) = 3000г,
n - число месяцев = 8 мес.
3000г. + (800г. · 6 ) + 400г. · (n – 6 ) = 3000г + 4800г + 400г · (8 – 6) = 8600г
Ответ: масса ребенка 8 мес. = 8600г.
Средняя масса ребенка 1-го года = 10,5кг
Масса тела ребенка в возрасте 2—5 лет равна 10,5кг + (n · 2)
( где n — возраст ребенка, 10,5кг - средняя масса тела ребенка 1 года.)
Пример: масса ребенка в 5 лет = 10,5кг +(5 · 2) =20,5кг ≈ 20кг
Прибавка массы тела после 5 лет в среднем составляет 3кг в год.
Формула: 20кг + 3· (n – 5), где n – число лет ребенка.
Пример:Ребенку 14 лет. Его масса = 20кг + 3· (14 – 5) = 47кг.
Масса ребенка 5 лет = 20кг
на каждый недостающий до этого возраста год минус 2кг
на каждый последующий год +3кг
Пример:ребенку 3 года. Его масса = 20 – (5 – 3) · 2 = 16кг
ответ:масса ребенка 3-х лет = 16кг
Пример:ребенка 13 года = 20 + (13 – 5) · 3 = 20 + (8· 3) = 44кг
Длина тела, новорожденного ребенка равна 50—53см.
За первый год она обычно увеличивается на 25см
Длина тела ребенка до года увеличивается:
в 1-м квартале (1-3 мес.) на 3 см в месяц (3 · 3 = 9см),
во 2-м квартале (4-6мес) на 2,5см в мес. (2,5 · 3 = 7,5см),
в 3-м квартале (7-9) на 2 см в мес. (2 · 3 = 6см),
в 4-м квартале (10-12 мес.)на 1см в мес. (1 · 3 = 3см).
Пример: рост ребенка при рождении = 50см ему 7 мес.
его длина в 7 мес. = 50 + (3см ·3) + (2,5см · 3) + (2см · 1) = 68,5см
ответ: рост ребенка в 7 мес.= 68,5см
В 5 лет рост ребенка в среднем = 110см.
На каждый недостающий год до 5 отнимаем 8см,
на каждый последующий год после 5 прибавляем 6см.
Пример:ребенку 3 года, его рост = 110 – (5 – 3) · 8 = 110 – 2· 8 = 94см
ответ: рост ребенка 3-х лет равен 94см.
Ребенку 7 лет, его рост = 110 + (7 – 5) · 6 = 110 + 12 = 122см.
ответ: рост ребенка 7 лет = 122см.
илик 4 годам рост удваивается, т. е. равен в среднем 100см.
Формула для детей до 4-х лет = 100см – 8см (4 - n), где n-число лет ребенка.
С 4-х лет еще + 6см в год т.е.= 100см + 6см (n - 4)
Выделяют два периода ускоренного роста, или вытяжения. Первое вытяжение
в 5-6 лет, второе – 10-12 лет, когда ребенок может вырасти за год до 10см
У мальчиков рост прекращается в среднем к 18 годам, а у девочек в возрасте 16 лет.
Окружность грудной клетки.
Окружность грудной клетки при рождении в среднем = 32-34см, она на 1-2см меньше окружности головы. В 3-4 мес показатели окружности головы и груди сравниваются, а в дальнейшем окружность груди опережает рост окружности головы на 2-4см.
Окружность груди в возрасте 6 мес = 45см
младше 6 мес = 45см – (2см · n)
старше 6 мес = 45 + (0,5см · n), где n – число месяцев недостающих до 6 мес.
или превышающее 6 мес. Прибавка окружность груди + 1,2 см в месяц.
Окружность грудной клетки ребенка 10 лет = 63 см. На каждый недостающий
до 10 лет год минус 1,5см, а на каждый последующий год + 3см
Младше 10 лет = 63см – 1,5см (10 – n)
Старше 10 лет = 63см + 3см (n – 10), где n – число лет ребенку.
Окружность головы.
При рождении окружность голов в среднем = 34-36см, прибавка до 6 мес составляет
+ 1,5см в месяц, а после 6 мес + 0,5см в месяц. В среднем 1см в месяц. За год + 12см.
В 5 лет окружность головы = 50см. На каждый недостающий год до этого возраста минус 1см, на каждый последующий год + 0,5см.
Младше 5 лет = 50см – (5 – n), где n – число лет ребенку.
Старше 5 лет = 50см + 0,5см (n – 5) где n – число лет ребенку.
Акселерация. «Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. Во всех развитых странах за последнее столетие отмечено явление акселерации, т. е. ускорения роста и развития детей, начиная с внутриутробного периода. Она выражается на первом году в больших показателях длины тела, более раннем зарастании родничка и прорезывании первых молочных зубов. Наблюдается укрупнение размеров тела, более ранняя смена молочных зубов, ускорение процессов оссификации скелета и несколько ускоренное половое созревание. Акселерация, обусловленная изменением генотипа, развивающегося в следствие большой миграции населения и образования, смешанных браков. Темп акселерации выше при оптимальных условиях развития детей. Этот процесс считается результатом сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов, как наследственных, так и внешней среды ускоряющих рост и стимулирующих развитие. Этот процесс отмечается во всех развитых странах за последние 100 лет. Существуют природные, климатические, космические теории, которые ставят акселерацию в прямую зависимость от эпохи научно-технического прогресса, от изменившегося характера питания и адаптации организма к различным факторам среды, в том числе и вредным. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.
Режим дня.Ребенок с первых дней жизни должен иметь определенный режим дня с правильной организацией сна, бодрствования, прогулок, кормления. Новорожденный спит 20-22 часа в сутки, кормление по требованию ребенка.
Формула длительности сна в сутки = 22ч. – 1/2 · п (где п – число месяцев жизни) Общая длительность сна у детей 2—3 мес— 16—18 ч, из них 10—11 ч ночью и 6—7 ч ,
днем в 3—4 приема. В 3 мес сон 16-18 часов ( ночью 10 ч., днем 6 – 8 ч.), после каждого сна ребенок ест, после каждой еды бодрствует.
В 3 – 6 мес сон 16 ч. (днем по 1,5ч. 4 раза) бодрствует по 1,5 – 2ч. подряд.
В 6 – 9 мес. сон 15 ч. (днём по 1,5ч. 3 раза) бодрствует по 2 – 2,5ч. подряд.
В10 -12 мес сон 15ч. в сутки (днем по 1,5ч. 2 раза.)
С 1,5 лет сон 1 раз 3 часа и бодрствует по 5– 6 ч. подряд.
Режим дня дошкольника строится с учетом дневного сна 2-2,5 ч., ночной сон 10-11ч.
Прием пищи в определенные часы, число кормлений зависит от возраста.
Сон школьника 9-10ч. в ночное время. Прогулка на свежем воздухе 2ч.
Лекция № 5
План лекции