Стадии траура (по doyle 1990)
Стадии | Протяженность | Характеристика |
1. Облегчение | Несколько дней | Следует непосредственно за смертью, чувство нереальности и оглушения - «я никак не могу это представит» |
2. Ослабление напряжения | Около трех недель | Разрешение практических проблем (например, исполнения завещания, вопросы страховки, пенсии) |
3. Отказ | Три-четыре месяца | Ощущение покинутости, не уверенности, жалости к себе и самокритика («как же жить дальше? «Как я со веем этим справлюсь?») |
4. Воспоминания | 12-15 месяцев | Попытка снова воспроизвести радостные чувства и события прошлого. Визуальные и слуховые галлюцинации попытки совершения суицида |
5. Начало новой жизни | Интенсивные занятия домом, участком, хобби, встречи с друзьями «жизнь продолжается», но дни рождения, праздники день смерти все еще болезненны |
Повышенного внимания требует человек, находящийся в третьей, и особенно в четвертой стадии траура.
Осуществляя уход за умирающими пациентами, медсестры должны четко знать, с какими больными они имеют дело. Так, религиозные люди, искренне верующие, легче примиряются с необходимостью «ухода». В то же время человек не в состоянии полностью предсказать свое поведение в печальный период близости смерти.
Медперсонал должен (осторожно и при согласии пациента) выяснить у больного, что причиняет ему наибольшие страдания? В основном это переживания «страшно, больно, одиноко». Многих беспокоит ощущение бессмысленности прожитой жизни.
Смягчение боли и других неприятных соматических ощущений достигается медикаментозными препаратами. Психотерапевтические уверения о необходимости терпения должны иметь пределы, а бояться, что больной может стать наркоманом, - жестоко и бессмысленно.
Страх тоже можно ослабить медикаментами, но психотерапевтические беседы о неотвратимости грядущего, уважение к прошедшей жизни пациента, одобрение его мужества и силы духа могут достичь результатов. Но некоторым пациентам (тревожным и т.п.) не следует открывать всю истину сразу.
Следует предупреждать и пресекать страх одиночества. Пациента в терминальном состоянии нельзя подолгу оставлять одного. Иногда медработники, зная, что пациент обречен, начинает избегать его, перестают расспрашивать о его состоянии, следить. Чтобы он принимал лекарства, выполнять гигиенические процедуры. К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Необходимо продолжать выполнять назначения, спрашивать больного о самочувствии, отмечая самые, пусть даже самые незначительные, признаки улучшения состояния, выслушивать жалобы пациента, стараться облегчить его «уход», не оставляя один на один со смертью. Делать все для того, чтобы у больного не возникло ощущения, что он «списан со счета». Необходимо проявлять внимание даже к мельчайшим его просьбам, а также высказывать максимум сочувствия. Можно убеждать его, что своих страхов нечего стыдиться, «загонять их вовнутрь» ни к чему, лучше перед кем-то выговориться.
Родственников и других близких больного следует убеждать оставить неадекватное чувство вины или раздражения. Научить поведению, которое давало бы почувствовать больному его ценность для семьи и друзей, сопереживать ему, принять его прощения, обеспечить выполнения последних желаний.
Как родственникам, так и медперсоналу следует использовать адекватные невербальные приемы общения: эмоциональные выражения симпатии, умение слушать, уместный физический контакт (ласковые прикосновения) и мягкий юмор.
Но для того, что профессионально владеть всеми этими навыками, необходимо иметь четко сформированное мировоззрение по поводу проблемы смерти.
Обеспечение пациенту психологической поддержки со стороны его родственников и близких медсестры также входит обучение больного и его семьи лечебному питанию, которое необходимо для уменьшения ряда симптомов (тошноты, рвоты, снижения аппетита, появление запоров и т.д.).
У онкологических пациентов часто уменьшается потребность в пище и воде. Из-за постоянной тошноты больной отказывается от еды и воды. Если возникает проблема выбора между приемом воды или пиши, то предпочтение отдается приему жидкостей. Врачи и медсестры хосписа являются специалистами по оказанию паллиативной помощи - представителями совершенно новой медицинской специальности, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. Они исповедуют следующее этическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, обеспечить качество жизни пациента становится более важно, чем увеличить ее продолжительность; если нельзя исцелить пациента, то надо облегчить его судьбу. Он продолжает жить и нуждается в достойном уходе из жизни. Особые взаимоотношения складываются в хосписах между врачом и медсестрой. Это работа на равных. Роль медсестры не сводится лишь к раздаче лекарств или выполнению инъекций. Она видит пациента каждый день, принимает решения в экстренных ситуациях, когда врача может не быть рядом.
При планировании и осуществлении ухода в хосписе основной акцент делается на решение настоящих и потенциальных проблем пациента. Наиболее часто встречающимися проблемами являются кахексия, спутанность сознания, боль, одышка, кашель, тошнота, рвота, анорексия, запор, понос, кожный зуд, отеки, асцит, сонливость, бессонница, пролежни, раны, снижение чувства собственного достоинства и значимости, чувство вины перед близкими (детьми), депрессия, изоляция и самоизоляция, страх смерти, наркотической зависимости.
Уход за больными в условиях хосписа предусматривает обучение родственников пациента приемам ухода. Медсестра доступно объясняет и показывает им, что и как делать, разъясняет последствия несоблюдения рекомендаций по уходу. Активное привлечение членов семьи позволяет добиться лучших результатов и справиться с чувством вины, беспомощности и бесполезности, которые нередко возникают у родственников безнадежно больного человека. При осуществлении контроля за симптомами медсестра уделяет большое внимание профилактике их возникновения, немедикаментозным методам лечения, включая психотерапию и диетотерапию.
При уходе за пациентом медсестра особое внимание уделяет состоянию кожи, глаз, полости рта пациента для предупреждения развития пролежней, конъюнктивита и стоматита.