С курсом анестезиологии и реаниматологии

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №

Зав. кафедрой, д.м.н. Е.И. Михайлова

ТЕМА: «СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТКАНЕВОЙ ОБМЕН.

ГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЛИПЕПТИДНОЙ СТРУКТУРЫ И

АНТИГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА»

Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса

лечебного факультета

Авторы: ассистент Новогран Л.И.

ассистент Вершинин В.В.

Гомель 2012

Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:

1. Актуальность темы.

2. Цель занятия (умение и знание).

3. Базисные разделы.

4. Рекомендуемая литература.

5. Вопросы для самоподготовки.

6. Графическая структура темы занятия.

7. Самостоятельная работа студентов.

8. Ситуационные задачи и тестовый контроль.

Актуальность темы

Темой «Гормональные препараты полипептидной структуры» начинается раздел частной фармакологии «Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ». В настоящее время препараты полипептидной структуры нашли широкое применение в эндокринологии в связи с ростом количества заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета. Знание особенностей фармакокинетики и фармакодинамики препаратов этой группы даст возможность подбирать препараты для индивидуальной терапии нарушений функций эндокринных желез.

Цель занятия

Знать основы фармакологии и клинического применения гормональных препаратов полипептидной структуры. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах.

Студент должен знать:

- физиологические и биохимические особенности гормональной регуляции организма;

- возможные пути воздействия на гормональную регуляцию;

- фармакологию гормональных препаратов белковой и полипептидной природы;

- фармакокинетику, фармакодинамику синтетическихпротиводиабетических средств и антитиреоидных препаратов.

Студент должен уметь:

- обосновать выбор гормонального препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

- выбрать дозу препарата с учетом возраста, пола, наличия сопутствующей патологии;

- выбрать путь введенияпрепарата с учетом локализации патологического процесса и степени тяжести заболевания;

- выписать рецепты в соответствующей лекарственной форме.

Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия

Для понимания механизмов действия гормональных препаратов полипептидной структуры необходимо повторить анатомию и физиологию эндокринных желез (гипофиза, гипоталамуса, щитовидной, паращитовидных и поджелудочной желез).

Рекомендуемая литература

1. Учебники по биоорганической химии, нормальной физиологии, патологической физиологии.

Рекомендуемая литература по теме занятия

Основная литература

1. Материалы лекций.

2. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., 2008. - С. 435 - 463.

3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2005., - С. 539 – 565.687-692.

Дополнительная литература

1. Курбат, Н.М. Рецептурный справочник врача. / Н.М. Курбат, П.Б. Станкевич. - Мн., 1996. - С. 232 – 250.

2. Вдовиченко, В.П. Фармакология и фармакотерапия / В.П. Вдовиченко. - Мн., 2012. - С. 387 – 410.

3. Атлас лекарственных средств // Москва 2001- 944 с.

4. WWW. med.ru.

5. Справочник Видаль, 2011. Лекарственные препараты в России 942 с.

6. Лоуренс, Д.Р. Клиническая фармакология / Д.Р. Лоуренс М.:Медицина, 2002. 670 с.

7. Энциклопедия лекарств Москва -2007 г. 1487с.

8. Катцунг Б.Г. Базисная и клиническая фармакология. М.:БИНОМ; СПб. 2007 Т.1. 648с.

Вопросы для самоподготовки

Вопросы по базисным знаниям

1. Анатомо-физиологические особенности гипоталамо-гипофизарной системы.

2. Гормоны, продуцируемые гипоталамусом и гипофизом.

3. Нейрогуморальная регуляция функционирования гипоталамо-гипофизарной системы.

4. Анатомо-физиологические особенности щитовидной и паращитовидных желез.

5. Биосинтез тиреоидных гормонов.

6. Что такое эндемический зоб?

7. Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы.

8. Дать определение сахарному диабету.

Вопросы по изучаемой теме

1. Классификация гормональных препаратов.

2. Влияние гормонов гипоталамуса и передней доли гипофиза на деятельность желез внутренней секреции.

3. Основной эффект посредников соматотропина – соматомединов.

4. Показания к применению и побочные эффекты препаратов гормонов гипоталамуса и гипофиза.

5. Классификация препаратов гормонов щитовидной железы, паращитовидных желез и антитиреоидных средств. Показания к применению.

6. Механизм действия антитиреоидных средств.

7. Классификация препаратов гормонов поджелудочной железы и антидиабетических препаратов.

8. Виды инсулинов.

9. Механизм действия производных сульфонилмочевины.

10. Показания к применению, побочные эффекты препаратов гормонов поджелудочной железы и антидиабетических препаратов.

11. Осложнения инсулинотерапии.

Темы УИРС

1. Фитотерапия в лечении сахарного диабета.

2. Фитотерапия в эндокринологии.

Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов

1. Компьютерная база данных.

2. Схемы: «Принцип взаимодействия некоторых гормонов с рецепторами клеточных мембран», «Локализация действия средств, влияющих на продукцию лактотропного гормона», «Пути превращения глюкозы, стимулируемые инсулином», «Возможный механизм гипогликемического действия производных сульфанилмочевины», «Гликогенолитическое действие глюкагона и адреналина»

3. Таблицы: «Гормоны передней и задней доли гипофиза, их препараты и заменители», «Гормоны гипоталамуса, регулирующие высвобождение гормонов гипофиза, и их препараты», «Основные влияния гипаталамо-гипофизарных гормонов на другие эндокринные железы, органы и ткани»

4. Задачи, тестовый контроль.

5. Задания для самостоятельной работы студентов.

Учебный материал

Гормоны – это продукты желез внутренней секреции(эндокринных желез), которые выделяются в кровь и контролируют метаболизм, рост и развитие организма.

Лечение гормонами или их аналогами применяется при недостаточности гормонов в организме (заместительная терапия) и для лечения различных болезней (неспецифическое применение гормональных препаратов). В первом случае необходимо подобрать препараты гормонов в дозах, напоминающих физиологические, а при неспецифическом использовании (например, лечение глюкокортикоидами коллагенозов), используются дозы, значительно превышающие физиологические.

Гормональная регуляция организма имеет три уровня:

1) гипоталамус: либерины (релизинг-гормоны) и статины – регулируют выделение тропных гормонов передней доли гипофиза;

2) гипофиз (передняя доля) выделяет тропные гормоны, которые регулируют секрецию гормонов эндокринными железами;

3) эндокринные железы.

Основным побочным действием при лечении гормональными препаратами являются атрофия эндокринных желез, для предупреждения которой следует руководствоваться правилами рациональной гормонатерапии:

- назначать минимальную действующюю дозу;

- назначать гормональный препарат короткими прерывистыми курсами;

- распределять суточную дозу гормонального препарата в соответствии с физиологической концентрацией гормона в крови в течение суток;

- назначать стимуляторы эндокринной железы на фоне постепенной отмены гормонального препарата.

Классификация:

по строению (структуре) гормональные препараты делятся на белковые/полипептидные и стероидные.

по происхождению: а) препараты гормонов гипоталамуса и гипофиза; б) препараты гормонов щитовидной железы; в) гормональные препараты паращитовидной железы; г) гормональные препараты поджелудочной железы; д) гормональные препараты коры надпочечников; е) гормональные препараты половых желез.

Гормональные препараты белковой и полипептидной структуры взаимодействуют с мембранными рецепторами (механизм действия).

Наши рекомендации