Воспитание, жизненный путь, предболезненное состояние
Таблица 3
Предиспозиционные факторы развития заболевания при личностном комплексе «творческого высокомерия»
ПАРАМЕТР | ВАРИАНТЫ | Абсолютн. кол-во больных | М±т |
Стиль воспитания | «Избавителя» | 25 0±7,8 | |
Смешанный | 6,0:5:4,3 | ||
«Преследователя» | 69,0±83 | ||
Образование | Неполное среднее | 3,0±3,0 | |
Среднее специальное | 41,0±8,8 | ||
Незаконченное высшее | 3,0±3,0 | ||
Высшее | 53,0±8,9 | ||
Семейное положение | Состоящие в первом браке | 44,0±8,9 | |
Холостые | 25,0±7,8 | ||
Разведенные | 18,0±7,0 | ||
Состоящие в повторном браке | 13,0±5,9 | ||
Время появления признаков невротизма | Детство | 56,0±8,9 | |
Зрелые годы | 44,0±8,9 | ||
Соматическое заболевание | 28,0±8,1 | ||
Личный конфликт | 50,0±9,9 | ||
Производственный конфликт | 22,0±7,4 |
Чаще всего больные этой группы воспитывались в довольно жестком стиле «преследователя» (по типу «Золушка», «ежовые рукавицы»). В детстве им то и дело напоминали, что они всем обязаны своим родителям и должны испытывать по отношению к ним чувство благодарности. Реже воспитание шло по типу «кумира семьи». В нескольких случаях имела место смена стиля воспитания с «кумира семьи» на «Золушку» после рождения второго ребенка. Практически во всех случаях больные данной группы довольно рано мечтали по тем или иным причинам уйти из семьи.
Учеба большинству больных давалась легко. Многие имели общественные нагрузки, занимались спортом, учились в музыкальной школе, посещали различные студии и кружки.Не исключено, что такая занятость объясняется особенностями личностного комплекса и является механизмом, компенсирующим недостаток в эмоциональных связях. Уровень образования у больных данной группы был достаточно высоким. Среди них были профессиональные художники, педагоги школ и вузов, руководители подразделений различных организаций и предприятий. Стиль руководства у последних был авторитарным, а больные, причастные к искусству, плохо переносили критику. Лишь один больной не получил среднего образования, что было связано с войной. В профессиональной деятельности он достиг высокого мастерства и работал бригадиром.
В брак больные данной группы вступали довольно рано (иногда основной причиной выступало желание уйти от родителей). Семейная жизнь складывалась неблагополучно. Поддержание относительного мира шло, как правило, за счет уступчивости партнеров по браку. У одних больных на момент лечения семейный конфликт был явным и входил в содержание болезненных переживаний, у других имелись серьезные претензии к супругам, третьи были в разводе и неоднократно неудачно предпринимали попытки устроить свою личную жизнь, быстро разочаровываясь в новых избранниках.
Явления невротизма у большей половины больных возникли в раннем детстве. В основном это были дети из неблагополучных семей, получившие воспитание в стиле «преследователя» и испытавшие жестокое обращение. Основными формами невротических реакций являлись истерические реакции, реже – астенические с гиперстенической формой реагирования и истерической нюансировкой.
На этом фоне становление ведущего синдрома у этих больных протекало достаточно остро, и к психиатру они попадали быстрее, чем больные предыдущей группы. Тем не менее и здесь больные длительно лечились до направления к психиатру (у невропатолога, уролога, отоларинголога и т.д.). Так, один больной начинал лечиться у окулиста с диагнозом «острый конъюнктивит» (в действительности это был истерический невроз). Заболевание прогрессировало, присоединялось стридорозное дыхание. С диагнозом «бронхиальная астма» в течение двух лет 6 раз прошел курс лечения в стационаре. Наконец, для купирования «приступов» стали применять наркотики, и с диагнозом «наркомания» бальной был направлен к психиатру.
В качестве причины невроза больные чаще всего называли лично-семейный конфликт, затем соматическое заболевание и производственный конфликт. Истинные же причины невроза ими не осознавались.
Таким образом, особенности воспитания определяют формирование минуса в позиции «ВЫ», что нарушает функционирование личности в микросоциосреде, вызывая фоновое эмоциональное напряжение. Минус в позиции «ВЫ» означает готовность личности к конфликтам, которые с каждым разом возникают по все более ничтожным поводам. Происходит стабилизация позиции, а затем появляется тенденция к появлению минуса в позиции «ОНИ». Компенсаторными механизмами для данного комплекса являются различные формы агрессивности поведения, смена микросоциального окружения и т. д. Когда и эти механизмы не срабатывают, возникает невротическая симптоматика.
