Помогайте ребенку учиться играть
Общество склонно недооценивать роль игры. Большинство считает это развлечением или «дуракавалянием», потому что дети, как правило, прекрасно справляются с играми
Что могут сделать родители
и без родительской помощи, а увидеть своими глазами, как игра влияет на развитие мозга, невозможно. Тем не менее для детей дошкольного возраста игра столь же важна в плане развитии, как учеба - для школьника. Некоторые родители знают, как научить играть типично развивающегося ребенка, а вот в ситуации с детьми, имеющими нарушение развития или неврологические проблемы, многие из них оказались бы в затруднении.
____________________________________________
Общество склонно недооценивать роль игры.__________
Родители, чей ребенок не стремится играть в игры, популярные у других детей, обычно полагают, что дело здесь только в отсутствии интереса к конкретному виду игры. Однако за таким нежеланием обычно скрывается пробле-ма, связанная с нарушением обработки сенсорной информации. Диспраксия серьезно ограничивает игру в силу нарушения двигательного планирования, сужающего по- ле деятельности до простых и знакомых игр. К этому же приводят и вестибулярные нарушения - из-за неадекватных постуральных ответов или страха, вызванного неспособностью модулировать сенсорные импульсы. Повышенная чувствительность к тактильным раздражителям заставляет избегать контакта с окружающими, поскольку их прикосновения неприятны. Одни дети с плохой интеграцией сенсорных сигналов стыдятся своей неуклюже- сти, другие попросту не могут вести себя так, чтобы игра приносила удовольствие и давала результат.
Существенным элементом игры является внутреннее стремление ребенка к удовлетворению потребности в сен-
сомоторных ощущениях. Результат игры, например построенная из кубиков башня или столько-то прыжков че-
рез скакалку, не столь важен сам по себе. Важно то, что
ребенок может следовать внутреннему стремлению физически двигаться, осваивая и закрепляя таким образом навыки и воздействуя на окружающую среду. Физическая активность стимулирует наши сенсорные системы, мы реагируем на стимуляцию адаптивными ответами, и это в итоге организует мозг. Для взрослого эти внешние резуль-
таты, возможно, ничего не значат, а вот для ребенка они знаменуют успех в развитии.
Играя, дети получают от своего тела и силы тяжести
сенсорные сигналы, необходимые для двигательного и
эмоционального развития. Именно сенсорная стимуляция царапины - это не беда, ведь их не избежать в попытках
рождает восторг от игр. Бег, повороты, сгибание тела, покорить среду, повзрослеть, развиться.
прикосновения, толкание, перевороты, ползанье, прыжки С другой стороны, если ребенок перевозбудился или
и все остальные движения «поставляют» нам огромное расстроился во время игры, не забывайте, что это может
количество вестибулярных, тактильных и проприоцептив- быть вызвано сбоем в обработке сенсорных ощущений.
ных импульсов. Детям их требуется очень много, взрослым Возможно, причину вам своими глазами не увидеть, но
- меньше. Чем активнее ребенок взаимодействует со сре- для ребенка она означает серьезную «неполадку».
дой, тем сильнее она стимулирует его органы чувств, и тем ________________________________________________
сложнее должны быть адаптивные ответы. И еще: чем раз- Игра должна давать ребенку массу возможностей
нообразнее игры, тем больше они способствуют развитию. использовать воображение и творческий потенциал.___
Игра влияет и на двигательное планирование. Играя,
человек выполняет бессчетное количество разнонаправ- Игровой опыт может отбить желание учиться, а может,
ленных движений, и ощущения, возникающие благодаря напротив, подстегнуть развитие. Поддерживайте ребенка
им, добавляют новые «карты» и «образы движений» к схе- эмоционально, не ограничивая жестко его действия, - и
ме тела*. Двигаясь всем телом, с большой амплитудой, он он, скорее всего, будет пытаться выполнить задачу снова
учится «налаживать связи» с пространством, а манипули- и снова, пока ее не освоит. Кроме того, он ждет от вас по-
руя небольшими предметами - эффективно работать ру- нимания проблем («Я знаю, что ты можешь научиться это
ками. Игра расширяет круг навыков, и, хотя некоторые делать, и, конечно, помогу тебе, как только ты будешь го-
из них понадобятся ему лишь через несколько лет, без тов»), а не слов псевдоподдержки вроде: «Ты должен это
детских игр (эффективных в сенсорном плане) нужный уметь - вот и делай!»
