С курсом анестезиологии и реаниматологии
Утверждено на заседании кафедры
Протокол №
Зав. кафедрой, д.м.н. Е.И. Михайлова
ТЕМА: «СРЕДСТВА, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТКАНЕВОЙ ОБМЕН.
ГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОЛИПЕПТИДНОЙ СТРУКТУРЫ И
АНТИГОРМОНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА»
Учебно-методические рекомендации для студентов 3 курса
лечебного факультета
Авторы: ассистент Новогран Л.И.
ассистент Вершинин В.В.
Гомель 2012
Методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены:
1. Актуальность темы.
2. Цель занятия (умение и знание).
3. Базисные разделы.
4. Рекомендуемая литература.
5. Вопросы для самоподготовки.
6. Графическая структура темы занятия.
7. Самостоятельная работа студентов.
8. Ситуационные задачи и тестовый контроль.
Актуальность темы
Темой «Гормональные препараты полипептидной структуры» начинается раздел частной фармакологии «Лекарственные средства, регулирующие процессы обмена веществ». В настоящее время препараты полипептидной структуры нашли широкое применение в эндокринологии в связи с ростом количества заболеваний щитовидной железы, сахарного диабета. Знание особенностей фармакокинетики и фармакодинамики препаратов этой группы даст возможность подбирать препараты для индивидуальной терапии нарушений функций эндокринных желез.
Цель занятия
Знать основы фармакологии и клинического применения гормональных препаратов полипептидной структуры. Уметь выписывать лекарственные средства этой группы в рецептах.
Студент должен знать:
- физиологические и биохимические особенности гормональной регуляции организма;
- возможные пути воздействия на гормональную регуляцию;
- фармакологию гормональных препаратов белковой и полипептидной природы;
- фармакокинетику, фармакодинамику синтетическихпротиводиабетических средств и антитиреоидных препаратов.
Студент должен уметь:
- обосновать выбор гормонального препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;
- выбрать дозу препарата с учетом возраста, пола, наличия сопутствующей патологии;
- выбрать путь введенияпрепарата с учетом локализации патологического процесса и степени тяжести заболевания;
- выписать рецепты в соответствующей лекарственной форме.
Разделы, изученные ранее и необходимые для данного занятия
Для понимания механизмов действия гормональных препаратов полипептидной структуры необходимо повторить анатомию и физиологию эндокринных желез (гипофиза, гипоталамуса, щитовидной, паращитовидных и поджелудочной желез).
Рекомендуемая литература
1. Учебники по биоорганической химии, нормальной физиологии, патологической физиологии.
Рекомендуемая литература по теме занятия
Основная литература
1. Материалы лекций.
2. Харкевич, Д.А. Фармакология / Д.А. Харкевич. - М., 2008. - С. 435 - 463.
3. Машковский, М.Д. Лекарственные средства / М.Д. Машковский. - М., 2005., - С. 539 – 565.687-692.
Дополнительная литература
1. Курбат, Н.М. Рецептурный справочник врача. / Н.М. Курбат, П.Б. Станкевич. - Мн., 1996. - С. 232 – 250.
2. Вдовиченко, В.П. Фармакология и фармакотерапия / В.П. Вдовиченко. - Мн., 2012. - С. 387 – 410.
3. Атлас лекарственных средств // Москва 2001- 944 с.
4. WWW. med.ru.
5. Справочник Видаль, 2011. Лекарственные препараты в России 942 с.
6. Лоуренс, Д.Р. Клиническая фармакология / Д.Р. Лоуренс М.:Медицина, 2002. 670 с.
7. Энциклопедия лекарств Москва -2007 г. 1487с.
8. Катцунг Б.Г. Базисная и клиническая фармакология. М.:БИНОМ; СПб. 2007 Т.1. 648с.
Вопросы для самоподготовки
Вопросы по базисным знаниям
1. Анатомо-физиологические особенности гипоталамо-гипофизарной системы.
2. Гормоны, продуцируемые гипоталамусом и гипофизом.
