Сестринское вмешательство на различных стадиях горя пациента
Стадия | Сестринское вмешательство |
I стадия - стадия «отрицания» («нет не я», «это не рак», «не может быть! это ошибка!»). Человек ищет другие, более обнадеживающие мнения, диагнозы. Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желаниями узнать правду и избежать тревогу | Выяснение своих чувств по отношению к смерти, так как личное неприятие и страх могут быть перенесены на умирающего. Просят пациента описать на бумаге свои чувства, опасения, страхи. Это способствует психологической переработке этих эмоций. Важно сидеть у кровати больного (уменьшается его чувство заброшенности); внимательно слушать и сопереживать больному (уменьшает чувство изоляции, способствует построению взаимоотношений); держать руку, касаться плеча (физическое прикосновение некоторым больным приносит чувство комфорта и демонстрирует заботу о них). Информирование больного. Поощрение вопросов (правильная информация может уменьшить беспокойство и прояснить ситуацию). Однако если у пациента отмечается выраженная реакция отрицания и он не желает знать о смерти, говорить об этом нельзя. Не мешать больному, «мост» к человеку должен строиться от него, а не от себя |
II стадия - гнев - «отрицание» + «протест» («почему я?», «не может быть!», «это ошибка!»), может сочетаться с агрессией, которая преобладает, приводя к поискам причины («кто виноват?», «его погубили!», «отравили», «облучили», «просмотрели и вовремя не определили болезнь!»). Осознав, что он действительно умирает, его охватывает гнев, обида, зависть к живущим. Возникает крах надежд, планов. Как только пациент осознает реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом. Пациент раздражителен, требователен, его гнев часто переносится на семью или медицинский персонал | Признание права пациента испытывать гнев, что вызывает ощущение поддержки и взаимопонимания (дать больному «выплеснуться»). Работа с пациентом должна быть построена так, чтобы он перевел гнев в позитивное русло (постановка целей, принятие решений, борьба с болезнью). Это поможет больному повысить чувство собственного достоинства, держать эмоции под контролем и ощущать поддержку со стороны медицинского персонала. Целесообразно дать больному «выплеснуться» |
III стадия - «просьба об отсрочке» («еще не сейчас», «еще немного»). Человек ищет способы продлить жизнь, пытается договориться с Богом, с врачами. Дает обещания измениться. Иногда пациент пытается совершить сделку с собой или другими и выиграть дополнительное время на жизнь | Обеспечение поддержки (возможность обратиться к кому-либо и быть понятым помогают пациенту справиться со своими чувствами). Не следует призывать пациента стойко переносить несчастье, держаться и быть сильным. |
IV стадия - «депрессия» («да, это со мной, я умру», «нет выхода, все кончено»). Когда человек понимает, что выторговать жизнь не удается, возникает чувство безнадежности, горя, отчаяния. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает стадия депрессии. Признаками депрессии являются: • постоянное плохое настроение; • потеря интереса к окружающему; • чувство вины и собственной неполноценности; • безнадежность и отчаяние; • попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде | Пациента вовлекают в привычный для него жизненный уклад (сокращает время, проводимое в размышлениях). Уделяют пациенту достаточное количество времени и общаются с ним (уменьшает чувство изоляции и способствует взаимопониманию). Стараются держать под контролем чувство боли (комфортное состояние увеличивает желание пациента взаимодействовать с другими и уменьшает тенденцию к уединению). Пациента настраивают на обсуждение вопросов вины и потери,что поможет уменьшить чувство вины и возможные мысли о наказании за прошлые действия. Предоставляют пациенту необходимое личное пространство (при туалете, купании). Это поддерживает чувство собственного достоинства. Необходимо разделить переживание |
V стадия - «принятие» («пусть будет», «никуда не денешься, значит - судьба»). Человек вынужден смириться со своей судьбой и спокойно ожидает окончания жизни. Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек подготавливает себя к смерти и принимает ее как факт. На этой стадии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения. «Я будто заново открыл жизнь, включая и самого себя», - говорят многие пациенты | Поддерживают контакт, даже если пациент не хочет общаться (уменьшение чувства изоляции). Продолжают контроль за болевыми ощущениями (поддерживает состояние покоя и умиротворения на финальной стадии). Оказывают духовную поддержку. Это помогает пациенту переосмыслить свою прожитую жизнь, если необходимо – покаяться в общении; информации; совете; утешении; обсуждении лечения и прогноза; беседе о чувствах и профессиональной психологической поддержке. Необходимо поддержать пациента, здесь важно дать больному возможность и время пройти эту стадию в хосписе или на дому в присутствии работников хосписной службы |
Очень важно распознать, в какой стадии находится больной на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.