опыт не придет. Помните, что игру в основном направляет внутреннее
Внимательно наблюдайте за своим ребенком во время стремление ребенка. Принуждение здесь чревато потеря-
игры и пытайтесь оценить значимость его действий. ми. Просто организуйте подходящую обстановку и пока-
Источником его радости может быть именно сенсомотор- жите ребенку, как выполнять каждое действие, пока он
ный опыт, в котором так нуждается его мозг. Радуйтесь сам не справится. Не объясняйте логически, покажите на
вместе. Дайте ему понять, что вы поддерживаете его же- практике! Подбадривайте ребенка, чтобы он почувствовал
лание «принять вызов» окружающей среды, хотите, чтобы свои силы, подчеркивайте положительное и пропускайте
он развивал тело и осваивал эту среду. Грязь на одежде, отрицательное. Фантазия и воображение поддержат в нем
интерес, не дадут оставить попытки: горка песка может
* О схеме тела см. главу 4, с. 81. - Прим. перев. превратиться в «огромную пустыню», выкапывание ямки
Что могут сделать родители 201
- в поиск сокровищ... Дайте волю и своему воображению ка, или простыня, или любой другой предмет из хозяй-
- и ребенок получит от игры еще больше пользы и удо- ственного обихода. На деле ложки и простыни могут ока-вольствия. заться куда лучшим стимулом для развития сенсорной
Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, за- интеграции, чем дорогие игрушки. Игра должна давать
ставляя его делать то, что он пока делать не может. Иначе ребенку массу возможностей использовать воображение и
игра утратит смысл. Родители нередко предлагают ребен- творческий потенциал, и ребенок не должен все время бо-
ку с нарушением сенсорной интеграции слишком сложные яться, что сломает предмет.
для него игры. Внезапный отказ продолжать игру может Пустые картонные коробки, пластиковые бутылки,
означать, что она не по силам. Попробуйте предложить трубки, толстые веревки, кухонная утварь, куски пено-
что-то попроще, хотя придумывать простые игры труднее. пласта, подушки и другие вещи, каких немало найдется
Играя в мяч с типично развивающимся ребенком, вы в доме, - все пойдет в дело. Не беспокойтесь о том, как их
ожидаете, что с каждым новым броском он будет прини- приспособить: ребенок сам что-нибудь придумает!
мать мяч все ловчее или, по крайней мере, сноровки у не- Горки песка - отличная штука! Разрежьте пополам
го не убудет. Дети обычно учатся непосредственно в про- пластиковую бутылку или срежьте бортики у крышки
цессе игры и сохраняют полученные навыки, поскольку мыльницы - вот вам и совок. Песок с водой тоже весьма
их нервная система остается организованной. Но не ожи- пригодится. Можно выкопать в грязи ямки, можно вы-
дайте того же от ребенка с нарушением сенсорной инте- строить из нее тоннели, нагромоздить горы и ездить по
грации. Сбои в сенсомоторных процессах сделают игру нимна игрушечной машинке. Копание в песке хорошо
неровной: на несколько минут или дней она может улуч- стимулирует проприоцептивные и тактильные рецепто-
шиться, а потом снова ничего не будет получаться. Воору- ры, а это куда важнее, чем чистая одежда.
житесь терпением: пусть ребенок неуклюж, пропускает Из одного или двух скатанных вместе одеял можно
мяч, кидает его не в ту сторону. Именно так он учится, и сделать валик. Даже просто перекатываться, лежа на нем,
ваше терпение облегчит ему освоение навыка. Также по- - уже удовольствие. Соорудите полосу препятствий, где
могайте ребенку сделать игру эффективнее. Пусть его нужно ползти на животе, на четвереньках, карабкаться,
удары и броски не безупречны, но если он радуется, это, пятиться, прыгать на месте и в длину и т.д. Изменяйте
вероятно, означает, что «кирпичики» в его мозгу склады- препятствия каждый раз после того, как ребенок успешно
ваются как следует. Ваша задача - «обеспечивать тылы» их преодолеет, чтобы у него возникали новые адаптивные
на протяжении всей игры.ответы. Работа по дому благодаря сильным сокращениям
Для игры совсем не обязательно иметь дорогие игруш- мышц также дает много тактильных ощущений и сигна-
ки. Нередко любимой игрушкой оказывается старая лож- лов от мышц и суставов.