3. Нейрогуморальная регуляция функционирования гипоталамо-гипофизарной системы.
4. Анатомо-физиологические особенности щитовидной и паращитовидных желез.
5. Биосинтез тиреоидных гормонов.
6. Что такое эндемический зоб?
7. Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы.
8. Дать определение сахарному диабету.
Вопросы по изучаемой теме
1. Классификация гормональных препаратов.
2. Влияние гормонов гипоталамуса и передней доли гипофиза на деятельность желез внутренней секреции.
3. Основной эффект посредников соматотропина – соматомединов.
4. Показания к применению и побочные эффекты препаратов гормонов гипоталамуса и гипофиза.
5. Классификация препаратов гормонов щитовидной железы, паращитовидных желез и антитиреоидных средств. Показания к применению.
6. Механизм действия антитиреоидных средств.
7. Классификация препаратов гормонов поджелудочной железы и антидиабетических препаратов.
8. Виды инсулинов.
9. Механизм действия производных сульфонилмочевины.
10. Показания к применению, побочные эффекты препаратов гормонов поджелудочной железы и антидиабетических препаратов.
11. Осложнения инсулинотерапии.
Темы УИРС
1. Фитотерапия в лечении сахарного диабета.
2. Фитотерапия в эндокринологии.
Дидактические средства для организации самостоятельной работы студентов
1. Компьютерная база данных.
2. Схемы: «Принцип взаимодействия некоторых гормонов с рецепторами клеточных мембран», «Локализация действия средств, влияющих на продукцию лактотропного гормона», «Пути превращения глюкозы, стимулируемые инсулином», «Возможный механизм гипогликемического действия производных сульфанилмочевины», «Гликогенолитическое действие глюкагона и адреналина»
3. Таблицы: «Гормоны передней и задней доли гипофиза, их препараты и заменители», «Гормоны гипоталамуса, регулирующие высвобождение гормонов гипофиза, и их препараты», «Основные влияния гипаталамо-гипофизарных гормонов на другие эндокринные железы, органы и ткани»
4. Задачи, тестовый контроль.
5. Задания для самостоятельной работы студентов.
Учебный материал
Гормоны – это продукты желез внутренней секреции(эндокринных желез), которые выделяются в кровь и контролируют метаболизм, рост и развитие организма.
Лечение гормонами или их аналогами применяется при недостаточности гормонов в организме (заместительная терапия) и для лечения различных болезней (неспецифическое применение гормональных препаратов). В первом случае необходимо подобрать препараты гормонов в дозах, напоминающих физиологические, а при неспецифическом использовании (например, лечение глюкокортикоидами коллагенозов), используются дозы, значительно превышающие физиологические.
Гормональная регуляция организма имеет три уровня:
1) гипоталамус: либерины (релизинг-гормоны) и статины – регулируют выделение тропных гормонов передней доли гипофиза;
2) гипофиз (передняя доля) выделяет тропные гормоны, которые регулируют секрецию гормонов эндокринными железами;
3) эндокринные железы.
Основным побочным действием при лечении гормональными препаратами являются атрофия эндокринных желез, для предупреждения которой следует руководствоваться правилами рациональной гормонатерапии:
- назначать минимальную действующюю дозу;
- назначать гормональный препарат короткими прерывистыми курсами;
- распределять суточную дозу гормонального препарата в соответствии с физиологической концентрацией гормона в крови в течение суток;
- назначать стимуляторы эндокринной железы на фоне постепенной отмены гормонального препарата.
Классификация:
по строению (структуре) гормональные препараты делятся на белковые/полипептидные и стероидные.
по происхождению: а) препараты гормонов гипоталамуса и гипофиза; б) препараты гормонов щитовидной железы; в) гормональные препараты паращитовидной железы; г) гормональные препараты поджелудочной железы; д) гормональные препараты коры надпочечников; е) гормональные препараты половых желез.
Гормональные препараты белковой и полипептидной структуры взаимодействуют с мембранными рецепторами (механизм действия).