Чтобы общаться с неизлечимо больными людьми, нужен навык, которому вполне можно обучиться. Для этого необходимо знать себя, пациента и его семью, а также их отношение и подход к данной проблеме. Умение общаться требует от человека быть честным, уважать чувства других и обладать способностью к состраданию.
Это умение включает язык жестов, разговорную речь, доверие, которое устанавливается между собеседниками. Можно выделить несколько видов потребности пациентов и их семей:
Отношения между медсестрой и обреченным пациентом основаны на доверии, поэтому его нельзя обманывать. При этом не следует предоставлять измененную информацию. Нужно избегать и бездумной откровенности. В основном пациенты хотят знать как можно больше о своем состоянии. Однако следует остановиться, если пациент дает понять, что он получил достаточно сведений.
Очень важно уметь слушать больного. Выделяют время для неспешной непрерывной беседы. Дают пациенту понять, что для него есть время. Взгляд медсестры должен быть на одном уровне со взглядом пациента. Очень важно говорить в уединенной обстановке. Важно поощрять больного к продолжению беседы, показав заинтересованность кивком головы или фразой: «Да, я понимаю».
Когда люди страдают, они стремятся к неформальному общению. Помните, что при беседе с пациентом очень важно наличие оптимального физического пространства между ним и медсестрой. Пациент будет чувствовать себя неудобно, если медсестра находится от него слишком близко. Если же она будет находиться далеко, это будет дополнительным барьером для общения. Многое зависит от ответной реакции пациента и его семьи на общение. Она показывает, как медсестра влияет на больного и как он реагирует на нее. Разлад в общении может возникнуть из-за того, что сказанное медсестрой непонятно пациенту, поэтому следует избегать медицинской лексики.
Медсестре следует быть готовой к религиозным и философским беседам, диалогам с пациентом о справедливое и смысле жизни, добре и зле. Вся трудность в такой ситуации заключается в том, что философские суждения здесь в первую очередь важны не сами по себе, а как средство утешения, примирения обреченного человека со своей судьбой. Умирающие больные очень остро чувствуют неискренность собеседника, болезненно относятся к малейшим проявлениям безразличия. Поэтому при общении с ними очень важно сохранять доброжелательность, милосердие и профессионализм независимо от личных проблем и обстоятельств.
Отношение к болезни и ответная психологический реакция на известие о неизлечимой болезни у людей различны. Это определяется многими факторами: жизненными ценностями, мировоззрения, эмоционально – психологическом окладом, социальным и семейным благополучием и др. Проявления отрицания полученной информации и даже проявления агрессии носит защитный характер, и требуют доброжелательной и квалифицированной помощи.
Пациенты в финальных стадиях онкологического процесса чрезвычайно чувствительны к любой фальши в отношениях и крайне негативно воспринимают малейшие признаки неискренности как со стороны родственников, так и со стороны медсестры. В равной степени неуместно замалчивание проблемы («ничего не случилось»), неоправданный оптимизм («все будет хорошо») и чрезмерное сопереживание («бедный, несчастный»). Чем лучше медсестра сможет понять больного, благодаря терпеливому выслушиванию и сочувствию, узнать и поддерживать его стремления, тем точнее она может представить действительное положение вещей.
Важным является проведение беседы наедине, в отсутствии родственников. С родственниками проводят беседы без пациента. В тяжелом состоянии, перед смертью больной действительно говорит то, что скрывал по ряду причин свое истинное отношение к близким. Может быть, перед смертью он хочет избавиться от опеки родных и близких? Может быть ему лучше в больнице, хотя дома есть все необходимые условия для ухода? А может наоборот?
Необходимо помнить, что неприятие диагноза, неизбежности смерти - это защитная реакция больного и его близких на страшное для них сообщение.
Позиция персонала определяется прежде всего отношением к смерти как к нормальному явлению. Смерть признается неотъемлемой стороной самой жизни, и в конечном итоге пациент учится не бороться с ней, а принять ее в нужный момент с достоинством и без страха. В этом большую роль играет сестринский персонал. Важным моментом является то, что персонал должен сначала сам определить свою позицию по отношению к смерти. Когда медсестра разбирается в своих переживаниях и отношении к смерти; когда она склоняется к принятию смерти, а не к страху и отрицанию ее, тогда она может повторить этот же опыт с пациентом. Для медицинского персонала необходимо отсутствие «комплекса смерти».
Показано, что человек, семья, переживающие смерть родного, близкого человека, проходят стадии горя (траура). Медсестра должна учитывать их при построении плана паллиативной помощи.