Как выявить и нейтрализовать Синюю Бороду?

Я хочу помочь педагогам, лекторам и тем, кому при­ходится иметь дело с коллективами, которые формиру­ются с их участием и существуют недолго. При этом я опираюсь на свой опыт чтения лекций, посвященных психологии управления, на однодневных семинарах.

Быстротечность встреч требует быстрого выявления Синей Бороды. Слушатели, которые заинтересовались вашей лекцией, сидят обычно несколько подавшись впе­ред, устремив взгляд на вас, глаза при этом широко от­крыты или слегка сужены. Иногда они бывают настоль­ко увлечены, что забывают записывать, руки при этом опираются на стол. Синяя Борода сидит, слегка отки­нувшись назад, руки нередко скрещены на груди, голова несколько наклонена вниз, на лице выражение легкого скепсиса, взгляд устремлен на вас и как бы говорит: «Не учи меня жить». Слушает он вас внимательно, но не столько для того, чтобы усвоить информацию, сколько для того, чтобы поймать вас на противоречии.

Как только ему покажется, что настало его время, он тут же скажет: «Я с вами категорически не согласен, глубокоуважаемый...» или «Не говорите ерунды».

Если это разовая встреча, то «вырубить» его следует сразу. При правильной технике он перестает «высту­пать» после одной-двух реплик. Так, на фразу «Я с вами не согласен», не вступая в дискуссию, следует ответить: «И правильно делаете! Может быть, я ерунду говорю. Посмотрите, как быстро вы разобрались. Я вот несколь­ко лет никак во всем этом разобраться не могу, и себе голову заморочил, и слушателям. Одному вам не уда­лось!» Не обязательно говорить всю эту фразу. Часто хватает первого предложения. Вы уже поняли, что так я объединяю слушателей против Синей Бороды. Если он будет упорствовать, кто-нибудь из слушателей на него зашикает и скажет что-нибудь типа: «Не нравится, так уходите и не мешайте слушать!»

Если же предстоит с Синей Бородой общение в те­чение длительного времени, так резко поступать не сто­ит. Так показывает мой опыт работы на факультете усо­вершенствования врачей. Кстати, если удастся привлечь Синюю Бороду на свою сторону, он может стать надеж­ным и верным сотрудником, который первым будет ука­зывать вам на ваши ошибки. Во всех случаях лучше вы­слушать его, может, в чем-то он и прав, но если он про­сто антилидерствует, через некоторое время сама груп­па поставит его на место (подробнее об этом расскажу в главе «Психология управления»).

Если вы хотите пораньше выявить Синюю Бороду, спровоцируйте его на выступление. Для этого следует говорить о своих достижениях. Человек, не достигший успехов, воспримет это как хвастовство, выразит сомне­ние в результатах, начнет интересоваться, поступаете ли вы так, как говорите, т.е. начнет интересоваться не столь­ко идеями, которые вы высказываете, сколько вашей личностью (т. е. интересуется не качеством воды, а тем, как устроен сосуд, из которого он пьет). В таких случаях лучше не оправдываться и говорить правду или вообще не говорить.

Однажды во время занятий в первые дни я рассказал о том, каких успехов достигли мы при внедрении наших методов пси­хотерапии и психокоррекции в лечении и профилактике нев­розов. У большинства это вызвало энтузиазм, ибо эти методы, как вы сами видите, легки для усвоения. Еще не проявивший себя, но выявленный мною Синяя Борода, внимательно слу­шал и, как только я сказал фразу: «Психологическая подго­товка без хорошей физической подготовки не имеет никакого смысла, ибо для того, чтобы встретить счастье и воспользо­ваться им, необходимо хорошее здоровье», немедленно спро­сил меня: «А вы делаете утреннюю гимнастику?» Я честно ответил: «Нет!» На лице у него появилось выражение довольства, он с торжеством посмотрел на группу. Я подождал, когда он полностью насладится своей победой, и сказал: «В детстве меня не приучили делать утреннюю гимнастику. Пытался выработать в себе ату привычку, но до сих шор не удалось. Однако я каждый день хожу пешком на работу, а иногда и с работы, это пять – десять километров. Кроме того, я два-три раза в неделю играю в настольный теннис, иногда посещаю бассейн. Во время занятий с курсантами показываю упражнения из гимнастики таи-дзи-цюань (один из стилейу-шу), и мне хватает». Он был несколько смущен. Я понял, что дело этим не кончится.