Клиника и лечение
Таблица 4
Основные клинические характеристики, методы лечения и его результаты при личностном комплексе «творческого высокомерия»
ПАРАМЕТР | ВАРИАНТЫ | Абсолютн. кол-во больных | М±Ж |
Неврастения | 22,0*7,4 | ||
Форма невроза | Навязчивых состояний | 28,0±8,1 | |
Истерический | 50,0*9,0 | ||
Астенический | 9,0±5,2 | ||
Ведущий синдром | Астенодепрессив-ный | 9,0±5,2 | |
Астеноипохондри-ческий | 6,0±4Э | ||
Обсессивно-фоби-ческий | 28,0±8,1 | ||
Истерический | 48,0±8,9 | ||
Методы лечения | ПТ | 22,0±7,4 | |
пт+кпт | 31,0±8,1 | ||
ПТ+КПТ+АР | 31,0±8,1 | ||
ПТ+КПТ+АР+СТ | 15,0±6,6 | ||
Непосредственный результат лечения | Полное выздоровление | 38,0±8,6 | |
Значительное улучшение | 34,0±8,5 | ||
Улучшение | 22,0±7,4 | ||
Без перемен | 6,0±4,3 | ||
Отдаленный результат лечения | Полное выздоровление | 63,0±8,7 | |
Значительное улучшение | 13,0±5,9 | ||
Улучшение | 15,0±6,5 | ||
Без перемен | 9,0±5,2 |
Чаще всего у больных данной группы отмечался истерический невроз. Во всех случаях он протекал на фоне выраженного конфликта. У одних больных он был в семье (с супругом, детьми, родителями и родственниками), у других – на производстве (увольнение с работы, угроза отчисления из института, перенос очереди на квартиру).
Вся истерическая симптоматика протекала на фоне тревоги, все претензии предъявлялись обстоятельствам и партнерам по общению. Симптоматика была крайне разнообразной, но чаще всего отмечались двигательные проявления: блефароспазм, тики, истерические припадки (у одной больной они были настолько выражены, что требовали дифференцированной диагностики с опухолью), фарингоспазм, астазия-абазия, писчий спазм, истерическая икота, афония и др. Тревога, подавленность сочетались с легко возникающими приступами гнева. К истерической симптоматике на более поздних этапах присоединялись навязчивости.
При неврозе навязчивых состояний обращало на себя внимание содержание навязчивостей. Здесь чаще отмечались социофобии. Это был страх потери сознания во время выступления, позыва к мочеиспусканию во время свидания с девушкой, агорафобия. Нозофобия наблюдалась редко. Кроме того, в структуре невроза навязчивых состояний были истерические компоненты (если не в период наблюдения, то в период становления симптоматики).
Неврастения возникала на фоне производственных конфликтов. Астенический синдром имел гиперстеническую форму. Для поведения больных было характерно то, что раздражительность и гневливость несли в себе оттенок демонстративности. На отдаленных этапах, когда присоединялась субдепрессивная симптоматика, синдром молено было типировать как астенодепрессивный. Истерическая симптоматика тогда становилась менее выраженной. Иногда наблюдалась трансформация астенического синдрома в астеноипохондрический, когда к астении присоединялись сенестопатии и навязчивые опасения нозофобического содержания.
Сексуальная проблема как основная в данной группе указывалась относительно редко (шесть больных).
Суицидальное поведение отмечалось всего в четырех случаях и носило характер демонстративно-шантажных высказываний.
Личностный комплекс оказывал влияние на поведение больных в процессе лечения и подтверждал предварительную клинико-биографическую диагностику. В стационаре они осваивались обычно быстро и находили себе определенный круг для более тесного общения. Довольно скоро становилась заметной претенциозность и конфликтность больных этой группы. Вначале это были конфликты с больными, медперсоналом, а потом, если не наступало улучшения, и с лечащим врачом. Довольно быстро они оставались в окружении тех, кто им безропотно подчинялся либо использовал их в своих интересах. Так, одна больная, высококвалифицированный парикмахер, удерживала возле себя довольно широкий круг больных женщин, которым делала прически, хотя при этом язвительно критиковала их вкусы.