Во дворе дома, карабкаясь и прячась, можно найти много возможностей для развития двигательного планирования.
Парки, пляжи и другие места отдыха дадут ребенку богатый сенсорный опыт.
Игры, известные с глубокой древно-сти, особенно полезны для сенсорной интеграции. Прятки, заставляющие оглядывать довольно обширное пространство в поисках укрытия, развивают пространственную перцепцию
и образ тела, игра в классики - реакции равновесия и двигательного планирования, игры, в которых надо по- пасть чем-либо в отверстие, - координацию глаз-рука.
Покупайте игрушки, занятия с которыми требуют движений всего тела или работы руками. Трехколесные велосипеды, скакалки, горки, качели, лошадки-качалки, тур- ники, кубики, мозаика, конструкторы и другие подобные игрушки - вот ваш арсенал. То, что можно лишь толкать или возить за собой (например, собака на колесиках), не имеет большого значения для сенсорной интеграции и не требует каких-либо особых адаптивных ответов. Хорошие игрушки не предполагают раз и навсегда заданных дей- ствий и допускают разнообразное использование, чтобы ребенок привлекал воображение, создавая свою игру.
Игра на улице может обеспечить базовый сенсомотор-ный опыт, специальное игровое оборудование детских
площадок даст опыт поосновательнее. Отправляясь с ребенком на площадку или в бассейн, не забывайте, что его реакции на плаванье, кружение, катание с горки могут быть слабыми, чрезмерно сильными или нестабильными. Поддерживайте его внутреннее стремление к активности. Также наблюдайте за другими детьми, чтобы они не проявляли грубость по отношению к ребенку, который не может себя защитить.
Важно наблюдать не только за реакциями ребенка на стимуляцию, но и за его безопасностью. Дети с нарушени- ями сенсорной интеграции всегда уязвимее других, хотя некоторые компенсируют уязвимость сверхосторожностью. Они сильнее других детей нуждаются в защите, потому что не могут обрабатывать всю необходимую для защиты информацию. Убирайте предметы, контакт с которыми чреват порезами, ушибами, падением, столкновением, об-
Что могут сделать родители203
ращайте на них внимание ребенка, чтобы он себя не по- для помощи. Услышав о ваших тревогах, они выскажут
ранил. Предположите, что инцидент вот-вот произойдет, свои выводы. Однако если они плохо представляют, что
подумайте, как и где, и примите меры предосторожности. такое нарушение сенсорной интеграции, или советуют
От ушибов и синяков никуда не денешься, но они не «подождать и посмотреть», то, скорее всего, следует обра-
страшны, ведь нужно закреплять навыки. Не заботьтесь титься к другим источникам помощи.
об этом, если только они не мешают игре. Дети с тактиль- Первым делом имеет смысл найти в вашем районе
ной гиперчувствительностью, как правило, чрезмерно ре- квалифицированного эрготерапевта** (см. раздел «Поиск
агируют даже на малейшие царапины на коже. Если ре- квалифицированного специалиста»). Свяжитесь с мест-
бенок плачет из-за синяков и шишек, обнимите, покачай- ной поликлиникой или школьным отделом и поговорите с
те его или как-то иначе эмоционально поддержите, а кем-либо из сотрудников отделения эрготерапии. Даже
затем дайте вернуться к игре. Объясните, что порезы и если в этих учреждениях нет терапевтов, специализирую-
шрамы - это вовсе не катастрофа, что они сами заживут. щихся в области сенсорной интеграции, те, что есть, веро-
Ощущение надежности и безопасности в границах соб- ятнее всего, знакомы с местными ресурсами помощи.
ственного тела - это основание для хорошо организован- Не откладывайте обращение за помощью. Ребенок с
ных мозговых функций. нарушением сенсорной интеграции сам не перерастет это
нарушение, хотя может научиться его компенсировать или
«прятать», делая незаметным, однако дисфункция работы
Обратитесь к специалистумозга никуда не исчезнет и будет осложнять жизнь.