Однажды мы проводили занятия в больнице. После оконча­ния занятий мне надо было вернуться в институт. Группа уже ушла, а я по делам задержался. Поскольку я очень торопился, то шел быстро, а когда увидел трамвай, перешел на бег, обго­няя группу, которая шла очень медленно. И вдруг слышу в спину: «А говорили, что все время пешком ходите!» Нетрудно догадаться, что это был Синяя Борода. Я ему тут же на бегу ответил: «Да, я вас просто обманывал!» (еще раз напоминаю, что спорить с Синей Бородой бесполезно). В любом правиле есть исключения. Синяя Борода это понимает в глубине души, но вампирья сущность заставляет требовать от доноров сто­процентного выполнения правил и получать удовольствие от их смущения. На занятиях Синяя Борода продолжал «ловить» меня, он мне возражал. Иногда его замечания имели здравый смысл, иногда были нелепыми. В таких случаях я говорил примерно следующее: «Может быть, вы и правы, но я не могу понять ход ваших рассуждении, поэтому остаюсь при своем мнении. Если бы вы были моим начальником, я бы выполнил ваше распоряжение. В данном случае ответственность за исход дела лежит на мне, будет выполняться мое решение. Но если не получится, перейдем к вашему варианту». Мой постоянный уход от конфликтов дал положительный результат. Через ме­сяц после начала занятий он попросил индивидуальной бесе­ды. Рассказал о своей неудавшейся жизни из-за неумения уступить, когда неправ, не говоря уже о тех случаях, когда прав (кстати, уступить когда прав – высокий класс психологи­ческой подготовки!). Это сыграло роковую роль в его жизни, где был крах и карьеры и личных отношений. Способности свои реализовать ему не удалось. В результате расстались мы друзьями. Сотрудничаем до сих пор. Дела его пошли успешнее.

Этот пример наглядно показывает, почему люди ста­новятся психологическими вампирами. Потому что те­ряют смысл собственной жизни. Они присасываются к донорам, а у тех с этим тоже неблагополучно. Ясно, что вампиры высасывают пустоту.

Как воспитать Синюю Бороду?

Нет ничего проще. Воспитывайте ребенка в стиле «избавителя» (вариант «кумира семьи»), потакайте всем его капризам, рано или поздно, скорее всего рано, он уверует в свою непогрешимость. Если он умен, то будет быстро находить недостатки по сути дела, вызывая раз­дражение у близких. Выйдя из семьи, он будет сеять конфликты и раздоры вокруг себя. В будущем, когда силы его истощатся, его ожидает полное одиночество, хотя чувство одиночества его не покидает ни на секун­ду. И только в те моменты, когда он вызывает возмуще­ние у окружающих, он чувствует, что живет. Второй спо­соб воспитания Синей Бороды – воспитание ребенка с холерическим темпераментом в стиле «преследователя» (вариант «ежовые рукавицы»). Постоянные придирки вызовут чувство протеста против воспитателей. Он на­чнет искать противоречия в их поступках.

Добившись самостоятельности, начнет придираться к людям, зависящим от него, т. е. станет Синей Бородой.

Алкоголик

Тема заезженная, можете этот подраздел и не чи­тать. Но, честно говоря, мне бы хотелось, чтобы вы про­чли его. Здесь же я расскажу о наркомании. Дело в том, что у нас все время ведется борьба с этим злом. Но как ведется? Все время пугают! Но ведь природа человека такова, что чем больше ему запрещают, тем больше именно это ему хочется делать. Об этом уже говорилось выше. Я хотел бы вопрос поставить иначе. Мы сможем понять проблему только в том случае, если будем пред­ставлять, какую пользу приносят алкоголь и наркотики.

В психологическом плане человек стремится к счас­тью. В эмоциональном плане состояние счастья сопро­вождается положительными эмоциями. У нас всего две положительные эмоции: интереса и радости. Эмоция интереса сопровождает человека в процессе творческо­го труда. Эмоция радости возникает в двух случаях: в творческом труде и в любви.Вот почему мы всегда друг другу желаем успеха в работе и счастья в личной жизни.

В биохимическом плане состояние интереса сопро­вождается выбросом в кровь эндорфинов – веществ, по своему химическому строению и психологическому и физиологическому действию напоминающих действие морфия. Вот почему, когда человеку интересно, он не болеет, умеренно ест и не хочет пить. Всем известно, что наркоманы не употребляют спиртных напитков. Когда же возникает эмоция радости, в кровь выбрасы­вается алкоголь. В этот момент человек немного глупе­ет, перестает работать. В присутствии алкоголя быстрее всего идут восстановительные процессы. Вот почему опытные руководители и педагоги стараются заинтере­совать своих подопечных и дать им чувство радости.