В занятия групповой психотерапией как при амбулаторном, так и при стационарном лечении больные включались довольно активно. При этом можно было наблюдать два варианта поведения. При первом больные внимательно слушали всех членов группы и особенно врача. Вскоре они сами вступали в дискуссию, тут становилось ясно, что больные пытались не столько усвоить информацию, сколько поймать врача на противоречии. При втором варианте больные внезапно становились настолько откровенными, рассказывая о своих переживаниях (в том числе и интимных), что шокировали других членов группы. Они легко становились в оппозицию при малейших ошибках в действии врача, превращаясь при этом в отрицательных лидеров и стараясь увести группу от решения конкретных вопросов в сторону общих рассуждении. Для нейтрализации такого эффекта здесь с успехом использовалась техника амортизации: врач моментально соглашался со всеми положениями, которые выдвигал больной, хвалил его в такой степени, что похвала становилась абсурдом и вызывала у других членов группы ироничное отношение к больному.
Но когда у больного состояние улучшалось и качественное содержание позиции «ВЫ» начинало меняться, он из отрицательного лидера превращался в союзника психотерапевта. Высокая активность таких больных способствовала эффективной работе группы: с их участием последняя в стационаре фактически работала в течение всего дня, а не только в специально отведенные часы. Порой даже приходилось сдерживать инициативу бальных.
При индивидуальной работе больные во время беседы старались как можно подробнее изложить свои жалобы, подчеркнуть их исключительность. К лечению требовали приступить немедленно. Обычно были нацелены на «сильный гипноз» или «хороший подбор медикаментов». Рассказывая о своих жизненных обстоятельствах, также подчеркивали их исключительность, своей микрогруппе давали отрицательную характеристику («террариум», «мещане», «мафия» и т.п.). Считали себя жертвами конфликта и не видели в нем своей роли.
При перестройке позиции «ВЫ-» в позицию «ВЫ+» упор следовало делать на позицию «Я». Здесь было принято во внимание большое желание больных этой группы управлять людьми, перевоспитывать их. Необходимо было не критиковать это стремление, а подчеркнуть, что управление людьми можно считать истинным только в том случае, если у партнера по общению возникает желание сделать то, что нужно тебе. В процессе работы с больным врач не критиковал его иррациональные идеи, а только старался помочь найти ему средства для их реализации. Это приводило к тому, что бальной сам отказывался от иррациональных компонентов своих идей.
В процессе лечения бальной овладевал техникой общения. Правильное общение приводило к тому, что партнеры больного начинали относиться к нему лучше, что позволяло ему в свою очередь увидеть положительные качества своих близких. Таким образом происходила замена минуса на плюс в позиции «ВЫ».
Для решения этой задачи применялся ряд тактических приемов. Прежде всего больному надо было показать связь симптоматики со стилем жизни, продемонстрировать ему, что при такой жизни, какую он вел, он должен был заболеть, стиль же поведения зависит от структуры личностного комплекса. Поэтому основной упор врач делал на личность больного, хотя последний старался свести беседу к обсуждению симптомов. Беседа с данной категорией больных велась с использованием техники сократического диалога и приемов когнитивной терапии. Разработка сценария поведения больного и психотравмирующей ситуации шла с использованием техники трансактного анализа. Если был невозможен непосредственный контакт с конфликтующей стороной, прибегали к переписке, что в ряде случаев, когда выражена эмоциональная патология, более целесообразно.
Непосредственный результат лечения в этой группе оказался достаточно высоким, как и в предыдущей группе. Неэффективной терапия оказалась только у двух человек. Катамнестические наблюдения показали, что достигнутые позитивные результаты имели тенденцию к закреплению. Многие больные, посещавшие КРОСС после основного лечения, отмечали, что занятия помогают им правильно строить отношения в семье и на работе. Ухудшения состояния ни у кого из них не было.
После лечения два человека повысили свой социальный статус, получили повышение по службе, три получили возможность продолжить учебу в институте, хотя до этого ставился вопрос об их отчислении, одна больная защитила диссертацию и вышла замуж. Большинство больных улучшили свои отношения в семье и на производстве.
Пример описан в «Алгоритме удачи».
4. «Я +, ВЫ-, ОНИ+, ТРУД+»(личностный комплекс «чистого высокомерия»)
Эти больные по характеру межличностных отношений напоминают больных с комплексом «творческого высокомерия». Однако труд ими рассматривается как источник материальных благ. Отличием этой группы от двух предыдущих являласьопределенная асоциальность (если не в поступках, то в намерениях).
Жизненная траектория больных данной группы напоминала таковую больных группы «творческого высокомерия», но происходило здесь все на более низком эмоциональном уровне. Компенсаторными механизмами являлись склонность к накопительству, сомнительный в моральном плане образ жизни, иногда гиперсексуальность. Отсутствие стойких и глубоких межличностных контактов и удовлетворения от своей деятельности обусловило возникновение фонового эмоционального напряжения, в структуру которого входили тревоги, гневливость, некоторая подавленность.