Глава II. Практическая часть
1. Проведение опыта 1 «Содержание кислорода в почве»
Наливаем воду в стакан. Затем в него помещаем небольшое количество почвы. При этом в воде появляются пузырьки воздуха.
Вывод: в почве содержится кислород.
2. Проведение опыта 2 «Определение пагубного действия огня на почву» Берем две емкости, наполняем их почвой. Высаживаем в них семена одного и того же растения. Почву в первой емкости оставляем без изменений, а вторую обжигаем на костре. После чего, обожженную землю помещаем в контейнер.
Через 5 дней семена в первой емкости дали всходы, тогда как во второй всходов не появилось.
Вывод: огонь разрушает плодородный слой, в результате чего гибнут семена растений.
2 . Изучение мнения учащихся и взрослых о значении леса и разрушающем действии лесных пожаров.
Анкета 1.
1) Для вас лес - это …….?
А. место отдыха
Б.кладовая
В.аптека Г.источник древесины Д.источник топлива
Е.источник физического и психического
здоровья людей, эликсир от душевных болезней
2) Какое значение для природы играет лес?
А. источник кислорода на Земле
Б. защита почвы от эрозии
В. улучшает климат приземного слоя воздуха
Г. водоохранная роль
Д. местообитание животных, растений, защита от суховеев, пыльных бурь.
3) Как вы думаете, по чьей вине происходит большинство лесных пожаров?
А. человек
Б. самовозгорание от молнии
В. Другие причины
4) Какое отрицательное значение оказывает пожар на природу?
5) Ваше отношение к лесным поджогам?
6) Предложите меры борьбы с лесными пожарами……
Результатом анкетирования учащихся 5-11 классов нашей школы явились следующие данные:
- на вопрос для вас лес – это……33% ответили место отдых, 35%- аптека, 20%- кладовая, источник топлива, древесины, 12 %- источник физического и психического здоровья. Данные мы отразили в диаграмме 1.
На второй вопрос «Какое значение для природы играет лес» » Мнения учащихся разделились следующим образом: 65% - источник кислорода на Земле, 20 % -защита почвы от эрозии, водоохранная роль, 15 % улучшает климат приземистого слоя воздуха. Данные в диаграмме 2.
На 3 вопрос «Как вы думаете, по чьей вине происходит большинство лесных пожаров? 80 % ответили по вине человека, 15% от молнии.
Выводы и рекомендации.
В результате изучения свойств почвы, действия на нее высоких температур, выяснилось, что пожары губительно действуют как на человека, так и на растительный и животный мир.
В ходе проведения исследовательской работы, с поставленными перед собой задачами, я считаю, что справилась:
1. Провела аналитический обзор литературы по теме;
2. Проведенными опытами я подтвердила, что в почве находится кислород, который необходим для жизнедеятельности микроорганизмов и мелких животных. Также, я подтвердила, что огонь губительно действует на семена растений, которые находятся в почве.
3. исследовала влияния действия огня на растительные организмы;
4. Провела анкетирование и узнал мнения учащихся нашей школы, описал результаты в практической части своей работы.
5. Создала памятку «Заповеди идущему в лес»
Хочу привести несколько рекомендаций предупреждения пожаров в лесу:
ограничение посещения лесов в период засушливого лета (особенно на автомашинах), соблюдение мер пожарной безопасности при лесоразработках и производстве других работ с применением технических средств, а также населением, обучение населения основным- приемам тушения лесных пожаров;
должное техническое оснащение подразделений по борьбе с лесными пожарами, своевременная очистка лесоразработок от заготовленной древесины, сучьев, щепы и лесов от сухих деревьев и мусора;
разработка плана действий администрации при возникновении лесного пожара. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ:
- при обнаружении в лесу небольшого возгорания (незагашенного кострища) принять меры по его ликвидации; в любом случае, тем более, если пожар не удалось остановить, о возгорании информировать администрацию ближайшего населенного пункта или местное лесничество;
- уходить от пожара необходимо в наветренную сторону, перпендикулярно его кромке по просекам, вырубкам, полянам, берегам водоемов;
- если невозможно уйти от пожара — окунуться в любой водоем, накрыться мокрой одеждой, выйти на поляну, открытую площадку, дышать воздухом возле земли — он менее задымлен;
- в дыму рот и нос прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. (3. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. - М.. 2001)
Наша задача – сохранить нашу землю от губительных пожаров, сохранить ее красоту и неповторимость!
Вывод: Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли. Лес - один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты. Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Но лес – это еще и древесина, и пастбищные угодья, бесчисленная кладовая разнообразных богатств и эликсир от душевных недугов. Каждый из нас должен задуматься, каким увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас. Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой богатства.
Библиографический список
1. Ковда В. А. Основы учения о почвах. — М.: Наука, 1983.
2. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях : Учебник для населения / Под общей редакцией зам. министра МЧС России Г.Н. Кириллова. - М.. 2001
3. Шальнев В.А., Негативные последствия разведения кострищ на территории Русского леса. - М.: Ставрополь, 2003.Учебное пособие «Физическая география Ставропольского края» 2002 г
4. Интернет ресурсы
6 . электронные ресурсы. http://uchebnikfree.com/ekologiya/738-lesnyie-resursyi.html