Архимед, сидя в ванне, думал. Когда ему в голову при­шел конечный результат (закон Архимеда), с криком «Эврика!» он выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз. Как это можно понять с точки зрения современной науки? Вы уже догадались, дорогой мой читатель! Когда Архимед думал, в крови у него было много эндорфинов, а когда мыслительный процесс ус­пешно закончился, организм в кровь выбросил изряд­ную долю алкоголя, и он, как в народе говорят, «одурел от радости».

Если жизнь человека неинтересна и безрадостна, он рано или поздно или заболеет, или начнет принимать алкоголь или наркотики, а заболеет уже потом. Кстати, уровень алкоголизма в XX веке вырос в 40,6 раза, а уро­вень заболевания неврозами в 40,4 раза. Сходство цифр, как вы сами понимаете, неслучайное. Нетрудно прийти к выводу, что бороться с алкоголизмом и наркоманией следует не запретами, а обучением жить творческой жизнью. Тогда будут успехи, а это значит, что в орга­низме всегда будет повышен уровень и эндорфинов, и алкоголя.

А теперь проследим за действиями алкоголика. Алкоголик обычно имеет несколько доноров. ЭтоПре­следователь, Избавитель, Болван (Покровитель) и По­ставщик.

Преследователь чаще всего – жена Алкоголика. Обыч­но она несколько старше мужа, нередко стоит ниже его на социальной лестнице, но самое главное – это жен­щина с сильной родительской позицией. В общем, жен­щина-мать, фактически она не столько выходит замуж, сколько берет себе сына на воспитание. Вот почему, несмотря на все зло, которое приносит такой женщине алкоголик, она его не бросает. Ведь, как правило, мать не бросает своего дефективного ребенка!

Избавитель чаще всего – врач, лечащий больного от этого порока. В типичном случае Преследователь при­водит Алкоголика к Избавителю. Последний проводит обрыв запоя, укрепляет здоровье. Несколько месяцев Алкоголик не пьет. Все радуются, а потом его снова на­ходят в канаве. Какое-то время он пьет, затем опять про­сит прощения, опять лечится, опять какое-то время не пьет и т. д. Потом наступают деградация и алкогольный психоз или в состоянии алкогольного опьянения Ал­коголик совершает преступление, попадает в тюрьму, потом входит из тюрьмы и...

Попутно Алкоголик выпивает соки и из Болвана. Последние бывают двух типов. Первый – это мать Алкоголика. Она сочувствует сыну, так как «ему доста­лась неудачная жена, которая плохо к нему относится. Как не пить при такой жене!» Иногда она превращает­ся в агитатора: «Выпей, сынок! Расслабься!» Второй – это люди, которые «понимают» алкогольные разгово­ры, могут одолжить Алкоголику деньги, хотя знают, что он их никогда не отдаст. Алкоголик считает их хороши­ми людьми.

В периоды сухого закона определенную роль в жизни Алкоголика играет Поставщик. Это человек, у которого он может раздобыть спиртное обычно за деньги, реже в долг, но долг он всегда отдает.

Трудность оказания помощи таким вампиру и доно­рам заключается в том, что практически все они имеют ту или иную, иногда неосознаваемую, выгоду от того, что Алкоголик пьет, хотя при этом и высасывает из них психологические соки.

Преследователь «заинтересован» в том, чтобы Алкоголик продолжал пить, ибо, если он бросит пить, он бросит заодно и Преследователя. Вспомним, что на социальной лестнице нередко Алкоголик стоит выше Преследователя.

В нашей клинике лечился один Алкоголик, врач по профессии, да еще и из профессорской семьи. Во время пребывания в стационаре он познакомился и сблизил­ся с медсестрой, одинокой женщиной, которая приня­ла живое участие в его лечении. Так как к этому време­ни первая жена его оставила, он женился на этой мед­сестре. Срывы повторялись один-два раза в год. Затем наступила стойкая ремиссия. Он не пил пять лет. Так ведь он ее бросил!

Когда я стал лечить Алкоголиков, исходя из новых принципов, и между прочим вполне успешно, то неред­ко наблюдал, как жены, естественно неосознанно, спо­собствовали срыву лечения.

Как-то лечился у меня талантливый поэт. Лет шесть он уже не работал. Жена мучилась с ним, водила по вра­чам без особого успеха. Наконец, он попал в клинику. Нам неплохо удалось помочь ему. Сразу же после вы­писки он взялся за работу над своими произведениями. Ему обещали их опубликовать и заплатить неплохой гонорар. Он стал приходить домой радостным. Жена же подозревала его в том, что он выпил, просила «дыхнуть» и т. п., т. е. преследовала его. Когда же она убедилась, что он действительно не пьет, то попробовала немед­ленного устройства на работу. Недели через две после лечения он в состоянии возбуждения, но абсолютно трезвый пришел ко мне вместе с женой со словами:

«Уймите эту мегеру! Если так будет продолжаться, я опять сопьюсь». Результат лечения оказался стойким. Он пить не начал, но ее провокации продолжались, и он вынужден был с ней разойтись.