При появлении у ребенка трудностей с обучением в
Если вы подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы дошкольном или младшем школьном возрасте не ждите,
с сенсорной интеграцией, поговорите с вашим педиатром пока у него упадет самооценка или пока в школе его опре-
и/или педагогами. Эти специалисты, возможно, знают о делят как отстающего. Как только ребенок заметит, что
подобных проблемах и помогут найти местные* ресурсы он не может учиться, эмоциональные нарушения обеспе-
чены. Негативные мысли и чувства в отношении себя
* Имеется в виду местное сообщество (группа людей, живущих
пососедству, примерно в пределах большого микрорайона) и его ** К сожалению в России это пока невозможно. Однако найти
ресурсы (медицинские, социальные, образовательные и т.д.). В педагогов, психологов или врачей, которые занимаются пробле-
России пока не сложилась система местных сообществ, в отли- мами сенсорной интеграции все же можно. Некоторые идеи о
чие от, скажем, стран Европы, где на базе местного сообщества том, как и где найти таких специалистов, изложены в Преди-
можно найти самые разные виды помощи. - Прим. перев. словии. - Прим. науч. ред.
еще больше затруднят ему обучение и, возможно, приве- дут к личностным проблемам.
Терапевтическое вмешательство нужно начинать как можно раньше. Чем младше ребенок, тем более гибок его мозг и тем лучше он поддается воздействию. Все, что будет сделано в раннем детстве, чтобы исправить работу мозга, позднее положительно скажется на способности справляться с образовательными и эмоциональными задачами.
Школьные учителя, тренеры или учителя физкульту- ры - все, кто обучает детей определенным навыкам, мо- гут не иметь специальной подготовки для работы, ориентированной на стимуляцию мозговой деятельности. Если вы подозреваете у своего ребенка наличие такого наруше-
Заметив у ребенка признаки нарушения сенсорной интеграции, как можно быстрее обращайтесь за помощью.
ния, вы можете помочь им, рассказав об идеях сенсорной интеграции и о том, чего им ожидать от своего ученика. Учителя лучше справляются с работой, зная о специфических проблемах своих подопечных. Коллектив педаго-гов, скорее всего, сможет предложить поддержку ребенку с трудностями в обучении и работать с ним на его уровне, чтобы он смог освоить больше знаний и навыков. Лучшим подходом к работе с детьми, имеющими нарушение сенсорной интеграции и трудности с обучением, будет сотруд- ничество терапевта и команды учителей.
Родители несут ответственность за выбор образовательных программ, соответствующих здоровью ребенка. Они должны следить за тем, чтобы медицинская помощь, школа, физические занятия и терапия работали вместе. Чем больше они знают о каждой программе, тем лучше они могут все сочетать и тем больше могут сделать дома. Сенсорная интеграция - концепция относительно новая. Новые идеи не сразу приживаются в традиционной практике, их могут игнорировать в течение долгих десятиле-тий. Ваш ребенок столько ждать не может.
Эта книга написана для того, чтобы помочь вам, родителям, самим оценивать ситуацию, помочь вам взять на себя ответственность за обеспечение ребенка всем, что нужно для его развития.
Существует несколько стратегий поиска* терапевта, умеющего проводить и анализировать тесты на сенсорную
* К сожалению, в нашей стране эти стратегии не действуют. Перечисляемые далее ресурсы дают представление об организации эрготерапевтической помощи в США,- Прим. науч. ред.
Что могут сделать родители
интеграцию и праксис. а также разрабатывать и приме- нять на практике вмешательство, основанное на сенсорной интеграции. Одна из них - связаться с Западной психоло-
гической службой (WPS, www.wpspublish.com), у которой есть список терапевтов, успешно закончивших четырех-
летний курс «Комплексная программа сенсорной интеграции», включающий руководство тестами и их анализ. За помощью в поиске терапевта, специально подготовленного в области сенсорной интеграции, можно также обратиться в любую из нижеперечисленных организаций:
Местная педиатрическая служба (поликлиника) Отдел специального образования местного отдела
школьного образования
Подразделение эрготерапии местной детское больни-
цы (поликлиники)
Американекая ассоциация эрготерапии
Программы подготовки эрготерапевтов в местном
университете
Родительские группы поддержки в вашем районе
Дополнительные источники информации вы найдете в сети Интернет. Ключевые слова для поиска: сенсорная интеграция (sensoгу integration) терапия (theгару) + сенсорная интеграция (sensoгу integration), Э. Джин Айрес (А. Jean Ayres), оборудование для сенсорно-интеграцион-ной терапии (sensoгу integration theгару equipment).*
* Комментарий экспертов, Брайана Эрвина и Кристины Ханси- кер к темам, поднятым в этой главе, см. в Приложении А.
