Игра «Большие и маленькие дети»
Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного и множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных на картинке людей. Попросите его назвать их профессии. (Воспитатель, няня.) Расскажите о том, что дети собираются на прогулку. Прочтите рифмовку:
Каждый рад, очень рад. На прогулку в день ненастный Отправляются детишки — И девчонки, и мальчишки!
Скажите, что няня будет одевать маленьких детей, а воспитатель — больших. Предложите ребенку найти на картинке и показать всех маленьких детей. Попросите дать каждому маленькому ребенку имя и назвать его ласково (Ванечка, Танечка).
Предложите ребенку составить фразу по образцу: «Вот маленькая Танечка. Вот маленький Ванечка...»
Попросите ребенка взять карандаш синего цвета. Предложите ему провести дорожку от няни к каждому маленькому ребенку. Попросите рассказать, кого будет одевать няня. Затем предложите взять карандаш желтого цвета и провести дорожку от воспитательницы к каждому большому ребенку. Попросите назвать их и составить фразу по образцу: «Вот большая Даша. Вот большой Петя». Спросите малыша: «Кто идет на прогулку?» (Дети идут на прогулку.)
Игра «Накрываем на стол»
Чему учится ребенок: понимать значение слов, образованных при помощи суффиксов -чк-; -ечк-; -ик-„
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его рассказать, кто на ней изображен. (Няня.) Что делает няня? (Накрывает на стол.) Спросите ребенка: «Что няня нальет в глубокую тарелку?» (Суп.) «А что в кружку?» (Компот.)
Предложите ребенку поиграть. Скажите, что вы будете няней в настоящем детском саду, в ребенок — в кукольном детском саду. Прочтите рифмовку:
На стол я буду накрывать, Посуду нужно собирать.
Скажите, что большая посуда будет вашей, а ребенку предложите играть с маленькой посудой. Скажите: «Я поставлю на стол большую тарелку. А ты?» — «Я поставлю на столик маленькую тарелочку».
Лексический материал:
Чашка — чашечка, ложка—ложечка, блюдце—блюдечко.
Игра «Складываем игрушки»
Чему учится ребенок: различать предлоги, выражающие пространственные взаимоотношения двух предметов,— «на», «в».
Оснащение: настоящие игрушки.
Ход игры: подготовьте заранее игровую ситуацию — разбросайте по комнате игрушки: машинку, книжку, картинку, мяч, куклу. Предложите ребенку дать оценку увиденному. Поиграйте в детский сад. Скажите, что вы будете воспитательницей, а он — ребенком.
Прочтите рифмовку:
. Ваша воспитательница
Строгая всегда. Если вы играете, То вместе убираете Книжки и картинки, Игрушки и машинки!
Дайте ребенку поручение: «Возьми машинку. Поставь ее наполку. Возьми мяч. Положи его в корзину. Возьми куклу. Посади ее настул. Возьми картинку. Положи ее в стол». Усложнение: увеличьте количество игрушек
Игра «Можно, надо (нужно), нельзя»
Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные в дательном падеже без предлога со словами «можно», «нельзя»; понимать слова «хорошо—плохо»; употреблять союз «потому что».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: создайте игровую ситуацию. Попросите ребенка взять на себя роль воспитательницы. Один мальчик собрался на прогулку, но он обул только один сапог. Предложите ребенку ответить на вопросы.
Можно этому мальчику идти гулять? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому, что он надел только один сапог.)
Скажите: «Другой мальчик разбросал по комнате игрушки».
Можно ли этого мальчика угостить конфетой? (Нет, нельзя.) Почему? (Потому, что он разбросал игрушки.)
Предложите ребенку-воспитателю попросить детей исправить допущенные ими ошибки: «Надень, пожалуйста, второй сапог. Собери, пожалуйста, игрушки и сложи их на место».
Усложнение: продолжите игру, используя другой лексический материал.
Можно детям драться? (Нельзя.) Почему? (Потому, что это плохо.)
Можно ли есть на прогулке снег? (Нет.) Почему? (Потому, что может заболеть горло.)
Игра «Я — мы»
Чему учите я ребенок: согласовывать местоимения «я», «мы» с глаголами единственного и множественного числа.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: игру лучше проводить с несколькими детьми. Предложите взрослому, играющему с ребенком, стать воспитателем. Попросите его провести физкультурное занятие. Объясните правила игры: «Воспитатель будет выполнять движения и рассказывать о том, что он делает. Дети будут повторять это движение и говорить, что они делают».
Прочтите рифмовку:
Что мы делали — покажем.
И покажем, и расскажем!
Покажите первое движение, предложите его повторить. Попросите рассказать, что он делает. Например: «Я иду, а мы...идем». Лексический материал Я прыгаю, а мы... прыгаем. Я кувыркаюсь, а мы... кувыркаемся. Усложнение: подберите другие движения.
Игра «Салфетки»
Чему учится ребенок: различать и называть предметы по форме (круглая, квадратная); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 6); вырезанные из цветной бумаги салфетки.
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делает мальчик?» (Помогает няне, собирает салфетки.) Прочтите рифмовку:
Я дежурная сегодня — няне помогаю. Круглые, квадратные салфетки собираю.
Предложите ребенку помочь няне собрать салфетки и разложить их в миски такой же формы, как салфетка (квадратные, круглые). Попросите назвать форму и цвет каждой салфетки.
Усложнение: предложите ребенку разложить салфетки в соответствии с их формой, величиной, цветом по вашей просьбе: все большие, все синие, большие красные, маленькие зеленые, отдельно круглые и квадратные и т. д.
Года
(2 младшая группа)
Игра «Музыкальное занятие»
Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать имя существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 7), карандаш.
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию.
Кто изображен на картинке? (Музыкальный руководитель, дети.)
Что делает музыкальный руководитель? (Играет на пианино, поет.)
Как одеты дети? (В костюмы Петрушек.)
Какого цвета костюм у каждого Петрушки?
Предложите ребенку назвать каждый предмет костюма, назвать его цвет. Например: красный колпак, красные штаны, красная кофта.
Что будут делать Петрушки? (Играть на дудочках.)
Предложите ребенку найти в нижней части листа дудочку такого же цвета, как костюм Петрушки. Попросите провести дорожку от дудочки к Петрушке; еще раз назвать цвет костюма и дудочки у каждого Петрушки.