Какую выгоду имеет Избавитель? Он получает зар­плату. Я, конечно, шучу. Не это главное, хотя многие целители обогатились, леча Алкоголиков. Основная пси­хологическая выгода заключается в том, что, слушая жалобы на неудавшуюся жизнь Алкоголика и имея проблеммы нередко еще более сложные (часто кадры наркологов формируются из врачей-неудачников). Избави­тель чувствует себя на высоте (он ведь не спился!). Кроме того, в процессе беседы с Алкоголиком Избавитель испытывает определенный «кайф». Ведь он в это время в позиции Родителя! Читает нотации. Учит, точнее по­учает! Убеждается, что он выше Алкоголика. Почему это происходит? Потому что Алкоголик, придя на прием и врачу, находится на позиции Дитяти и просит (иногда униженно) оказать ему помощь. А ведь энергия – в дет­ской позиции! Вот и получается, что на первых этапах Алкоголик подпитывает Избавителя, т. е. здесь имеем дело с вампиризмом.

Кстати, и с Преследователем Алкоголик поступает так же. Ведь как объясняется в любви Алкоголик? До­рогие читательницы, которые еще не устроили свою личную жизнь! Хочу задать вам вопрос: какое из трех объяснений в любви вам больше нравится?

1. «Я люблю тебя! Я без тебя пропаду. Узнав тебя, я понял, что мир прекрасен. Ты озарила мою темную душу! Выходи за меня замуж!»

2. «Я тебя люблю. Я тебе звезды с неба достану. Бу­дешь как сыр в масле кататься! Выходи за меня замуж!» (При этом Он осыпает ее цветами, делает подарки, удов­летворяет все желания.)

3. «Я тебя люблю. В мире все так непросто. Поддер­живая друг друга, мы смогли бы вместе пойти по жизни. Выходи за меня замуж!»

Первое объяснение – объяснение Алкоголика. Гаран­тия – 100 процентов. Второе – тоже, но вероятность – 50-60 процентов. Остальные 40-50 приходятся на тиранов. И лишь последнее предложение заслуживает серьезно­го рассмотрения. Однако большинству моих пациенток и клиенток, которые вышли замуж за Алкоголиков, больше нравятся первые два варианта. Поэтому повтор­но они тоже, гарантирую, выйдут замуж за Алкоголиков, если не изменят свой социоген. Так что проблема не так проста, как кажется!

Болван (Покровитель) также заинтересован в том, чтобы Алкоголик продолжал выпивать. Вспомним,что часто Болван первого типа – мать больного. Если Алкоголик прекратит пить, будет ли он навещать мать? Конечно, нет! Вот вам информация для размышления. Что происходит в семьях, если отношения между све­кровью и невесткой не налажены?

Выгода Болвана второго типа более завуалирована и более ощутима в материальном плане. Дело в том, что среди Алкоголиков много способных и умелых людей, часто занимающих заметное общественное положение, или мастеровых. И вот, когда Болвану нужны услуги Алкоголика, можете не сомневаться, что он получит их в первую очередь, бесплатно или по минимальному та­рифу. Так что кроме психологической выгоды, которая заключается в том, что Болваны среди Алкоголиков слы­вут хорошими людьми, они имеют неплохую материаль­ную компенсацию с прибылью, которая иногда дости­гает тысячи процентов. Хочу подчеркнуть, что Болван, одалживающий Алкоголику деньги без надежды на воз­вращение, не осознает, что от своего общения с Алкоголиком он получает выгоду, так же, как и мать Алкоголика не осознает, что она способствует гибели сына.

И Преследователь, и Избавитель, и Болван не веда­ют, что творят, не понимают, что Алкоголик становится для них ценной фигурой как объект для преследования, избавительства или покровительства. На первых порах все три роли играет жена, читая нотацию ему (Пресле­дователь), утром встречая его у проходной, чтобы огра­дить от выпивки (Избавитель), и укладывая пьяного в постель (Болван). Затем постепенно подсоединяются другие лица. И каждый в этой трагедии взаимного вам­пиризма играет только одну роль.

Таким образом, в конечном итоге и Преследователь, и Избавитель, и Болван (Покровитель) являются пси­хологами-любителями и жертвами в этой сложной и трагичной игре. Лишь один Поставщик является про­фессионалом, имея от всего этого лишь материальную выгоду, и заслуживает морального и общественного осуждения, а может быть, и юридического, но здесь я не профессионал. Первые три, как и Алкоголик, нужда­ются в психологической помощи.

Наши рекомендации