______________________________________________
Все, что будет сделано в раннем детстве, чтобы исправить работу мозга, позднее положительно скажется на способности справляться с образовательными и эмоциональными
задачами.__________________________________________
Поиск квалифицированного специалиста - Диплом университета и лицензию (либо регистрацию или
Родители лучше всех понимают, нуждается ли их ребенок в особой официальное разрешение работать в той или иной профессио-
поддержке. Если проблему трудно увидеть или точно обозначить, нальной области, например в эрготерапии, физической реабили-
если многим она еще непонятна, родителям приходится долгое вре- тации, развитии коммуникации, речи или языка, психологии, об-
мя блуждать в потемках, пока они не найдут нужный вид помощи. разовании или медицине).Сенсорная интеграция как подход при-
Наиболее подготовлены к работе в области сенсорной интегра- меняется во всех этих областях, но отдельной дисциплины «сен-
ции эрготерапевты. Официально одобренные программы подготов- сорная интеграция» пока нет. Родителям следует с осторожностью
ки эрготерапевтов включают базовые принципы теории, оценки и относится к людям, называющим себя «терапевт, занимающийся
терапевтического вмешательства, связанные с подходом, базиру- сенсорной интеграцией», если они не являются специалистами ни
ющимся на сенсорной интеграции. Специалисты по физической ре- в одной из перечисленных областей.
абилитации, специалисты по коммуникации, речи и языку тоже, как Дополнительное, постдипломное специальное образование,
правило, до некоторой степени знакомы с концепциями сенсорной включающее теорию сенсорной интеграции, а также оценку и
интеграции. Многие учителя, психологи и врачи признают сущест- терапию нарушений.Это образование подразумевает по меньшей
вование нарушений сенсорной интеграции, однако большинство из мере 50 часов узкоспециальных занятий. Терапевты должны иметь
них не имеет достаточной подготовки. Несмотря на то, что большая сертификат или иной документ, подтверждающий успешное освое-
часть эрготерапевтов, многие специалисты гю физической реаби- ние такого специального курса.
литации, специалисты по коммуникации, а также некоторые учите- Клинический опыт, то есть обязательная практика под руко-
ля, психологи и педиатры получают начальные знания, достаточные водством квалифицированного наставника. Продолжительность
для знакомства с сенсорной интеграцией, им требуется куда более практики- не менее 3-4 месяцев.Терапевты должны при необхо-
основательная подготовка, чтобы квалифицированно оценивать димости представить свой клинический опыт, включая возраст и
имеющиеся нарушения и проводить терапию. Чтобы по праву счи- диагнозы клиентов, с которыми они работали.
таться специалистами в данной области, терапевты, как правило, Свидетельства того, что подготовка, знания и опыт терапевта
должны иметь следующее стандартное образование*. соответствуют современному уровню развития дисциплины.
Сенсорная интеграция как теоретическая дисциплина постоянно
развивается по мере того, как новые исследования расширяют
* Данное образование и специальная подготовка необходимы в уже имеющуюся базу знаний и влияют на оценку и выбор вида
США. В других странах к специалистам, работающим в области вмешательства. Терапевты, применяющие этот подход, должны
сенсорной интеграции, могут предъявляться иные требования. иметь свидетельства того, что их знания и опыт находятся на со-
Во всех странах эта область вмешательства предполагает серьез- временном уровне развития дисциплины.
ную подготовку, и специалист должен иметь официальное под-
тверждение своей квалификации. Чаще всего это диплом или См.: Coleman, G. G., Mailloux, Z., Smith Roley, S. Sensorу integra-
сертификат от организации, официально специализирующейся tion: Answers forParents (рр. 14-15). 2004, Santa Rosa, СА: Crest-
на подготовке специалистов по сенсорной интеграции. - Прим. port Press. Copyringht 2004 by Crestport Press. Публикуется с
науч. ред. разрешения правообладателя.
Что могут сделать родители207
Брэндон... продолжение (см. 1-ю главу)